ОБЗОР ПРЕССЫ № 32

13 марта 2003

"Московский Комсомолец"

В Москве утверждены сроки окончания 2002-2003 учебного года, сообщает газета "Московский Комсомолец" от 6 марта. Раньше, чем у остальных школьников, летние каникулы начнутся у первоклассников. Малыши закончат учиться уже 24 мая. Ученики со второго по восьмой класс, а также подростки из десятых классов будут ходить в школу до 31 мая. Группы продленного дня станут работать по такому же графику. Для двоечников, имеющих задолженность не более чем по одному предмету, руководство школ обязано организовать в июне учебные занятия и последующую аттестацию до 1 июля 2003 года.

Несколько раньше учебный процесс закончится для выпускников девятых и одиннадцатых (двенадцатых) классов. Это связано со сдачей экзаменов. До 15 мая ученикам и их родителям руководство школ должно сообщить полное расписание экзаменов, которые в девятых классах начнутся 28 мая, а в одиннадцатых - 2 июня. Выпускников девятых классов ждут два письменных экзамена: русский язык - 28 мая и алгебра - 5 июня. Ученики, закончившие одиннадцать классов, должны будут написать сочинение 2 июня, работу по алгебре и началам анализа - 9 июня. Расписание устных экзаменов школы составляют самостоятельно.

Несколько категорий школьников смогут сдать экзамены досрочно. К примеру, в период с 20 апреля по 15 мая 2003 года отчитаться в своих знаниях имеют право выпускники, уезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, на постоянное место жительства за рубеж, а также учащиеся вечерних школ, призванные в ряды Российской армии. Кроме того, с 5 по 24 мая досрочно сдать экзамены могут дети, обучающиеся по состоянию здоровья на дому или находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев. Торжественное вручение аттестатов состоится, как обычно, 25 июня.


"Парламентская газета"

"Учительские слезы власть не прожигают" - так называется статья в "Парламентской газете" №1170. В Прибайкалье прошла всероссийская акция протеста работников бюджетной сферы. В ней приняли участие более 13 тысяч человек.

Уже не первый день бастуют педагоги восьми тайшетских школ, восемь школ закрыты в Чунском районе, всего в области не работают около 40 образовательных учреждений. Более 20 000 школьников находятся на вынужденных каникулах. Между тем протест учителей стал в последние дни приобретать крайние формы. В школе Нижнеилимска, как сообщил председатель обкома профсоюза работников образования Юрий Бакштановский, голодают семь педагогов, еще пять человек подобным же образом добиваются ликвидации задолженности по зарплате в Видимской средней школе. Нет никакой уверенности в том, что примеру нижнеилимцев не последуют и в других районах. По словам профсоюзного лидера, задолженность перед учителями Прибайкалья превысила 75 миллионов рублей. Областные власти между тем кивают в сторону муниципалитетов. На днях губернатор Иркутской области Борис Говорин заявил, что перед работниками областных бюджетных учреждений власть чиста как младенец: все положенное выплачивается вовремя. Что же касается муниципалов, то здесь учителям надо жестче спрашивать со своих мэров.

Некоторые градоначальники даже областную субсидию, предназначенную для погашения долгов, направили на затыкание других зияющих дыр. Зима, говорят, важнее, чем учительские слезы и негодование. Взрыв возмущения у работников бюджетной сферы вызывает и предполагаемая реформа системы оплаты труда. В адрес правительства, на имя Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева направлены письма с требованиями не допустить реформы "по Починку". Эти послания составлены по результатам митингов, пикетов, проводимых в Иркутской области с 25 по 27 февраля. Под ними подписались более 15 тысяч учителей области. Недовольство педагогов поддержали и депутаты областного парламента. Заместитель председателя законодательного собрания Иркутской области по социально-культурному законодательству Татьяна Юртаева заявила, что разработанная правительством концепция в несколько раз ухудшит положение бюджетников, поскольку все бремя ответственности перекладывается на муниципальный уровень. А как муниципалитеты нынче выплачивают зарплату - видят все.


"Комсомольская Правда"

115 лет назад родился самый именитый отечественный учитель - Антон Семенович Макаренко. Газета "Комсомольская Правда" от 12 марта посвящает этому событию целую статью.

В прошлом году в России было примерно столько же беспризорников и социальных сирот - детей, брошенных на произвол судьбы собственными родителями, сколько в Советской России после гражданской войны. Большевикам справиться с проблемой удалось за десять лет. Знаменитым педагогом того времени, основателем одной из самых успешных коммун для беспризорников был Антон Макаренко. Можем ли мы сейчас воспользоваться его методами воспитания? В основе воспитательной методики Макаренко сугубо буржуазный принцип: честно отработал - честно получил. В сельской колонии под Полтавой за два года педагог создал прибыльную животноводческую ферму. Воспитанники получали от двух до пяти рублей золотом в месяц. В 1928 году Антон Семенович возглавил детскую коммуну под Харьковом. По сути, это уже был целый завод. Вопрос, что и как производить, Макаренко решил так: производство должно готовить рабочих дефицитных и перспективных профессий; производить следует товары, дефицитные для советского рынка.

Выбор пал на компактное переносное электросверло по типу выпускаемого австрийской фирмой. Позже коммунары начали собирать первый советский фотоаппарат - ФЭД. В 1934 году прибыль коммуны была 4,5 млн. рублей. Лишь одни коммунары не могли работать на заводе. Макаренко приглашал опытных рабочих, инженеров, управленцев. Каждый бывший беспризорник начинал с работы, не требовавшей квалификации. А уж потом его определяли согласно его наклонностям - в чертежный, плановый, инструментальный или коммерческий цех. Вопросами начисления зарплаты занимался совет коммуны, в который, кроме Макаренко, входили бригадиры из подростков. Кстати, бригадир менялся каждые полгода - им мог стать любой из ребят.

Зарплаты распределялись так: сначала из заработка удерживалась стоимость содержания коммунара - жилье, питание, обязательный минимум одежды; четверть отчислялась на содержание младших членов коммуны; четверть - на сберкнижку коммунара; восьмая часть заработка - в кассу взаимопомощи: для стипендий, отправившимся учиться в вузы и техникумы, на выдачу "приданого", желающим покинуть коммуну, на организацию походов и культурных мероприятий; оставшиеся три восьмых заработка отдавались на руки. Естественно, такую систему "уравнительная" советская система не могла долго терпеть. Вскоре всех коммунаров превратили в рабочих с мизерной зарплатой. Антона Макаренко сначала назначили заведующим учебной частью завода, а потом и вовсе отстранили от управления коммуной.

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в Харьковской губернии. Окончил учительские курсы и Полтавский пединститут. Автор 60 трудов и книг, среди которых "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Марш 30 года", "Книга для родителей". В 1920 - 1935-е годы возглавлял на Украине колонии для бывших беспризорников. Разработал собственную систему перевоспитания "трудных" подростков. В 30-е годы власти объявили ее "не советской", и началась борьба с "макаренковщиной". Макаренко умер 1 апреля 1939 года.


"Российская газета"

"Российская газета" №46 публикует очередное интервью с министром образования Владимиром Филиповым.

"Сейчас рабочая группа "шлифует" текст закона об олимпиадах. Но вскоре он будет вынесен на рассмотрение Госдумы или Правительства Российской Федерации. Если закон примут, то при поступлении в вузы будут учитываться результаты не только всероссийских, но и региональных олимпиад. Дело в том, что сейчас без экзаменов зачисляются в вузы только победители всероссийских олимпиад и участники международных команд школьников. Это очень немного. Например, по биологии - всего 6-10 человек. С введением закона примерно в десятки раз увеличится число победителей олимпиад, которые будут зачисляться в вузы без экзаменов. Схема приема следующая: по-прежнему в любой вуз страны будут приниматься победители всероссийских олимпиад, а вот победители региональных интеллектуальных конкурсов - только в вузы своего субъекта Федерации по выбранному профилю. Впрочем, учебные заведения других регионов получат право принять "чужого" победителя олимпиады без экзаменов. Решение этого вопроса отдается на усмотрение приемной комиссии вуза. Например, победитель из Волгоградской области может поехать в Саратов. Но только в родном регионе его принять без экзаменов будут обязаны."

"Надо думать о том, какие специальности будут нужными не в момент поступления, а лет через пять-шесть. В перспективу нужно смотреть. Что же касается моды, то ситуация в регионах разная. Где-то сориентировались на промышленность, где-то - на сельское хозяйство. От этого зависит спрос на специальности. Нужно иметь также в виду, что уже сейчас есть определенные профессии, по которым у нас перепроизводство дипломированных специалистов. Это экономисты и юристы. Устроиться на работу им очень трудно, особенно в крупных городах. Другое дело, не хватает качественных профессионалов, но их готовит ограниченное число вузов. Совершенно очевидно, что в ближайшее время будут востребованы специальности, которые связаны с информационными технологиями. Но нужны не широкие специалисты по информатике, а люди, разбирающиеся в конкретной области: машиностроении, сельском хозяйстве, экономике. Судя по росту промышленности, растет спрос на инженеров. Их заработная плата в среднем даже выше, чем у гуманитариев. Это объясняется тем, что последние, как правило, идут работать в государственные структуры, а зарплата в промышленности существенно выше, чем в бюджетной сфере."

"Письмо о том, что нельзя будет совмещать выпускные экзамены со вступительными, было разослано по регионам весной 2002 года. В нем сказано, что те школы, которые уже набрали детей на курсы и ведут подготовку в вуз, могут работу свою продолжать и совместить выпускные и вступительные экзамены. К примеру, если курсы начали работать с первого сентября 2001 года, то они благополучно выполнят свои обязательства перед слушателями. А вот набирать новые годичные или двухгодичные группы с первого сентября 2002 года было уже нельзя. Если этого не было сделано, то, значит, руководители курсов попросту проигнорировали министерское письмо, где, кстати, говорилось, что будут выпущены новые правила приема в вузы, зарегистрированные Минюстом РФ."