ОБЗОР ПРЕССЫ № 63

18 августа 2003

«Вечерний Новосибирск»

С этого учебного года мэр Новосибирска Владимир Городецкий установил надбавки ряду категорий работников образовательных учреждений, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 12 августа.

С 1 сентября руководителям муниципальных образовательных учреждений - школ, школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционных школ, учреждений дополнительного образования, учебно-производственных комбинатов - устанавливается максимальный размер муниципальной надбавки. В зависимости от разряда педагогов надбавка составит от 500 до тысячи рублей.

За счет муниципальной надбавки увеличится зарплата руководителей дошкольных учреждений. Она составит от 400 до 800 рублей. Больше будут получать методисты и руководители районных информационно-методических центров (районных методических кабинетов). Надбавка для них составит от 500 до 900 рублей. Впервые с этого учебного года муниципальные надбавки устанавливаются и для молодых педагогов, закончивших высшие и средние специальные учебные заведения. В течение первых двух лет работы каждый молодой специалист будет ежемесячно к своей основной заработной плате получать надбавку в размере от 80 до 100 рублей. Кроме того, начинающие педагоги получат единовременное пособие в размере прожиточного минимума.


 

 

«Известия»

Отец абитуриента подал в суд на приемную комиссию МГУ. Подробности столь необычного случая рассказывает газета «Известия» от 12 августа.

Житель Москвы Сергей Марков обратился в Никулинский суд столицы с требованием пересмотреть результаты вступительных экзаменов на биологический факультет лучшего вуза России - Московского государственного университета. По мнению истца, центральная приемная комиссия МГУ уже после экзамена неправомерно изменила систему оценки работ абитуриентов. В результате этого многие остались за бортом МГУ и не смогли засчитать результаты этого экзамена в других вузах.

«Мы пришли на очередной экзамен по химии, получили задания, четыре часа писали, а потом сдали наши работы, - рассказал "Известиям" абитуриент Николай Марков. - После этого их проверяли три дня, а 15 июля мы вместо оценок увидели на доске объявление: "В соответствии с решением приемной комиссии экзамен по химии был оценен по системе зачет/незачет. Все сдававшие экзамен по химии получили зачет и допущены к следующему экзамену".

По словам отца абитуриента, оказалось, что такое решение центральная приемная комиссия МГУ приняла на основании письма предметной комиссии. Комиссия по химии посчитала, что в двух вариантах заданий по два вопроса допускали двойное толкование и могли быть оценены субъективно, к тому же варианты заданий были неравнозначны по сложности.

»Получается, что из общей оценки абитуриентов был убран один из трех профилирующих предметов, который мог и должен был сказаться на общем результате экзаменов и проходном балле, - рассказал "Известиям" Сергей Марков. - Получилось, что тот, кто еле-еле написал химию на "три", и тот, кто должен был получить полновесные пять баллов, оказались на одной ступеньке. Кроме того, вы можете вспомнить хоть один вступительный экзамен в вуз, а тем более в МГУ, где не было бы поставлено ни одной неудовлетворительной оценки? А здесь все писавшие химию получили зачет!»

Сложилась ситуация, при которой один из профилирующих предметов на биологический факультет - химия - был низведен до разряда второстепенной дисциплины. Решающее же значение приобрело сочинение, которое к профилирующим на естественно-научном факультете относиться не может. «Более того, абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, не смогли зачесть свой экзамен по химии в других институтах - за "зачет" там ставят только три балла, - отметил Сергей Марков. - А кому это интересно, если знаешь, что написал экзамен хорошо или отлично?»

Не добившись справедливости в центральной приемной комиссии МГУ, отец Николая в понедельник обратился в суд. Сергей Марков потребовал провести в университете внутреннее расследование и найти виновных в подготовке некачественных вступительных заданий по химии. Также он просит отменить решение центральной приемной комиссии МГУ, оценить работы по химии по пятибалльной системе, пересчитать общую сумму набранных абитуриентами баллов и заново провести зачисление. Главный аргумент Маркова: по правилам приема в МГУ в 2003 году химия не входила в число дисциплин, оценивающихся по системе "зачтено - не зачтено". Эти правила были вывешены на всеобщее обозрение до момента подачи заявлений в вуз, а также опубликованы на официальном сайте МГУ.


 

 

«Труд»

Система поступления российских детей в элитарные школы еще недавно напоминала изощренную пытку, --считает газета «Труд» от 9 августа. Бедный малыш в полном одиночестве (маму с папой отправляли за дверь) представал перед строгой комиссией, которая, словно стая хищных птиц, начинала клевать его вопросами "на сообразительность". Но до сообразительности ли тут, когда ноги будущего первоклассника подкашиваются от страха, а голоса незнакомых тетенек и дяденек едва доносятся, будто откуда-то издалека? Ребенок тупо молчал минуту, другую... "Извините, ваш мальчик не может быть принят в нашу школу", - холодно констатировали экзаменаторы, родители хватались за сердце, а маленький человек, давясь слезами, мучился чувством вины за то, что не оправдал родительских надежд. Первая встреча со школой на всю жизнь запоминалась кошмаром.

Семилетнему Игорю (сейчас это уже взрослый парень) загадали загадку: "Заболел царь зверей лев. Лиса, пожалев льва, положила в корзинку гостинцы и направилась проведать его. На песке у входа в львиную пещеру остались ее следы, а обратных следов не было. Как ты думаешь, почему?". Игорек, подумав немного, ответил: "Лиса зашла к льву, отдала подарки и, пятясь задом, пошла к выходу, наступая на свои следы". Экзаменаторы, вместо того чтобы порадоваться бесхитростной находчивости мальчика, сделали постные лица: "Нет, неправильно. Лев съел лису!" Чуть позже они пытались внушить отцу Игоря, что у мальчика "отсутствует простейшая логика". Но убедить так и не сумели. "Тесты у вас больно кровожадные", - бросил он им на прощание.

Поскольку подобные сюжеты чаще всего имели место в богатой престижными учебными заведениями столице, то председатель Московского комитета образования Любовь Кезина, вняв родительским жалобам, первой в стране категорически запретила проводить при приеме в первый класс какие-либо экзамены или конкурсы. Вместо этого теперь с детьми доброжелательно беседует психолог.

Министерство образования РФ на днях также заявило о том, что запрещает устраивать в российских школах конкурсы по приему в первый класс. Поступить в школу может любой ребенок от шести с половиной до восьми лет, при этом ему совсем необязательно уметь читать и писать. Родителям, кстати, следует запомнить, что зачисление детей в школы ежегодно начинается не в конце лета, а с 1 апреля, и продолжается вплоть до начала учебного года. Процедура приема проста: нужно написать заявление с просьбой принять ребенка в первый класс, принести детскую медицинскую карту и справку о месте проживания, после чего дирекция школы издает приказ о зачислении. Детей из семей беженцев принимают в школы на основании записи в паспорте родителей без учета прописки.

Отказать в приеме могут лишь в одном случае - если в первых классах нет свободных мест. Тогда в местном органе управления образованием родителям должны сообщить адрес школы, в которой эти места есть.


 

 

«Новая газета»

С первого сентября 219 московских школ перейдут на режим полного учебного дня, сообщает «Новая газета» от 11 августа. Учебный день в школах будет длиться до полшестого, в некоторых — до девяти вечера.

Перевод школ на новый график работы московскому бюджету обойдется в 600 млн рублей. Но эти расходы считаются оправданными: такой распорядок дня, по задумке комитета, должен ликвидировать детскую безнадзорность. С утра ученики будут посещать обычные занятия, а во вторую половину дня — делать домашние задания и заниматься в кружках и секциях. Дети смогут покинуть школу до заката только по разрешению родителей, которые будут передавать записки или приезжать лично.

Негосударственным школам от этого ни тепло ни холодно — они давно работают в режиме полного дня. А государственные отнеслись к этому по-разному. Например, в средней общеобразовательной школе № 667 новый распорядок дня поддерживают: «Детям дают очень сложные домашние задания, а учителя в школе не успевают все объяснить. К тому же сейчас многим учеба дается очень тяжело. А так будет и учеба, и развлечение. И все же нам трудно будет: занятия идут в две смены, классы перегружены. Ситуацию не изменила даже построенная рядом вторая школа. Так что перейти на полный учебный день сможем как минимум лет через пять». А в школе № 224 удивились, услышав о новых правилах: «Ужас! Неужели дети будут учиться до девяти вечера! А учителя? У нас и так работа напряженная».

Самих школьников, как всегда, не спрашивает никто.