ОБЗОР ПРЕССЫ № 79

13 ноября 2003

"Комсомольская Правда"

"В 10-й класс - через суд!" - так называется заметка в газете "Комсомольская Правда" от 4 ноября. Только после решения суда девочка-троечница смогла продолжить учебу в "продвинутой" школе.

Учиться в лицее №11 по меркам челябинских школьников так же круто, как для студентов всей страны поступить в МГУ. Пятиклашки здесь пишут научные работы, а старшеклассники проходят программу университетской сложности. Оксана пришла сюда первоклашкой, еще до того, как средняя школа №11 превратилась в лицей. Училась так себе, девятый класс окончила с пятью тройками. Для престижного лицея посредственный ученик - инородное тело.

Когда мама Оксаны Татьяна Климова принесла заявление о приеме девочки в десятый класс, там ответили: "Извините, берем только отличников и лауреатов интеллектуальных конкурсов". Татьяна - юрист по профессии - прошерстила Закон "Об образовании", подала в суд и выиграла дело. "Закон "Об образовании" гарантирует общедоступность и бесплатность полного среднего образования, - говорит она. - Получается, что каждому ребенку учебное учреждение должно открыть двери".

Директор лицея № 11 Анатолий Гостев с решением суда не согласен: "Мама Оксаны, доказывая, что ее дочь должна учиться в лицее, говорила: мол, Пушкин тоже не был отличником. Но ведь он писал стихи и знал несколько языков. Оксана же, увы, не продемонстрировала блестящих способностей ни в одном из школьных предметов. У каждого ребенка свой "потолок" развития". После того как Оксану зачислили в 10-й класс, родители привели в лицей еще четверых троечников, которым тоже отказали в приеме. Их пришлось допустить к занятиям...

 


 

"Московский Комсомолец"

В 2004 г. в российских школах появятся классы, где детей станут учить итальянские педагоги, сообщает газета "Московский Комсомолец" от 10 ноября. А на Апеннинах за местных "бамбини" возьмутся отечественные марьиванны. Соглашение об этом было заключено во время визита президента Путина в Италию. Подписи под документом поставили министры образования двух стран - Владимир Филиппов и Летиция Моратти.

Сегодня русско-итальянский класс есть только в одной столичной школе - №136. Но скоро их станет гораздо больше. Преподавание в двуязычных классах будет вестись одновременно на русском и итальянском языках. Для наших школьников это означает, что они смогут без проблем поступать в университеты на родине Данте и Петрарки.

Итальянские выпускники становятся студентами без экзаменов - их просто заносят в списки. При приеме же российских граждан возникают трудности: местные "бамбини" отсиживают за школьной партой 12 лет, а наши Митрофанушки - 10-11. Из-за этого российские аттестаты зрелости в Европе пока не признают. Но, как сообщили "МК" в Управлении международного образования и сотрудничества Минобразования РФ, для выпускников-"двуязычников" никаких препятствий не будет. Более того, они смогут рассчитывать на стипендии для иностранцев. И наоборот, итальянские "сколари" смогут стать студентами российских вузов.

Учебный двуязычный курс в российских школах рассчитан на четыре года - с 8-го по 11-й классы. Вести уроки станут как наши учителя, повысившие квалификацию в Италии, так и итальянские педагоги. Обучение будет бесплатным, при этом не планируется никаких специальных экзаменов для желающих учиться в "двойных" классах. Во время визита Путина было подписано соглашение об изучении русского языка на Апеннинах и итальянского - у нас. А также меморандум о намерениях России и Италии взаимно признавать документы об образовании. Уже в марте 2004 г. должны пройти "Неделя Италии в России" и "Неделя России в Италии". В российских школах будут организованы факультативы, где ученикам расскажут об итальянской культуре и традициях. Самые способные смогут поехать в Италию в обмен на итальянских сверстников.

 


 

"Новые Известия"

Частные школы Москвы под угрозой закрытия - считает газета "Новые Известия" от 10 ноября. Война с маленькими, нестандартными начальными учебными заведениями, вступила в новую фазу. Как стало известно, к будущей весне планируется разогнать большинство из 235 частных школ Москвы.

На дворе каникулы, но позавчерашний день 16-летний Никита Кейзеров провел под сводами любимой школы. Сначала подтянул четвертную отметку по русскому. Преподаватель-словесник Алексей Ковылин пригласил Никиту в школьное кафе. Никита взял себе капуччино, учитель - чашку чая с бутербродом. Слово за слово, беседуя за едой, они за полчаса одолели пропущенный девятиклассником по болезни курс фонетики. "Сложный мальчик", - говорят о Никите в стандартно-типовой государственной спецшколе с английским уклоном, которую он покинул из-за фатальной неуспеваемости. "Один из самых ярких интеллектуалов среди наших учеников, - отзывается о нем Светлана Харченко, директор частной школы. И добавляет: - С ленцой, правда. Но вот увидите, к концу года будет отличником!"

Таких "сложных", "проблемных", как Никита, в его школе - чуть ли не каждый второй. Но здесь им всем легко, и проблемы разрешаются как будто сами собой - вот так, в кафе, за чашкой капуччино. Хозяевами школы созданы все возможные и невозможные условия для комфортной жизни. Оснащенный по "последнему писку" компьютерный класс, яркие кожаные диваны с подушками для отдыха малышей (хочешь - сиди на полу), библиотека, мастерские, спортзал, своя психологическая служба.

Несмотря на тесноту, в этой школе одновременно работают около десятка творческих студий: от лепки, рисования и хореографии до класса семиструнной гитары (по индивидуальному заказу). Плата за обучение невысока, для ребят с хроническими недугами оно вообще бесплатное. И в этом тоже ее специфика и ее преимущество перед "госсектором". По данным Министерства образования РФ, органические нарушения - дисфункция головного мозга, нарушения слуха и зрения, дефекты речи, нервные заболевания - свойственны примерно половине учащихся негосударственных школ. При этом доля частных школ составляет по России лишь 0,9% от общего числа наших десятилеток. Частная школа - это прежде всего школа частной жизни. Наша педагогика до сих пор помешана на духе коллективизма. Здесь же все пытаются уловить неповторимый дух личности.

"Когда я работала в обычной десятилетке, мне требовалось три месяца, только чтобы запомнить в лицо каждого ученика. Страшно вспомнить: вела я девять классов по 35 человек в группе! - рассказывает завуч Юлия Корякина. - А тут каждый на виду, отношения складываются почти семейные". В классах - по 10-12 детей. Доставка от дома до парты на длинном желтом автобусе. Вместо одиозного: "Я требую!" учитель обращается к ученику с учтивой просьбой: "Будьте так любезны". Плюс ипподром, теннисный корт, бассейн, домашний кинотеатр, джаз-клуб, внутренние лифты, зеркала, ковры, сверкающие чистотой уборные. И что же, всему этому великолепию придет конец?

Не всему. Но в том и печаль. Истребление будет выборочным. Частные школы со связями во власти и глубокими традициями в обучении, бесспорно, выживут. Но это все дорогие, элитные, единичные заведения "с именем". Остальные школы - авторские, новаторские, "социального заказа" и, наконец, адаптационные - могут погибнуть, не завершив учебный год. Причин тому несколько. Прежде всего резко возросшая стоимость аренды помещений. Во-вторых, старт нового этапа передела жилищного фонда в образовательном секторе (множество детских садов Москвы давно уже принадлежат частным лицам или сданы под офисы). В-третьих, неотвратимое приближение к вратам столицы Единого государственного экзамена, который грядущим летом будет сдавать каждый второй выпускник.

Наконец, как стало на днях известно редакции, из уст высокопоставленных московских руководителей все чаще и громче раздаются упреки в адрес школ "особых", "не таких", а, попросту говоря, частных. На одном из осенних многолюдных заседаний их наперебой честили с трибуны за то, что "не оправдали надежд москвичей": участились-де жалобы родителей на низкое качество обучения в них, и оценки, выставляемые частными педагогами, - сплошь липа. Да и вообще, "не вписываются частники в московское образовательное пространство": демонстративно, в открытую нарушают общепринятые в столице "правила игры". Недостаточно используют технические средства обучения, не умеют "проектировать благополучный образовательный климат". И, странное дело, в сокрушительных речах высших московских педагогических персон так и не прозвучало ни одной конкретной цифры, ни одного реального факта, ни одного названия какой-нибудь злокачественной приватной гимназии.

Тем не менее уже появились первые жертвы. Безжалостно расквартирована старейшая французская специальная школа №12 на Старом Арбате. На очереди - знаменитая классическая гимназия "Греко-латинский кабинет", что на Новодевичьем проезде. Ее директору уже предъявлены документы, удостоверяющие, что отныне она принадлежит новому владельцу. Единственная в Москве школа, где дети постигают древние языки вкупе с глубоким курсом истории искусства сквозь призму Закона Божьего, в панике ищет себе новое место прописки...

"Почему никто не говорит о скрытой миссии маленьких частных храмов знаний: ведь они оттягивают на себя самых проблемных, трудных, неуспешных ребят, с которыми обычная школа не справляется? - размышляет директор частной школы Светлана Харченко. - Вместо того чтобы в ножки поклониться энтузиастам, которые работают, за скромные, кстати, деньги, с "отходами педагогического производства", вместо того чтобы опереться на их опыт, устанавливая в городе перспективную модель полного дня, нас, наоборот, все последние годы всячески затирают, а теперь вот и уничтожают". Последнему нечего удивляться: частная школа - реальная и действенная альтернатива школе типовой. Стало быть, первейший ее враг.

 


 

"Советская Сибирь"

С июня этого года на базе новосибирского муниципального центра гражданского и военно-патриотического воспитания "Витязь" начал действовать историко-технический центр. Рассказывает газета "Советская Сибирь" от 10 ноября. По словам его руководителя Олега Якушенко, подобного центра в России пока нет - около 100 подростков увлеченно изучают историю военной техники, изготавливают ее модели, пишут рефераты и научные работы, а также выступают с лекциями перед ветеранами района.

Необходимо заметить, что моделирование сегодня считается наиболее престижным и дорогостоящим видом современного досуга - специалисты даже относят его к искусству. Однако в районном центре расходные материалы и инструменты курсанты получают совершенно бесплатно, а консультации дают опытнейшие педагоги Новосибирска, среди которых есть и специалисты с мировым именем - например, Андрей Анатольевич Дедин. В итоге курсанты центра традиционно становятся лауреатами самых престижных конкурсов в России. Так, в прошлом году воспитанник центра вошел в Золотую лигу регионального конкурса научных работ учащихся.

Курсанты муниципального центра - частые гости в различных учебных учреждениях, советах ветеранов, а с ноября лекции по истории военной техники планируется провести и в ряде РОВД города. В этом же году курсанты районного центра "Витязь" будут участвовать, по своей тематике, в различных всероссийских научно-практических конкурсах, в том числе и в тех, которые организуются администрацией Президента РФ. Уровень детских работ таков, что некоторые из них уже сегодня могут претендовать на статус изобретения - в центре "Витязь" был разработан и испытан уникальный метод многослойной окраски стендовых моделей летательных аппаратов. В мире подобная технология еще не создана. Как правило, к моменту окончания среднего образовательного учреждения многие воспитанники "Витязя" уже имеют практический материал и публикации для работы над будущей диссертацией. В ближайших планах центра "Витязь" - создать музей моделей военной техники, который тоже будет уникальным не только в городе, но и в России.