"Вечерний Новосибирск"
Два года пустовавший детский оздоровительный лагерь электровозоремонтного завода на днях принял ребятишек из Дзержинского района, сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 26 июля.
Перед тем, как везти детей в "Березку", там провели необходимые ремонтные работы, подновили лагерные корпуса. Для Дзержинского района они теперь "свои": заводу последние годы содержать лагерь было не по силам, поэтому его передали на баланс администрации Дзержинского района.
Первыми "обновят" "Березку" около сотни воспитанников школы-интерната N 161 и детского дома N 9, а будущим летом в оздоровительном лагере одновременно смогут отдыхать 250 детей. Это около тысячи за сезон. Так что проблема путевок в детские оздоровительные лагеря для бюджетников района теперь в значительной степени решена. Правда, для этого в "Березке" нужно будет произвести солидный ремонт. В проект бюджета района на 2004 год на эти цели уже заложено 300 тысяч рублей. Районные власти надеются на поддержку мэрии и помощь спонсоров.
"Комсомольская Правда"
"...По городу ходили ГОРЯЧИЕ ПОНЧИКИ и кушали людей. На город напали СТРАХ и УЖАС... Один повар сказал: "Я не боюсь этих горячих пончиков. Пойду найду их и съем". Пошел. Больше его никто не видел..." Это "свеженькая" детская страшилка. Почему дети обожают пугать друг друга и надо ли им в этом мешать? Таким вопросом задалась газета "Комсомольская Правда" от 21 июля. И вот что ей удалось выяснить.
"Взрослый мир, непонятно устроенный, пугает ребенка, - комментирует феномен директор психологического консультативного центра "СемьЯ" Наталья Афанасьевна Цветкова. - Да и мы, родители, способствуем возникновению страхов, запугивая ребят: "Не будешь себя хорошо вести, тебя заберет милиционер". Ребенок защищается: свои реальные опасения замещает еще более изощренными выдумками. В каждой детской истории обязательно присутствует элемент абстракции. В ней происходит то, чего в настоящей жизни быть не может. Иногда детский фольклор помогает снять поселившийся в ребенке конкретный страх. Например, страх темноты".
"В деревнях, если пацанва не знает баек про Болотника или Лесных духов, мамы или бабушки им их охотно рассказывают "страшной-страшной темной-темной ночью", - говорит собиратель детского фольклора Георгий Науменко. - Одна 80-летняя бабулька из Нижегородской области при мне детишкам ужастик вещала. Спрашиваю: "Зачем ребяток пугаете, бабушка?" А она мне авторитетно: "ЭТИМ детям не навредишь. Рассказывать нужно, чтобы они жалость имели и чтобы понимали, где добро и зло".
"Труд"
Так много учащейся молодежи, как сейчас, в России никогда не было. Но рекордный показатель (370 студентов на каждые 10 000 человек населения) не решает проблемы нехватки дипломированных специалистов в сферах, весьма важных для жизни страны. Рассказывает газета "Труд" №136.
Социологические опросы свидетельствуют о том, что половина воспитанников бюджетных отделений медицинских, педагогических, сельскохозяйственных высших учебных заведений не собирается связывать будущую судьбу с плохо оплачиваемой работой в муниципальных поликлиниках, сельских школах или животноводческих хозяйствах. Получив дипломы, эти молодые люди растворяются в коммерческих фирмах и организациях. А государство, потратившее немалые средства на обучение профессионалов, остается, что называется, с носом.
Но скоро такой несправедливости будет положен конец: в высшую школу возвращается некогда упраздненный "за неактуальностью" целевой набор. Теперь он будет способствовать подготовке необходимого количества специалистов по приоритетным для социального развития страны направлениям. Некоторые вузы, впрочем, уже в течение нескольких лет использовали старый советский метод, договариваясь с предприятиями о "целевых" студентах и таким образом утоляя собственный кадровый голод. Но отношения эти складывались лишь по обоюдному согласию, легитимной базы у них не было. На днях Министерство образования направило на рассмотрение правительства поправку к "Закону об образовании", касающуюся целевого набора. Беседуя по этому поводу с журналистами, первый зам. министра Александр Киселев сказал, что поправка может "заработать" уже начиная со следующего, 2004 года.
Студенты, поступающие по целевому набору, будут обязаны заключать трехсторонний контракт: с вузом, предприятием, заинтересованным в подготовке специалиста, а также с органами управления образованием. При этом "целевики" получат определенные льготы - им будут предоставляться общежития, повышенные стипендии и даже дополнительные программы профессионального обучения. По договору выпускник должен будет три года отработать на том самом предприятии, для которого его, собственно, и готовили. В противном случае дипломированному специалисту придется возместить средства, затраченные государством на годы его обучения.
Целевой набор в первую очередь коснется педагогических, сельскохозяйственных и медицинских вузов. Кроме того, с января нынешнего года Министерство образования начало практиковать конкурсы среди российских вузов на получение государственного заказа по подготовке специалистов. Преимущество, естественно, будет у тех университетов и институтов, которые лучше учат той или иной профессии. Такая практика, по словам Александра Киселева, "в перспективе обеспечит практически каждого выпускника рабочим местом по избранной специальности".
"Учительская газета"
В конце июня около 500 учителей со всех уголков страны съехались на Всероссийский сельский педсовет, который прошел в городе Балаково Саратовской области при поддержке партии "Единая Россия". Педагоги из малых городов и деревень собрались вместе, чтобы не только поделиться друг с другом наболевшим, но и рассказать о своих проблемах тем, кто их действительно может решить, сообщает "Учительская газета" №28.
В педсовете приняли участие заместитель секретаря генсовета партии "Единая Россия", лидер думской фракции "Отечество - Вся Россия" Вячеслав Володин и зам. министра образования РФ Елена Чепурных. Накануне Вячеслав Володин посетил школы в нескольких селах Краснопартизанского района Саратовской области. В библиотеке средней школы поселка Рукополь хранятся раритеты - учебные пособия, вышедшие в свет в 1936 году. Впрочем, ни учителя, ни ученики букинистическим ценностям не рады. Они бы с удовольствием почитали новые книжки, однако самое "свежее" издание в библиотеке - 1987 года. В других сельских школах аналогичная ситуация.
С октября же зарплата всем российским учителям будет повышена на 33%. Однако в "Единой России", которая добилась этого повышения, считают, что привлечь специалистов в глубинку можно единственным способом: "Нет на селе учителя информатики, значит, невзирая на тарифную сетку, надо дать такую зарплату, чтобы учитель приехал", - говорит Вячеслав Володин. Также депутатам "Единой России" удалось отстоять льготы по оплате услуг ЖКХ для сельской интеллигенции, в том числе и педагогов. Более того, в этом году на обеспечение льгот в бюджете предусмотрены конкретные средства. В бюджете же 2004 года партия намерена "пробить" отдельной строкой финансирование программы "Школьный автобус" и обеспечить транспортом учеников 9 тысяч российских школ, а осенью выступить с инициативой рассмотрения в Госдуме проекта закона о горячем питании для учеников младших классов.
Еще одна проблема, затронувшая Саратовскую область наравне с другими территориями, - демографический спад. В этом году в регионе впервые число приемных мест в вузах превысило количество выпускников школ. Особенно большой недобор в сельских школах. По инициативе партии "Единая Россия" в бюджете 2003 года увеличено финансирование федеральной программы "Обеспечение жильем молодых семей", на которую предусмотрено 500 млн. рублей. Суть ее такова: если в семье, где обоим супругам меньше 30 лет, рождается ребенок, им выдается безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Программа позволяет одновременно решать две проблемы: исправлять демографическую ситуацию и привлекать молодые кадры в сельские школы.
В Саратове находится, наверное, единственный в России памятник Первой учительнице. В скверике рядом с ним - доска почета работников образования. Среди 18 лучших педагогов области сельская учительница всего одна, и та пенсионерка. А когда из сельских школ на пенсию уйдут последние учителя, то сменить их, возможно, будет некому. И что тогда станет с тысячами мальчишек и девчонок, которые живут в российской глубинке?
""Советская Сибирь"
Лето - это не только отпуск, каникулы, поездки к морю, но еще и вступительные экзамены. А экзамены - это не только паника, стресс, бесконечная зубрежка, но еще и масса смешных и нелепых ситуаций. "Вспомните что-нибудь забавное из своей экзаменационной поры", - попросила газета "Советская Сибирь" от 25 июля новосибирцев. И они вспомнили...
Виктор Иванович, инженер: "В школе у меня с физикой всегда все в порядке было, поэтому я перед экзаменом ничего не повторял. Зачем? Я и так все знаю... Прихожу поступать, беру билет, читаю. В билете три вопроса. Первый и последний расскажу, даже если меня ночью разбудишь, а второй не помню. Хоть убей, не помню! Причем вопрос-то простой: прямолинейное распространение света. Вспоминал, вспоминал - не вспомнил. Что делать? Пошел отвечать так. Рассказываю первый вопрос. Рассказываю, как по писанному - ладно, складно, красиво. Комиссия заслушалась, расслабилась, и тут я, безо всякого предупреждения, перехожу ко второму вопросу. Говорю: "Второй вопрос: прямолинейное распространение света. Свет распространяется прямолинейно", - и начинаю отвечать на третий вопрос. Сошло, не заметили... "Пять" поставили".
Елена Корсавина, социальный педагог: "На вступительном экзамене по истории мне попался билет, которого я не знала. И, наверное, ни за что бы я не поступила, если бы не великолепные цветные карты-приложения к учебнику по истории, которыми было разрешено пользоваться. Теперь таких карт не делают, а тогда они меня просто спасли. Пунктирчиком обозначен маршрут войск, циферками - места и даты сражений, крестиками - кто победил... В общем, озвучила я всю легенду карты, и ничего - "четверку" поставили".
Лидия Ливнева, филолог: "Сдавали мы в университете госэкзамен по литературе. Ответить на билет было несложно. Сложнее было отвечать на дополнительные вопросы комиссии. Они так и сыпались со всех сторон... А еще накануне экзамена меня отругал мой преподаватель. Сказал: "Ни черта ты не знаешь! Вот зададут тебе дополнительный вопрос, и что тогда?" И мне этот вопрос задали. По Пушкину. Звучал он примерно так: "А вам, Ливнева, никогда не говорили, что вы похожи на Анну Керн?" Я на этот вопрос ответить не сумела, как и предсказывал мой преподаватель... Но "пять" мне все равно поставили".