ОБЗОР ПРЕССЫ № 40

21 апреля 2003

"Известия"

Первоапрельская шутка обернулась для 62-летней учительницы уголовным делом - сообщает газета "Известия" от 21 апреля. Против Раисы Семиной, 62-летней учительницы физики из 541-й школы в Сестрорецке (г. Санкт-Петербург), ветерана труда, кандидата наук, заслуженного педагога России, возбуждено уголовное дело по "хулиганской" ст. 207 УК РФ ("заведомо ложное сообщение о теракте"). Первоапрельская шутка обернулась для нее увольнением с работы и ударом по здоровью и репутации. Кроме того, она лишилась большей части своих сбережений, поскольку пришлось оплатить счета, предъявленные ей правоохранительными органами за ложный вызов.

1 апреля в дежурной части РУВД Курортного района Санкт-Петербурга раздался звонок. Истеричный голос прокричал, что в школе No. 541 заложена бомба. Поскольку был Международный день смеха, дежурный отнесся к сигналу скептически. Он долго расспрашивал, кто звонит, откуда и с какого телефона. Когда до него дошло, что тревогу бьет сама директор школы, то смекнул: дело серьезное, и доложил начальству. Начальство к сигналу отнеслось с еще большим недоверием - как-никак 1 апреля. Однако дежурный убедил, что это не может быть шуткой, поскольку директриса собственными ушами слышала предупреждение о том, что школа заминирована. По ее словам, в интонации звонившей не было и тени юмора.

Оперативники пришли в ярость, когда узнали, что тревога вызвана первоапрельской шуткой. Был скандал с угрозами, что шутница ответит по полной программе. Они уехали злыми, пообещав отправить заслуженного педагога если не за решетку, то в Сибирь. Загвоздка состояла в том, что 1 апреля в школе был день самоуправления. Учителя сели за парты, а ученики - за преподавательские столы. Директорское кресло занял ученик 11-го класса Семен Козак. Звонок предназначался ему. Он известный в школе шутник. Раиса Семина решила тоже подшутить, тем более что более подходящего случая не придумаешь. И надо же так было случиться, что за минуту до этого злополучного звонка в директорский кабинет вошла Наталья Александровна и выдворила Козака в коридор под предлогом оформления каких-то документов. "Если бы трубку поднял Сеня, - поделилась с корреспондентом "Известий" одноклассница Козака Катя Головастикова (фамилию она просила изменить), - то ничего бы не произошло, потому что Козак понимает юмор. Он сразу смекнул бы, что это розыгрыш, и не стал бы ставить на уши всю школы, как Наталья Александровна."

Раисе Семиной выставили счет за ущерб, который она причинила своим звонком. Ей пришлось оплатить затраты служб, которые выехали по тревоге. Только за выезд нарядов милиции она заплатила 3,5 тысячи рублей. Сколько пожарным и службе "скорой помощи" - тщательно скрывается. Однако это не все. Против бедной учительницы прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 207 УК РФ. "Посадить ее не посадят, - успокоила "Известия" начальник следственного отдела прокуратуры Курортного района Санкт-Петербурга Вера Евдокимова, - поскольку наказание по этой статье не предусматривает лишения свободы. Если дело не закроют, то максимум, что ей грозит, - штраф от 200 до 500 МРОТ." По ее словам, Раиса Семеновна очень раскаивается в содеянном. Когда она поняла, что совершила преступление, то уже не веселилась, хотя по натуре человек веселого нрава и любит пошутить. В прокуратуре считают, что в ее действиях не было преступного умысла, поскольку она звонила не для того, чтобы отомстить ученику за его шутки, а собственно шутки ради.

Несмотря на все ее заслуги, Семину уволили из школы в тот же день. По словам работников прокуратуры, заслуженного педагога выбросили на улицу по указанию районо, однако у учеников школы на этот счет иное мнение. По словам той же Кати, Раиса Семеновна - личность слишком яркая. А ярким людям, как известно, оплошности не прощаются. Она пришла в школу два года назад и сразу завоевала авторитет среди учеников. "Начальство не любит преподавателей, к которым тянутся ученики, - говорят дети. - Потому что завидует. Вот директриса и воспользовалась моментом, чтобы избавиться от нее." После увольнения Раиса Семина слегла в больницу с сердцем. Несмотря на то что прокуратура намерена прекратить это позорное дело против Семиной в связи с ее раскаянием и отсутствием умысла, в школе ее восстанавливать не собираются. Почему? "Известия" приводят ответ директора школы Натальи Клименко: "Большая просьба ко всем российским журналистам забыть эту тему раз и навсегда."


"Аргументы и факты. Семейный совет"

392 заглавия выпускных сочинений, которые за две недели до экзамена превратятся в 70 комплектов по 5 тем в каждом, уже известны. Большинству одиннадцатиклассников справиться с ними будет явно не по силам. И сочинять за них, скорее всего, придется учителям.

Зачем "сыпать" выпускника? Таким вопросов задалась газета "Аргументы и факты. Семейный совет" No. 08.

Что может написать даже хороший ученик о том, "Какие темы определяют своеобразие поэзии В. А. Жуковского?" или про "Образы "хозяев жизни" в драме А. М. Горького "На дне"?

Творчество Жуковского в соответствии со школьной программой изучается обзорно на примере 2-3 стихотворений, и какое, спрашивается, "своеобразие" можно узреть на таком количестве примеров? Про хозяев же "донной" жизни в самом навороченном гимназическом учебнике максимум полстраницы. Ненамного больше и в доступных детям критических статьях. А объем выпускного сочинения, между прочим, 3,5-4 тетрадных листа. И как их "сделать" из четырех книжных абзацев?

Следует отметить, что подобные темы, крайне мало соответствующие школьной программе, раньше давали только абитуриентам гуманитарных факультетов считающихся престижными вузов. Там такая тематика служила инструментом отсева "чужих" абитуриентов - тех, кто не заплатил на подготовительных курсах, репетиторам или еще кому. А в школе-то кого "топить" и зачем? Потому что чиновники из министерства не заглядывают в утвержденный ими же обязательный минимум литературных произведений для школьников?

Понятно, что подготовить или просто "натаскать" выпускников на подобное сочинительство за оставшееся до экзаменов время не смогут никакие учителя даже вкупе со всеми репетиторами вместе взятыми. Но "кривой" выход из ситуации давно известен. Его наверняка предоставят детям многочисленные издатели псевдоучебной макулатуры, штампующие всякого рода "Сочинения без шпаргалки" или, наоборот, "Сборники лучших сочинений-"шпор" по литературе". Сколько будет стоить тысячестраничный "кирпич" с полным набором сочинений на "министерские темы"? В лучшем случае - 300. Это если на газетной бумаге дрянной краской и без обложки. Ведь только в столице 76 тысяч выпускников. А всего в городах - более миллиона. 100 тысяч "фолиантов" пожалуй что разойдутся. Так что цена вопроса в районе того же миллиона, но уже долларов из родительских кошельков. И ведь заплатим. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь своих чад. Вот только вряд ли в данном случае наши денежки поспособствуют развитию в детях ума, фантазии, да и просто элементарной порядочности.


"Московский Комсомолец"

Стоя больше влезает знаний. - утверждает газета "Московский Комсомолец" от 21 апреля. Гоголь и Толстой писали свои нетленки, стоя за конторкой. Сегодня у них появились последователи: ученики 4-го класса школы No.12 в Егорьевске. Стоячий образ жизни приносит положительные результаты. У школяров исчезает сколиоз и повышается иммунитет.

Немолодая, но очень активная учительница Людмила Алексашкина ведет урок стоя и только стоя. Ей расслабляться нельзя: ведь передовой опыт в этой школе внедрила именно она. "Ноу-хау" Людмила Ивановна привезла из Владивостока. Именно там в 1986 году Алексашкина начала "стоячий эксперимент" по методике заслуженного учителя Николая Дубинина. Когда здоровье ее "несгибаемых" подопечных медики протестировали на японской супераппаратуре, сделали вывод: лучше не бывает. Зимой в этом классе привязчивым ОРЗ болеет 31% учеников. В параллельном, где учат не по продвинутой системе, - 50%.

"Сидящие за партой дети страдают не только искривлением позвоночника, но и гиподинамией. А мои нет: у нас полная демократия. Стоя, они могут вращаться в разные стороны, а если устали, присесть на лавочку," - рассказывает педагог. Класс Алексашкиной учится босиком. Дети стоят на специальных резиновых ковриках. Это лучший массаж для ступней и, естественно, закалка. Между прочим, это спартанский способ: древние запрещали юношам носить обувь до 18 лет. Не все родители относятся к революционному методу с восторгом. "Посмотрите на свои спины и вены на ногах", - обычно парирует Людмила Александровна. И это действует. А вот школьникам нововведение в кайф. "Очень удобно. Не надо выходить к доске. Просто развернулся лицом к классу и рассказываешь с места," - вещают радостные школьники.


"Вечерний Новосибирск"

Геодезисты обучат китайцев... русскому языку, сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 19 апреля. Сибирская государственная геодезическая академия подписала с Шеньянским технологическим университетом договор, согласно которому СГГА организует в Китае центр изучения русского языка.

Как считает ректор СГГА Иван Лесных, в том, что геодезисты будут учить русскому языку, нет ничего удивительного: кафедра русского языка академии считается одной из лучших, преподаватели имеют соответствующий сертификат, а с Шеньяном геодезистов связывает многолетняя дружба. В августе преподаватели СГГА будут откомандированы в Китай, чтобы с 1 сентября центр начал свою работу.