ОБЗОР ПРЕССЫ № 80

18 ноября 2003

"Независимая газета"

С первого сентября 2006 года профильное обучение станет обязательным для всех российских школ, сообщает "Независимая газета" от 14 ноября. Об этом заявил советник министра Анатолий Пинский, куратор программы по профильной школе. На данный момент, начиная с 2003 года, эксперимент по внедрению профильного образования проводится на территории десяти регионов РФ. Он включает в себя прежде всего предпрофильную подготовку учащихся девятых классов. По планам Анатолия Пинского, суть предпрофильной подготовки - в преподавании девятиклассникам спецкурсов по различным специальностям. Эти курсы должны помочь ребятам определиться в выборе профиля при переходе в десятый профильный класс. Как заявил на заседании коллегии министр образования РФ Владимир Филиппов, предпрофильная подготовка войдет во все школы страны с 1 сентября 2005 года. План-график ввода российских школ в профильное обучение включает в себя несколько направлений, среди которых: проведение консультационной работы с детьми и их родителями, повышение квалификации учителей-предметников (планируемый охват - 280-300 тыс. учителей), разработка специальных (элективных) курсов по выбору. Сюда же входит составление маршрутно-образовательных карт района, на которых будут отражены все учебные учреждения округа, и отработка новых моделей экзаменационных заданий для аттестации учеников по итогам основной школы. По словам Анатолия Пинского, участникам эксперимента, в том числе директорам школ и их заместителям, классным руководителям, школьным психологам будет оказана финансовая доплата в размере 15-20% от заработной платы. По мнению авторов концепции, предполагаемое в профильной школе портфолио (досье ученика) - это более прозрачная система, чем итоговая аттестация, существующая сегодня. Портфолио во всех регионах пока оценивается по-разному. Якутия оценила свое до 20 баллов, а в некоторых регионах эта оценка не превышает и 10. Досье будут готовить начиная с 9-го класса предпрофильной подготовки. И педагогическую общественность в связи с этим волнует - не превратится ли эта процедура в своего рода соревнование родительских возможностей и кошельков, особенно, если речь идет о престижных профильных классах. Курсы по выбору составляют и готовят школьные учителя. Признаться, при существующей сегодня нагрузке и оплате учительского труда всем это видится пока проблематичным. В небольшой районной сети таких курсов ожидается 20-30 - по выбору. Часть предметов будут готовиться по школьным предметам в углубленном, расширенном варианте, и появится еще часть дисциплин, совершенно для школы новых, профориентационных, включающих знакомство с основами будущей профессии. В Кемерове уже сегодня предлагают более 150 курсов по выбору. Примерный курс рассчитан на 16 часов. Министр образования РФ Владимир Филиппов заявляет, что наиболее трудно будет осуществить профилизацию сельской школы. Одна школа на 15 деревень, оборудованная по последнему слову техники, в которую свозят всех школьников из соседних деревень, - вот такой видится ситуация в министерстве. Профилировать школу, в которой учатся всего 8 учеников, - дело бессмысленное и дорогостоящее. И еще существенная деталь - "профили школе никто не навязывает, выбор их остается за самой школой". Какую потенциальную опасность несет с собой профильная школа? Некоторые ученые думают, что ранняя специализация. Ребенку ведь предлагают определиться уже в 12-13 лет (предпрофильный класс). Но самый волнующий всех вопрос - дополнительное время. У нас была перегрузка в школе из-за факультативов. Теперь надо понять, из каких часов будут взяты часы на профиль?

 


 

"Парламентская газета"

Учеба и труд рядом идут! Известный макаренковский принцип воспитания подрастающего поколения вот уже несколько лет реализуют в своей практике педагоги Большеивановской средней школы Иловлинского района. Рассказывает "Парламентская газета" №1337. Нынешней осенью это учебное заведение вышло в лидеры по итогам уборки урожая 2003 года среди школ области, имеющих учебно-опытные хозяйства. В частности, на своих 167 гектарах пахотных земель школьники села Большая Ивановка в текущем году посеяли, вырастили, собрали, а затем и реализовали урожай на 652 тысячи рублей. Стараются не отстать от своих сверстников и юные механизаторы еще из 22 сельских средних школ, пахотные земли которых также являются не только базой производственного обучения, но основным источником получения внебюджетных средств для развития материально-технического "фундамента" школ. В частности, "урожайные" деньги идут на покупку современных компьютеров, микроавтобусов, ремонт крыш, улучшение питания и медицинского обслуживания учащихся, поднятия на качественно новый уровень организации культурно-оздоровительной работы. Особенно преуспели в трудовом воспитании подрастающего поколения коллективы Верхнегнутовской средней школы (Чернышковский район), Нижнеяблочной (Котельниковский район) и Савинской (Палласовский район) средних школ. На днях их руководителям в торжественной обстановке были вручены почетные грамоты, подписанные губернатором области Николаем Максютой, который является последовательным приверженцем идеи обработки каждой сельской школой учебно-производственного поля в 100 гектаров для решения целого комплекса своих задач.

 


 

"Семья"

В сельских школах сейчас учатся 6 миллионов детей - немногим более трети российских школьников и работает почти 41% учителей (685 тысяч человек). Но наша страна - исконно аграрная, и 45 тысяч сельских школ - это почти 70% всех школ России. О проблемах деревенской школы рассуждает газета "Семья" №47. Более 15 тыс. сельских школ (каждая третья!) нуждаются в капитальном ремонте, и еще около 3 тысяч находятся в аварийном состоянии. На селе не хватает учителей, при том, что педвузы наращивают выпуски. Но половина будущих школьных педагогов устраивается где угодно, но не в школах, тем более не на селе. Так что в сельских школах сейчас высшее педагогическое образование имеют только 7 из 10 учителей. Конечно, не только вузовской подготовкой определяется учитель, но все же, согласитесь: трудно при всем этом говорить о высоком качестве образования. А еще на селе традиционно плохи дороги. И рейсовые автобусы в дальние деревни приходят редко, и телефонная связь никуда не годится. Все это, как осторожно выражаются управленцы, "негативно влияет на организацию образовательного процесса". Святая правда. На экскурсию или какой-нибудь конкурс учеников свозить - проблема. Или взять модную нынче компьютеризацию школ. Хорошее дело, но компьютер без связи с мировой информационной сетью Internet - не более, чем игровая приставка к телевизору. А для связи нужен надежно работающий телефон. Так и учатся деревенские детишки в отрыве от всего мира. 17 декабря 2001 года выходит постановление Правительства Российской Федерации ? 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Тут же, в январе 2002 года, выходит приказ министра образования В. Филиппова о начале эксперимента, суть которого в этой самой "реструктуризации". Надо признать, что проблема сельской школы - не образовательная. И то, что чиновники от образования называют реструктуризацией сельской школы, "экспериментом", происходит давно и не зависит от их желаний. Школы закрываются, потому что учить в них становится некого - деревни умирают. За время с предыдущей до последней переписи населения Россия потеряла 12 тыс. сельских школ. Они закрыты, потому что 17 тысяч деревень - каждая седьмая деревня России - приказали долго жить. Давайте вдумаемся в формулировку министерской концепции: "Общеобразовательное учреждение основного общего образования (восьмилетка. - А. Б.) с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенного вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано". Что это? Да просто закроют школу, и все. Известно еще со времен великого экспериментатора-реформатора Никиты Хрущева: закрой в деревне школу и магазин, и она, деревня, исчезнет. Начальную школу, где учится от 10 до 100 человек, планируется сливать с детским садом, создавая комплекс "ДЕТСКИЙ САД - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА". Было два заведения, стало одно. Уже экономия. Далее. Средние (полные) школы, где 100 и менее учеников, превратятся в неполные (девятилетки). Вспомните это положение "эксперимента", когда речь зайдет о Никольско-Еманчинской школе Воронежской области. А малокомплектные начальные школы, если они не дальше 7 километров от существующих одиннадцатилеток, станут филиалами этих "опорных", "базовых" школ". То есть юридически маленькие школы перестанут существовать - еще одна экономическая реформация. Филиалами станут и те неполные (основные) школы (всего их в стране примерно 11 тысяч), где меньше сорока учеников. А если более сорока, школа сама становится "базой" для "филиалов", тех самых маленьких начальных школ, которые перестанут быть самостоятельными. В филиалах дети будут учиться до 6-го класса, а работать с ними - по мысли министерских мудрецов - должны учителя "базовой" школы. Для чего им придется разъезжать по окрестным деревням. Или пешком ходить - кому как повезет. Примите, педагоги, поздравления! Вернемся к вопросу о закрытии слишком дорогих школ. По подсчетам, если на обучение городского школьника государство тратит от 3 до 5 тыс. рублей в год, то затраты на обучение деревенского ребенка могут доходить до 45 тысяч. Почему так? Потому что - вспомним - каждая третья сельская школа - развалина. Не говоря уже о том, что в такой "золотой развалюхе" попросту опасно учиться, без микроскопа видно, что дешевле новую построить, чем такую содержать. Но давайте спросим, кто должен решать: жить школе или закрыть ее? Статья 34 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является федеральный орган государственной власти, и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и (или) орган местного самоуправления, может быть осуществлена лишь с согласия соответствующего органа законодательной (представительной) власти". Вообще-то таким "соответствующим" органом, который только и вправе решать судьбу своей школы, является сельский сход. То есть обычное собрание жителей. Конечно, большинство сельских жителей и не догадывается о такой возможности. Но если уж сход соберется, решит, что школа в деревне нужна, оформит протокол и пошлет его в региональные органы власти, закрыть ее никто не вправе. Мало того, власти региона обязаны будут ее финансировать, а Федерация - помогать региону в этом деле. Так что судьба школы зависит не от министерских "боссов", а от самих жителей села, где она стоит. Здесь уместно напомнить саркастическое замечание великого Марка Твена: "Каждый раз, когда вы закрываете школу, вам придется открывать тюрьму".

 


 

"Труд"

У школы поселка Соловецкий - богатая история. В 1860 году архимандрит Порфирий, проявив заботу об образовании мальчишек, работавших на местный монастырь, организовал "училище для безбрадых трудников". В 20-х годах прошлого столетия новая власть закрыла монастырь. В его зданиях разместили сначала исправительную подростковую колонию, затем - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В 1939 году школа понадобилась вновь - на Соловки вместе с семьями прибыли служащие учебного отряда Северного флота. О Соловецкой школе рассказывает газета "Труд" от 18 ноября. Двухэтажное здание школы-сада, в котором сегодня занимаются 45 дошколят и 161 ученик, тесно для такого количества детей. Часть классов учится во вторую смену. Столовой в школе нет, дети едят в актовом зале. Денег, выделяемых на питание школьников (каждому по 2 рубля 10 копеек в день), хватает лишь на чай с бутербродами. В 1991 году было начато строительство школьного бассейна, но дальше фундамента и стен дело не пошло, со временем они основательно обветшали и стали рушиться. Помещение для уроков физкультуры школа арендует у монастыря. Тем не менее, педагоги стараются занять детей спортом. В школе работают волейбольная и теннисная секции, а в прошлом году спонсоры дали деньги на лыжи. Работает театральная студия, кружки ткачества, художественного слова, английского языка. Огромной популярностью у детворы пользуется компьютерный класс, где можно поиграть в электронные игры. Все дополнительные занятия и кружки учителя ведут бесплатно, хотя зарплаты у них мизерные. Например, оклад специалиста, только что окончившего институт, составляет 1200 рублей. Те, у кого высокий разряд, при обычной ставке (18 часов в неделю) получают не более 3200 рублей. Поэтому половина учителей работает на полторы-две ставки. Не надо забывать, что Соловки - это Крайний Север. Здесь надо на зиму не менее восьми кубометров дров, а один стоит 500 рублей. Учителям доплачивают за "куб" только по 200 рублей. Коммунальные услуги (электричество, вода) обходятся примерно в 1500 рублей. Цены на продукты, которые зимой доставляют самолетом, а летом по воде, не ниже московских, а иногда и выше. Как в таких условиях привлечь молодых учителей? Вот было бы для них жилье - другое дело. Но новых домов в поселке почти не строят, квартиру для педагогов приходится арендовать на учебный год, а летом возвращать владельцам, которые тут же сдают комнаты туристам. Молодые учительницы соловецкой школы Ольга Александровна и Надежда Вячеславовна живут в единственной учительской квартире, каждая занимает по комнате. Кухня, ванная и туалет - общие. Горячей воды нет ни зимой, ни, тем более, летом. Можно только удивляться стойкости девушек, которые приехали сюда работать после окончания Архангельского педагогического университета. Но они не унывают: "Зато у нас из окна виден монастырь, а в комнатах слышен колокольный звон". На Соловках один человек, не связанный со школой, сказал совершенно искренне: "Здешние учителя - святые!"