ОБЗОР ПРЕССЫ № 19

23 декабря 2002

"Красный Проспект"

Со следующего года в нашем городе начнут выбирать лучшую школу, сообщает приложение "Красный Проспект" к газете "Вечерний Новосибирск" от 17 декабря. Постановление о проведении конкурса "Школа года-2003" подписал мэр Владимир Городецкий. Инициаторами конкурса, наряду с мэрией, стал Новосибирский государственный педагогический университет. Участвовать в нем могут общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, средние школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также негосударственные школы, имеющие лицензию на право образовательной деятельности.

Соискатели звания "Школа года" будут соревноваться в пяти номинациях. "Новое образование - Новой России" позволит оценить новые технологии, методики обучения и образовательные программы, применяемые образовательными учреждениями. В номинации "Школа - поколение RU" жюри рассмотрит использование информационных технологий на уроках. А чтобы получить звание "Лидер в образовании", школам нужно представить комплексную педагогическую технологию, концепцию управления и собственного развития. Жюри конкурса также выберет школу, которая более всего заботится о здоровье своих учеников - с этой целью учреждена номинация "Образование и здоровье", а также оценит воспитательные программы и опыт самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Школой года станет заведение, которое заявит себя в каждой из пяти номинаций и наберет в сумме наибольшее количество баллов.

С 1 января по 12 февраля конкурсная комиссия будет принимать материалы. Итоги конкурса будут подведены к маю, а в июне пройдут финальные мероприятия: кандидаты представят свои творческие отчеты и инновационные проекты. Победителю конкурса будет присвоено звание "Школа года-2003" и вручен главный приз конкурса - 100 тысяч рублей.


"Новая газета"

В Санкт-Петербурге завершился Международный форум "Инновации в образовании, интернет и личность", сообщает "Новая газета" от 16 декабря. Мероприятие было организовано Министерством образования России и нефтяной компанией ЮКОС, на нем присутствовали почти 300 педагогов со всей России. Речь шла о доступе россиян к знаниям и передовым образовательным технологиям в информационную эпоху.

Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет-образования, отметил на форуме, что "система образования медленно реагирует на общественные вызовы", имея в виду инертность системы. Для изменения ситуации надо учить учителей и вкладывать деньги в современное оборудование и программное обеспечение. Но на протяжении последнего десятилетия скудное государственное финансирование стало почти нормой.

Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский решил восполнить пробел в этой части. Главная мысль, которую Ходорковский повторял на форуме: быть умными и образованными не только престижно, но и выгодно. Связывать свое будущее только с надеждами на рост сырьевых цен нельзя, у людей это порождает чувство неполноценности и не порождает никаких надежд. Тем более что в России до сих пор остается неиспользованным значительный научно-технический потенциал. Процесс генерации и внедрения идей должен быть непрерывным, для этого нужны образованные, мобильные специалисты. Таких специалистов могут подготовить преподаватели, которые, в свою очередь, также должны постоянно учиться. Видимо, эту идею разделяет российская власть: программы ЮКОСа нашли поддержку министра образования Владимира Филиппова.

Сейчас центры Федерации Интернет-образования есть в каждом третьем регионе России, в них более 40 тысяч учителей уже освоили интернет-технологии. Планируется, что к середине 2006 года более четверти миллиона учителей станут участниками проекта. Прошедший в Питере форум подтвердил: педагоги хотят готовить образованное поколение. А проект ЮКОСа дает им такую возможность.


"Учительская газета"

Конференция под сложным названием "Ключевые компетентности в общем и профессиональном образовании" состоялась недавно в Санкт-Петербурге, сообщает "Учительская газета" №51. Эта конференция была призвана прояснить, что есть компетентностный подход в российском образовании, и как его воплотить в реальность.

Суть компетентностного подхода такова: содержание образования должно быть насыщенным практико-ориентированными, жизненными ситуациями. Традиционный школьный подход - "грузить" ученика знаниями, зачастую не востребованными в реальной жизни. Ребенок же должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. В Англии, например, существует такой важный элемент как "квалификация в области ключевых компетентностей". Она объясняет, что должно быть достигнуто школьником, и указывает, где и как это можно получить в британской системе образования. Данный элемент включен в "национальную квалификационную рамку", и это значит, что умения и навыки, которыми человек овладел, могут проверяться. В британской системе образования нет обязательного минимума знаний, который каждый ученик школы непременно должен получить. Там существует принципиально не замкнутая школьной системой иерархия уровней компетентностей - как предметных, так и широких, ключевых. В британской системе образования в отличие от российской стандарт выполняет роль не обязательного минимума, а ориентира. Здесь оценивается не статический показатель, а путь развития.

Актуальность компетентностного обучения в российской школе очевидна. Семимильными шагами идет глобализация экономики, рынок труда стал предъявлять все более согласованные требования. Ему необходим не хорошо подготовленный работник, а хороший работник, в послужной список которого должны входить и такие ключевые компетентности, как умение общаться с людьми, умение решать проблему и даже умение планировать свой рабочий день. Таким образом, работодатель требует смешения учебного и жизненного контекстов.

Почему этот вопрос обсуждается сейчас? Потому что стало, наконец, бесспорным то, что мы никогда не думали на выходе, состоится ли человек на работе или нет. Нами гораздо больше муссировались проблемы, как вырастить патриотов, как провести ценности российской культуры через литературу. А сегодняшний рынок труда закладывает в свои претензии идею ремесленного успеха. Способна ли российская система образования сейчас примерить на себя компетентностный подход? Пожалуй, с трудом. Почему? Сделано новое поколение стандартов, слово "компетенция" встречается там на каждом шагу, но никто при этом не говорит о подготовке и переподготовке педагогов.

Основательные доклады и долгие кулуарные дискуссии конференции показали, что она лишь начало большого пути в отношении компетентностного обучения в России. Наверное, еще предстоят трудные споры со сторонниками традиционной школы, которые во главу угла ставят знаниевый подход. Несомненно другое, время изменило нашу жизнь, и школе как важному социальному институту придется на это реагировать.


"Комсомольская Правда"

"Английские мамы заплатят за прогулы отпрысков", сообщает газета "Комсомольская Правда" от 16 декабря.

Министерство образования страны решило, что у учителей, социальных работников и сотрудников полиции должно быть право выписывать штрафы родителям, которые не следят за поведением своих детишек-бездельников. Документ, который составили в тамошнем Минобре, предусматривает не только денежные взыскания, но и привлечение родителей к судебной ответственности. За систематические прогулы нерадивого тинейджера предков могут даже посадить в тюрьму.

Такие серьезные меры в туманном Альбионе приняты из-за хронического нежелания детей учиться. Согласно официальной статистике, 50 тысяч школьников ежедневно прогуливают уроки. Половина учителей готовы уйти из школ в поисках других профессий из-за того, что их ученики их не уважают и грызть гранит науки не желают.

Сопротивляется нововведению Министерства образования такая организация, как Национальный союз учителей Великобритании. По его мнению, лучше объединить усилия школ и родителей, постараться заинтересовать подростков школьной жизнью, а не прибегать к таким суровым мерам. Решить судьбу ни в чем не повинных родителей придется британскому парламенту. После Нового года депутатам предстоит обсудить революционные идеи образовательных чиновников.