В связи с предстоящими и текущими вступительными экзаменами в вузы столичные салоны магии ввели новый вид услуг - сообщает газета "Труд" №104. Мать 17-летней выпускницы средней школы рассказала необычную историю. В их почтовый ящик угодило странное письмо. Некая "Госпожа Климентина, адепт высшей магии, потомственная целительница и ясновидящая", рекомендовала ее дочери поступать в высшее учебное заведение: мол, в этом году "по расположению планет" девочку ждет удача. Для того чтобы все было наверняка, требовался пустяк - отправить "госпоже" 150 рублей. Как следует из письма, целительница "мобилизовала на поступление" не только мою юную соседку Катю, но даже ее будущих экзаменаторов. Они получили "установку на положительный результат".
Катя действительно собирается поступать в институт. Шансы у нее неплохие: девочка - отличница. "Заниматься ерундой", по собственным словам, ей некогда. Но по просьбе журналиста она ответила Климентине, совершив требуемый ритуал. Через две недели пришел ответ: "Ваше Посвящение прошло успешно. Вы зачислены". Оставалась "мелочь" - сходить на экзамены. Чтобы все прошло гладко, "госпожа Климентина" приготовила Катерине "амулет на счастье". Гарантия у этой вещицы - два года (на тот случай, если по "кармическим причинам" с первого раза не получится). "Если вы хотите получить амулет, вышлите 150 рублей по адресу"... Внизу приписка: "В случае неудачи деньги возвращаются". На это Катя и ее мама уже не пошли. Три дня назад Катя сдала первый экзамен - "пятерка". Из института она принесла новость: ряд абитуриентов получили, как и она, подобные послания от разных "Климентин". Магистры и ясновидящие наперебой предлагают устроить в вуз, а юношей - избавить от армейской службы... Цены от 100 до 200 рублей за "подарок". Некоторые не пожалели денег: а вдруг?.. На это, видимо, и рассчитывают пройдошливые колдуны, решившие подзаработать на экзаменах. Поступит молодой человек - значит, не без их помощи. Не поступит - "карма" подкачала.
"Вечерний Новосибирск"
"Кому он нужен, этот ЕГЭ?" Точка зрения журналиста Сергея Круподера опубликована в газете "Вечерний Новосибирск" от 6 июня.
"Вскорости все будет проще и автоматичней - народу будет введен единый и могучий государственный экзамен (ЕГЭ) по всей Руси. Впрочем, тысячи школьников нашей области уже столкнулись с ним на днях. Отметил старательно "галочкой" правильный ответ из четырех предложенных, сообразил, каким из предметов - булыжником, топором, кастетом или прикладом автомата - тюкнул Раскольников насмерть гадкую старуху-процентщицу, угадал, чем является железо - газом, металлом, ядохимикатом или собачьей кличкой - и получай допуск от имени компьютера в любой вуз нашей все еще необъятной Родины без всяких экзаменов.
Под стать этой благостной картине и бурный пиарный поток, выплеснутый в средства массовой информации чиновниками Министерства образования. Противников экзаменационного нововведения поливают с усердием скунса: дескать, и коррумпированы они нацело, и пекутся не о детских знаниях и будущем России, а о собственном профессорско-репетиторском кармане. Столь целенаправленного промывания мозгов россиянам не было, пожалуй, со времен ваучерной эпопеи. Причем речь идет не только о рядовых наших согражданах. В январе сего года мне довелось беседовать с одним из самых известных в мире специалистов в области химического образования - деканом химфака МГУ, профессором Валерием Луниным. Он, в частности, рассказал, как проходило обсуждение вопроса о ЕГЭ на заседаниях Госдумы и как даже там представители Минобразования откровенно затыкали рот всем несогласным с единым экзаменом.
Тем не менее, далеко не все прогнулись перед столь могучим административным напором. Виктор Садовничий, ректор МГУ: "Надо понимать суть, потому что за фразеологией и формой можно утопить все. Можно много рассуждать о справедливости и так далее. Понятие справедливости абстрактно, даже философы не определились. Устранить случайный фактор, устранить коррупцию - одним формальным решением этого не сделаешь. Да, я имею в виду именно государственный экзамен..." За эту позицию на Виктора Антоновича уже вылита не одна тонна отечественной печатной грязи - тем не менее МГУ, наш флагман в сфере высшего образования, держится по отношению к ЕГЭ не хуже легендарного крейсера "Варяг". Говорят, ректора спасает личная поддержка мэра Лужкова по этому вопросу.
И совсем отдельной строкой стоит позиция тех, чьего мнения касательно ЕГЭ никто не спрашивал - учителей. Я общался по этому поводу с десятками педагогов: смирившиеся с начальственным приказом были, патриотов госэкзамена не было ни одного... Эпопея с ЕГЭ, как известно, официально началась с некоего социологического обследования, авторы которого пришли к выводу, что российское образование - барахло, а российские школьники по сравнению с европейскими или американскими находятся на уровне африканских аборигенов. Материалы этой работы в министерстве по сей день - тайна за семью печатями, зато пресловутое заключение цитируется господами из Минобразования направо и налево. Все это более чем странно. На международных предметных олимпиадах в честном интеллектуальном соперничестве с ровесниками из десятков других стран наши дети, включая сибиряков, ежегодно гребут золотые медали гигантским пылесосом. За нашими студентами - даже еще не специалистами! - ведут настоящую охоту престижные европейские университеты. Российские ученые, получившие российское образование, котируются на Западе по высшим научным меркам. И на этом фоне некие ответственные чиновники с упорством голодных дятлов твердят: знания школьников никудышные, контроль за ними тоже, давайте вводить тесты ЕГЭ!
Нередко чиновно-образовательный люд хвалится тем, что, дескать, не всякий ученый осилит тесты ЕГЭ. Да, не всякий - и я, уже много лет кандидат наук и сотрудник центральной методической комиссии по химии того самого министерства, тоже не всегда могу дать тот ответ, который компьютер сочтет правильным. Только вот вопрос - плакать от этого или этим гордиться? Дело в том - беру свою родную химию - что многие вопросы школьной программы мы вынуждены упрощать для их понимания всеми учениками. Немалым удивлением для приходящих в вуз школьников является то, что многие вещи, которые они учили в школе, приходится чуть ли не выворачивать наизнанку. Иначе говоря, школьная программа вынужденно ориентирована на троечника - но ведь и тесты ЕГЭ тоже! А теперь представьте школьника, знающего химию на уровне вузовского учебника: этим "грешат" все победители олимпиад, которых и у нас в области немало. Берет он тест ЕГЭ - а там откровенная "лажа" (было и такое). Как ему отвечать: как считает правильным министерство или как есть на самом деле? При том, что истинный ответ ведет к "пролету" как не соответствующий настройке компьютера... Не случайно проблема качества вопросов ЕГЭ для министерства табу - никакие апелляции на эту тему не принимаются и не обсуждаются. О пресловутой объективности ЕГЭ писалось не раз - нет смысла повторяться. Отмечу по родной химии: система, при которой часть ответов проверяет компьютер, а другую часть - неизвестный гуманоид неизвестной квалификации, объективной быть не может по любому определению.
Скандалы с выставкой-продажей ответов на ЕГЭ в интернете... Неопределенность министерского положения "по итогам ЕГЭ можно подавать документы в любой вуз и даже в несколько" - при том, что резиновых вузов у нас нет и все равно кому-то и при идеальном ЕГЭ придется отказывать... Введение платного тестирования под министерским флагом - и такое у нас в Новосибирске процветает... И так далее. К чему нам все это при наличии той же отлаженной олимпиадной системы, признанной во всем мире и доступной школьникам из любого села? К примеру, на российских и международных химических олимпиадах еще пару лет назад собирал "золото" парнишка из обычной деревни Еманжелинка Челябинской области Леша Кудринский, а сельский школьник из-под Омска Женя Кабин - сегодня дважды призер международной Менделеевской олимпиады и "безэкзаменационный" первокурсник НГУ... Я думаю, истинная причина введения ЕГЭ одна - деньги, уже вылетевшие в трубу этого сомнительного "эксперимента" и те, которым еще предстоит вылететь туда же. Министерство образования успешно замкнуло на себя немалый финансовый поток - тот самый, который мгновенно пересыхает, когда речь идет о зарплате для рядовых учителей."
"Учительская газета"
Школу вместе с детьми и учителями отдали филиалу московского вуза, и теперь всех неуспевающих учеников выставят на улицу. Рассказывает "Учительская газета" №23.
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа № 41" уже не существует. Вместо него теперь есть общеобразовательная школа филиала МГСУ - Московского государственного социального университета Министерства труда и социального развития РФ в городе Воронеже. А муниципальную 41-ю школу постановлением городских властей ликвидировали, и на ее базе начали эксперимент "в целях обеспечения непрерывной подготовки специалистов для социально-экономического комплекса города" и с целью "развития системы непрерывного образования школа - вуз". Можно сказать, создали университетский комплекс, только во главе не вуз целиком, а его филиал и плюс ко всему структурное подразделение комплекса "школа" перестало быть самостоятельным, перейдя в полное распоряжение и подчинение филиала МГСУ.
На вопросы, как же это так все получилось и насколько все это законно, ответил Валерий Авраменко - директор Департамента социальной политики администрации города Воронежа. По мнению Валерия Владимировича, абсолютно никаких нарушений нет, все федеральные нормативы соблюдены. Есть масса ходатайств и рекомендательных писем от разных уважаемых людей и организаций в поддержку данного эксперимента (Министерство образования в ряду перечислений не фигурировало). А отдали школу филиалу потому, что МГСУ - мало того, что вуз достойный, так еще и один из немногих в стране, имеющий лицензию на общее полное образование. В Воронеже, например, еще только у Государственного педагогического университета есть такая лицензия. И она дает право в полном объеме вести образовательную деятельность в школе.
Теперь 41-ю на свое полное обеспечение взяло федеральное ведомство - Минтруда и социального развития, которому принадлежит вуз. И то, что филиал МГСУ так сделал, - это школе только во благо, потому что она вымирающая, детишек в микрорайоне не рожают, почти одни старики в округе живут. В прошлом году с трудом первый класс набрали - один, а всего в школе на четырех этажах обучаются 437 детей, причем многие не из микрорайона школы. И вообще родителям надо радоваться, потому что первоклассник - уже считай студент: закончит девятилетнее образование, может в техникум идти, а после одиннадцатого - сразу в вуз. Такой вот комментарий. Для полноты картины добавим, что хоть филиал и принадлежит государственному вузу, учатся здесь в основном на платной основе. И поэтому прежде чем стать его студентом, большинству надо будет сначала заплатить.
Старшеклассниками-двоечниками сегодня не "болеют" разве что десяток школ, самых "наиэлитнейших". И думаю, не надо быть чересчур умным, чтобы догадаться, что максимум через год у бывшей 41-й и нынешней просто школы филиала МГСУ о таких учениках тоже голова болеть не будет. Отсеются они и перестанут со всего города сюда съезжаться. Сократится и педколлектив, в котором уже сейчас далеко не все тихо и мирно. Пришел новый хозяин и наводит свои порядки. Пересматривает учебные планы и количество часов "на душу" педагогического населения. Дотошно считает каждый рубль, экономя в том числе и на питании школьников.
Хочется обратить внимание школьных директоров на всю эту историю. Когда обсуждался вопрос передачи 41-й школы филиалу МГСУ, прошли собрания педагогов и родителей учеников. И директор школы, и учителя согласились пойти на этот эксперимент. Неизвестно, стали ли они теперь от этого счастливее, но то, что самостоятельности у школы значительно поубавилось (читай, просто не осталось), это точно.
"Известия"
Репетитора для двоечника нужно выбирать особенно придирчиво, считает газета "Известия" от 9 июня. Лето - та самая пора, когда можно без спешки и ущерба для остальных школьных дисциплин подтянуть ребенка по нужным предметам. Школьные учителя, за умеренную плату занимавшиеся с двоечниками в течение учебного года, вот-вот разъедутся отдыхать. Родительских сил и знаний хватит разве что на занятия с учениками начальных классов, остальным на лето потребуется репетитор. Искать его надо срочно.
"Даже если ребенок хорошо усвоил материал, к началу следующего учебного года многие навыки пропадают - например, чтения, письма, счета в пределах 100; дети напрочь забывают таблицу умножения, - говорит Ольга Шуваликова, учитель начальных классов московской школы № 1279. - В сентябре очень заметна разница между учениками, которые все три месяца бездельничали у бабушки в деревне, и теми, кто повторял пройденное. С успевающими детьми достаточно во время каникул читать, писать и решать кроссворды, а отстающим хорошо бы нанять репетитора. В июне заставлять детей учиться не стоит - пусть отдохнут. Советую искать репетитора, причем обязательно из числа профессиональных педагогов, на август."
"Репетиторы, предлагающие услуги на лето, делятся на четыре категории, - рассказывает Надежда Суманеева, директор кадрового агентства "Погода в доме". - Во-первых, это "действующие" педагоги московских школ, их услуги наиболее востребованы и дороги. Во-вторых, это учителя из других городов, приезжающие на заработки. Они стоят дешевле, но пользуются популярностью только провинциалы с чистой речью: рязанский говорок москвичей отпугивает. К жизнерадостным выпускницам педагогических училищ и вузов крайне настороженно относятся мамы двоечников - в противоположность папам. А гвардия вышедших на пенсию педагогов, активно предлагающих себя в роли репетиторов и гувернанток, отпугивает и тех и других - по всеобщему мнению, они слишком давят на детей." Услуги "репетиторов для двоечников" (а это особый вид репетиторства) стоят в среднем $10-15 за академический час, занятия могут быть индивидуальными или в группе. Гувернантка с выездом на дачу, которая может подтянуть младшеклассника, при пятидневной рабочей неделе обойдется в $400-500 в месяц. Но не всегда помощь педагогов оказывается действенной.
"6-7-классникам и школьникам постарше, отстающим по иностранному языку, надо обязательно нанимать репетитора - родители, скорее всего, помочь им не смогут, - советует Наталья Кропачева, завуч одной из московских школ с углубленным изучением иностранных языков. - Дело в том, что они учились по другим учебникам и не имеют тех коммуникативных языковых навыков, которых требует современная программа. Кстати, выпускникам, которым предстоит сдавать единый госэкзамен, тоже придется заниматься дополнительно: с международным форматом языковых заданий, предусмотренных ЕГЭ (аудирование, работа с текстом, написание открытки и личного письма), наши школьники практически незнакомы. Хорошая альтернатива занятиям с репетитором - отдых в международном языковом лагере."
Некоторые родители впадают летом в педагогический раж и сами начинают впихивать в ребенка знания, но положительных результатов добиваются редко. "Для эффективного учебного процесса необходима оптимальная дистанция между учителем и учеником, - объясняет Константин Сурнов, кандидат психологических наук. - Очень сложно соблюдать такую дистанцию с собственным ребенком. Кроме того, если родитель не является профессиональным педагогом, вряд ли он может почувствовать момент, когда ребенка надо переспросить, когда поощрить, когда дать подумать. Поэтому родительские уроки не так эффективны, как занятия с профессионалом."