Поправки в законе все же будут
К 400 страницам закона «Об образовании» добавились 400 страниц поправок, сообщает газета «Известия» от 29 октября в статье «Большие перемены». Еще в День учителя президент Дмитрий Медведев поручил министру Андрею Фурсенко организовать максимально широкое общественное обсуждение нового законопроекта, подобное тому, что шло вокруг закона «О полиции». В результате только ленивый не высказал претензий по поводу объема будущего закона – к 400 страницам текста добавились еще столько же, если не больше, в виде поправок. В основном они касаются проблемы ликвидации понятия «начальное профтехобразование», типологии вузов и дошкольного образования.
По словам замминистра образования и науки Ивана Лобанова, с начальным профтехобразованием нужно расстаться для повышения статуса прежних ПТУ. Сейчас они выполняют скорее социальную, чем образовательную, роль: собирают детей, не пошедших в 10-й класс, и дают им возможность как-нибудь скоротать время до армии. О какой-то серьезной профессиональной подготовке речи не идет. «Сегодняшний работодатель требует специалистов 3-4-го разрядов. А это уже уровень среднего профессионального образования с более высокими требованиями по уровню материальной базы, квалификации кадров, чем в обычном ПТУ», – считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики. То есть идея заключается в том, чтобы подтянуть ПТУ до уровня колледжей, дающих реальное средне-специальное образование.
С типологией вузов примерно та же история. Согласно новому законопроекту, должны быть выработаны ясные критерии оценки того, что именно считать академией, университетом, институтом и колледжем. Сегодня таких критериев нет. Вместо них – огромное количество подозрительных учебных заведений, гордо именующих себя академиями и университетами. Если закон будет принят, дурить головы абитуриентам и их родителям таким заведениям не удастся. Как выразился председатель комиссии Общественной палаты по образованию, ректор Вышки Ярослав Кузьминов, «сегодня главная проблема – это отсечение псевдообразования, которое уже стало болезнью».
Что касается дошкольного образования, то в первоначальном варианте многих специалистов смутил его обязательный характер. Тем более что по каким-то причинам из законопроекта совершенно выпала форма семейного образования. По словам Ольги Кухтенковой из организации «За права семьи», заинтересованность в такой форме обучения есть. По данным ее организации, примерно 100 тысяч детей уже обучаются дома. Общественная палата порекомендовала внести в закон право детей и родителей на такую форму обучения.
Как пообещал замминистра Иван Лобанов, 1 декабря уже обновленный законопроект с учтенными поправками будет вывешен на сайте Минобрнауки. В соответствии с поручением президента его общественное обсуждение продлится до февраля будущего года.
Без экзаменов в вуз – только один раз
«Российский Союз ректоров договорился с Минобрнауки о сокращении привилегий для абитуриентов, поступающих не по ЕГЭ» – такую заметку публикует газета «Комсомольская Правда» от 29 октября. Школьники – победители и призеры олимпиад смогут воспользоваться своим правом поступить в вуз без экзаменов только один раз. Соответствующий приказ Минобрнауки будет подписан в мае. Однако о сокращении льгот объявили уже сейчас.
«В этом году была такая ситуация: мы получили по полсотни заявлений «олимпийцев» на специальности, где бюджетный набор – всего 100 человек на поток, – рассказал глава Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий. – В результате сильные абитуриенты, поступающие по ЕГЭ, испугались и не стали подавать заявления. Потом «олимпийцы» внезапно рассосались по другим вузам. И на оставшиеся места мы взяли смелых троечников, не побоявшихся рискнуть. А ребята с глубокими знаниями поступили в другие, зачастую более слабые вузы». В Российском союзе ректоров считают, что требование к обладателям льготы реализовать ее только в одном вузе может предотвратить повторение таких ситуаций в будущем. Победителями и призерами всех олимпиад школьников в 2010 году стали 23 тысячи человек. Правда, льготами воспользовались только 16 тысяч из них. А без вступительных испытаний было зачислено и того меньше – 8 тысяч абитуриентов (1,6% от всего бюджетного набора). Но поступили они в самые сильные вузы страны.
Больше всего олимпиадников приняли МГУ, Высшая школа экономики (ВШЭ), МГТУ имени Баумана, СпбГУ и Физтех. «Сейчас участие в олимпиадах – прерогатива выпускников школ, они воспринимают такие интеллектуальные соревнования исключительно как способ поступить в крепкий вуз, – объяснил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Эту ситуацию надо менять. Олимпиада – она для 7-8 классов, чтобы выявить и в дальнейшем поддерживать талантливых ребят. Может быть теми же самыми вузами. А умные абитуриенты все равно к ним придут – не с дипломом, так с хорошим ЕГЭ». В нынешнем учебном году состоится традиционная Всероссийская школьная олимпиада и 77 олимпиад школьников (на 12 меньше, чем годом раньше), которые проводятся под эгидой Российского союза ректоров. По прогнозам, в них примут участие порядка 600 тысяч человек (на 100 тысяч больше, чем в прошлом году). Но квоты для победителей и призеров этих соревнований сокращены на треть. Так что ребят, поступающих в вузы в 2011 году по олимпиадным льготам, в любом случае будет существенно меньше, чем прошедшим летом.
Готовы ли школьники к чрезвычайным ситуациям?
Состоялось заседание Центра социальных инноваций на тему «Инновационные проекты: школа безопасности», на котором рассматривались вопросы технологии подготовки подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Как отметила в своем выступлении заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова, в России дети гибнут в чрезвычайных ситуациях в 3-5 раз чаще, чем в развитых странах. Как нам защитить детей? Как они могут защитить себя сами? Какие требуются для этого навыки? О некоторых ответах на эти и другие вопросы – заметка «Школа безопасности для детей»,опубликованная в «Парламентской газете» от 22 октября.
Заместитель руководителя МЧС Владимир Пучков напомнил, что в стране сформирована единая система обучения всех категорий населения вопросам гражданской обороны, защиты людей и территорий. Важнейший сегмент этой работы – подготовка детей, которая, в частности, реализуется в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности. «Дети изучают правила личной безопасности, как реагировать на различные угрозы, оказывать помощь. Серьезное внимание уделяется формированию чувства долга, товарищества, патриотизма, уважения к старшим. В рамках курса ежегодно задействовано более 15 миллионов человек», – привел примеры Владимир Пучков. Однако хватает и трудностей. Прежде всего это недостаток современных грамотных учебных пособий, обучающих компьютерных игр, фильмов. Кстати, при содействии МЧС были созданы мультипликационные фильмы об основах безопасности жизнедеятельности, которые пользуются большим спросом за пределами страны, переведены на 20 языков. Но на российских телеканалах почему-то их практически нет.
О деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» рассказал директор Департамента гражданской защиты МЧС Сергей Шапошников. По его словам, с 2001 года движение включено в федеральный реестр детских и молодежных объединений, которые пользуются господдержкой. Создаются кадетские корпуса «Школы безопасности». Существует 11 кадетских школ-интернатов «Юный спасатель». Работают 285 классов безопасности и тысячи секций. В рамках проекта проводятся соревнования по поисково-спасательным работам в условиях чрезвычайной ситуации, соревнования по физподготовке, различные конкурсы, экскурсии и культурные мероприятия. Детей знакомят с пожарной техникой, специальным снаряжением. Планируется формирование современной материально-технической базы. В частности, принято решение о строительстве в Мордовии экспериментального городка. Здесь будут идти подготовка юношеской сборной команды спасателей, проводиться семинары по основам безопасности жизнедеятельности. Городок станет федеральной экспериментальной площадкой для отработки новых педагогических методик.
«Сегодня, когда растет число техногенных и природных вызовов, нужна эффективная система воспитания качеств, обеспечивающих общественную и собственную безопасность человека», – убеждена руководитель Центра социальных инноваций, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Галина Карелова. По ее мнению, лучшие технологии и региональный опыт, презентованные в центре, могут составить ее основу.
В вузах нет технологий, которые можно продавать
В Ростове-на-Дону прошла 12-я Российская венчурная ярмарка. Среди участников ярмарки оказалось немало вузов. Рассказывает «Независимая газета» от 26 октября в статье «Вузы продают не технологии, а идеи».
В продвижении инноваций, идей и их коммерциализации, говорилось на совещании, есть два направления. Обеспечение прорыва за счет крупных корпораций и за счет малого и среднего бизнеса. Сегодня, учат нас своим примером иностранцы, в прорывных инновациях крупные компании отходят на второй план. А на первые позиции выдвигаются средние предприятия, взаимодействующие с вузами. В США компании, которые занимаются передовыми технологиями, имеют офисы в ведущих вузах и через финансирование делают идеи доступными для коммерциализации. А затем уже крупные компании покупают эти разработки и привлекают людей, которые способны производить некий продукт в промышленных масштабах.
Все так, согласен Андрей Свинаренко, замгендиректора ГК «Российская корпорация нанотехнологий», но, к сожалению, в наших вузах отсутствуют современные технологии, которые можно коммерциализовать. Это как раз та проблема, которая порождена отсутствием исследований, ориентированных на дальнейшее применение их в экономике. В советское время, напомнил Андрей Свинаренко, университеты выполняли около 33% оборонного заказа страны, сегодня – только 3%. Восстановить то, что утрачено, довольно сложно. Тем не менее все проводимые сегодня мероприятия, призванные стимулировать науку в вузах, должны будут себя оправдать.
Как напомнил модератор дискуссии Михаил Копейкин, член правления ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», в РФ мало спроса на инновации. Из-за отсутствия спроса появляется опасность, что новые идеи, добытые передовой российской мыслью, свободно перетекут к конкурентам за рубеж. А мы позже будем покупать у них либо сам продукт, либо наши же доведенные до ума технологии.
Увы, разочаровал всех министр Фурсенко, желания нет не только на спрос, но и на предложение тоже. Университеты не очень-то активно участвуют в инновационных программах. В течение текущего года было объявлено три конкурса, призванных стимулировать интерес к науке. Более того, впервые деньги давали не вузам, а предпринимателям, которые создали предприятия в вузах. Одним словом, возьмите деньги и закажите университетам технологию. А потом возьмите обязательство, чтобы эту технологию у себя внедрить. Был конкурс на проекты, предусматривающие приглашение известных ученых из-за рубежа с тем, чтобы они создали научные коллективы в России. На все эти программы сроком на три года было предусмотрено полмиллиарда евро. Это не малые деньги. В стране примерно тысяча университетов. Но... Во всех трех конкурсах участвовало меньше 100 вузов.
Вряд ли мы станем страной, которая будет ориентирована на полномасштабное производство. К конвейеру наши люди не очень-то и склонны. Они не любят монотонно трудиться. Для нас интереснее заниматься инжинирингом. Заниматься созданием уникальных вещей. Только и это у нас не очень здорово получается. Почему? «Потому что продаем не технологии, а идеи, – считает министр Фурсенко. – Зачастую вместе с носителем этих идей. Нам надо работать над тем, чтобы создавать мощные внедренческие центры, которые доводят идеи до очень дорогого продукта. Когда мы говорим, что промышленность обрастет университетами, то в первую очередь речь идет о том, что у государства будет дорогой интеллектуальный продукт».
Образовательные системы в мире: сложности перевода
Высшее образование в Штатах давно и по праву считается одним из самых сильнейших в мире. Многие родители из всех стран мира стараются отправить своих детей учиться именно в Америку. После высшей школы выпускник может поступить в колледж или университет. Причем их отличие только в одном: в колледже основной акцент делается именно на образовательный процесс и получение профессии, а в университете у студента есть шанс заняться научно-исследовательской работой. Абитуриент поступает на определенный факультет, но в большинстве случаев он поступает в университет в принципе. К тому же, даже если к моменту поступления будущий студент еще не решил, по какой именно стезе он хочет пойти, он может получить статус «нерешившего» и потом уже искать способы перехода с факультета на факультет. Но в таком случае некоторые специальности, зачастую самые популярные в вузе, для него становятся совершенно закрытыми.
Обычно решить, с чем же все-таки будет связана ваша будущая профессия, нужно до второго курса. Иногда в дополнение к основной специальности можно добавить еще несколько. Причем в части университетов вы можете выбрать даже две или три основных.
Обязательный колледж – первый шаг на пути к получению диплома бакалавра в Англии. Ведь год в колледже уже засчитывается за год дипломной подготовки студента. По результатам оценок в колледже студенту предлагают ознакомиться с университетами страны и отправить туда заявки. Причем количество этих заявок ограничено – обычно не более пяти. Через какое-то время из некоторых вузов приходят
положительные
ответы, и тогда вы уже можете выбирать, куда вам поступить. Выбор основной специализации происходит только после того, как вы «опробуете» несколько курсов. Один семестр вам дается на то, чтобы определиться и понять, чего вы хотите от будущей специальности. После самостоятельного выбора основных курсов вы начинаете преддипломную подготовку: все три года в университете студенту придется писать курсовые по каждому выбранному предмету каждый семестр. Чем же образование легче? Тем, что, получая степень бакалавра, студенту не придется корпеть над огромной дипломной работой. После прохождения практики, конечно, на тех специальностях, где это необходимо, и получения диплома у студента есть выбор: либо искать работу, либо получать магистерское звание. В таком случае от диплома не отвертеться: научно-исследовательская деятельность для этого звания обязательна.
Франция отличается самой запутанной системой получения образования. Мало того, что вы можете выбрать «краткий» или «длинный» курс обучения в университете, в рамках этих курсов также есть варианты развития событий, причем достаточно разнообразные. За два года студент может получить основные профессиональные навыки и отправиться на работу. Но диплом такого образца на рынке труда не ценится, поэтому обычно будущий специалист все-таки продолжает обучение. Специальности могут быть получены в самых разных областях:
средства связи, электроника, экономика и даже научные дисциплины. Обучение профессиональным навыкам может быть продлено на 1-2 года для получения дополнительной специализации. Уже после этого студент может пойти на получение так называемой «лицензии». В длинном цикле образовательного процесса есть три ступени. В течение первых двух лет обучающийся готовится к получению диплома об общем университетском образовании. Второй цикл готовит к лицензии в течение одного года. Недавно также появилась и магистратура, на обучение в которой придется потратить три года. Третий цикл – самый сложный: студенту необходимо определиться, хочет ли он получать профессию или же заниматься научным трудом. В первом случае придется около года проходить практику, а во втором – обучаться исследовательской работе.
В Финляндии в гимназии можно отучиться два года и перейти в университет или же получить диплом со степенью бакалавра: один год оттрубить на подготовительных курсах и еще два – на дипломном обучении.
Есть
возможность выбрать и базовое профессиональное образование (в России зовущееся ПТУ). Обычно сразу же после трех лет обучения в финских ПТУ выпускники устраиваются на работу. И если потом они захотят продолжить свое обучение, есть разнообразные курсы повышения квалификации и
возможность поступить в высшее профессиональное учебное заведение. После укомплектованного среднего образования у каждого есть возможность поступить в университет или же в высшее профессиональное учебное заведение, которое ориентировано именно на получение профессии. «Количество студентов в профессиональных училищах с 2001 года увеличилось на 5%, и это неудивительно. Найти работу легче, зарплаты значительно выше. Такими темпами скоро девушки начнут учиться на водопроводчиков», – комментирует Ева-Кайса Линна, советник по информации Национального управления образования. В целом же получение степеней (бакалавра или магистра) занимает от 3 до 6 лет. Образование в стране бесплатное – и для иностранных студентов. Платить нужно только за учебники – таковы государственные правила.
Сама по себе учеба за рубежом еще не гарантирует качественного образования и востребованности на рынке. «Труд» узнал, какие вузы дают отличное образование и доступны для студентов из России. Через Манчестерский университет прошли 23 лауреата Нобелевской премии. По их количеству он находится на третьем месте после Оксфорда и Кембриджа. А конкурс в Манчестерский университет – самый высокий в Великобритании. Однако российскому студенту поступить туда не составит труда. Кроме, конечно, финансового. Среди основных требований – оконченное среднее образование. Правда, уровень знания английского языка придется повышать: по международной системе у вас должна быть практически высшая оценка. Выбор велик: от сестринского дела до высшей школы бизнеса. Причем на каждом факультете найдется не один гуру в вашей будущей профессии в качестве преподавателя, а со связями, приобретенными во время обучения и практики, вы вполне можете найти себе работу на Туманном Альбионе.
Иностранному студенту поступить в самый престижный университет Франции будет очень сложно, но постараться стоит. Главное требование – представить документ о среднем образовании, который во Франции называется аттестатом бакалавра. Главное, чтобы ваш российский аттестат зрелости признали действительным. И тогда уже стоит ориентироваться на определенный университет в составе Сорбонны.
Не забывайте также о знании французского языка: при вузах действуют подготовительные курсы, на которые принимают и российских выпускников. Главный упор в программах делается на овладение французским языком. Каждый, кто выдержит экзамен по окончании курсов, становится студентом данного вуза.
В городе-спутнике Хельсинки под названием Эспо расположился уникальный в своем роде университет Финляндии – Аалто. В учебном заведении год назад объединились Хельсинская высшая школа экономики, Хельсинский технологический университет и институт прикладного искусства и промышленного дизайна.
Аалто – пока новичок среди объединенных университетов в стране, но уже сейчас ясно: технологические возможности вкупе с проработанными бизнес-технологиями дают шанс молодым специалистам получить не только творческую, но и пригодную для работы специальность. «У нас в числе вступительных экзаменов в институте промышленного дизайна – спички. Мы даем абитуриенту коробок и просим построить, например, башню. Но одного строительства не хватит: нужно собеседование для того, чтобы определить, насколько студент пригоден для работы с людьми, для проведения переговоров. Ну и ко времени поступления у него уже должно быть портфолио: нельзя ничего не делать и хотеть быть крутым», – рассказывает профессор университета, ректор Калеви Экман.