ОБЗОР ПРЕССЫ № 28

25 февраля 2003

"Учительская газета"

"Учительская газета" №07 представляет официальный документ "О разработке многобалльной системы оценки знаний" Министерства образования РФ. Вот о чём он повествует.

  1. Министерство образования прекрасно понимает, что разработка и введение новой системы оценок знаний учащихся не относится к числу проблем, требующих срочного решения. Вместе с тем эту проблему надо рассматривать в совокупности со следующими вопросами:
    • содержание образования (чему и в каком объеме учить);
    • педагогические технологии (как учить и воспитывать);
    • оценка качества знаний (как оценивать знания ученика).

    В этой связи соответственно: активно ведется создание новых стандартов общего образования, а также экспериментальная отработка в 1735 школах страны нового содержания общего образования; практически завершена разработка Программы модернизации педагогического образования на 2003-2006 гг.; ведется работа по созданию в 2003-2005 гг. общероссийской системы аттестации и контроля качества и, естественно, анализируются и рассматриваются различные подходы к системе оценивания знаний учащихся.

  2. Эта проблема впервые масштабно озвучена после ее предварительного рассмотрения Клубом учителей года - победителей всероссийских конкурсов "Учитель года". Эта тема периодически поднимается и в педагогической прессе, и учителями: на практике, как известно, абсолютное большинство учителей выходят за пределы нашей системы оценок, ставя оценки или "4 -", или "3 +" и т.п. Более того, наша пятибалльная система оценок на практике вырождается в трехбалльную, ибо единицы или двойки в аттестат за 9-й или 11-й класс практически не ставятся, а часто учителю "настоятельно не рекомендуется" ставить двойку и по итогам обычного, не выпускного учебного года. В результате - "три пишем, два в уме", и этот обман, в частности, негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят, в итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления. На самом деле в абсолютном большинстве стран мира приняты более многобалльные системы оценки знаний учащихся, и на новые многобалльные системы оценки знаний перешло уже большинство государств - бывших республик СССР.
  3. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу в Российской академии образования, проводятся экспериментальные апробации в ряде школ - например, такие исследования, экспериментальные апробации и успешное внедрение результатов реализуются под руководством академика РАО Ш.Амонашвили уже более 20 лет. С учетом вышеизложенного Министерство образования инициировало широкое обсуждение с педагогической общественностью, с учителями-практиками целесообразности и необходимости принятия оптимальной для России модели многобалльной системы оценки знаний учащихся. На данном этапе для обеспечения демократического обсуждения ни министр, ни Министерство образования в целом не заявляли и не заявляют своей позиции по предпочтению той или иной системы оценки знаний учащихся.

Планируется, что в ближайшее время в субъекты Российской Федерации будут направлены материалы с изложением подходов оценивания знаний учащихся в различных многобалльных системах оценок. Далее должны пройти обсуждения их в институтах повышения квалификации учителей (институтах развития образования), а также на различных конференциях, в том числе на августовских педагогических чтениях в субъектах Российской Федерации. По итогам такого профессионально-общественного обсуждения планируется совместно с Российской академией образования определить целесообразность сохранения или изменения системы оценки знаний учащихся. При этом внедрение, при необходимости, в практику работы школы новой системы оценок будет возможно только после проведения соответствующей подготовительной работы, то есть не ранее чем через 2-3 года.


"Московский Комсомолец"

Подготовлены темы выпускных сочинений-2003 - сообщает газета "Московский Комсомолец" от 18 февраля.

Уже подготовлен "Перечень тем сочинений" для письменного экзамена по литературе. Включенные в него 500 тем сгруппированы в четыре раздела: по русской литературе первой половины XIX века, второй половины XIX века, XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения. В конце марта "Перечень" будет направлен электронной почтой во все управления образования России, а также опубликован в ряде газет и размещен на сайте министерства. Второй этап: из "Перечня" сформируют 70 комплектов по пять тем, которые и направят во второй декаде мая во все отечественные школы.

Темы в каждом комплекте будут подобраны следующим образом:

  1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX-ХХ веков (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
  2. Тема в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
  3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
  4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
  5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или ХХ век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).

Как и в прошлом году, в день экзамена в прямом эфире руководитель образования субъекта РФ вытащит из лототрона шарик с номером комплекта. Темы объявят по телевидению и в радиоэфире, а учителя запишут их на доске в классе. Правда, в некоторых школах сохранится традиционный порядок проведения итоговой аттестации: там, где нет радио- и телесвязи; для выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, и выпускников вечерних (сменных) школ. Темы сочинений для них доставят в конвертах, которые вскроют перед началом экзамена.

Вот образец комплекта тем сочинений:

  1. Стихотворение Ф.И.Тютчева "Певучесть есть в морских волнах:" (восприятие, истолкование, оценка).
  2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М.Горького "На дне"?
  3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
  4. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". (Для школ с родным (нерусским) языком обучения: Тема родины в лирике А.А.Ахматовой.)
  5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII - XIX веков.

"Комсомольская Правда"

"600 тысяч первокурсников будут учиться бесплатно" - сообщает газета "Комсомольская Правда" от 18 февраля. Министерство образования утвердило контрольные цифры приема в государственные вузы.

Прежде вузы просто подавали заявки в Москву - сколько студентов они смогут обучить и сколько им на это денег надо бы. И Минобр считал, какую сумму от щедрот своих отвалит тому или иному университету. Теперь методика расчетов изменилась. Идея банальна и логична - не вузы, заинтересованные в гарантированном финансировании, а министерства и ведомства, которым нужны специалисты, составляют заявки. Каждое считает, сколько инженеров, врачей, агрономов или учителей физкультуры понадобится на заводах, в школах, в больницах или в совхозах через пять-шесть лет. Межведомственная комиссия сводит все вместе. А затем уже определяет, в каком вузе сколько спецов будут готовить - учитывая и уровень подготовки, и материальные затраты.

В этом году госбюджет оплатит тягу к знаниям 594 381 абитуриенту. В том числе на очной форме обучения будут заниматься 399 951 человек. По сравнению с 2002 годом бюджетных мест стало больше на 2,7 процента. По словам министра образования Владимира Филиппова, ожидается сокращение приема тех, кто желает получить профессию юриста и экономиста. За последние годы таких специалистов подготовлено слишком много, и работу им найти трудно. Зато будет увеличен прием на технические специальности. Больше нужно стране и учителей - средний возраст педагогов в школах подходит к критической отметке. А вот сколько мест будет на платных отделениях госвузов и сколько ребят примут негосударственные образовательные учреждения, пока не подсчитано.

Госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием на 2003 год по министерствам и ведомствам. Контрольные цифры приема (человек):

Минобразования - 448 746

Минсельхоз - 53 500

Минздрав - 22 030

МПС - 12 025

Министерство культуры - 10 186

Министерство труда - 8020

Министерство транспорта - 7852

Госкомспорт - 5715

Минэкономразвития - 5680

Госкомитет по рыболовству - 4164

МГУ им. Ломоносова - 3946

Министерство связи - 3579

Управление делами президента - 3020

Министерство по налогам и сборам - 1500


МИД - 595

Минатом - 500

Верховный суд - 410


"Труд"

Газета "Труд" №031 публикует материал под названием "В ПТУ - по конкурсу".

В советские времена в Волгоградской области 63 профессионально-технических училища готовили трудовые резервы для индустрии региона. Те годы давно уж канули в Лету, но ни одно из 63 училищ, представьте, не закрылось. Более того, повсюду сохранено даже бесплатное питание для учащихся. ПТУ прекрасно научились выживать в условиях постоянного дефицита государственного финансирования. Не ожидая милости от властей разного уровня, они стали сами зарабатывать деньги на свое существование.

К примеру, волгоградское училище № 12 славится производством недорогой, но практичной и удобной школьной и бытовой мебели. Ребята из фроловского ПУ № 5, объединившись в ученические бригады, могут сделать евроремонт в квартире или офисе не хуже опытных профессионалов. А их сверстники из сельских учебных заведений сеют, убирают урожай, тем самым зарабатывая средства не только на учебники и питание, но и на современную оргтехнику. Сейчас на дворе февраль, а в некоторые училища уже поступают заявления с просьбой о приеме. Так что летом там ожидают конкурс не ниже вузовского.