"Вечерний Новосибирск"
В Новосибирском государственном университете продолжаются вступительные экзамены, сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 12 июля. Уже 54 медалиста зачислены в университет по итогам первого экзамена. Еще 16 человек стали студентами на основе результатов ЕГЭ.
Тем не менее большая часть медалистов уже после первого экзамена получила "двойки", и они не смогут учиться в самом престижном вузе Новосибирска. Как сообщили в пресс-центре мэрии, на гуманитарном факультете была попытка подкупа члена приемной комиссии. Во время выхода в туалет находчивый абитуриент предложил сопровождающему его студенту взятку за то, чтобы тот дал ему списать ответ. Тот отказался, а неудачливый юноша не был допущен к сдаче остальных экзаменов.
Как всегда, огромной популярностью пользуются шпаргалки. Абитуриенты прячут их по всей одежде, даже в ботинки. Одна девушка исписала мелким почерком обе ноги и надела юбку с разрезом, чтобы было удобнее списывать. В результате за изобретение она получила "пять", а по предмету "неуд", как говорилось в известном отечественном фильме. Больше всего поразил молодой человек, о котором уже ходят легенды. Во вступительном сочинении он написал: "Пушкин - клевый чувак", да еще и получил за свою работу положительную отметку.
"Комсомольская Правда"
"Каждому свое. Этот лозунг, который фашисты цинично писали на воротах концлагеря, впору вывешивать на парадном входе любого московского института. Школы. Детского садика. Любого государственного места, куда ребенка отправляют поучиться чему-нибудь полезному. Профессии, математике, садиться на горшок". Такие размышления журналистки публикует "Комсомольская Правда" от 14 июля.
"Это понимание на любого родителя обрушивается подобно кори. Вот, например, мне сказали, что моей почти трехлетней дочери надо нанимать репетитора для поступления в английскую школу, потому что ей надо будет сдавать экзамен. При этом она имеет шанс, только если будет считать до пятидесяти и обратно, решать уравнения с иксами, бегло читать незнакомый текст и не сильно, но бодро болтать на этом самом английском. Или я должна заплатить несколько тысяч долларов, и тогда мою "митрофанушку" примут в любом виде. Правда, мне потом все равно придется давать примерно двести долларов в месяц "на ремонт". Это не считая подарков учителям.
Когда-то в царской России был закон "о кухаркиных детях". Отпрысков низших слоев не допускали в гимназию, и, соответственно, они не могли поступить в университет. А не пойти бы вам в церковно-приходскую школу, где вас научат читать по слогам. И хватит. Я понимаю, что нынешним летом не каждому дано поступить в МГИМО (50 тыс. долларов) или в Плехановку (30 тысяч долларов). Кстати, о последней. Недавно тамошнюю студентку преподаватель журил по поводу несданных "хвостов": "Как вам не стыдно? Родители столько заплатили за ваше поступление! - Я бесплатно поступила. Просто экзамены сдала и все. - Этого не может быть, значит, мы вас случайно приняли", - открытым текстом заявил преподаватель. "Кухаркиным детям" плотно пресечена возможность вырваться из своего круга. Даже если завтра из Холмогоров пешком придет Михайла Ломоносов, его брезгливо выставят за дверь.
Нет у нас больше ни бесплатной медицины, ни бесплатного образования. И когда мимо меня печально шествует родитель абитуриента в поношенных брюках, мне хочется его утешить, что московская няня для младенца даже сопли ему не вытрет, не говоря о смене памперса, меньше чем за триста тире пятьсот долларов в месяц. Так что мы в одинаковом печальном положении, свойственном любой дореволюционной прачке. Меня часто спрашивают, что я как представитель прессы могу поделать с этой ситуацией? Ну... Могу, например, утопиться, как Офелия".
"Научная газета"
Сертификат о сдаче ЕГЭ рискует превратиться в очередную корочку, доверия к которой нет, считает "Научная газета", приложение к "Российской газете" от 14 июля. Формально единый государственный экзамен этого года завершен. Все сравнительные данные по нему в регионах, по решению куратора эксперимента первого зам. министра образования Виктора Болотова, закрыты. Объясняется это тем, что ЕГЭ - дело государственное, идет эксперимент, а журналисты что-нибудь переврут или перепутают. Что же скрывает Министерство образования?
"ЕГЭ - градусник для вузов" - любили повторять руководители министерства, объясняя, для чего нужен нам этот экзамен западного типа. Говорили, что он снимет нагрузки со школьников, позволит родителям сэкономить на репетиторах, а России - добиться признания аттестатов об образовании в Европе. В 2003 году министр образования Владимир Филиппов уже молчит про "измерительный инструмент". ЕГЭ принялся мерить все так хорошо, что лучше бы его вообще не доставали. В 2002 году ЕГЭ по математике поставил Минобразование в тупик: в некоторых регионах до 70 процентов выпускников могли получить двойки. Ознакомившись с этими результатами, специальная комиссия (в которую входили Виктор Болотов, академики Российской академии образования и директор Центра тестирования Владимир Хлебников) приняла волевое решение: двойки на ЕГЭ по математике выставлять только выпускникам, которые "не продемонстрировали никаких базовых умений". Иначе говоря, тем, кто едва мог к двум прибавить два.
"По нашему мониторингу, как и по международному исследованию, до 30-40 процентов детей не осваивают стандарты, - прокомментировал ситуацию Виктор Болотов. - Означает ли это, что им нужно ставить двойки? Нет. В этом плане мы идем в режиме максимальной защиты выпускников школ". Последние слова куратора ЕГЭ надо пояснить: с двойками не выдают аттестат. И если бы в некоторых из экспериментальных регионов выпускникам не выдали аттестаты, это грозило бы социальным взрывом. В 2003 году результаты ЕГЭ по математике по некоторым показателям стали еще хуже. Около 90 процентов детей даже не приступили к части "С" теста, то есть к сложным заданиям в свободной форме.
Решение о том, сколько поставить двоек, каждый год принимает специальная комиссия министерства и РАО. Вот как это выглядит: "Распоряжение Минобразования России "Об установлении шкалы перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ по химии". П. 1: Установить следующую шкалу перевода баллов в отметки для результатов по химии в 2003 году: 0-31 балл - отметка 2; 32-50 баллов - отметка 3; 51-70 баллов - отметка 4; 71 и более баллов - отметка 5". Утвержденной методики перевода тестовых баллов в школьные отметки пока не существует. Всякий раз Комиссия по установлению шкалы перевода баллов до хрипоты спорит с авторами тестов, которые - дай им волю - наставили бы двоек трети выпускников России. И, как правило, отметки, выставляемые в аттестат, существенно повышаются.
Создатели ЕГЭ обещали россиянам объективный экзамен, который спасает от учительской предвзятости и вузовского блата. В этом году вера в объективность была серьезно поколеблена. Школьная и вузовская коррупция пустили такие мощные корни, что выкорчевывать их придется много лет. Высшая школа экономики совместно с Минобразованием подготовила отчет, как в трех пилотных регионах - Чувашии, Марий Эл и Якутии - проходит эксперимент по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). Оказалось, там в 2002 году наплодилось столько отличников, что финансовое наполнение ГИФО пришлось срочно урезать. Выводов в Чувашии и Марий Эл не сделали. В 2003 году республики снова продемонстрировали на экзаменах неправдоподобно высокие баллы. Еще в прошлом году тестологи установили, что завышение баллов происходит во время проверки экспертами части "С". Выпускник, желающий получить высокие баллы, должен написать небольшое эссе или решить сложную задачу. Эксперты, проверяющие на местах эти задания, имеют немало возможностей для завышения оценок.
Центр тестирования министерства решил изменить работу экспертных комиссий в регионах. Право назначать экспертов для проверки работ перешло от председателя экспертной комиссии к компьютеру, что потребовало закупки сканеров. Но непосредственно перед началом ЕГЭ министерство разрешило регионам самим выбирать, как они будут работать. Все дружно выбрали старую технологию. Тогда авторы эксперимента сделали ставку на общественных наблюдателей. Но они себя не оправдали: реально у них не было возможности проверить, подсказывают ли учителя испытуемым. Не могли выявить это и специальные инспектора, которых в 2003 году отправляли на ЕГЭ. Их было слишком мало.В 2001 году, агитируя за ЕГЭ, министр образования убеждал россиян, что важно знать правду об образовании в каждом городе и селе. В прошлом году правда стала известна: в нескольких регионах школьникам завышают оценки. Министерство промолчало. По всей видимости, у него нет эффективных способов воздействия на местных руководителей образования.
Все тайное в конце концов становится явным. Руководители вузов уже неплохо осведомлены, в каких регионах и по каким предметам ЕГЭ завышают оценки. А раз так - почему приемные комиссии должны верить баллам ЕГЭ, выставленным в этих регионах? Да, оспорить их нельзя. Но в приемной комиссии под любым благовидным предлогом можно "завернуть" абитуриента с сертификатом ЕГЭ, выданным "не там". Возникает замкнутый круг. Либо сертификаты ЕГЭ, присланные абитуриентами из "сомнительных" регионов, будут отсеиваться в приемных комиссиях без объяснения причин, либо вузы будут настаивать на введении все новых вступительных испытаний. А пострадают от этого те, кто должен был извлечь главную пользу от ЕГЭ - школьники из дальних уголков России. Но разве по их вине им не улыбнулось абитуриентское счастье?
"Труд"
"Школа под кайфом" - так называется статья в газете "Труд" №126. Точного числа наркоманов за партой вам никто не назовет. Фиксируются лишь ребята, которые попадают в наркологические отделения медицинских учреждений Минздрава или задерживаются органами милиции. Тем не менее социологические опросы школьников свидетельствуют: почти половина из них хоть раз в жизни пробовала наркотики. В этой "группе риска" не только беспризорные, но и ребята из благополучных, обеспеченных семей. Всего же в России замечены в употреблении наркотиков около 4 млн. молодых людей. За последние 5 лет смертность детей от наркотиков увеличилась в 42 раза. Что же способствует тому, что наши дети так легко попадают в коварные наркотические сети?
Сегодняшний ребенок, подросток, юноша не такой, какими были его сверстники 10 лет назад. "Уровень тревожности" у него, говоря языком психологов, гораздо выше. Изменились жизненные ценности и среда, в которой развивается маленький человек. В новом веке он каждый день испытывает не только учебные, но и моральные, психологические перегрузки. Порой взрослые даже не догадываются, каким смятением, страхом отзываются в неокрепших душах события, подобные тем, что связаны с "Норд-Остом" или совсем недавно - в Тушине. И сколько уже было сказано за последние годы об опасности ежедневного натиска пропаганды жестокости и насилия с экранов телевизоров, но практически все каналы хладнокровно продолжают крутить фильмы про наркоманов, вампиров, так называемую "расчлененку", поскольку они поднимают зрительские рейтинги. А как это сказывается на росте преступности, на том, что за последние 10 лет "рекордно", в 13 раз, выросло количество преступлений, связанных с наркотиками, - вот эти связи никто всерьез не анализирует.
Раньше "трудными" подростками считались пятнадцатилетние или шестнадцатилетние, теперь - уже и одиннадцатилетние. Именно одиннадцать лет, по свидетельству социологических опросов, являются сейчас в России средним возрастом "первой пробы" наркотика. В 1991 году к зелью впервые начинали приобщаться в семнадцать с половиной лет. Темпы, с которыми наркомания сегодня распространяется в молодежной среде, обескураживают не готовых к такой ситуации педагогов. Информированность о психоактивных веществах высока даже у тех школьников, которые никогда их не пробовали. В ходе опросов ребята без напряжения называли десятки известных им наркотических средств.
По-настоящему от беды детей может удержать не столько сама по себе "борьба с наркоманией", даже если она станет повсеместной, а систематическое моральное воспитание, спорт, культура интересов, информирование о последствиях... Характерно, что из 10 тысяч опрошенных российских школьников только 12 процентов продемонстрировали явно негативное отношение к употреблению наркотиков. У остальных 88 процентов представления на эту тему размытые. Три года назад Министерство образования РФ приняло концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Во всех городах и весях при медико-психологических центрах стали создаваться антинаркотические кабинеты, тысячи преподавателей прошли специальную подготовку, были выпущены учебники и методические пособия. Планируется организовать родительские всеобучи и обеспечить хотя бы одним специалистом по профилактической работе с детьми каждый из 2700 районных центров России.
К слову, проблема "белой смерти" давно переросла столичные рамки, превратилась в общероссийскую. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, по распространенности наркотиков среди молодежи сейчас лидирует Западная Сибирь. Затем следуют Дальний Восток, Северный Кавказ и Поволжье. И лишь потом - Москва, Урал и Санкт-Петербург... Такая вот дурманная география.