"Комсомольская Правда"
В Оренбургском колледже статистики, экономики и информатики студентам объявили: нужно сдать по полторы тысячи рублей, чтобы колледж смог выплатить учителям зарплату. Об этом факте рассказывает газета "Комсомольская Правда" от 5 декабря.
Такое необычное условие поставила администрация учебного заведения. "Нам об этом староста объявил, - рассказывает третьекурсник Женя. - Но говорят, что деньги можно сдавать по желанию: если есть, то нести, а если нет - необязательно." В колледже учатся около тысячи ребят. 710 из них учатся на бюджетной основе. Вот им и придется раскошелиться.
"Мы не делаем ничего незаконного, - поясняет заместитель директора колледжа по воспитательной работе Наталья Гавриленко. - Такое решение принял попечительский совет, потому что Госкомстат нам ежемесячно недоплачивает тридцать процентов зарплаты. Преподавателям не на что существовать. Мы не просим, чтобы каждый студент сдал деньги, понимаем - их нет у ребят из малообеспеченных семей. Но если в ближайшее время мы не получим зарплату - вынуждены будем отменить занятия и начнем забастовку."
Колледж не впервые решает финансовые проблемы за счет студентов. В прошлом году с ребят собрали по тысяче рублей. Полученные со студентов 500 тысяч рублей разделили так: 300 тысяч потратили на оборудование двух компьютерных классов, остальные пошли на зарплату учителям.
По словам ведущего специалиста управления профессионального образования Оренбурга Виктора Соколова, согласно положению о попечительском совете, деньги могут собирать на улучшение материальной базы учебного заведения, на ремонт, на помощь учащимся, но ни в коем случае не на зарплату педагогам. Те, кто не хочет платить, могут спокойно не платить. Мало того, существует полное право подать в суд на незаконное решение попечительского совета. Администрация колледжа должна получать деньги на зарплату от учредителя - в данном случае с Госкомстата. А при отсутствии достаточного финансирования - решать спор законным порядком. Но никак не пополнять собственную казну за счет тощих родительских кошельков.
"Парламентская газета"
"Опираться на традиции высшего образования" советует ректор старейшего в стране Морского государственного университета им. Невельского. Вот уже 20 лет доктор технических наук, профессор Вячеслав Седых является ректором Морского государственного университета во Владивостоке. Он же - председатель Совета ректоров вузов Приморья. "Парламентская газета" от 5 декабря публикует мысли Вячеслава Ивановича перед VII съездом ректоров России, призванным определить новые пути развития образовательной системы страны.
"Было бы непростительным упрощением сводить образование лишь к механизму передачи знаний и привитию профессиональных навыков. Такое "образование" не способно играть фундаментальную роль в развитии государства и общества, в укреплении экономики. Вопрос этот приобретает базовое значение в связи с тем, что от подходов к его решению зависит, будет образовательная система эффективной или ущербной. Тут центральная проблема - инвестирование. Кто должен организовать систему финансового обеспечения, нести за нее ответственность, кто, в конечном счете, может взять на себя основное бремя расходов?"
"Другое дело, если государственная власть, взяв на себя полную ответственность за образовательную политику и необходимые гарантии, озаботилась бы созданием условий, при которых предприятия могли бы участвовать в деле с соблюдением некоего своего интереса. Налоги, скажем, были бы так построены, чтобы выгодно было оказывать финансовую помощь детскому саду или детдому, вузу. Только тогда бизнес пойдет навстречу нуждам образования. Но государство должно регулировать этот процесс. Пока ничего подобного, увы, не наблюдается."
"Расплывчатость, зыбкость недопустимы на пути модернизации образовательной системы. Ректоры дальневосточных вузов ее как бы уже обсудили в Хабаровске. С трибуны совещания я обратил внимание на то чрезвычайное обстоятельство, что предложенная нам концепция не имеет... механизма реализации! Более того, как оказалось, он просто даже не заложен в обсуждаемые документы. И потому все ученые разговоры как бы обходили его стороной. Скажем: ничего ведь не ясно с ресурсным обеспечением отдельных, красиво выписанных прожектов. Тогда что это - эксперимент?"
"Идея ГИФО социально правильна. В теории - ибо непонятно, как ее реализовать практически. Просматривается настойчивое, можно сказать и навязчивое, стремление свести дело преимущественно к возвратным якобы субсидиям, которые непонятно кому, кем, как, на какие сроки и за чей счет будут выдаваться. Казалось бы, чего здесь спорить? Если государство очень хочет дать образовательный кредит молодому человеку, так пусть дает. Если же оно не располагает деньгами, пусть под государственные гарантии на приемлемых условиях эти средства предоставят банки и предприниматели. При этом кредит должен быть многолетним. Получив диплом и устроившись на работу, гражданин обязан будет вернуть долг либо отработать его. Реально это лишь при достаточно стабильных заработках и при расчете с кредитором в новую определенную рассрочку."
"Учительская газета"
Только треть учеников Самарской области оценивает свое самочувствие как отличное - повествует "Учительская газета" от 5 декабря. Редкий старшеклассник может сказать, что чувствует себя здоровым, как первоклассник. Более того, как уверяют медики, уже к пятому классу процент здоровых детей значительно снижается, а к выпускному становится минимальным. Региональный центр мониторинга в образовании Самарской области опросил 18 тысяч учеников 9 и 11-х классов школ губернии на следующую тему: "Как вы себя чувствуете?".
Чуть больше трети выпускников чувствуют себя удовлетворительно, остальные хорошо и плохо. На что же школьники жалуются в первую очередь? Конечно, на усталость. Потом идут пониженное настроение и раздражительность. А вот плохой сон, даже при удовлетворительном самочувствии, тревожит детей в предпоследнюю очередь. Особенно сельских. Так, в городских постелях ворочаются 32 процента одиннадцатиклассников, а в сельских - только 15 процентов. А сердце за учебу болит и того меньше: у городских - это 15, у сельских - 7 процентов.
Конечно, свалить всю ответственность за плохое здоровье детей на школу - проще простого, утверждает "Учительская газета", тем более, что в ряде случаев такие обвинения более чем справедливы. Но лежа на диване легче заработать остеохондроз, чем в походе. Не поэтому ли сельские дети, учась столько же и тому же, причем иногда в худших условиях, оказываются здоровее городских? Ведь практически 90 процентов городских учеников в свободное от школы время слушают музыку. Сельские ребята, кстати, тоже любят слушать музыку, но при этом 86 процентов заняты домашними делами (в городе только каждый десятый ребенок) и поголовно (96 процентов) предпочитают отдыхать на природе.
"Московский Комсомолец"
К седьмому съезду российского союза ректоров многие руководители вузов высказываются о наболевшем на страницах печати. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий высказался на страницах "Московского Комсомольца" от 6 декабря, в статье под названием "А вуз и ныне там".
"Большинство ректоров рассматривают Концепцию модернизации образования как серьезный шаг в направлении повышения качества, эффективности и общедоступности высшего образования. Просто мы настаиваем на чистоте экспериментов, особенно в тех частях, которые могут серьезно изменить основы действующей системы образования. Проявления формализма, попытки администрирования, нередкая поспешность в принятии крупных решений, требующих предварительного изучения и обсуждения, недопустимы. Это относится, в частности, к таким масштабным социально-экономическим экспериментам, как введение Единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств."
"Надо бы посмотреть, как успевают в учебе студенты, принятые в вузы по итогам ЕГЭ. К тому же вместо ожидавшегося инициаторами эксперимента сокращения репетиторства и тем самым снижения влияния имущественного положения семей на возможности выпускников школ практически повсеместно набирают силу новые формы платной подготовки абитуриентов: натаскивание на тесты к единому экзамену. Кроме того, выявились существенные изъяны самой технологии проведения Единого государственного экзамена, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных материалов, что ставит под вопрос как объективность единого экзамена, так и его преимущества в отношении традиционной формы экзамена."
"Сложное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Между тем с 2003 года согласно проекту федерального бюджета будет прекращено финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов. Стоит ли удивляться, что в студенческую среду все шире проникают наркотики, растет число преступлений, совершаемых студентами из корыстных побуждений? Почти ничего не делается для изменения ситуации, сложившейся с профессорско-преподавательским составом. Между тем не секрет, что низкая оплата труда и слабая социальная защищенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Расчеты, проведенные Российским союзом ректоров, показывают, что к моменту завершения работы по выполнению Концепции модернизации российская высшая школа фактически останется без профессоров и преподавателей надлежащей квалификации."