ОБЗОР ПРЕССЫ № 70

18 сентября 2003

"Известия"

Книготорговцев и учителей подозревают в намеренном создании ажиотажного спроса, сообщает газета "Известия" от 16 сентября. Первые две недели учебного года книжные магазины Красноярска находились на осадном положении. Ради покупки учебников ученики и родители выстаивали огромные очереди, порой перерастающие в давку. Возмущенные горожане считают, что этот ажиотаж в "лучших" советских традициях был создан искусственно. Говорят, что учителя сговорились с владельцами книжных магазинов - в школах поздно выдали списки необходимой учебной литературы, для того чтобы "книжники" могли продать учебники подороже. Глава краевого управления образования Владимир Шишмарев разделяет подобные предположения.

Сейчас в книжных магазинах города относительно спокойно. Людей по-прежнему много - за учебниками в Красноярск приезжают даже из северных районов, но это и отдаленно не напоминает прежний ажиотаж. В первые две недели сентября очередь занимали задолго до открытия, и все равно ее "хвост" растягивался до следующей улицы. В отдельные дни продавцам даже приходилось вызывать наряд милиции - только так можно было отрегулировать поток покупателей, желающих немедленно приобрести интересующую их книгу. Речь не идет о каком-то супербестселлере - красноярские школьники и их родители покупали простые учебники.

Школьники утверждают, что им очень поздно выдали перечень необходимой учебной литературы. А Катя, ученица известной в городе гимназии, говорит, что она уже неделю каждый день ходит в магазин как на службу: "Только на первом уроке учителя нам говорят, по какому учебнику мы будем заниматься. Вот и приходится ходить сюда каждый день после занятий". В краевом управлении образования "Известиям" сообщили, что перечень учебников, рекомендованных Министерством образования для ведения учебного процесса, был опубликован еще в январе. В мае этот документ с комментариями местных чиновников был передан во все средние учебные заведения региона. Так что вина за "нездоровую суету" вокруг учебников полностью лежит на директорах школ.

Что же касается версии о сговоре "книжников"... Все владельцы магазинов и преподаватели, с которыми корреспонденту "Известий" удалось поговорить, категорически отрицают такую возможность. Зато начальник краевого управления образования Владимир Шишмарев отнесся к этой версии весьма серьезно. "Если учитель заставляет школьника покупать учебник английского языка за 300 рублей, в то время как рекомендованный министерством стоит в четыре раза дешевле, это весомый повод для раздумий", - заявил Владимир Шишмарев в прямом эфире одного из местных телеканалов. По словам чиновника, до конца года будет разработано положение о порядке формирования регионального фонда учебной литературы. Возможно, часть учебников будет напечатана в Красноярске, остальное можно централизованно закупить в Москве. Владимир Шишмарев надеется, что фонд учебной литературы позволит избежать повторения подобного ажиотажа.

 


 

"Аргументы и факты. Петербург"

Назначьте свидание учительнице, советует газета "Аргументы и факты. Петербург" от 16 сентября. Напрасно 60% родителей вообще и 99% отцов в частности не удостаивают своими посещениями место, где формируется будущее их ребенка.

Во-первых, на родительских собраниях вы получите не искаженную "сарафанным радио" информацию, а во-вторых, прогуливаясь по школьным коридорам, вы можете приобщиться к детским проблемам, понять, насколько они важны. Например, в каждом микроколлективе существуют свои модные пристрастия, от которых зачастую зависит место ребенка в детской иерархии. Так, в одном классе никто не хотел дружить с мальчиком, носившим в качестве сменки домашние тапочки (родители, вполне обеспеченные, тоже руководствовались своими детскими воспоминаниями). И уж, конечно, только ваше присутствие поможет разрешить действительно серьезную ситуацию в школьной жизни ребенка.

В любом случае, собираясь посетить школу, вы должны знать о некоторых правилах, без соблюдения которых визит в это образовательное учреждение может обернуться провалом. Помните, что жизнь школы расписана буквально по секундам, поэтому не стоит "заскакивать" сюда на минутку, по дороге из магазина, гремя бутылками и шурша пакетами. Кроме того, в связи с угрозой терактов и тому подобных вещей вас могут не впустить и потребуют специальное приглашение. Не стоит рваться в школьные двери, крича, что ваш сын сейчас пришел в слезах и "я хочу с ней поговорить". В данном случае эмоции вам только навредят. Сначала попросите ребенка еще и еще раз рассказать о случившемся, пусть даже все изобразит в лицах. Помните, что любой человек, а особенно ребенок, интерпретирует ситуацию в свою пользу ("я ничего не делал, а она на меня накричала"). Если вы чувствуете, что действительно нужна ваша помощь (это ваше право, вы обязаны защищать своего ребенка), предварительно позвоните классному руководителю. Выберите подходящее время (не позже 10 часов вечера) и не ошибитесь, обращаясь к нему по имени и отчеству. Назовите себя, как можно короче объясните ситуацию, воздерживаясь от своих комментариев, и договоритесь о встрече.

Не стоит приходить к учителю до уроков - ему надо подготовиться к длинному школьному дню, а звонок вот-вот прозвенит. На перемене вы тоже не сможете поговорить, так как учитель все время окружен галдящими детьми, дежурит или ведет их в кабинет музыки. После звонка с шестого урока тоже не торопитесь врываться в класс: за учебный день здесь побывало около двухсот человек (шесть уроков по тридцать учеников). И не просто посидело - каждого учитель успокоил, увлек темой, заставил думать, работу каждого проверил и оценил. Дайте учителю возможность прийти в себя, побыть в непривычной тишине, сходить в столовую, посмотреть на себя в зеркало, наконец.

В разговоре с педагогом будьте настроены дружелюбно и по-деловому - он тоже желает вашему ребенку только добра. Не удивляйтесь, если учитель не сразу ответит, за что он три дня назад поставил вашему Коле двойку, - у него таких Коль более чем достаточно. Не перегружайте педагога эмоциями, не начинайте тут же в его присутствии воспитывать ребенка, пусть ваш визит займет не более 20 минут. И еще - учитель не волшебник и не "скорая помощь". Если ваше чадо пропускает уроки и заняло позицию пофигиста, вряд ли педагог что-то изменит, он может только посоветовать. А вам придется работать, читать педагогическую литературу и: почаще приходить в школу.

 


 

"Московский Комсомолец"

Школы испытывают проблемы "по большому", считает газета "Московский Комсомолец" от 18 сентября. Недавно в российских школах ввели новые санитарные нормы. Корреспонденты газеты решили проверить, как они выполняются в столичных школах.

Лужа в туалете соседней школы начиналась от самого входа. К унитазу можно было пробраться разве что вплавь. Не крашенные окна открывали великолепный вид с улицы на ученические интимные места. Вовсю текли краны, унитазы работали по системе бесперебойного слива. Между ними - низехонькие перегородки. "Это ж не для вас построено, - отрезала директор школы Елена Георгиевна. - Как сделали, так и пользуемся, никто не жалуется". "А как же старшеклассники?" "Это уже их проблема: вымахали под два метра ростом!" В туалет другой школы корреспондентов даже не пустили. Охранник грудью закрыл проход в сортир. Дети поделились, что можно попросить мыло и бумагу у учительницы, но они стесняются и используют тетрадки... "Любая школа в состоянии предоставить элементарные средства гигиены, - комментирует "туалетную" проблему заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова. - За это должна отвечать администрация учебного заведения".

Ни в одной из проверенных школ в клозетах не было бумажных полотенец или сушилок, лишь в двух присутствовала туалетная бумага, и только в трети умывальники были снабжены мылом. Везде кабинки представляли собой стенки без дверей, поэтому желающие справить большую или малую нужду представали перед одноклассниками во всей красе. Между тем по санитарным нормам унитазы в уборных должны размещаться в закрытых кабинах. Между ними - перегородки высотой не менее 1,8 метра от пола. На каждом унитазе, разумеется, должно быть деревянное или пластмассовое сиденье. В реальности же современные кабинки с дверьми имеются лишь в школах-новостройках. Администрация остальных учебных заведений даже не думает о приведении туалетов в соответствие с требованиями СанПиНа - так легче следить, не курят ли ученики, не портят ли унитазы. То, что дети испытывают, мягко говоря, дискомфорт от такой "наглядности", их мало волнует. У педагогов-то есть свой "укромный уголок" (с мылом, полотенцем и сиденьем), который они тщательно закрывают от учеников на ключ. А психологи и гастроэнтерологи потом пожинают плоды деликатных проблем, вызванных туалетной неустроенностью.

 


 

"Рост"

Поступившие в Институт филологии, массовой информации и психологии (филологический факультет) Педагогического университета в последние два года ещё до начала учебных занятий могут познакомиться со своими одногруппниками, сообщает газета "Рост" No34. Узнать их не только по именам, но и их хорошие и даже плохие качества. Такую возможность они получают в адаптационном лагере, который проходит в конце августа в течение трёх дней.

Адаптационный лагерь - не детский оздоровительный, хотя "адаптируются" первокурсники в арендованном летнем лагере им. С. Тюленина. Отрядов здесь нет, а есть группы, в которых студенты будут учиться все пять лет. Вместо вожатых - кураторы, вместо воспитателей - декан, заместитель декана, преподаватели факультета. В основном, с группой работает куратор. Это студент выше курсом или несколькими, который направляет, наблюдает и помогает первокурсникам интересно и с пользой провести время в лагере. Каждый день проходит в напряжённом режиме. Сразу после завтрака начинаются различные мероприятия: спортивные игры, интеллектуальные, творческие конкурсы и т.д., вечером - концерт, костёр, дискотека. Причём по окончании одного тут же начинается другое. А за ночь каждая группа ещё должна подготовить стенгазету о прошедшем дне.

Основное мероприятие в адаптационном лагере - это посвящение в студенты. Оно состоит из разных этапов-испытаний, которые должна пройти группа. Цепь испытаний представляет из себя составляющие студенческий день моменты: сбор в институт, поездка в автобусе, дорога от остановки до института, опоздание на занятие и, как следствие, объяснение с деканом, гардероб и, наконец, лекции. Испытания не лёгкие: например, пройти дорогу от автобусной остановки до института значит цепочкой, держа друг друга за руку, пролезть, через беспорядочно натянутую между трёх сосен резинку.

О цели адаптационного лагеря рассказал заместитель декана по воспитательной работе Юрий Крылов: "Школа воспитывает в человеке несамостоятельность, безответственность за свои поступки. Большинство детей привыкли к тому, что классный руководитель водит их за ручку, делает многое за них. Редко за какие поступки исключают из школы. В институте другие условия. Институт может спокойно расстаться со студентом. Здесь нет классного руководителя. Можно семестр не посещать лекции, и у студента складывается ощущение, что никаких наказаний за это нет. А потом оказывается, что студента не допустили к сессии. Большинство первокурсников оказываются не готовыми к студенчеству. В лагере первокурсникам всё приходится делать самим. Таким образом мы готовим студентов к новому типу обучения".