"Учительская газета"
В России есть уникальная система высшего педагогического образования - аналогов которой в мире нет. Но меняется школа, должна меняться и высшая педагогическая. Как? Об этом рассказывает "Учительская газета" №06. Собеседник газеты - президент Международной академии наук педагогического образования, лауреат Государственной премии РФ в области образования, доктор педагогических наук Виталий Сластенин.
"Я бы прежде всего оценил, какие изменения грядут: ЕГЭ, профильная школа, всеобщая компьютеризация всех учебных заведений. Это, с одной стороны, делает школу по-настоящему современной. Но, с другой стороны, педагогический вуз в этом смысле таким не стал. Я недавно был в Пензе в малоизвестном технологическом институте, где одних компьютеров 859, есть система электронных учебников и так далее. У нас в педвузах ничего этого нет. Поэтому я начал бы с федеральной программы "Модернизация материально-технической базы педвузов". По оснащению педвузы стали хуже школ и ПТУ. Куда же это годится! Вторая программа: "Пополнение педвузовских библиотек". Как готовить учителей, когда нет возможности приобрести комплекты школьных учебников и учебных пособий?"
"А самое главное - само содержание, то, чему учить, по-прежнему не определено оптимальным образом. Мы говорим о многоуровневой подготовке, но до конца неясно, как это делать. Не сопряжены планы педучилищ и педвузов. У нас в Москве есть свой 12-й педколледж, мы его выпускников принимаем в МПГУ сразу на 3-й курс, но вопросы "чему учить", как отобрать и структурировать знания, остаются без полного ответа. Какую физику, в каком объеме нужно знать учителю физики? На том университетском, который дает, скажем, МГУ, или на каком-то другом уровне? Структура учебных курсов на базе современных требований до сих пор не разработана. Нужно понять, какой нам нужен учитель. Надо учить его как будущего блестящего предметника-ученого? Но как быть тогда с психологией, педагогикой, откуда на них взять время? А ведь настоящий физик должен иметь в полном объеме знания по экспериментальной, общей, атомной, теоретической и другим направлениям. Отобрать из современного физического знания тот вариант, который делает человека образованным, но при этом адаптирован для успешной работы в школе - задача сложная, требующая большой работы - от проектирования содержания образования до модернизации образования в связи с требованиями нашего времени, с представлениями о школе будущего."
"В принципе, идеальным было бы возвращение распределения в том или ином виде. Ведь раньше мы при этом давали развернутые характеристики студентам, оценивали прохождение практики и рекомендовали, где его предпочтительно использовать. Ныне этого нет. Кстати, богатые фирмы теперь просят потенциальных сотрудников приносить при трудоустройстве не только дипломы, но и вкладыши, смотрят, какие были оценки, какие изучались предметы, в каком объеме. Сам потребитель хочет получить хорошего выпускника. Есть диплом, он дает право работать там, где человек будет востребован. С другой стороны, нет права у вуза ломать судьбу своим приговором, тем более что при нынешних условиях работы со студентом этот приговор может быть оспорен. Даже в суде. Если уж и говорить о развитии педобразования, то нужно говорить о заказе на подготовку, о дифференцированном подходе к ней. Но тут чрезвычайно актуален вопрос и о работодателе."
"Больше всего работают индивидуально с будущим учителем в региональных вузах. Гораздо больше, чем в столичных. И талантливых ребят больше в вузах периферийных, чем в столичных. В малых городах педвузы - центры культуры. Профессура там возится с каждым. А в столице - валовой подход, преподаватель порой студента не то что по имени, в лицо не знает. Когда будет штучная подготовка, тогда будет и качество. Я - за то, чтобы, получив фундаментальное высшее образование, учитель был все-таки педагогически сориентирован на мотивационном уровне на свою профессию. Отторжение от школы в классических университетах идет очень сильно, хотя, преобразуясь в университеты на базе пединститутов, те клялись выпускать хороших педагогов.
Какой учитель, такая школа. Если мы высшее педагогическое образование по-настоящему не обновим, все планы модернизации российского образования провалятся."
"Независимая газета"
Как уберечь детей от опасностей, которые порой таит в себе великий и могучий русский язык - озаботилась "Независимая газета" от 14 февраля. Социологи утверждают, что от крутых социальных сдвигов всегда очень сильно страдал язык. После 1917-го, например, в публичной речи появились диалектизмы, воровское арго, активизировалась матерщина. Сегодня, в постперестроечное время, в парламентской речи слышны просторечные слова: "нахапать", "попервости", "скинуться": А еще слуги народа иногда говорят: "биография жизни", "две альтернативы", "странный парадокс". И все с экрана, все на всю страну.
Катализатором положительных процессов в обществе может стать только классическое образование. В классике - спасение. Но спасутся, видимо, не все. Как заметил кто-то из наших писателей, сегодня большая литература обиделась на демократию (читай: "вседозволенность") и ушла в "элитарность". А народ недолго огорчался, он быстро утешился "литературой легкого поведения". Кажется, этот процесс незаметно проникает и в школу. В школьных программах сокращают количество классических произведений, подлежащих обязательному прочтению. При этом чиновники утверждают, что заботятся исключительно о здоровье школьников. И классику переводят в ряд дополнительного чтения.
Ефим Рачевский, директор центра образования №548 "Царицыно", считает: "Вы зря думаете, что ныне мат школьники употребляют чаще, чем раньше. Все наоборот. Словарный запас современного ребенка достаточно ограничен. Если попытаться вступить в диалог с подростком, то вам, несведущему взрослому, будет это сделать достаточно трудно. Потребуется особый словарь. Что касается нецензурной лексики, то в регионах она заменяет обыденную. Взрослые там абсолютно не стесняются присутствия детей и говорят исключительно на русском матерном. Телекультура - вот что сегодня тормозит словарное развитие детей. И только одна школа в этой ситуации повсеместно является носителем хорошего русского языка. Но она как источник информации уходит на задний план. А печать и телевидение лидируют. Безусловно, школа должна оставаться консервативной. Есть такая наука - психолингвистика. И из той информации, которой я располагаю, чем бедней словарный запас человека, тем меньше у него слов для того, чтобы выразить свой эмоциональный настрой, и тем чаще он прибегает к мату."
Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского университета: "В какой-то момент наши общественные деятели вдруг оторвались от бумаги и стали говорить с высоких трибун спонтанно. Да, это было замечательно на заре перестройки, когда вдруг зазвучала живая речь политиков, владеющих словом. Но это сегодня привело к тому, что неподготовленная речь не всегда оформлена в соответствии с законодательной нормой... А следить за речью депутатам нужно не меньше, чем за своей одеждой. На них смотрит вся страна. Сегодня наблюдается снижение слоя лексики. Поэтому по-прежнему очень важно, чтобы дети с самого начала были в окружении нормативного литературного русского языка."
"Комсомольская Правда"
Абитуриентов из глубинки уравняют с выпускниками элитных школ - сообщает "Комсомольская Правда" от 14 февраля. На этой неделе утвержден новый порядок приема в вузы.
Впервые на бюджетные отделения госвузов смогут поступать граждане Белоруссии, соотечественники, живущие за рубежом, и лица без гражданства. Выпускные экзамены в школах теперь не могут засчитываться как вступительные в вуз. Даже если преподаватели института проводили для школьников дополнительные занятия. По мнению министра образования Владимира Филиппова, это даст равные возможности при поступлении и городским ребятам из элитных школ, и их провинциальным сверстникам.
Во всех вузах установлены единые сроки приема документов. Приемные комиссии начнут работать 1 июня и должны завершить свою работу не позднее 15 июля. Если абитуриентов будет слишком много, экзамены разрешено проводить в несколько потоков. По-новому рассмотрят жалобы абитуриентов. В состав апелляционной комиссии рекомендуется включать школьных педагогов и представителей местных органов власти. Абитуриент может присутствовать при рассмотрении жалобы. Если ему еще не исполнилось 18 лет, то вместе с ним пустят и одного из родителей. Решение о пересмотре оценки принимается голосованием всех членов комиссии.
Вуз получил право выделять места для целевого приема студентов на основе договоров с государственными и муниципальными органами и организовывать на эти места отдельный конкурс. В приемную комиссию можно предоставлять копию аттестата о среднем образовании, заверенную нотариусом. Но после поступления подлинник нужно предоставить в течение двух рабочих дней.
"Парламентская газета"
"Доктора наук и те над задачкой плачут" - информирует "Парламентская газета" №1160. Речь опять идет о едином государственном экзамене.
В российских школах двоечников среди учеников 11-х классов становится все больше, считает министр образования РФ Владимир Филиппов. После проведения эксперимента с единым госэкзаменом во многих регионах России двоечников в 11-х классах стало больше на 20-25 процентов. Даже министр образования признал, что пройти тесты по единому госэкзамену трудно не только школьнику, но даже человеку с высшим образованием, доктору наук. Академики и те по своим специальностям едва получают "четыре с минусом", отметил Филиппов.
Из десяти тысяч участников эксперимента только четырем школьникам удалось набрать сто баллов из ста возможных. Но зато единый экзамен, по мнению министра, позволит устранить субъективность при выставлении отметок в школах. Еще более важной задачей введения ЕГЭ в российскую систему образования Филиппов считает искоренение коррупции при поступлении в вузы. В частности, ЕГЭ, по мнению министра образования, способен "разрушить коррупционную связь платных курсов, договорных школ и репетиторства". Тогда высшее образование станет более доступным для тех, кто действительно этого заслуживает.
Для этого также восстановлена система олимпиад. Помимо победителей всероссийской олимпиады (которых на всю страну избирается только пятеро) в вузы без экзаменов могут поступить также лауреаты олимпиад, проводимых в райцентрах и субъектах Федерации. Прием в вузы без экзаменов на основе олимпиад увеличен в 89 раз, сообщил Филиппов.