ОБЗОР ПРЕССЫ № 30

04 марта 2003

"Московский Комсомолец"

Учителя станут богаче на 33 процента - считает газета "Московский Комсомолец" от 3 марта. В федеральном бюджете заложены деньги на повышение зарплат учителей на 33%. Но случится это лишь с 1 октября, а к тому времени инфляция превратит надбавку в пшик. Кроме того, министр труда Починок предлагает примерно в это же время перейти на новую систему расчета окладов бюджетников. Единую тарифную сетку заменит новая, мало кому понятная отраслевая система. Теоретически она подразумевает более справедливое начисление зарплат -- в зависимости от образования, званий, стажа, квалификации и много чего еще. А практически...

"Может получиться так, что некоторым учителям действительно поднимут зарплату процентов на 50. Другим же придется довольствоваться жалкой подачкой процентов в 15," - говорит депутат Мосгордумы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович. Сейчас учитель - самая низкооплачиваемая профессия среди бюджетников. И у московских учителей положение не лучше, чем у коллег из регионов. Несмотря на то что столичные учительские оклады на 110% выше средних по стране, в соотношении с прожиточным минимумом зарплата московского учителя ниже, чем в Питере, Самаре или Нижнем Новгороде. Даже при том, что практически ни один учитель в Москве не работает на одну ставку (18 часов в неделю), мало у кого выходит больше 150 долларов в месяц.

Предложения московских властей таковы: сначала повысить учителям оклады, а уж потом разбираться с новой системой оплаты труда. Если говорить более конкретно, то сейчас обсуждается предложение повысить зарплату учителям уже весной, до отпуска. Правда, на те же 33 процента. Зато предлагается расширить список учителей, имеющих право на надбавки.

"Сейчас надбавки от московского правительства получают молодые учителя (от 25 до 50%), учителя, имеющие награды (30%), учителя гимназии. Но в проекте нового закона о средней школе, который вот-вот будет внесен на рассмотрение Мосгордумы, предусмотрены надбавки для таких специфических специальностей, как учитель этнокультурных школ или учитель школы для детей с ослабленным здоровьем," -- считает Евгений Бунимович.


"Рост"

"Грызуны науки мечтают об автомате" - так называется материал в газете "Рост" от 20 февраля, посвященный Научно-технической конференции учащихся Калининского района.

В конференции участвовало около 400 человек. Доклады делались по всем предметам: от обычных -- истории, физики и биологии, до не совсем обычных --краеведения, валеологии.

Корреспондент газеты задала участникам конференции вопрос: "Почему вы участвуете в конференции?" Результат получился весьма интересный: большая часть школьников участвует в конференции ради того, чтобы сдать экзамен "автоматом" в случае победы (по усмотрению учителя и администрации школы). На втором месте ответ: "Не знаю, мне предложили, я согласился". На третьем: "Из-за будущей профессии (медики - в биологию, программисты - в информатику), может, в вуз поступить поможет". И, наконец, на четвёртом месте ответ: "Просто потому, что я хочу участвовать, мне действительно нравится проводить исследования и опыты".

А вот какие мнения о конференции у некоторых победителей: "Мне очень понравилась эта конференция: я узнала много нового. Познакомилась с "братьями по оружию". За грамоту тоже большое спасибо, только вот я не Елена, как написали в Дипломе, а Евгения". (Женя, школа №23) "'Мне понравилось, только вот организация "хромает" немного. В актовый зал участников буквально "впихали", народу -- много, места -- мало, со столовой то же самое: посмотришь на очередь, аппетит напрочь пропадает!" (Марина)


"Московские Новости"

Газета "Московские Новости", выпуск №7, рассказывает о начале съемок телепроекта "Путевка в жизнь", создаваемого 1 каналом. Первая передача - о беспризорниках.

В телекомпании решили: невозможно снимать "Путевку в жизнь", не вмешиваясь в эту жизнь. И все это время телевизионщики, не сделав ни одного кадра, занимались в общем-то не свойственным им делом: создавали структуру, которая бы защищала детей, интернет-портал со всей необходимой информацией и оказывали беспризорникам конкретную помощь.

На окраине Москвы на свалке милиция устроила облаву -- отлавливала беспризорных детей, чтобы доставить их в приемники-распределители и больницы. Это вызвало переполох в хижине из фанеры, кусков линолеума и прочего хлама, расположенной недалеко от свалки. Обычно живущие здесь мальчишки - Артем, Миша и Коля - просыпаются часам к 12, когда их будит старший из них - Сергей. Но сегодня из-за облавы все проснулись раньше и разбежались. Артем вернулся первым. Не было никого, кроме еще более бездомной собачки Геры с четырьмя щенками и крыс, которые водятся здесь в таком количестве, что сами могли бы устроить облаву на милицию. Что стало с остальными ребятами, Артем не знал. В ожидании их 12-летний мальчик привычно потянулся за клеем. Хижина мальчиков - где-то три на два метра и с метр высотой. Поэтому туда, кроме Миши, Артема и вернувшегося Сергея, смогли на корточках вползти также оператор, продюсер Александр Коняшов и автор программы Алевтина Семенякина. Забрались в обуви, что мало отразилось на лежащем на полу потертом ковре.

"Я со Смоленской области, родился 18 июня 1991 года, - начал рассказывать на камеру так, как он, видимо, привык говорить о себе в милиции, Артем. - Жили спокойно. Потом мать с отцом поругались. Мать три раза забирала меня со школы. Отец хотел, чтобы я жил в интернате. Я там прожил 4 месяца, но мне не понравилось. Я знал об этой свалке. Из нашей деревни тетя Оля сюда ездила. Потом мама, потом я. Сестра моя старшая, Света, тоже здесь, но я ее редко вижу."

"Тебе здесь нравится?" - спросили телевизионщики. "Да нормально, - закурив, ответил Артем. - Гуляешь, свободен. Мы клеем дышим, деньги стреляем на макдате." Макдат - это "Макдоналдс", где мальчишки попрошайничают, чтобы не есть мороженые и жесткие продукты со свалки, а купить в магазине колбасы, молока, хлеба. До "Макдоналдса" мальчишек подбрасывают водители мусоровозов.

"Ты счастливый ребенок?" - спросили репортеры Артема. "Да, счастливый, - ответил мальчик, вгрызаясь в кусок колбасы, величиной с заварочный чайник. - Только отца хотелось бы рядом иметь." "Что будет завтра?" - философски спросили телевизионщики. "Не знаю, - не менее философски ответил мальчик. - Хочу, чтобы я завтра нашел побольше денег и поехал домой к отцу. Мне надо 200 рублей на автобус. И чистую одежду, чтобы менты не забрали." "А если мы тебя отвезем, поедешь?" "Поеду." Потом о своей жизни рассказывали и другие мальчишки. Истории были похожими: матери, или спившиеся, или бросившие их, интернаты, в которых бьют, вокзалы и свалки, где голодно и холодно, но зато откуда, в отличие от интернатов, можно убежать.

Артема на другой день отмыли, одели во все чистое, накормили досыта дома у Алевтины Семенякиной. И она повезла мальчика домой к его отцу, в Смоленскую область.

В родной деревне Артема, где зарплата составляет рублей 300, его отец и мачеха считаются людьми небедными - у них, инвалидов 2-й группы, пенсия по 800 рублей. История этой некогда благополучной семьи оказалась трагической: родители Артема с маленьким братом попали в автокатастрофу. Родители выжили, а мальчик нет. После чего мать начала пить и в итоге оказалась с сожителем на свалке, куда перевезла Артема и Свету. Но старшая сестра, к удивлению Артема, встретила его дома. Она, не выдержав жизни на свалке, вернулась к отцу сама. Телевизионная камера зафиксировала слезы и объятия. Они повторились в гостях у бабушки с тетей. Мальчику действительно были рады. В телекомпании понимают, что это вовсе не конец даже телевизионной истории. На случай, если Артем не сможет жить в той семье, уже приготовлены запасные варианты. "Мы не бросим его, - говорит продюсер Александр Коняшов. - Теперь на очереди Коля."


"Учительская газета"

Полгода белорусская пресса следила за борьбой родителей четвероклассницы Маши Корольковой из маленького городка Горка, наблюдая, как они отстаивали свое конституционное право обучать ребенка на одном из равногосударственных языков - белорусском. Однако, как оказалось, в жизни осуществить это равенство не так-то легко. Рассказывает "Учительская газета" №8.

До четвертого класса Маша училась на родном языке в белорусскоязычном классе обычной городской школы. Но по его окончании родители Машиных одноклассников все как один изъявили желание обучать своих детей дальше только "по-русски". О чем написали заявление в местный отдел образования. Маша Королькова осталась, как говорится, в гордом белорусском одиночестве, причем никаких приемлемых вариантов ни ей, ни родителям предложить на местном уровне не могли: в городе просто не осталось белорусскоязычных классов и школ.

После зимних каникул конфликт наконец-то разрешился. Сдав экстерном экзамены за вынужденный полугодовой "простой", Маша вернулась к одноклассникам, вместе с которыми теперь учит русский и белорусский языки, литературу и историю Белоруссии. А вот математику и всемирную историю девочка изучает по индивидуальному, сокращенному плану. Зато на родном языке. Ситуация, согласитесь, обидная для государства, где до 80% населения относят себя к этническому белорусскому языку. А вот количество белорусскоязычных школ и детей в них неуклонно снижается. Сегодня на родной мове в стране обучаются лишь 23,5% школьников.

Только пятая часть всех школ ведет обучение на двух языках (хотя в таком именно учебном заведении училась Маша Королькова). Сокращается здесь, можно так сказать, социальная база для изучения белорусского языка: сельские школы, где ведется обучение на родном языке, закрываются по причине резкого сокращения численности учеников... На недавней пресс-конференции министр образования Беларуси Петр Бригадин сказал, что проблема возрождения белорусского языка на сегодня - стратегическая и над ней необходимо работать всем миром.

Однако нынешние родители, особенно городские, - люди весьма прагматичные. И озабочены они сегодня не только судьбой "матчынай мовы" или русского языка, сколько, как ни странно, английского. Во всяком случае в Минске нередки заявления родителей, которые уже в начальной школе просят сократить до минимума число русских и белорусских часов в пользу английских. За который, кстати, готовы платить любые деньги. Что же лежит в основе столь непатриотичного выбора белорусских родителей? Конечно, не эмигрантские настроения либо желание видеть своих детей сплошь программистами или международниками. Но и порой непродуманная образовательная политика. Например, уже несколько лет в Беларуси английский язык непременно сдают абитуриенты, поступающие на самые дефицитные экономические и правовые специальности государственных вузов. Так что, сами понимаете, без английского языка и ни туда и ни сюда.