40 процентов абитуриентов, зачисленных в ВУЗы по результатам ЕГЭ, не приехали на учебу из-за отсутствия средств, сообщает газета "Труд" от 24 октября. Единый государственный экзамен произвел на свет такой лексический перл, как "человеко-тест". Означает он комплект контрольно-измерительных материалов, положенный учащемуся для сдачи экзамена по одному предмету. Известно, что в 2003 году в эксперименте участвовали 600 тысяч выпускников школ, число же "человеко-тестов" составило 1 млн. 200 тысяч. Из чего следует, что весной старшеклассники сдавали в среднем по два школьных предмета в режиме ЕГЭ, а остальные - на обычных экзаменах.
В некоторых субъектах Федерации средний экзаменационный балл все три года оказывался выше, чем в целом по стране, в иных - ниже. Порой эксперты, получив сплошь блестящие результаты от учащихся какой-нибудь не элитарной, а самой обычной районной школы, начинали сомневаться в чистоте эксперимента, и тогда ребят отправляли на повторный экзамен. К примеру, выпускникам из города Советск Тверской области пришлось повторно доказывать, что их "егэшные" пятерки безупречны. Но за три года бывало и такое, когда дети целыми классами дружно проваливали экзамен по математике.
Апелляций по поводу несправедливых оценок на едином экзамене было очень мало. Удивляться нечему: здесь объективность и независимость проверки результатов действительно обеспечивается. А вот с провозглашенным принципом "доступности" вышло далеко не все гладко. Да, ребята, набравшие на экзамене высокие баллы, действительно без всяких проволочек были зачислены в выбранные вузы. Но, несмотря на это, 1 сентября в институтских и университетских аудиториях появились лишь 60 процентов таких "егэшников". Остальные не смогли прибыть к месту назначения по причине элементарной бедности - не было денег на билет, оплату съемного жилья и другие первоочередные студенческие нужды.
"Независимая газета"
Министерство образования РФ готовит новую программу "Безопасность образовательного учреждения", сообщает "Независимая газета" от 24 октября. Основная цель данной программы - обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Чрезвычайные происшествия в прошлом учебном году в ряде школьных учреждений страны, когда в результате пожаров погибли дети, заставили руководителей отечественного образования серьезно отнестись к проблемам обеспечения безопасности российских школ. В целом по России требуют капитального ремонта 6,8%, не имеют канализации 18,9%, не имеют централизованного водоснабжения 14,6%, не имеют центрального отопления 9,7% детских и подростковых учреждений.
В проекте программы намечено, что в первую очередь все необходимые мероприятия будут предприняты в отношении обеспечения безопасности коррекционных спецшкол, образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школы-интернаты общего типа, детские дома). Все это предполагается осуществить к 2005 году.
В рамках программы предполагается оснастить образовательные учреждения современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. Планируется создание также центров на базе вузов, которые будут осуществлять подготовку и переподготовку кадров по пожарной безопасности. Ранее заявленный объем финансирования программы, 9 млрд. рублей, будет уточняться. Реализацию мероприятий предполагается осуществлять на условиях совместного финансирования из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации, органов местного самоуправления и привлеченных внебюджетных средств из расчета 1:3. Весной 2004 г. проект Минобразования будет представлен на рассмотрение правительства РФ. И, получив статус государственной программы, возможно, будет внесен отдельной строкой в бюджет.
"Российская газета"
Похоже, вскоре при поступлении в некоторые вузы России абитуриенту придется доказывать, что он не наркоман. Во всяком случае задуматься о такой форме мониторинга за распространением наркотиков стоит, считают делегаты Всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью", состоявшейся в Москве. Рассказывает "Российская газета" от 24 октября.
"Речь не идет о каком-либо тестировании при поступлении, - объяснила заместитель министра образования Елена Чепурных. - Пока мы только подготовили письмо в Министерство здравоохранения РФ с просьбой выработать рекомендации, какой должна быть форма медицинской справки при поступлении в вуз. Вполне возможно, что медики нам посоветуют ввести проверки на наркозависимость, психические заболевания, сифилис, туберкулез. К слову, проводить обязательное медицинское освидетельствование абитуриентов, собирающихся стать, к примеру, врачами, предложили на конференции сами представители Минздрава. Если медицинское ведомство сочтет необходимым ввести такую форму и определит список специальностей, для поступления на которые требуется особо крепкое здоровье, в Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" придется вносить поправки. Министерство же образования со своей стороны готовит так называемый перечень противопоказаний к занятиям педагогической деятельностью. Думаю, что злоупотребление наркотиками будет в нем номером первым".
Нужно признать, что в стремлении чиновников Минздрава и Минобразования создать очередной "черный список" есть своя логика. Дело в том, что уже давно постановлением Правительства России узаконен перечень профессий, где без справки из наркодиспансера не обойдешься. Руководитель, прежде чем брать специалиста из этого списка, обязан запросить о нем данные в медучреждении и в случае положительного ответа вправе отказать в приеме на работу. Почему же тогда до сих пор нет такого же списка при поступлении на те же специальности в институт? По самым свежим данным, в стране 4 миллиона 910 тысяч подростков употребляют наркотики. Средний возраст "первой пробы" - 14 лет.
"Известия"
В Карелии открылось новое образовательное учреждение - Институт благородных девиц. Главное для его воспитанниц - традиционные семейные ценности, хорошие манеры и развитие творческих способностей. Еще они будут осваивать различные профессии - от социального работника до менеджера по туризму. После окончания института выпускницам выдадут сертификаты, с которыми, как считают организаторы проекта, их примут на работу в любую фирму. Но самое важное - из них получатся идеальные жены. Рассказывает газета "Известия" от 27 октября.
Обычный жилой дом в центре Петрозаводска. На первом этаже - детский сад. Но вот наступает вечер, запах манной каши и детские крики сменяются музыкой, а вместо воспитателей появляются педагоги по хореографии, ритмике, изобразительному искусству, иностранным языкам и другим дисциплинам. "Ученицы" - трех-пятилетние малышки в нарядных платьях - сосредоточенно тянут ножку, подражая танцевальным па.
"Будущие благородные девицы, - говорит директор Института благородных девиц Валентина Цаль. - В этом весь смысл. Настоящее благородное воспитание начинается с раннего детства. Мы начали с самого младшего возраста - это первая ступень обучения. Поэтому в качестве стартовой площадки был выбран детский сад. Самые младшие воспитанницы пока учатся просто лепить из глины и слушать музыку - обогащают внутренний мир.
Потом, когда наши воспитанницы будут становиться старше, будет меняться и содержание занятий. Тогда уже они начнутся на базе одного из петрозаводских лицеев. Одновременно планируется набрать группу старшеклассниц. Наш институт - это не образовательное учреждение в обычном смысле слова, как некое здание, куда приходят на уроки. Мы будем сотрудничать с различными организациями, где уже преподаются дисциплины, необходимые для воспитания благородных девушек. А мы их объединим, выстроим занятия в систему и наполним определенным смыслом".
Смысл воспитания благородных девушек в XXI веке, как его понимают организаторы проекта, - совместить традиционные представления о семейных ценностях и роли женщины с требованиями современной цивилизации. "Мы видим вокруг упадок нравственности, бездуховность, распадающиеся семьи, - говорит Валентина. - И вина за это во многом лежит на девушках, женщинах. Они стали забывать, что их главное предназначение - семья, дети, дом. Это мы и будем стараться в первую очередь прививать нашим воспитанницам. В этом смысле мы продолжаем традиции институтов благородных девиц XIX века. Но все же современной женщине нужно иметь и профессию, хотя бы для того, чтобы прокормить семью".
Некоторые профессии, которым собираются учить благородных девиц в XXI веке, их сверстницам из века XIX показались бы предосудительными - например массажист или экскурсовод. А вот такая специальность, как домоведение, вполне соответствует названию института. Домовед - это не домохозяйка, а скорее жена широкого профиля. Будущим домоведам придется освоить около 50 различных дисциплин - от этикета и кулинарии до основ бухучета и туристического менеджмента. Кроме того, благородная девушка должна будет уметь оказывать первую медицинскую помощь, разбираться в кинесике (наука определения характера человека по его жестам) и владеть искусством выживания в экстремальных условиях.
В свидетельствах, которые получат выпускницы, так и будет написано: "окончила Институт благородных девиц" по такой-то специальности. С этим документом можно официально устраиваться на работу. Старшеклассницы будут обучаться в институте в течение двух лет, совмещая занятия с учебой в школе. Так что к окончанию 11-го класса у них будет профессия. По мнению директора института, благородных девиц с руками оторвут в туристических агентствах, гостиничных фирмах, социальных службах. А если нет, то они смогут сами организовать бизнес - открыть домашнюю гостиницу или точку общепита. Кроме основных курсов обучения организаторы мечтают открыть несколько факультативных секций - для родителей, для молодоженов или, скажем, для "благородных рыцарей". Так будет называться секция для юношей. "Семья должна быть гармоничной, - рассуждает Валентина. - Рядом с благородной девушкой должен быть благородный мужчина. Этому тоже нужно учить".