ОБЗОР ПРЕССЫ № 52

19 июня 2003

"Комсомольская Правда"

В этом году больше половины из 1 миллиона 200 тысяч нынешних одиннадцатиклассников сдавали экзамены по системе ЕГЭ. Эксперимент проходил в 48 из 89 регионов страны. Еще год-два, и он станет нормой во всех школах. Газета "Комсомольская Правда" от 16 июня выясняет, как проходила экспериментальная "школьная сессия".

Экзамены еще не начались, когда министр образования Владимир Филиппов обратился в ФСБ и МВД с просьбой разобраться, как решенные варианты тестов по математике попали в Сеть ("КП" подробно рассказала об этом 29 мая с. г.). Впрочем, сам министр признал, что "орудуют жулики и верить им нельзя". Но возможность купить ответы сводит на "нет" усилия реформаторов, обещающих сдачу выпускных "по-новому, по-честному".Кстати, в Интернете можно приобрести и бланки с результатами сдачи ЕГЭ.

В тестах по химии и обществознанию уже на экзамене обнаружились ошибки. Нашли их ученики. Школьник из Пермской области заметил, что возле значка углерода индекс 3 вместо 2 - получилась формула несуществующего вещества. Согласно правилам в момент проведения ЕГЭ в школе не было ни одного учителя химии. Поэтому бланк бдительного ученика вместе с остальными работами и отправили в Москву. Похожие ошибки нашли в нескольких вариантах в других регионах.

Бланки с ответами, без указания имени ученика, отсылаются на проверку в Москву. О полученной оценке школьник узнает только через 7 - 10 дней, когда сдает уже другие экзамены. И остается мало времени, чтобы опротестовать отметку. Информационный центр Минобразования сейчас завален жалобами выпускников и их родителей. И нет гарантии, что всем проблему удастся уладить до начала приема документов в вузах.

Новосибирск: сочинение задержали на полчаса. Второго июня за 20 минут до начала экзамена в прямом телеэфире с помощью лототрона определяли номер комплекта тем сочинений из 70, предложенных Минобром. Маленький мальчик засунул руку в барабан и... вытащил лот номер 83! Все объяснили ошибкой специалистов местного комитета образования, которые случайно положили в лототрон шар с лишним номером. Пришлось снова крутить барабан...


"Вечерний Новосибирск"

Нет такого преподавателя, который бы не боролся со шпаргалкализмом, считает газета "Вечерний Новосибирск" от 18 июня. В магазине "Книжный пассаж", что на улице Ленина, пошли радикально иным путем: они организовали для юных покупателей конкурс на самую оригинальную шпаргалку. Пожалуй, это первый подобный конкурс в Новосибирске.

"Были уникальные случаи, - рассказывает директор "Книжного пассажа" Татьяна Костина. - Однажды по телефону одна из потенциальных участниц рассказала, как пользовалась "шпорой": написала текст на ляжке под юбкой. И поинтересовалась тут же: стала участницей конкурса или нет? Ей ответили, что она, конечно, может стать участницей, если оставит для нашей выставки шпаргалок в качестве экспоната... свою ляжку".

Со "шпорой" борются, а "шпора" лишь крепчает. Она лишь модифицируется как вредитель полей, испытавший воздействие химикатов. И вот уже от "обыкновенной", "бомбы", "невидимой бомбы", "книжной", "рулонной" она усовершенствовалась в "плеерную", Hands free (Jimy SHADE) - примочку к мобильному телефону, "калькуляторную", "пейджерную", "дискетную" и даже "чупа-чупс"! Нет, бороться со шпаргалкой - все равно что с тополиным пухом. Сама исчезнет с окончанием экзаменов. "А с ней не надо бороться, - уверена Татьяна Костина. - Подготовка шпаргалки - уже шаг к знаниям: так или иначе ты что-то пишешь и само собой запоминаешь. И даже шпаргалки "нового типа" - тоже благо. Это замечательно, что человек владеет техникой! И наш конкурс - это поощрение тех, кто стремится получать информацию любыми способами".

У стенда со шпаргалками в магазине всегда есть зрители. Пока на ней традиционного типа "шпоры", но о возможности поучаствовать спрашивают многие - значит, число экспонатов увеличится. Сама Татьяна Ивановна напоследок включила в приведенный выше перечень "средств получения информации" еще один. "В торговом институте мы пользовались "парашютом". Это когда берется очень большой лист бумаги и на него заносятся все ответы. Над созданием "парашюта" работала вся наша группа. Тайну использования "парашюта" Татьяна Ивановна не раскрыла, но при этом утверждала, что это шпаргалка "высшего пилотажа": ее использование требует большого мастерства".


"Учительская газета"

Министерство образования РФ подвело предварительные итоги единого государственного экзамена (ЕГЭ) по четырем предметам школьной программы. Большинство выпускников школ получило тройки и четверки, сообщает "Учительская газета" №25.

32 тысячи школьников, сдававших обществознание, неплохо знают этот предмет - оценку "4" получили 45,6 процента, "3" - 40,8%. Пятерку заработали 7,6% учеников, 6% продемонстрировали неудовлетворительное знание материала. Несколько хуже дела обстоят с химией. Из 23 тысяч проэкзаменованных 14,3% получили двойки. На тройку "схимичили" 38,4% учеников, на четверку - 36,2%. Отличные знания показали 11,1% выпускников.

Такой сложный предмет, как литература, выбрали для сдачи по линии ЕГЭ далеко не все школы, участвующие в эксперименте. В большинстве случаев его сдавали как обязательный экзамен в обычном режиме. "Смельчаков" набралось 1,6 тысячи человек. Почти половина из них - 48,3% - получили тройки, 28,9% - четверки. На "пять" литературу знают 13,3% участников ЕГЭ, не справились с заданием 9,5% учеников. 10 400 выпускников сдавали географию. Блестяще "крутят глобус" 10,5%, хорошие знания показали 34,9% учащихся. На тройку изучили страны и континенты 43,7% выпускников, заблудятся "в трех соснах" 11% "двоечников".


"Труд"

"Повышение зарплаты работников бюджетной сферы намечено производить ежегодно, причем в таких масштабах, чтобы опережать темпы инфляции и поднять в конечном счете минимальную зарплату до прожиточного минимума", - заявил в эксклюзивном интервью газете "Труд" №107 министр Александр Починок.

Итак, уже нынешней осенью у врачей базовая тарифная ставка (в диапазоне 10-15 разряда) повысится на треть, или 370-570 рублей. Таким образом, вместе с премиями и так называемыми надтарифными выплатами прибавка может составить 700-1000 рублей. Сегодня средняя зарплата в здравоохранении - 3300, в конце года она, скорее всего, увеличится до 4,4 тысячи, а осенью 2004-го (если будут приняты предложения Минтруда) - до 5,3 тысячи рублей.

В проекте "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу" намечены заметные подвижки в социальной сфере. Реальные (то есть с учетом инфляции) располагаемые доходы населения в 2005-м увеличатся по сравнению с 2002-м на 23-26 процентов. При этом за счет повышения производительности, минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки реальная заработная плата возрастет на 27-30 процентов.. Более быстрыми темпами станут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски ориентированному экономическому росту. Важно отметить, что Министерство экономического развития заложило в прогноз существенное увеличение фонда оплаты труда бюджетников. Ассигнования на эти цели должны увеличиться в следующем году на 20 процентов, а в 2005-м - на 25.

Что касается перехода от Единой тарифной сетки к отраслевым системам, учитывающим особенности работы и оплаты труда в различных сферах экономики, то этот вопрос с повестки дня не снят. К нему правительство вернется, когда будут накоплены ресурсы для существенного пополнения фондов оплаты труда. Возможно, это произойдет в 2004-м, но, скорее всего, - в 2005-м, когда будет осуществлена реформа федеративных отношений и местного самоуправления.

Сегодня уровень начисленной зарплаты в сферах образования, культуры и искусства, здравоохранения составляет чуть больше половины от оплаты труда в промышленности. Если намеченные планы удастся реализовать, то планка поднимется в ближайшие годы до 65-70 процентов. Тоже не очень-то много, но все-таки это означало бы перелом в негативных тенденциях, начало положительных перемен в очень важной сфере, за которую несут прямую ответственность федеральные, региональные и местные власти.