"Комсомольская Правда"
"Станет ли Библия школьным учебником?" - вопрошает газета "Комсомольская Правда" от 19 ноября. Министр образования России Владимир Филиппов разослал по местным управлениям образованием примерное содержание нового учебного предмета - "Православная культура". Предполагается, что школьники будут изучать его все 11 лет учебы.
Смысл новой инициативы Минобразования, как считает "Комсомольская Правда", - упорядочить "преподавание предметов и курсов православной культурологической направленности". Во многих школах, лицеях, гимназиях уже ввели или вводят дополнительные предметы вроде "Основ православия", "Православной этики". Программы разные, учителя тоже с разной подготовкой - где-то к детишкам приходит батюшка, а где-то предмет читает отставной препод научного атеизма. Надо бы помочь желающим правильно выстроить курс.
Но совсем другое говорится в приложенном к письму "Примерном содержании образования по учебному предмету "Православная культура": "Учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях..." - можно понять, что "рекомендации" регионы получили довольно жесткие, очень похожие на прямое указание. Минобразования советует школам проводить "Православную культуру" в старшей и средней школе за счет часов, выделяемых на "Обществознание", "Филологию", "Искусство". Причем, по мнению авторов документа, для предмета школам надо выделять самое меньшее 340 часов в течение 11 лет учебы. Идеальный же вариант, когда ребята учат "Православную культуру" ну никак не меньше 544 часов. Это больше, чем сейчас отводится на физику, химию или музыку - подсчитала "Комсомольская Правда".
Цитата из документа: "Выпускник девятого класса должен объяснять (раскрыть сущность) понятий:
авраамический религиозный комплекс; папоцезаризм; клерикализм; прозелитизм; экуменизм; неоязычество в христианском мире; особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект."
"Новые Известия"
"Новые Известия" от 20 ноября рассказывают о вышедшем недавно в продажу так называемом "Учебнике начинающего чиновника". Словарь трудностей русского языка издан Санкт-Петербургским университетом и предназначается специально для российского чиновничества.
Теперь эту книгу должны выдать каждому из четырех с половиной тысяч отечественных депутатов. Как ожидается, следующими на очереди стоят члены Совета Федерации.
Всего словарь насчитывает 829 слов (преимущественно экономический и политический лексикон) и издан тиражом в 1000 экземпляров. особый акцент авторы "учебника русского языка для чиновника" сделали на правилах произношения и ударения. Любопытно, что Министерство образования заказывало авторам в нескольк раз меньший объем словаря, так как, по мнению министра Филиппова, следует выпускать подобные учебники небольшими партиями по 200-300 слов - именно через такой объем материала членам правительства России и депутатам в парламенте будет проще запоминать правильную литературную лексику. "800 слов сразу не запомнить", - сказал министр образования, настаивая на сокращении словаря. Но деньги уже вложены и чиновникам, видимо, теперь никак не избежать непосильного умственного труда.
"Трибуна"
"Олег видит только мелодии" - статья в газете "Трибуна" от 22 ноября рассказывает о необычном мальчике-музыканте. Одни специалисты твердят: "Это наш будущий Бетховен. Только тот был глухим..." Другие: "Моцарт... или - Шопен..." Но сходятся в одном: 13-летний Олег Аккуратов из провинциального города Армавира обладает уникальными музыкальными способностями. Фактически, говорят, он - гений... Слепой гений.
"Он только что проиграл на пианино джазовую композицию собственного сочинения, и в этой музыке - почти щенячья радость от ощущения жизни. Течет вода, идет легкий летний дождь, последние капли падают с крыши. "Что хотел выразить?" - спрашиваю, а Олег: "Так лето же! И композиция - "Летние импровизации". Вот-вот пойдем купаться, плавать..." Уже в восемь месяцев стало ясно, что мальчик абсолютно слеп. Начал ходить - потянулся к пианино. В четыре года бабушка привезла его в Армавир, в единственную в России музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей. Малыш, говорят теперь учителя, играл, стоя на цыпочках. Свой номер объявил так: "Первый фортепьянный концерт Петра Ильича Чайковского, близкого друга композитора Рубинштейна!" Сложнейшее и для взрослого музыканта произведение этот кроха разучил со старой пластинки - ни нотной грамоты, ни "поставленной руки" у малыша не было. В местах, где изрядно заигранная пластинка выдавала шероховатости, - проигрыши делал и он. А в остальном исполнении - ни одной ошибки! Преподаватели не верили своим ушам: это было невероятно!
Очень скоро власти нашли средства, чтобы учителя могли ездить домой к ребенку под город Ейск и учить его профессионально. А мальчик, между тем, стал сочинять и собственные произведения. Уже в 4,5 года получил премию из фонда президентской программы "Дети России". Потом российские и международные награды посыпались как горох. Лауреат Всероссийских фестивалей творчества детей-инвалидов, обладатель 1-й премии и Золотой медали Первых Дельфийских Молодежных игр в Саратове, Гран-при краевого конкурса пианистов учащихся детских музыкальных школ, лауреат международной премии "Филантроп". На соискание этой награды было подано 1.609 заявок из России и еще из 20 стран мира...
Специалисты говорят: его истинная стихия - джазовая импровизация. Способен обыграть любую тему, завораживая ярким мелодичным языком и самобытными гармониями. Вице - губернатор края Галина Дорошенко сейчас одержима: Олегу нужен серьезный спонсор, чтобы продолжить его образование в Московской консерватории. А он сам доверительно шепчет: "Я очень хочу учиться у Давида Крамера". Но как раз с дальнейшим обучением ребенка и выходит настоящая проблема. Не только денежная. С одной стороны, и чужому глазу видно: маленький композитор явно перерос уровень пусть и хорошей, но все же музыкальной школы. Ему нужны другие учителя, чтобы брать более высокие планки. А с другой - в талантливого мальчика здесь уцепились так, будто это источник дивидендов. Музыкальная школа и интернат, в котором живет Олег, находятся фактически под одной крышей. Но как же эти педучреждения враждуют между собой из-за него!
Учитель одной ни за что не переступит другого порога, одни кивают: "Они не научили его есть ножом и вилкой!" Другие: "Не позволяют мальчику играть на интернатовских концертах!" Одни: "Мы вырастили из него талант", другие: "Он же раньше сам и кровать не мог заправить!" И в этой мышиной возне агрессивной провинции за приоритет над ребенком уходит главное: пусть Россия и бедная пока страна, но у нее все рано хватает сил поддерживать свои таланты. "И потому я страшно боюсь, - пишет автор статьи, - что в этой кутерьме утонет уникальный мальчик. Упрется лбом в потолок - и наступит точка. Хотя пока что он от этого далек. Ведь у него есть музыка."
"Труд"
20 ноября 1959 года сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию по правам ребенка. Наша страна подписала эти документы. Как они выполняются? Об этом можно прочитать в интервью, опубликованном в газете "Труд" №208. На вопросы газеты отвечает Вера Лекарева - председатель Комиссии по вопросам безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
"Наша комиссия пришла к выводу, что детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, сегодня около 12 миллионов: В России 24 миллиона семей с несовершеннолетними детьми. Из них 22 миллиона - за чертой бедности. Если на государственном уровне не примем меры по поддержке семей, число сирот будет расти. По некоторым данным, у нас 45 тысяч неграмотных детей. Только в одном округе, где 800 тысяч жителей, в прошлом году тысяча детей не пошла в школу - элементарно не в чем. Есть дети, которые никогда не сидели за партой, но успели сесть в колонию. Это те самые "трудные", а по сути - обездоленные.
В прошлом году в милицию было доставлено свыше 1 миллиона подростков за совершенные правонарушения. Каждый пятый нуждался в помощи государства. У 5 с лишним тысяч задержанных детей не оказалось ни опекунов, ни попечителей".
"В стране нет единого государственного органа, ответственного за ребенка. Пять министерств - у каждого свое направление - занимаются проблемами детей, и ни одно не может сказать, сколько в стране несовершеннолетних. Никто не координирует работу органов исполнительной власти по решению жизненно важных проблем детей: образованию, воспитанию, трудоустройству, обеспечению жильем, медико-социальному обслуживанию. Ведомства отчитываются за работу цифрами проведенных мероприятий, а надо бы - конкретными спасенными судьбами детей. Ведь второго детства у обездоленного ребенка не будет".
"Тех, кто не нужен родителям, государству, подбирает преступный мир: зарегистрировано 16,5 тысячи случаев вовлечения детей в криминал. Вообще такой циничной охоты на детей со стороны организованной преступности раньше не было. Они уже втянуты в оборот наркотиков. Это страшная беда, настоящая угроза генофонду, притом что детское население у нас и так сократилось на 4 миллиона. На заседании Госсовета называлась цифра - 3 миллиона наркоманов, Генпрокуратура считает, что их в стране до 5 миллионов. Целое молодое поколение утрачено для полноценной жизни".
"Знаете, что меня возмущает? Что все вокруг знают ситуацию и молчат. Директор школы звонит в милицию: во дворе стоит подозрительная машина, похоже, продают наркотики. Пока милиция доехала, сбытчиков след простыл. Может, сама милиция их и предупредила. А почему не организовать родительский или учительский контроль? Надо брать и на себя решение своих проблем. Разве нормально, что здоровое общество боится негодяев, которые покушаются на детей? Добром это не кончится. Вот в поселке под Санкт-Петербургом, где цыгане в открытую торговали наркотиками, жители вооружились кольями - и 23 семьям наркоторговцев пришлось срочно покинуть эти места".
"Что касается карательных мер, то и они недостаточны. Наша комиссия предлагает законодательно ужесточить наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, вовлечением в наркоманию. Сегодня за решетку попадают мелкие торговцы - часто сами наркоманы, нуждающиеся в лечении, а наркодельцы остаются безнаказанными. Лично я считаю, что к ним нужно применять исключительную меру наказания - смертную казнь. Как и к другим, кто совершил тяжкое преступление против ребенка".