ОБЗОР ПРЕССЫ № 384

26 октября 2010
Как выйти из школы здоровым
 
Обучение в школе может стать фактором риска, серьезно влияющим на здоровье детей. К такому выводу пришли участники состоявшегося в Москве международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Специалисты насчитали в школе примерно 30 негативных для здоровья ребенка факторов. Шариковая ручка и горизонтальная парта – одни из них. О проблеме – газета «Известия» от 20 октября в статье «Учиться вредно».
 
То, что российские школьники имеют серьезные проблемы со здоровьем, признано на самом высоком уровне. По данным Минздравсоцразвития, у двух третей детей школьного возраста есть отклонения в состоянии здоровья, а 21% страдает хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. Общая заболеваемость детей за последние 10 лет выросла на 9,3%. Одновременно увеличивается и количество диагнозов у одного ребенка. Так, если дети 7-8 лет имеют в среднем два-три диагноза, то в 16 лет их уже три-четыре. А у каждого пятого старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, «здоровье школьников было хуже только во время войны».
Среди основных школьных факторов риска специалисты выделяют не соответствующую природе ребенка организацию учебного процесса, стрессовую тактику педагогического воздействия и чрезмерную информационную загруженность. При этом большинству учителей и родителей довольно сложно осознать эту проблему. Причем списать все проблемы на счет плохого финансирования школ не получится. Научный центр здоровья детей РАМН провел исследование среди учащихся элитных московских лицеев и гимназий, где учатся дети очень обеспеченных родителей. Там есть спортзалы, сауны, бассейны. В классах – по 10-12 человек. Но вот парадокс: патология артериального давления выявлена у 90%, нервно-психические нарушения – у 55-83%. Получается, одними только бассейнами и саунами проблему не решить.
 
Между тем в России разработаны уникальные методики здоровьесберегающего обучения, которые не требуют больших материальных затрат и доступны практически везде. Комнаты для занятий в начальных классах московской школы № 760 имени Маресьева не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами здесь стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами – тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Кроме того, несколько раз в течение урока они делают легкую разминку и специальные упражнения для глаз: «ловят» огоньки загорающихся в разных углах класса лампочек. Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в школе № 760 – только 12%. Еще одна «хитрость»: дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы. Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам – значит, наносить серьезный вред их здоровью. «Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии», – говорит директор школы Владимир Гармаш. А вот при письме перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме – сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает.
 
Еще один враг школьника – парта, особенно без наклона. «Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребенок, который пришел учиться. Это совершенно противоестественно», – утверждает Владимир Гармаш. Поэтому в его школе – только наклонные парты и конторки для работы стоя. Все эти нехитрые и абсолютно доступные технологии – азы разработанной еще 30 лет назад методики профессора Владимира Базарного. По основной своей специальности он врач-офтальмолог, хирург высшей категории. Но уже много лет назад пришел к выводу, что все болезни, сопровождающие взрослого человека, можно попытаться предотвратить еще в школьном возрасте. Согласно исследованиям Базарного, основная причина болезней кроется в том стрессе, который испытывает ребенок в школе. А самый главный стресс – лишение детей естественной потребности двигаться. Организм ребенка, согнувшегося в неестественной позе над партой, испытывает сильное напряжение. Если оно кратковременное, ничего страшного не произойдет. Но если стресс от неестественной позы затягивается, то, по словам Владимира Базарного, «возникает эффект сброса «в никуда» нервной энергии, своего рода выгорание и как следствие – все мыслимые поломки в системах жизнеобеспечения». Например, увеличение щитовидной железы, проблемы с сердцем и позвоночником.
Еще один важный момент системы Базарного – раздельное обучение мальчиков и девочек в параллельных классах. Оно имеет как сторонников, так и противников. Но, по словам профессора Натальи Куинджи из Научного центра здоровья детей РАМН, исследования показывают, что в таких классах заметно выше успеваемость, лучше дисциплина, а процент заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наоборот, существенно ниже. Все это она объясняет обучением с учетом особенностей развития мальчиков и девочек. Учитель начальных классов школы № 760 Марина Пищикова подтверждает такой подход: «Когда стала преподавать в классе мальчиков, пришлось значительно больше читать. Им все время нужно давать интересную информацию, чтобы не было скучно на уроке». А в Рязани помимо успеваемости и здоровья отметили еще одну интересную особенность – браки среди выпускников гендерных классов распадаются в два раза реже.
 
В России уже более 1500 школ работает по системе Владимира Базарного. И вот что важно – этот процесс идет «снизу», там, где родители и учителя заинтересованы в том, чтобы обучение в школе не калечило здоровье детей. Пока это понимают далеко не все. Как заявил на симпозиуме президент Российской академии образования Николай Никандров, большинство родителей, отвечая на вопрос: что важнее – здоровье или будущая успешность, связанная с большой нагрузкой в школе, выбирают второе. Не будем касаться моральной стороны выбора родителей, решающих такой важный вопрос за ребенка. Проблема в другом: при нынешней системе образования действительно приходится делать такой противоестественный выбор. Но успех и здоровье можно и нужно сочетать. Как показывают исследования Базарного, если учебный процесс будет организован правильно, нагрузку уменьшать не придется. А интерес государства легко просчитывается двумя цифрами: рубль, вложенный в медицину, восстанавливает ресурсы здоровья на 6 рублей, в физическую культуру – на 42 рубля. На самом деле наш выбор не между успехом и здоровьем, а между полноценной жизнью и «вялотекущим» существованием.
 
 
О пятилетних перспективах
 
В ближайшую пятилетку приток бюджетных средств в образование увеличится почти на треть, сулит проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Однако еще сильнее возрастет объем платных образовательных услуг. А доля студентов упадет с нынешних 71% до 50% от общего числа учащихся. Подробности – в заметке «Студенты потеряют в количестве», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 25 октября.
 
Общий бюджет на пять лет составит 136 млрд рублей. При этом 8 млрд рублей пойдет на реализацию президентской инициативы «Наша новая школа» – правда, главным образом, не на реконструкцию или ремонт школьных зданий, а на переподготовку и повышение квалификации учителей и оборудование игровых площадок. Три главные задачи начинающейся пятилетки – «модернизация общего и дошкольного образования; приведение профобразования в соответствие с потребностями рынка труда; создание системы оценки качества образования, – разъяснил глава думского Комитета по образованию Григорий Балыхин. – Однако средств на их выполнение в программе недостаточно. Так, на модернизацию среднего профобразования в программе заложено всего 5 млн рублей, а на начальное и вовсе ничего».
Есть и другие финансовые неясности. В частности, отметил зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин, «к 2015 году программа предусматривает повышение доли платных образовательных услуг до 7%. Другими словами, в несколько раз, поскольку сейчас они не превышают 0,5%». Другое непонятное – запланированная экономия на обучении детей с ограниченными возможностями, отметил он: «За счет внедрения новых механизмов социализации, значится в документе, государство потратит на эти цели на 8-12% меньше, чем сейчас». Однако главные опасения, подчеркнул депутат, вызывает то, что к 2015 году планируется сокращение численности российских студентов с нынешних 71% от общей численности учащихся до 50%. То есть более чем на 20%. Такой закон, по словам Смолина, «потенциально чреват социальными волнениями и потрясениями».
В Минобрнауки опасений зампреда не разделяют. По словам Елены Низиенко, падение численности студентов – результат демографического провала, из-за которого к 2015 году Россия недосчитается 3 млн студентов (сейчас их у нас 7,5 млн). В основном, пообещала Низиенко, исчезнут платные места: «Количество бюджетных мест на 1 тыс. студентов сокращено не будет». А вот потери среди преподавателей в этой связи неизбежны: их число к 2015 году сократится на 100 тыс. человек, при этом на переподготовку Минобрнауки планирует отправить всего 30 тыс. человек.
 
 
Бессрочное лицензирование в сфере образования
 
Госдума одобрила бессрочное лицензирование в системе образования, сообщает газета «Новые Известия» от 25 октября в статье «Учеба навсегда».
 
Поправки в закон «Об образовании» в части лицензирования и аккредитации образовательных учреждений были разработаны экспертами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Согласно принятому Госдумой законопроекту лицензия на право ведения образовательной деятельности станет бессрочной. Ранее она выдавалась сроком на пять лет. Кроме того, срок рассмотрения вопроса о ее выдаче сократится с трех месяцев до 45 дней. Такой подход к выдаче лицензий уравновешен введением ужесточенных наказаний за нарушения условий лицензирования. Поправки должны вступить в силу с 1 января 2011 года. Для организаций, которые уже имеют пятилетнюю лицензию, переоформление на бессрочную будет проходить после истечения указанного срока.

Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Александр Вильсон согласен, что введение бессрочной лицензии особенно упростит жизнь вузов. «Ее выдача никак не коррелировалась с качеством образования. Если работа и условия вуза не устраивали, то в первый раз он процедуру не проходил. После пяти лет работы качество могло и ухудшиться, а повторное лицензирование было чисто условным мероприятием», – говорит г-н Вильсон. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков также поддерживает аргументы сторонников введения бессрочной лицензии. На его взгляд, «механизм лицензирования и аккредитации представляет собой довольно коррупционную схему». «Как правило, это заканчивается получением взяток членами экспертных комиссий», – замечает эксперт.
По словам Сергея Комкова, теперь лицензирование будет проходить по группе родственных специальностей, после чего по ним выдается бессрочная государственная аккредитация. «Раньше надо было оплачивать организацию работы экспертной комиссии – это порядка 200 тысяч рублей. Теперь происходит только оплата госпошлины – около двух тысяч рублей», – рассказывает эксперт. Первая проверка может пройти не раньше, чем через год после получения лицензии. «Здесь уже большая ответственность возлагается на контролирующий орган – Рособрнадзор. Они должны будут внимательно работать с поступающими жалобами», – считает г-н Комков. Даже если после проверки служба выявила нарушения, сразу лицензия отбираться не будет. В случае мелких проколов Рособрнадзор может приостановить на определенное время действие лицензии и потребовать устранить проблемы. В случае невыполнения указаний ведомства может быть применено административное наказание. Если же последовали грубые нарушения со стороны учреждения, то для лишения его лицензии необходимо обращаться в суд.
Для повышения ответственности образовательных учреждений в статью 19.20 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ вносятся изменения, и штрафы увеличиваются в десятки раз. Если раньше за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, когда она обязательна, должностные лица должны были заплатить от одной до двух тыс. рублей, то по новому закону штраф составит от 30 до 50 тыс. рублей или возможна дисквалификация на срок от одного до трех лет. По словам Сергея Комкова, в основном это касается тех, кто занимается дополнительным образованием: чтением лекций, организацией спецзанятий. За нарушение лицензионных требований (в отношении, например, кадрового состава, соблюдения программных установок) граждане заплатят от 30 до 40 тыс. рублей, юридические лица – от 170 до 250 тыс. рублей. Таким образом, суммы выросли в 25-60 раз.

 
 
Учительский дом – маленькая школа
 
В деревне Разино Коми-Пермяцкого округа открылась начальная школа – учительский дом. Специалисты краевого министерства образования предложили создавать такие дома в селах, где нет школ. Идею с азартом подхватили руководители Коми-Пермяцкого округа. Об эксперименте рассказывает «Российская газета» от 19 октября в статье «Доживем до понедельника без директора и завуча?».
 
Деревня Разино попала под эксперимент: школа здесь есть, но 1923 года постройки, деревянная. В районном управлении образования предположили, что в следующий раз старое аварийное здание образовательную лицензию уже не получит. Старшеклассники из Разино уже несколько лет ездят в соседнюю деревню. А маленькие с нынешнего учебного года занимаются в новом учительском доме: 15 ребят на все четыре класса, из трех деревень. Кроме бесплатного жилья двоих педагогов-супругов привлекла и зарплата. Получая стандартное подушевое финансирование на свою небольшую школу, Марина и Алексей Симановы, как единственные в ней работники, все полученные средства делят только между собой.
Возможно, учительский дом станет одним из основных вариантов решения проблемы с начальным образованием в небольших малонаселенных деревнях. По статистике, число школ в Коми-Пермяцком округе за последние семь лет сократилось со 149 до 116. Стало меньше учеников: в 2003 году их было почти 21 тысяча, а к 2010-му – чуть больше 14 тысяч. За это время новых школ в национальном округе построено только четыре. Причем четвертая школа и есть учительский дом. По краевой программе модернизации школьного образования в Прикамье школы закрываются или реорганизуются: из средней превращаются в начальную школу или школу-сад. Старшеклассников собирают в крупных школах. Однако строить «началку» в районе, где с трех деревень едва набирается 15 учеников, неэффективно. Чиновники посчитали: если на строительство учительского дома районный бюджет потратил 4,5 миллиона рублей, то на возведение настоящей начальной школы пришлось бы потратить около 150 миллионов – с учетом покупки школьного автобуса и ежедневного подвоза детей.
«Конечно, нагрузка стала намного больше, – признается Марина Симанова. – Очень большая ответственность и самостоятельность. Я веду девять предметов в две смены. И я же, как завуч, должна планировать работу, организовывать учебный процесс».
Учитывая спрос, молодые учителя готовы вносить предложения. Почему бы, скажем, на базе новой школы не создать центр-клуб для деревенских подростков? Можно создать спортивную секцию, можно открыть детский сад, летом – школьный лагерь. А еще рядом с учительским домом есть хороший земельный участок, на котором следующим летом учителя планируют поставить теплицу и разбить пару грядок... Статус их школы – негосударственное образовательное учреждение – позволяет многое. Например, учителя могут по-своему составлять учебный график, корректировать длину каникул... Естественно, не в ущерб школьной программе. Учитывая успешный старт первого учительского дома, власти в Коми-Пермяцком округе уже приняли решение строить следующий. Тоже в проблемной деревне.
 
Николай Карпушин, министр образования Пермского края: «Учительский дом – инновационная форма организации образовательного процесса. Для работы государственной начальной школы требуются директор, завучи, обслуживающий персонал... А все предметы ведет один учитель. И, вместо того чтобы заплатить ему, мы вынуждены платить по кругу. Притом что основной статьей расходов в деревенской школе вполне могут оказаться коммунальные услуги. Поэтому учительский дом – это такая форма управления, при которой мы все деньги, выделяемые на содержание школы, отдаем учительской семье. И она выполняет муниципальный заказ. Чтобы оценить эффективность проекта, нужно подождать три-четыре года».
 
 
Учиться за границей: реальность
 
Провал на летних вступительных экзаменах не повод для расстройства, а возможность задуматься о международном образовании, считает газета «Труд» и публикует 26 октября статью «Пора в Европу за дипломом». В России существует стереотип, что обучение за границей – это обязательно дорого. На самом деле учиться за рубежом можно практически бесплатно. При этом диплом иностранного вуза распахивает двери крупнейших компаний не только в России, но и в США или Западной Европе.
 
В Англии учатся все, у кого есть такая возможность. В основном российские студенты попадают в британские университеты через колледжи, «заточенные» специально для русских: таким, например, является Bellerbys Сollege, который имеет свои отделения в Лондоне, Оксфорде, Кембридже и Брайтоне. Особый упор сделан на язык и на подготовку студента к обучению в вузе. Год в колледже – и вы практически без экзаменов поступаете в британский университет. Тем, кто хочет идти в направлении технических специальностей, предлагают вузы с хорошей практикой. Тем, кому хочется пойти по гуманитарному направлению, предложат ряд таких узких специальностей, как изучение кинематографа. После окончания университета вы получите степень бакалавра, причем год в колледже засчитывается за четыре года бакалавриата. Практически во всех университетах вам предложат окончить еще и магистратуру. Единственная проблема – финансовая. За год обучения в среднем вам придется выложить около 12 тысяч фунтов (почти 600 тысяч рублей). Прибавьте к этому проживание в стране за свой счет, хоть студентам и предоставляется комфортабельное общежитие. Но стоит оно всего в два раза дешевле съемной квартиры.
 
Чтобы попасть в чешский университет, вам придется подтвердить свое полное среднее образование, сдав 2-3 экзамена под эгидой управления образования страны. Это что касается бесплатного образования в государственных вузах. Чехия – одна из стран, где вас с удовольствием примут в ряды студентов, стоить бешеных денег вам это не будет. Мало того, в некоторые вузы вас примут даже без вступительных экзаменов. В 2009 году на 15 факультетах разных университетов отменили вступительные испытания. В основном это техническое направление – машиностроительный и строительный факультеты, факультет металлургии и физмат. Перспективно связать свою будущую профессию с естественными науками: без экзаменов принимают на факультеты химических технологий, химической инженерии, пищевой и биохимической технологии и технологии охраны окружающей среды. Естественно, перед поступлением вам потребуется серьезная подготовка: лекции ведутся на чешском языке, и только. Для этого во всех университетах существуют подготовительные курсы именно по языку. Желающему продолжить обучение в Чехии придется потратить на такой курс порядка 3 тысяч евро.
 
Во Францию для получения полного высшего образования имеет смысл ехать только тем, кто уже отучился как минимум четыре года в России: без степени бакалавра вас не примут ни в один университет страны. И если граждане Франции получают такой диплом с выходом из лицея, то российские студенты должны будут подтвердить право дипломом из нашего вуза. На начальную ступень обучения вчерашний школьник из России может попасть, предоставив все документы о среднем полном образовании, переведенные на французский язык. Через два года он получает диплом, однако такой документ практически не имеет никакой ценности для будущей карьеры. Помимо университета российский студент может продолжить свое обучение во французской высшей школе. Система высшего образования в стране отличается от привычной нам, да и от всех европейских систем. Высшие школы – следующая ступень после университетского образования. В некоторых из них обучение ведется не только на французском, но и на английском языке. В этом случае вы можете выбрать наиболее подходящее вам направление – управление, медицина, педагогика, ветеринария. Стоимость обучения в подобных заведениях – от 6 до 20 тысяч евро в год. За свои деньги вы сможете получить диплом об окончании всемирно признанной высшей французской школы. Высшее образование в вузе для всех бесплатное, хотя университеты берут с иностранных студентов так называемую символическую плату за обучение – порядка 200 евро в год. Конечно, предварительно, как и везде, вам будет необходимо овладеть языком, чтобы иметь возможность слушать лекции и получить диплом французского образца.
Германия относится к тем странам, которые предоставляют очень дешевое образование. В целом считается, что оно бесплатное, но по факту это не так. Можно найти университеты, в которых вы будете платить 200 евро за семестр. Причем образование как для немецких, так и для иностранных студентов действительно бесплатное, и меру в 200 евро ввели после того, как появились так называемые «мертвые души». Из разных стран в Германию стекались сотни студентов и числились в университетах, хотя по факту там не обучались, отчисляясь и восстанавливаясь. Так было весьма просто получить право проживать в стране на вполне законных основаниях. Чтобы этой возможностью не пользовались всяк и каждый, была введена эта символическая плата. Обучение в Германии можно найти и на английском языке, но в таком случае вы будете платить деньги за свое образование, и это уже далеко не 200 евро за семестр. Например, за два года магистратуры по специальности «международный стратегический менеджмент» придется заплатить около 8,5 тысячи евро.