ОБЗОР ПРЕССЫ № 386

16 ноября 2010
Олимпиадное движение в Новосибирске
 
Почти половина новосибирских детей, присоединившихся к Всероссийской олимпиаде в прошлом году, стали победителями и призерами. Какие перспективы открывают перед школьниками интеллектуальные победы и где воспитывают больше всего чемпионов школьных олимпиад, на страницах газеты «Вечерний Новосибирск» от 2 ноября в статье «Соревнования для одаренных» рассказала начальник главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья Копаева.
 
В Новосибирске олимпиады проводятся с 1962 года, когда академик Михаил Лаврентьев создал комитет по олимпиадному движению. В нашем городе создана и отработана система, позволяющая школьникам участвовать в олимпиадах с четвертого класса. В 2009-2010 учебном году только во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие 89 924 учащихся, а в этом году в первом школьном этапе Всероссийской олимпиады участвовали уже 95 182 человека. Это говорит и о престиже олимпиадного движения, и о желании каждого участника проявить свои интеллектуальные способности, показать или проверить свои возможности.
Хотя содержание олимпиадных заданий в основном не выходит за рамки программных требований, но все же они отличаются от «обычных» по многим параметрам. Во-первых, они составляются в соответствии с методическими рекомендациями центральных комиссий, во-вторых, условия заданий оригинальны и требуют нестандартного мышления, высокого уровня эрудиции. На протяжении многих лет олимпиадные задания направлены на развитие творческих способностей учащихся, но поскольку программные требования постоянно меняются, то и уровень сложности заданий год от года повышается. По результату участия в заключительном этапе Всероссийской школьной олимпиады можно оценить уровень знаний новосибирских ребят: в 2009-2010 учебном году в заключительном этапе олимпиады приняли участие 76 учащихся из города Новосибирска, из них победителями и призерами стали чуть меньше половины – 32 человека.
По истории олимпиадного движения можно увидеть, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие второстепенными, какие новые предметы входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции. В середине XX века СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные талантливые инженеры, «технари». Так что на это время пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. Школа дает ученику не только готовые знания, но и опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Поэтому в конце XX века на олимпиадах появляется большое количество гуманитарных предметов: литература, история, обществоведение, иностранные языки, право. Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике. В связи с переходом на модель рыночной экономики появились олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности. В настоящее время олимпиады проводятся по 21 предмету!
ЕГЭ должны сдать и получить аттестат все выпускники общеобразовательных учреждений. Справиться с олимпиадными заданиями, показать нетрадиционный метод их решения под силу далеко не каждому ребенку. Олимпиада школьников – это поиск и поддержка талантливых детей, способных к интеллектуальному труду. Во-первых, победа в олимпиадах имеет огромное психологическое значение. Но она может оказать важнейшее влияние и на последующее профессиональное самоопределение. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в вузы имеют право на получение одной из многих льгот. В олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно положению об олимпиадах, участники, ставшие победителем или призером регионального этапа, направляются на заключительный этап, который проходит в городах России. Финансирование такой поездки осуществляют органы управления образованием.
 
 
О новой программе развития отечественного образования
 
Главной темой заседания президиума кабинета министров на этой неделе стало принятие федеральной целевой программы (ФЦП) развития отечественного образования, на финансирование которой будет выделено 137 млрд руб. Программа направлена на развитие дошкольного образования, поддержку талантливой российской молодежи и профобразования. Но главный акцент будет сделан на повышение квалификации уже работающих педагогов. Видимо, чтобы повысить уровень подготовки школьников и студентов, надо сначала обучить самих учителей. Подробности – в статье «Учись, учитель», опубликованной в газете «Новые Известия» от 12 ноября.
Именно педагоги окажутся одним из главных звеньев новой программы. По словам премьера Владимира Путина, речь идет о серьезном повышении общественного статуса учителей и качества педагогического труда. «В рамках программы предусмотрено более сотни специальных площадок для стажировок, где учителя смогут обучаться современным методикам и программам преподавания», – сообщил глава правительства. Кроме того, солидные средства будут выделены на поддержку одаренных детей, в частности на организацию школьных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. «Также предстоит разработать и ввести свыше 300 новых программ профессионального обучения. В первую очередь по тем специальностям, которые максимально востребованы на рынке труда и определяют технологические перспективы всей российской экономики, – сообщил Владимир Путин. – Это подготовка инженерных и исследовательских кадров в области энергоэффективности, ядерных, информационных технологий, телекоммуникаций, биохимии, фармацевтики». По словам премьера, на ФЦП планируется выделить 137 млрд руб., из которых 53 млрд предоставит федеральный бюджет, 67 млрд – бюджеты регионов, а еще 17 млрд будут привлечены из внебюджетных источников.
Позже на брифинге министр науки и образования Андрей Фурсенко рассказал, что впервые ФЦП по образованию уделит внимание и дошкольным учреждениям. Их педагоги также пройдут курсы повышения квалификации, а наиболее продвинутые учреждения получат дополнительную поддержку. Всего же, по словам министра, через дополнительное обучение пройдет порядка 100 тыс. учителей по всей стране. «Дело не в том, что педагогические вузы плохо учат, а в том, что сегодня принципиально изменился подход к образованию», – объяснил столь масштабную переподготовку кадров г-н Фурсенко. Обучать учителей, по замыслу властей, станут преподаватели высшей школы, многие из которых могут остаться без работы в результате происходящего уже несколько лет сокращения числа студентов. Причина – демографическая яма прежних лет. Если в 2006 году школу окончили 1,5 млн человек, то в этом году – только 800 тыс. И такая ситуация, по словам министра, продлится до 2020 года.
Сделав шаг в сторону повышения образования подрастающего поколения, правительство проявило заботу и о здоровом образе жизни молодых. Владимир Путин объявил, что подготовлены поправки в Уголовный кодекс, которые вводят уголовную ответственность за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним. «К сожалению, сегодня подобные действия, как правило, сходят с рук. Многие считают, что это мелочь, на которую просто не стоит обращать внимание, – посетовал глава правительства. – Это заблуждение. Абсолютное большинство работников торговли понимают необходимость защиты нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, и я уверен, они никогда не пойдут на нарушение закона». Тех же, кто ради наживы готов продавать алкоголь детям и подросткам, перспектива сесть на скамью подсудимых, по словам премьера, должна серьезно предостеречь. «Санкции здесь не ахти какие, – признал глава кабинета министров. – Но все-таки это уголовная ответственность. Максимальная санкция – исправительные работы сроком на один год и лишение права работать в торговле на три года».
 
 
Наука в университетах не заменит РАН
 
Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал на прошлой неделе распоряжения о выделении средств на развитие федеральных и национальных исследовательских университетов. Пять федеральных университетов – Казанский, Северный, Уральский, Северо-Восточный и Дальневосточный – получат 5 млрд руб.; еще 6 млрд уйдут в национально-исследовательские университеты, которых сегодня 27. В ближайшие три года еще около 90 млрд руб. дадут ведущим вузам страны. Напрашивается вопрос: не создается ли структура, параллельная Российской академии наук? И к чему вообще может привести соревнование двух систем? О проблеме – «Независимая газета» от 2 ноября в статье «Университетские миллиарды».
 
Напомним, что наука в РФ имеет три компонента: академический, отраслевой и вузовский. Сегодня академический сектор науки ориентирован на выполнение фундаментальных исследований. До реорганизации, которая пока продолжается, он включал в себя около 850 госучреждений, подведомственных пяти государственным академиям наук. А отраслевой компонент, который ориентирован на прикладные исследования, – более 1200 организаций. Более 70% организаций, выполняющих разработки, находятся сегодня в госсобственности.
Около 40% научного потенциала сосредоточено в Центральном федеральном округе. (Ничего страшного в этом нет, если учесть, что даже в США только в 20% штатов сосредоточен научный потенциал.) Бюджет РФ на науку мал. Зарплата ученого смехотворна. Управление наукой неэффективно. Отсюда возникло мнение, что все изменения в сфере научного и отраслевого компонента нужно прежде всего связать с оптимизацией сферы бюджетного финансирования РАН, одновременно расширяя «проектное финансирование фундаментальных исследований на конкурентной основе, базируясь на объективной экспертизе и строгой отчетности».
Сегодня есть как минимум еще два тезиса, тоже оспариваемых в публичных дискуссиях. Первый – «странное желание превратить науку в экономически самодостаточную систему». И второй – «вся наука делается в университетах». Антитезис первому – наука никогда сама себя не кормила. А насчет «всей науки в университетах» ученые мужи заявляют, что такого нет даже в самих США, на которые у нас так любят ссылаться.
 
«Цель серьезных финансовых вливаний в том, – пояснил Игорь Федоров, президент МГТУ имени Баумана, – что ведущие университеты РФ смогли бы составить конкуренцию ведущим ученым и лабораториям стран мира. «Параллельности» с РАН я здесь не вижу, а вижу совместную деятельность академии и сети ведущих вузов. В университетах много преподают академиков РАН, и многие проекты ведутся совместно. Я уверен, что так и будет дальше. Мы укрепляем вузовский сектор и тем самым способствуем укреплению академического сектора, центр тяжести которого приходится на фундаментальные исследования. В вузах же все сосредоточены сегодня на поисковых исследованиях. Это очень важная статья в бюджетных вузах. И она должна увеличиваться, если мы строим инновационную экономику». Поисковые исследования, по мнению Игоря Федорова, – это составляющая вузовской науки, но вести их могут там, где есть для этого условия. «Технические вузы особенно заинтересованы в том, чтобы были деньги на поисковые исследования, – подчеркивает Федоров. – Ныне мы фактически проедаем то, что было наработано многими годами ранее. И ситуация такова, что сегодня мы заключаем договор, а через полгода с нас требуют: «Подавай железо!». Мы это, конечно, делаем, но... Если мы забудем о поисковых, то это железо не с чего будет получать».
 
«Я не вижу здесь со стороны правительства попыток дискриминации Академии наук, – заявил в беседе с обозревателем Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшая школа экономики. – РАН будет эффективно работать тогда, когда она сможет получать хорошие кадры с вузовской системы. А если 80% наших вузов вообще не занимаются наукой, то это создает плохие условия и для РАН. В этом отношении иметь группу исследовательских университетов стране просто необходимо».
По мнению Ярослава Кузьминова, надо поддерживать РАН в том, чтобы на ее базе создавались академические университеты. Даже на базе нескольких сильных институтов РАН могут создаваться структуры, которые не будут иметь бакалавриата, а только магистратуру и аспирантуру. «Это восстановление той функции большого исследовательского университета, которые в советское время были при Академии наук СССР, – уверен Ярослав Кузьминов. – И огромное количество аспирантов проходило через Академию наук и уходило в разные сектора экономики. Мне кажется, РАН сейчас надо попробовать восстановить свою образовательную компоненту».
Российская академия наук – это одна из демократических форм в нашем российском обществе. «Именно поэтому РАН надо предоставить дополнительные бюджетные ресурсы для ведения магистерских программ, – подчеркивает Кузьминов. – Ресурсы имущественные для этого у академиков имеются, и довольно большие».
 
 
Депутаты вносят поправки в закон об образовании
 
Помимо наработки региональной юридической базы, в заботы народных избранников, заседающих в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, входит право обращаться с законодательными инициативами в Федеральное собрание страны, а также участвовать в обсуждении общероссийских государственных актов. Об этом «Парламентская газета» побеседовала с членом постоянной комиссии по образованию, культуре и науке петербургского парламента Сергеем Антиповым и опубликовала в номере от 29 октября интервью под названием «Станет ли ЕГЭ действенной проверкой знаний?».
 
«ЕГЭ – мера довольно молодая, и ее механизм еще не отлажен, не обкатан, нуждается в квалифицированном вмешательстве и разумном контроле со стороны специалистов. В прежние годы проведение школьного ЕГЭ «обрастало» всевозможными огрехами. Инспектора Рособрнадзора отмечали грубые нарушения учебных норм. Об экзаменационных вопросах зачастую становилось известно за полторы-две недели до начала испытаний – они выкладывались в Интернете. Ребятам в разгар экзамена удавалось списывать друг у друга ответы, получать спасительные «инструкции» по мобильным телефонам прямо за столом. Нельзя назвать безупречной и работу иных преподавателей, закрывавших глаза на этакие «нестыковки», а то и беззастенчиво потакавших им. Подобные вещи не свидетельствовали о высоком качестве полученного выпускниками образования, дурно сказывались на поступлении абитуриентов в вузы, на уровне будущих инженеров или менеджеров. Стало ясно, что нужны решительные и смелые шаги по оздоровлению обстановки, по наведению порядка в образовательной сфере, особенно в старших классах средних школ и высших учебных заведениях. Ведь от знаний и умений наших юношей и девушек зависит завтрашний день России, ее место среди ведущих мировых держав. Не хотелось бы занимать там ресурсную, экспортно-сырьевую нишу…»
«Запланировано 17 поправок, и наша депутатская комиссия, тщательно изучив их, одобрила текст нового законопроекта и направила свой положительный отзыв в Москву, в Государственную Думу даже без дебатов на заседании ЗС. Что следует назвать главным, ключевым? Для того чтобы избежать предварительной «огласки» экзаменационных вопросов, вводится твердое правило – содержание всех контрольных измерительных материалов ЕГЭ (заданий стандартизированной формы) объявляется строго конфиденциальной, не подлежащей разглашению информацией. Теперь определено, что лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, призваны соблюдать режим защиты указанных материалов, порядок их обработки и практического использования. Общий же надзор возлагается на федеральные органы исполнительной власти, руководящие образовательной сферой. Тем самым выставляется надежная «охрана», препятствующая уничтожению, изменению, блокированию, копированию и недозволенному распространению контрольных тем, что наносит, естественно, огромный урон проверке ученических знаний, а в перспективе мешает нашему поступательному движению. Не секрет: те страны, где аттестаты и дипломы массово выдаются «облегченным» образом, отстают в международной конкуренции, находясь на весьма низкой ступени социально-экономического, культурного, да и нравственного развития. Поэтому любые попытки досрочно «рассекретить» экзаменационные измерительные материалы надлежит воспринимать, по крупному счету, как вредоносный подкоп под будущее России, под ее национальные приоритеты».
 
«Документ уточняет полномочия всех федеральных органов исполнительной власти, контролирующих образовательную сферу, включая проведение ЕГЭ за пределами России. За экзаменами вне российской территории должны наблюдать сразу несколько звеньев – Рособрнадзор, органы госвласти РФ, а также структуры местного самоуправления и организации, ведающие аккредитованными образовательными «единицами», которые расположены за рубежом и обучают детей по программам среднего (полного) общего образования. Конкретизируются полномочия региональных органов по обеспечению и правильному проведению ЕГЭ, в том числе по подготовке лиц, привлекаемых к работе с учащимися на экзаменах, по надежному хранению, использованию и последующему уничтожению экзаменационных материалов и свидетельств о результатах данного учебного испытания. В круг таких обязанностей входит быстрое и обстоятельное ознакомление выпускников с итоговыми оценками».
«О развитии демократии никто не забывает. В закон «Об образовании» вносятся соответствующие пункты. На экзамен будут допускаться общественные наблюдатели, которые получают право отсылать в государственную экзаменационную комиссию и вышестоящие структуры данные об обнаруженных недостатках и нарушениях. А федеральные органы, курирующие образовательный «кластер», отныне «обременены» двойной нагрузкой: им придется составлять положение об общественном надзоре за проведением аттестации обучающихся. В этой «бумаге» и будет оговорен порядок присутствия и работы всех наблюдателей. Словом, социальный заказ, продиктованный непростой эпохой, не остается без удовлетворения. Власть сознает, видит проблему и решает ее цивилизованным, законодательным путем. Россия должна вступить в завтрашний день с отмобилизованной, демократичной, доступной системой образования, которая будет выпускать из школ, лицеев, колледжей и вузов динамичную молодую смену, готовую полноценно ответить на все вызовы нашего сложного, противоречивого времени».
 
 
Учеба и практика одновременно: опыт Британии
 
Российским студентам не хватает практики, в то время как в Британии обучение состоит из нее на четверть. Выпускники российских вузов больше не считаются квалифицированными кадрами. Работодатели не берут их, ставя обязательным условием опыт работы не менее 1-3 лет. И не будут брать впредь, пока наше высшее образование не приблизится к реальной жизни, считает газета «Московский Комсомолец» и публикует 8 ноября статью «Джентльмены у станка».
 
В отличие от России, где вуз – это семинарские аудитории и лекционные залы, британский университет начинается с лабораторий и мастерских. Притом самых невероятных. Например, по усовершенствованию и тестированию молотков, как на инженерном факультете Шеффилдского университета Хэллэм. Здесь убеждены: чтобы руководить персоналом, специалист – инженер, дизайнер, менеджер по туризму или гостиничному бизнесу – должен все уметь сам. Поэтому теоретические занятия перемежаются с практическими, число которых доходит до 20-40 часов в неделю. Да и само здание университета устроено так, что учебные аудитории и студии с мастерскими находятся друг против друга – через коридор со стеклянными дверями, как, скажем, у полиграфистов. Будущие мебельные дизайнеры постигают азы мастерства в университетских деревообделочных мастерских – учатся вырезать детали из больших деревянных листов, а заодно тестируют мебель на прочность, причем не только собственного изготовления, но и для городских компаний. Так же обучают рестораторов и хоспитальеров. В аудиториях, оборудованных как современные кухни, их учат готовить, печь хлеб, сервировать столы. Не важно, что на будущей работе им самим этого делать не придется. Полученный опыт позволит сразу влиться в работу ресторана или производство продуктов питания. А для лучшего осознания ответственности будущим рестораторам и пищевикам показывают, что происходит с их продукцией в организме потребителя, на пугающе реальных муляжах пищеварительного тракта в натуральную величину.
Следующая ступенька овладения будущей специальностью – участие старшекурсников в научных исследованиях университета. Все проекты настоящие: часть по заказу частных фирм, другая – правительств своей и зарубежных стран, третья – социальные проекты. Лишь за последние 10 лет, рассказал директор Института культурных связей и компьютерных исследований Саймон Йейтс, университет выполнил заказы более чем 100 компаний, включая всемирно известные. Например, упаковки для продуктов питания, бытовых приборов или косметики. Среди международных работ – крупнейший комплексный проект ЕС по мониторингу миграции оружия в странах Евросоюза. Из социальных – разработка материалов и технологий для пожилых людей (например, для ванных и туалетов домов престарелых и больниц), аппаратура для слепых, позволяющая ориентироваться в пространстве. А есть и проекты для собственной альма-матер: с помощью стереопроекций ребята создали объемную виртуальную реальность, которую можно использовать как при работе дизайнеров и архитекторов, так и для обучения студентов-медиков.
 
Самое главное, что в какой бы области ни проводились исследования, они всегда носят междисциплинарный, межфакультетский характер. Инженеры и химики, медики и социологи объединяют усилия, и это дает удивительные плоды. Например, в виде экзотических свадебных платьев, созданных университетскими дизайнерами, химиками и инженерами: дизайнеры придумали модели, инженеры – каркас платьев, а химики – водоотталкивающий материал, из которого их сделали. Воистину выпускника вуза с такой штукой в портфолио работодатели оторвут с руками и без опыта работы. Тем более что ему всегда помогут две специальные университетские службы – карьерная и коммерческая. На самом деле британский вуз начинает работать на студента до того, как тот приходит учиться. Прежде чем открыть новую специальность, университет проводит маркетинговые исследования, убеждается в ее востребованности, а затем ищет компании, где студенты будут проходить практику. Годичная производственная практика на третьем курсе – ключевой момент в подготовке специалистов в Великобритании. А ее сочетание с трехлетним бакалавриатом называется сэндвич-пакетом.
Система и в самом деле смахивает на столь любимый британцами сэндвич: год практики меж двумя пластами учебы. Однако бесплатным сыром в мышеловке тут и не пахнет: весь этот год студенты работают по будущей специальности в одной из фирм, одобренных вузом. Статус в это время у них двоякий, рассказала проректор по международным делам Астонского университета Бирмингема профессор Хелен Хигсон. С одной стороны, они остаются студентами: пользуются университетскими лабораториями, получают консультации профессоров. С другой – являются сотрудниками фирмы и получают там небольшую зарплату – около 15 тыс. фунтов в год. Итог – дипломная работа по реальным проблемам компании.
Российское высшее образование все больше становится платным (процесс слегка затормозился лишь в кризис), а его стоимость в лучших вузах приближается к британской. В таких условиях выбор ребят все чаще будет не в пользу отечественного образования. Тем более что в Британии работает система грантов, претендовать на которые могут и иностранцы: здесь охотятся за талантливой молодежью и понимают, что сегодняшние вложения в нее многократно окупятся завтра. «В иностранных студентах нас привлекают не их деньги, а таланты, – разъяснил политику своего вуза замдекана инженерно-математического факультета Сити Юниверсити Лондон Саноар Хан. – 32% из 24 тыс. наших студентов – иностранцы из 156 стран мира, и среди них около 150 из России: с Россией, как и с США, у нас особо активные связи». На некоторых факультетах иностранцами укомплектована практически вся аспирантура. И эта отличительная черта вуза щедро окупается: научные исследования, которые ведут интернациональные коллективы, приносят университету большую славу. И большие деньги.
Аспиранты Университета Сити Екатерина из Петербурга и Виктор из Москвы занимаются биомедицинской инженерией. Катина специальность – прикладная ядерная физика в радиомедицине. Дома она попыталась найти научных руководителей по своей теме в нескольких институтах, но обнаружила, по ее словам, что «в России на данном этапе исследования не являются приоритетной областью. А тут профессор Хан предложил заняться неинвазивным исследованием холестерина в крови (анализ крови без прокола кожи)». Тема перспективнейшая как с точки зрения масштабов холестериновой проблемы в мире, так и новизны методики. И Катя уехала двигать науку с медициной в Лондон. Виктор окончил Электротехнический институт в Зеленограде. Хотел заниматься наукой дальше, но в России, по его словам, «на науку не было средств». Да и основная часть исследований в его институте носила военный характер, а это его не привлекало. Решил ехать в Лондон: «Родители нашли деньги только на 1-й год. На остальное сам нашел себе гранты». Пишет диссертацию на стыке математики, медицины и инженерии: на основании математических расчетов конструирует прибор для измерения содержания глюкозы в крови. Прокол кожи не требуется: прибор просвечивает кожу лампочкой и выдает результаты по разнице поглощения света разными химическими веществами. А на очереди усовершенствованная модель – прибор, способный тем же способом сделать полный анализ крови. Работа, рассказал Виктор, идет успешно: «Исследовательская группа университета имеет связи с больницей, с индустрией, так что проблем с приборами или клиническими исследованиями нет. Нет проблем и с финансированием: коммерческая служба университета нашла несколько медицинских компаний, которые проявили интерес к нашим разработкам и готовы после экспериментального подтверждения вложить в них свои деньги. И никакой бюрократии: британские исследователи отчитываются всего раз в год. Основное время тратится на науку». Обыденность аспиранта Сити Юниверсити Лондон – недостижимая мечта любого аспиранта российского вуза. Да что там аспиранта – профессора-исследователя. Однако по завершении темы Виктор, по его словам, готов вернуться на родину: «Будет возможность – вернусь в Россию. Если, конечно, найду там себе научное применение». Очень хотелось бы, чтобы нашел. Ведь в противном случае все, что он и впредь сделает во славу британской науки и медицины, нашей стране придется покупать по мировым ценам.
 
 
Вузовскую науку будут двигать иностранные ученые
 
40 исследователей, половина из которых иностранцы, признаны победителями конкурса на получение грантов правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах. Такое решение принял правительственный совет по грантам. Рассказывает газета «Известия» от 2 ноября в заметке «Институтам добавят ума».
 
У научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых, четыре основные задачи. Это создание в университете исследовательской лаборатории международного класса, получение научных результатов мирового уровня, подготовка высококлассных специалистов и трансфер в экономику перспективных разработок. Участниками конкурса могли стать как российские, так и иностранные ученые, занимающие лидирующие позиции в своей научной области. Ограничений по гражданству и стране постоянного проживания не было. Но при этом по условиям конкурса со следующего года ученый должен непосредственно на месте руководить лабораторией в российском вузе и проводимыми научными исследованиями не менее четырех месяцев в году.
 
«Конкурс был достаточно жестким, – отметил председатель правительственного совета по грантам министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Всего поступило 507 заявок. После детального обсуждения путем голосования был составлен рейтинг. А в итоге победителями признаны 40 ведущих ученых, чьи заявки набрали более половины голосов всех членов совета». 20 ученых-победителей являются российскими гражданами, шестеро из них имеют двойное гражданство, а пятеро постоянно проживают в России. Из зарубежных исследователей десять представляют США (у четверых из них есть двойное гражданство), семь имеют паспорт ФРГ. Среди научных областей больше всего победителей приходится на биологию, медицину, физику и биотехнологии – по четыре человека. А вот на астрономию и астрофизику, атомную энергетику и ядерные технологии, машиноведение, химию, экономику, международные исследования, социологию и энергетику выделяется по одному гранту.
13 исследователей будут работать в московских вузах (причем сразу шестеро отправятся в МГУ им. М.В. Ломоносова), шесть поедут в Санкт-Петербург. Остальных ждут в Тольятти, Нижнем Новгороде, Уфе, Саратове, Пущине, Казани, Владивостоке, Тюмени, Томске, Красноярске и Новосибирске. «Учитывая пожелания российских и зарубежных ученых, было принято решение о проведении второго конкурсного отбора, который будет объявлен в ближайшее время», – сообщил Андрей Фурсенко. В нем смогут принять участие те исследователи, кто не подавал заявок на первый конкурс, а также те, кто не вошел в число его победителей.