ОБЗОР ПРЕССЫ № 13

18 ноября 2002

"Труд"

Газета "Труд" №203 утверждает: с сентября будущего года девятые классы (в режиме эксперимента) станут так называемыми предпрофильными, а в 2004 году, став десятиклассниками, ребята приступят непосредственно к профильной подготовке. В 2005 году в стране начнется массовый переход школ на профильное обучение.

Предыстория профильного обучения в школе такова: идею пытались осуществить еще в 1864 году, поделив семиклассные гимназии на два типа: классические, с видами на университет, и реальные -- инженерно-технического толка. В первые годы советской власти положение о единой трудовой школе также предусматривало специализацию по трем направлениям: гуманитарному, естественно-математическому и техническому. Но в середине 30-х годов постановлением сверху школы на всей территории СССР в срочном порядке были "подстрижены под одну гребенку", после чего среднее образование более 20 лет оставалось единообразным. В конце 80-х и начале 90-х годов стали появляться "гуманитарные" гимназии, "точные" лицеи, "технические" колледжи.

По мнению газеты "Труд", ближайшее школьное будущее выглядит так: в десятом и одиннадцатом профильных классах учащиеся будут готовиться к единому экзамену и углубленно изучать по выбору три, четыре или пять предметов, которые понадобятся им при поступлении в вузы. В программе старшеклассников, кроме того, останутся базовые предметы - - русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, обществознание, естествознание, физкультура.

Существующий закон об образовании обязывает администрацию школ принимать в десятый класс всех окончивших девятилетку, в том числе и отъявленных троечников, если они того пожелают. Но уже понятно, что в профильные классы будут конкурсы, и попасть в них смогут не все. Куда подадутся слабые ученики? Уже сегодня популярна такая процедура -- троечников отправлять доучиваться в слабые школы, а хорошистов и отличников - в сильные. Но не создадим ли мы таким способом учебные заведения с репутацией "отстойников"? Есть еще один момент: не каждый ученик к своим 14-15 годам способен определиться с профилем будущей трудовой деятельности. Выберет кто-то гуманитарную стезю, а потом вдруг окажется, что он -- прирожденный технарь. Что делать, как поступить?

По общему мнению, заключает газета "Труд", преподавать в профильных классах и школах должны специально подготовленные педагоги, желательно с магистерской степенью, соответствующей 15-му учительскому разряду. Наверное, пройдет много времени, прежде чем педагогические вузы начнут выпускать специалистов такого уровня.


"Независимая газета"

"Литература бывает трех видов: красной, белой и золотой" - говорит "Независимая газета" от 15 ноября. Дискутировать о том, какой должна быть школьная литература, в Высшую школу экономики по приглашению Российского совета развития образования (РОСРО) приехали чиновники, педагоги и литературные критики.

Предложению одних -- существенно дополнить список произведений -- противились другие: сколько ни дай, все равно читать не будут, современные дети не читают. На обсуждении литераторы предлагали существенно увеличить чтение (с комментированием) на уроках литературы, вновь вернуться к практике заучивания наизусть больших кусков прозаических произведений, как можно дальше отойти от работы с учебником. Учителя роптали: "Какое чтение на уроке! А программу вкладывать в юные головы кто будет?" Ученые ратовали за значительное сокращение объема литературы ХХ века, поскольку чтение этих текстов требуют "такой исторической рефлексии и такого филологического инструментария, который с трудом дается даже в системе высшего образования".

Иногда на обсуждении вдруг проскальзывало: "Чудовищное это словосочетание -- "стандарт по литературе". На что организаторы дискуссии реагировали мгновенно: "Стандарт - это не самое главное. И в литературе, конечно, никакого стандарта, если говорить всерьез, быть не может. Это просто рабочий документ, чтобы нормальному учителю, который знает "от сих -- до сих", было более или менее ясно, что следует преподавать и, главное, что с него будут спрашивать".

Вообще об учителе-словеснике говорили в этот день много, но все -- нелицеприятное. "Состояние нашего учительства не допускает кардинальных перемен", -- сетовали ученые. Или: "Среди современного учительства нет людей, способных прочитать детям творчество Андрея Белого". "Какие бы стандарты ни были, Марья Ивановна, все равно будет давать то, чему ее когда-то научили…"

Завершить зарисовку с дискуссии газете захотелось высказыванием известного экономиста, директора Института проблем инвестирования Евгения Сабурова: "Прекращение навязывания нравственности через литературу может дать нам очень сильный скачок". Что называется, без комментариев. Прения проходили по стандарту "русский язык и литература". Но вот о русском языке на совещании не было сказано ни слова.


"Учительская газета"

"Зарплата все-таки вырастет" - обещает "Учительская газета" №46. Перед праздниками правительство рассмотрело новую Концепцию реформирования оплаты труда работникам бюджетных отраслей. По сообщению заместителя министра труда Валерия Январева, тарифная
часть составит 60-70% оплаты труда. Правда, она увеличится за счет надбавок, которые, по словам замминистра, максимально сократили. Еще одна составная часть зарплаты -- стимулирующие надбавки и выплаты. Одновременно зарплаты возрастут на 33 процента.

Новые тарифные сетки вместо прежней ЕТС начнут действовать с 1 октября 2003 года. В концепции предусмотрено, что в принципе выплаты зарплат перейдут на муниципальный уровень вместе с соответствующими финансовыми средствами. Но это произойдет еще не в следующем году. На период с октября 2003 года на 3 месяца будут выделены 10,6 млрд. рублей из федерального бюджета, и примерно 30 млрд. рублей субъектам Федерации придется заложить на повышение зарплаты в свои бюджеты. Тарифная часть зарплаты, как обещают, будет везде выше уровня инфляции.

Основные принципы концепции сформулировал министр труда и социального развития Александр Починок : "Мы безусловно увеличим ставку первого разряда. Второе -- по меньшей мере не уменьшим соотношение между ставками первого и последнего разрядов. Третье- - не должно быть ни одного работника, у которого зарплата понизилась бы по новой системе, но также и у которого зарплата повысилась бы на уровень ниже уровня инфляции. Это объем гарантий, которые мы можем дать. Мы не можем дать гарантий равного повышения оплаты труда всем именно потому, что пытаемся учесть отраслевые особенности. Процент повышения зарплаты у работников будет разным. Федеральный уровень будет минимально допустимым на территории страны".


"Трибуна"

Газета "Трибуна" от 15 ноября рассказывает о детском приюте с необычным названием: "Дорога к дому".

Белые с голубыми ободками стены, решетки на первом этаже, шторы, цветы на окнах. Директор приюта, Сапар Муллаевич Кульянов, гордится капитальным ремонтом, двумя компьютерными классами, локальной сетью, сетью Интернет. У самых маленьких есть просторная игровая комната, а у более старших -- библиотека. Каждая группа в среднем состоит из 10-11 дошкольников, 23 школьников, 7 выпускников. С каждой группой работают по 3-4 учителя, психологи. Бывает, подросток 14 лет еле-еле читает по слогам, а в обычную школу его в этом возрасте и с таким багажом знаний просто не направишь.

Беспризорник уже считается изгоем, а если он в таком возрасте еще и читать не умеет, то становится объектом злых шуток и оскорблений. Психологи часто сталкиваются и со случаями комплекса неполноценности приютских детей. Ирочка Новосельцева, например, считает себя некрасивой, мотивируя это тем, что в свои 14 лет еще не завела парня.

Со временем дети начинают считать приют своим домом, но бывают и случаи бегства. Если ребенок не вернулся в приют до 22.00, то воспитатели обращаются в органы опеки и милицию. Но обычно дети возвращаются сами. Есть такой тип детей, как "уличные романтики". Они уже познали вкус мнимой свободы. Некоторые в поисках лазейки выламывают решетки на окнах. Держать таких детей в приюте смысла нет -- они либо сбегут, либо покалечат сверстников.

Миша Коровкин попал в спецприют из-за издевательств родителей. Извергов-родителей лишили прав на воспитание малыша. Попав в приют, Мишка плакал, просил воспитателей отвезти его домой. Но после кропотливой работы психологов Миша начал приходить в себя. Привык к постельному белью, к тому, что его не бьют.

Отказных детей в приюте не так много -- 2-3 ребенка-отказника в год. В основном дети из неблагополучных семей, родителей которых лишили прав на воспитание. Часты случаи, когда ребенок сам бежит из семьи. В этом случае разбираются в причинах побега. Чаще всего родителей опять же лишают прав. Случаи оформления опекунства над такими детьми редки. Семьям или людям, решившим взять под опеку ребенка-бомжа, необходимо пройти нелегкий путь. Если у ребенка и потенциальных опекунов сложились дружеские отношения, то малыша и взрослых можно поздравить. Как правило, от первых смотрин до оформления опекунства проходит от года до двух лет.