ОБЗОР ПРЕССЫ № 85

05 января 2004

«Может быть, как раз тех, кто способен самостоятельно получить на ЕГЭ высокие баллы, и не следует принимать в вузы» -- считает Игорь Федорович Шарыгин - руководитель лаборатории "Геометрия" Московского центра непрерывного математического образования. «Независимая газета» от 26 декабря публикует мнение учителя по поводу Единого государственного экзамена.

«Нам нужна система единого государственного образования. Это необходимое условие выживания и развития России. Поэтому необходим орган, общественный и независимый, который должен изучать, оценивать результаты деятельности системы образования, насколько эти результаты соответствуют потребностям общества, поставленным целям, тактическим и стратегическим. И ЕГЭ нужен в первую очередь и даже постольку, поскольку он может помочь в этой оценке». Беда же, по мнению И. Шарыгина, в том, что нечто, порожденное чиновниками Министерства образования, которое скрывается за аббревиатурой ЕГЭ, ни в коей мере не является Единым государственным экзаменом. Проводимое Минобром мероприятие под названием ЕГЭ не соответствует ни единой букве исходного понятия.

«Нынешний ЕГЭ призван выполнить множество функций. Тут и выпускной школьный экзамен. Здесь же и вступительный экзамен, причем во все вузы России, а возможно, и в зарубежные, поскольку сейчас к ЕГЭ добавляют еще и требование соответствия международным стандартам, указанным в Болонской конвенции. При этом идеологи ЕГЭ лицемерно говорят, что они заботятся о психическом здоровье школьников. Ведь раньше выпускнику приходилось сдавать (о, ужас!) два экзамена: школьный выпускной и вступительный в вуз. Но, во-первых, вовсе не все сдавали экзамен в вуз. И для какой, извините, надобности сдавать этот совмещенный экзамен тому, кто не собирается продолжать свое обучение? А, во-вторых, тому школьнику, кто, наоборот, хочет поступать в институт, может, и лучше и комфортнее сдавать экзамен как раз дважды (и даже трижды в случае неудачи), а не решать свою судьбу с помощью одного-единственного испытания. Вот и получается, что ставки на этом экзамене столь высоки, что вынуждают даже самого лучшего и порядочного ученика искать способы подстраховки. Ректоры и другие руководители вузов могут сколько угодно бить себя в грудь, разъясняя, какие прекрасные и честные люди отвечают у них за прием, но поговорите с абитуриентами и их родителями. Они вам популярно объяснят, как, где и почем. Есть места, куда по общему убеждению почти невозможно поступить без серьезного блата или большой взятки».

Лицемерие организаторов ЕГЭ становится особенно очевидным, когда узнаешь, какие средства расходуются при проведении ЕГЭ. Бедным репетиторам и взяточникам из приемных комиссий они и не снились. Похоже, на ЕГЭ 2004 года будет израсходовано лишь из федеральной казны 1 млрд. 200 млн. рублей, или в более привычной валюте - 40 млн. долларов. А сколько еще добавят из региональных бюджетов! Ведь себестоимость одного человеко-ЕГЭ в регионах доходит до 3 тыс. рублей.

«Я не верю в искренность и правдивость репортажей с мест об успешности ЕГЭ, о том, что с его помощью удалось решить хоть какие-то проблемы. Но даже если это хоть отчасти так, никаких выводов после одноразового эксперимента делать нельзя. Система образования еще не адаптировалась к ЕГЭ. Концепция ЕГЭ вступает в противоречие с простейшими законами физики. Невозможна передача сигнала со скоростью, превышающей скорость света. Невозможно в течение недели получить и обработать бланки ЕГЭ со всей России. Даже тестовые компании Нью-Йорка, накопившие огромный опыт в проведении тестовых испытаний, обладающие несравнимыми с нашим Центром тестирования (насколько мне известно, именно этот центр проводит обработку результатов ЕГЭ) техническими возможностями и обслуживающие один пусть и мегаполис, тратят на свою работу месяц. Я не представляю, каким образом упомянутый центр до сих пор как-то справлялся с обработкой результатов ЕГЭ. Я не могу себе представить, каким образом он сможет справиться с этой работой в ближайшем будущем, когда ее объем значительно возрастет».

«Работа по созданию материалов для ЕГЭ очевидно должна согласовываться с образовательными стандартами. А как это можно сделать, например, в таком центральном для ЕГЭ предмете, как математика, если эти самые образовательные стандарты до сих пор не приняты? И здесь я считаю необходимым добавить несколько слов о содержании конкретно ЕГЭ по математике. Остается лишь удивляться, где руководители Министерства образования смогли отыскать нужных специалистов, которые с очевидным удовольствием втискивают живой организм математики в приготовленное ей прокрустово ложе, безжалостно отсекая наиболее значимые и жизнеспособные ветви. Получается, что небольшая группа лиц, назначенная чиновниками из министерства, то есть нелегитимная с точки зрения профессионального сообщества, с дурным вкусом и сомнительной квалификации задает направление развития, точнее, деградации математического образования. Я ограничусь одним, но очень важным замечанием. В ЕГЭ полностью отсутствует геометрия. С точки зрения содержания ЕГЭ (я говорю о математике, но, похоже, это верно и для других предметов) мы еще раз убеждаемся в порочности идеи совмещения в одном экзамене разных функций. Школьный выпускной экзамен - это формально экзамен по алгебре и началам анализа, в то время как вступительный экзамен - это экзамен по математике. И если для большинства вузов школьные знания по началам анализа мало значимы, то геометрические умения как раз очень важны, поскольку именно геометрия является одним из основных инструментов для выявления одаренных детей. Сохранение ЕГЭ в его нынешнем формате означает уничтожение школьной геометрии. Уничтожение школьной геометрии - акт геноцида, подрывающий интеллектуальное, нравственное (а может, и физиологическое) здоровье нации».

 

*************************

«Аргументы и Факты. Семейный совет»

Причин, по которым дети прогуливают школу, так же много, как причин, по которым взрослые люди отлынивают от исполнения тех или иных своих обязанностей, считает газета «Аргументы и Факты. Семейный совет» №24. Находятся дела поинтереснее или погода слишком хорошая, или настроение слишком плохое. Может быть, обязанности слишком не по душе. Может быть, нет ни малейшей веры в успех — нечего и время тратить.

Гадать, что именно побуждает вашего ребенка прогуливать школу, практически бесполезно. Гораздо более простой и эффективный путь — спросить. Если ребенок вам доверяет и хотя бы немножко надеется на вашу способность помочь, он все расскажет с чувством большого облегчения. Если не рассказывает, есть смысл расспросить всех, кто может что-то знать. Но при этом намотайте себе на ус: главная ваша проблема вовсе не в том, что ребенок прогуливает школу, а что он вам не доверяет и на вас не надеется. Какие меры надо принять, зависит целиком от причин прогулов. Например, если ребенок время от времени прогуливает скучные с его точки зрения уроки, успеваемость его не страдает, учителя не в претензии, а время он тратит на занятия осмысленные и непредосудительные, то можно такие прогулы просто легализовать. То есть попросить ребенка ставить вас в известность заранее.

Совсем другое дело, если ребенок прогуливает школу потому, что его дразнят или поколачивают одноклассники; или потому, что в это время он курит «травку» в подворотне; или потому, что учитель велел без родителей не являться. В любом из этих случаев меры придется принимать, и очень серьезные.

Как показывает опыт, советы родных и знакомых чаще всего бесполезны. Зато к ним можно обратиться за утешением и сочувствием. Только не надо путать одно с другим. Если друзья и родственники сочувственно кивают вам головой, из этого не следует, что обсуждаемые вами в этот момент планы хороши и надо немедленно приступать к их реализации.

 

*****************************

«Комсомольская Правда в Самаре»

Филиалы иногородних учебных заведений у самарских студентов в моде: специальность там можно получить по гораздо более низкой цене, чем на коммерческом отделении «классического» госвуза. Например, в филиале Московского института права семестр дистанционного обучения стоит всего 240 у.е., а в самарском отделении Московского городского педагогического университета и того меньше - 10-16 тысяч рублей за год. Рассказывает газета «Комсомольская Правда в Самаре» от 29 декабря.

Правда, и качество обучения во многих филиалах зачастую оставляет желать лучшего. Некоторые из них и вовсе представляют собой 2-3 небольших помещения и, главное, окошечко кассы. Одно такое «высшее учебное заведение», выдающее «диплом государственного образца» - филиал Московского института мировой экономики - губернские власти после согласования с Минобразования закрыли в этом году. Там не было вообще ничего, кроме кассы.

Решать проблему власти предлагают кардинально. Часть недобросовестных филиалов (около 10 процентов) закроют совсем, часть перейдет на программы дополнительного образования, остальные получат статус представительств (то есть у них будет только право агитировать ехать учиться в далекую столицу, но не преподавать на месте).

Впрочем, окончательное решение о судьбе иногородних «гостей» будет принято в середине января на совете ректоров. Представителей от филиалов там практически не будет. После этого проект «приговора» ляжет на стол к губернатору.

Власти обещают, что студенты в любом случае не пострадают. Всем обязательно дадут доучиться. Просто либо закрытый филиал прекратит прием на первый курс, либо учащихся распределят по другим вузам. Сегодня в губернии около 40 филиалов иногородних вузов. Из них в Самаре - более полутора десятков. В них обучается почти 10 тысяч студентов (всего по области их 155 тысяч).

 

*********************************

«Учительская газета»

Чем заняться на каникулах? Гулять, гулять и гулять — ответят школьники. Подтягивать «хвосты» — скажут учителя. Почитать книжки, чтобы не забыть то, что уже знаешь, считают родители. А «Учительская газета» от 23 декабря публикует мнение по этому поводу не совсем обычное – астрологическое.

ОВЕН любит узнавать новое, но школьные занятия кажутся рутиной и угнетают его. В каникулы у него есть большой соблазн вычеркнуть все уроки из своей жизни, хотя бы на две недели. Для него, как ни для какого другого знака, важен распорядок. Поэтому даже в выходные с утра — чуть-чуть занятий для школы, а потом книги, компьютер, телевизор — для души.
ТЕЛЕЦ — большой трудяга и потому нуждается в хорошем, полноценном отдыхе. Не стоит в каникулы усаживать его за учебники — толку от этого будет мало. И выучить он ничего не выучит, и от праздников удовольствия не получит. И отсутствие каникул пятерок ему в дневнике не прибавит. БЛИЗНЕЦЫ находятся в постоянном поиске, в маленькой головке одновременно рождается масса самых разных идей. И если такого ребенка вовремя не озадачить полезными делами, он может совершить бесполезные — с точки зрения родителей, разумеется. Поэтому во время каникул очень важно направлять его энергию в мирное русло: подсунуть занимательную энциклопедию, предложить поломать голову над непростой задачкой. И исключительно ради интереса выучить то правило, за которое Близнецы «схлопотали» двойку.

РАК — эмоциональный ребенок. Наверняка он переволновался, ожидая оценок за полугодие, школьную новогоднюю дискотеку и подарки от родителей. Дайте ему несколько дней, чтобы прийти в себя после праздников. Но помните, что ему необходимо много времени на «раскачку». Поэтому с середины каникул засаживайте его за домашние задания — с его неторопливостью он как раз успеет их выполнить к концу отдыха.
ЛЬВЫ очень честолюбивы, и ни о каких «хвостах» у них и речи быть не может. Скорее всего, вам и не придется напоминать ему о таких скучных вещах, как уроки. Он сам об этом прекрасно помнит и сделает все даже сверх заданного. Так что задача родителей в этом случае — проследить, чтобы Львенок не просиживал все каникулы за книгами и компьютером, а ходил гулять с друзьями.
Маленькая ДЕВА на редкость практична — она планирует все, даже праздники. Поэтому составьте вместе с ней «график мероприятий», в который включите и елку, и школьную экскурсию, и визит к родственникам, и подготовку домашних заданий. Распишите этот план по дням и тогда, даже уходя на работу, вы будете уверены, что ребенок отдыхает правильно.

А вот ВЕСЫ не настолько самостоятельные, чтобы ставить их перед выбором. И вам самим придется подсказывать, чем им заняться в каждый день каникул. И здесь главное родителям не переусердствовать, занимая ребенка исключительно серьезными делами. Разрешите вашему послушному ребенку побездельничать. А учебники оставьте до начала следующей четверти.
СКОРПИОН обладает таким запасом энергии, что вопрос лишь в том, как лучше ее использовать. Если отметки в дневнике не очень радуют глаз, можно бросить все силы на достижение лучших результатов. Если со школьными успехами все в порядке, пусть ребенок совершенствуется в других областях: катании на санках, украшении елки, общении с друзьями. Главное, чтобы его энергия была созидательной.
СТРЕЛЕЦ полностью отдается своим увлечениям. Если его заинтересовала математика, то он может самостоятельно перерешать все задачи из учебника. И начав веселиться и развлекаться на Новый год, он будет без устали это делать до последнего дня каникул. Лишь накануне учебы вспомнив, что должен был написать сочинение и выучить текст по английскому. Чтобы не случилось такого казуса, лучше все задания выполнить до праздников, пока еще учебное настроение не сменилось на беззаботное.

КОЗЕРОГ любит дисциплину и организованность. Для учителей такой ученик — настоящая находка. Задали уроки на каникулы? Он сделает их в первый же выходной день. Но строго в определенных рамках, и переубедить маленького упрямца сделать больше вам не удастся. Так что не тратьте зря время и нервы на уговоры. А каникулярное время лучше потратить на экскурсии, развивающие любознательность.
ВОДОЛЕЙ любит свободу, и каникулы — это замечательная возможность насладиться ею. Сильно не ограничивайте его в этом стремлении, но держите под контролем. Можно отпустить его к друзьям, взяв с него обещание, что все задания будут выполнены. Водолей — ответственный знак и, пообещав, он все сделает в срок.
РЫБЫ — дети с богатым воображением, поэтому школьная наука им подчас кажется скучной. Хотя наверняка учителя и родители полагают, что все дело в лени. За Рыбками особенно нужен строгий глаз, иначе они проведут каникулы, витая в облаках.