"Труд"
Россия подписала декларацию о едином европейском образовательном пространстве, сообщает газета "Труд" от 23 сентября. Министр образования России Владимир Филиппов в Берлине поставил свою подпись под документом, который в ближайшем будущем уравняет в правах дипломы отечественных университетов и институтов с дипломами Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны и других европейских вузов.
Три года назад представители двадцати девяти стран, собравшиеся в итальянском городе Болонья, договорились о единых вузовских стандартах. Декларация требовала от добровольных подписантов, во-первых, построить высшее образование по двум уровням: бакалаврскому, который должен быть не менее трех лет, и последующему магистерскому или докторскому; во-вторых, создать систему кредитов; и, в-третьих, ввести механизм сопоставимости дипломов. В нашей стране в ряде вузов подобная двухступенчатость уже введена, хотя до сих пор шапочки и мантии бакалавров на наших студентах были скорее данью чужеземной традиции, поскольку даже в продвинутых вузах основным по-прежнему оставался пятилетний цикл обучения.
А вот о системе кредитов мы знаем мало. Между тем, она весьма полезна, поскольку подробно отражает объем изученного студентом материала и всю проделанную им работу, требующуюся для завершения каждого курса. Проще говоря, система кредитов позволяет сделать зачетку студента МГУ понятной преподавателю любого заграничного университета. Третье требование - механизм сопоставимости дипломов - помогает четко определить место вуза, выдавшего документ, в национальной системе образования. К примеру, чтобы было понятно, какая пропасть лежит между образованием, полученным в "Бауманке" и тем, которое дает филиал какого-нибудь слабенького инженерного института.
"Парламентская газета"
Госдума приступила к рассмотрению бюджета-2004. Судя по всему, образование по-прежнему не является его приоритетной сферой. Рассказывает "Парламентская газета" №1304.
Конечно, не все выглядит в черных красках. Есть в главном финансовом документе страны на будущий год и "продвижения", в том числе те, которые предлагал думский Комитет по образованию и науке. Это касается, к примеру, увеличения фонда адресной социальной поддержки малообеспеченных студентов, содержания санаториев-профилакториев. Однако в целом проект бюджета сохраняет сложившиеся пропорции финансирования различных отраслей "народного хозяйства", носит инерционный характер и не решает ни одной крупной социально-экономической задачи. Сфера образования не является исключением, бюджет не направлен на решение системных задач развития этой отрасли. Планируемый рост расходов на образование (20,6 процента), превышающий рост расходов бюджета в целом (13,4 процента), обусловлен тем, что в проекте бюджета "заложено" принятое ранее решение о повышении зарплаты всем бюджетникам с 1 октября нынешнего года, а в расходах на образование доля зарплаты выше, чем в других отраслях.
При этом если в следующем году доля расходов на оплату труда педагогам в федеральном бюджете увеличивается, то доля расходов на развитие образования - закупку оборудования, капитальный ремонт - уменьшается. С точки зрения динамики структуры расходов на развитие образования будет выделено средств еще меньше, чем сейчас. Получается, что и проблема повышения зарплаты не решается, несмотря на увеличение доли расходов оплаты труда, и на цели развития образования средств вкладывается мало. К сожалению, правительство даже не ставит задачу повысить зарплату учителям в 2004 году. Индексация с 1 октября нынешнего года - это замечательно. Но если зарплата не будет меняться до 2005 года, то опять будет отставание в реальных доходах, отставание роста зарплаты учителя от роста цен.
Тесно связаны с решением финансовых проблем образования и законодательные планы Комитета по образованию и науке. В октябре во втором чтении будет рассматриваться закон об образовательных стандартах. Пока по нему остаются разногласия с правительством, связанные со статьей, касающейся нормативного бюджетного финансирования общего образования. Правительство предлагает статью, устанавливающую механизм нормативного бюджетного финансирования и увязку нормативов с образовательными стандартами, изложить в общем, отсылочном виде, имея в виду, что потом на эту тему будет приниматься другой закон. Но депутаты, представляющие комитет, считают, что уже сейчас можно заложить базовые принципы.
Подготовлен также законопроект с новыми поправками в Закон РФ "Об образовании". Они касаются особенностей государственного управления в общеобразовательных учреждениях. Уже давно ясно, что необходимо активнее привлекать общество к решению проблем школы. И речь идет не столько о попечительских, сколько об управляющих советах. Право влияния на то, что происходит в школе, должны иметь не только те, кто "добывают" и приносят деньги в школу (к примеру, бизнесмены из числа родителей), но и те, кто не имеют такой возможности. Последних, как известно, большинство, и невозможно с этим не считаться. Однако создание управляющих советов, имеющих реальные полномочия и состоящих прежде всего из представителей родителей, не должно носить характер кампанейщины. Они должны создаваться по мере готовности школы к переменам.
В планах депутатов - законы об изменении системы аттестации и контроля качества образования, о защите прав студентов. В последнем речь пойдет о предоставлении платных образовательных услуг, которые сегодня во многих случаях навязываются студентам вузов. Нельзя превращать студентов в дойных коров! Необходимы жесткие законодательные ограничения. Позиция Комитета по образованию и науке сегодня определяется экономическими проблемами образования. Задачи остаются прежними: совершенствовать систему финансирования отрасли, а значит, систему оплаты труда педагогов, чтобы поднять в обществе роль учителя.
"Новые Известия"
Материально поддержать альма-матер отныне может любой желающий, считает газета "Новые Известия" от 29 сентября. Статусом юридического лица наделены 98% российских школ. Право каждой школы обзавестись лицевым счетом закреплено Законом РФ "Об образовании". Но потребовалось больше десяти лет, чтобы в Интернете появился сайт "Твоя школа" с перечнем юридических и банковских реквизитов абсолютно всех средних и высших учебных заведений России.
Законом предусмотрено, что привлекать в школу спонсорскую поддержку и тем самым формировать ее уклад призвана общественность - попечительский (управляющий) совет. Законопроект "О попечительских советах школ" готовится к внесению на рассмотрение Госдумы. Если депутатами будет официально признано, что пожертвования школам - род благотворительности, выпускники-меценаты, помимо морального удовлетворения, получат льготы по уплате налога на прибыль.
Тем временем уже сегодня состоятельные выпускники, не дожидаясь думского вердикта, могут оказать посильную добровольную помощь своей альма-матер, даже если она находится за тысячи километров от их офисов. Для этого нужно лишь войти в Интернет на сайт "Твоя школа" и посредством незатейливых манипуляций перевести энную сумму со своего банковского счета на школьный.
В чем особенности национальной стратегии? По данным "Новых Известий", в прицельной, массированной поддержке нуждаются в первую очередь сельские школы, чья доля составляет две трети от общего числа. Затраты государства на каждого ученика в них превышают расходы на городского школяра в 3-4 раза. Понятно, что потенциальных меценатов эти школы выпускают не больше, чем будущих Ломоносовых.
Однако, несмотря на то что лишь 10% десятилеток со статусом гимназий и школ с углубленным изучением предметов согласно официальной статистике финансируются в необходимом объеме, они также живут в режиме "подачек с барского стола" и добровольно-обязательных поборов с родителей.
"Советская Сибирь"
До конца сентября руководство Новосибирской области примет комплекс мер, направленных на введение контрактной системы оплаты труда работникам бюджетной сферы, сообщает газета "Советская Сибирь" от 26 сентября. Об этом рассказал губернатор Виктор Толоконский в ходе рабочего совещания с педагогическими коллективами Ленинского района города Новосибирска в школе № 70. Как отметил глава областной администрации, первая в России контрактная система оплаты труда будет введена уже до конца нынешнего года.
В качестве эксперимента ее "опробуют" на педагогах ряда образовательных учреждений, работниках сферы здравоохранения. Так, например, в ближайшее время государственные контракты будут заключены с тридцатью лучшими тренерами Новосибирской области. Ежемесячно из бюджета области им будет выплачиваться заработная плата в размере 10-12 тысяч рублей.
По словам губернатора, новая форма оплаты труда повысит уровень социальной защищенности работников бюджетной сферы, в частности, педагогов, и укрепит их кадровый потенциал. Кроме того, государственные контракты поспособствуют оптимизации штатной численности сотрудников бюджетных организаций и увеличению фонда заработной платы. Положение о порядке заключения контрактов с работниками организаций бюджетной сферы будет разработано специалистами администрации области до конца месяца.