"Учительская газета"
"Интернет - да и нет" - такова тема выпуска "Учительской газеты" №44. Одна из статей на эту тему написана новосибирской учительницей Ниной Коптюг и называется "В поисках выхода". Нина Коптюг размышляет о том, зачем нужен интернет в российских школах, и как он может помочь учителю в работе.
Во-первых, пишет автор, интернет может помочь учителю при прохождении какой-либо новой темы. "Я нахожу дополнительный или же совсем новый материал через интернет, выписываю адреса, решаю, на каком этапе работы мы с классом можем провести урок в интернет-классе, объясняю им цели и задачи, раздаю карточки с адресами. В течение урока школьники соединяются с нужным сайтом, делают заметки, решают, стоит ли рекомендовать всему классу ознакомиться с данными страницами."
Во-вторых, интернет необходим самим учащимся при подготовке какого-либо доклада, сообщения. "При этом заранее пройдена техническая сторона дела, а именно - умение использовать поисковые системы. Схема урока та же, что и в первом случае: ученики соединяются с сайтом, делают заметки, позднее готовят свое выступление. Возможна и самостоятельная работа ученика в интернет-кабинете. Учитель подписывает заявку, где ясно указаны предмет и количество времени, необходимого для выполнения задания."
В-третьих, именно интернет помогает учителю и его ученикам активно участвовать в международных образовательных проектах. "Можно отыскать проект на любую тему, любой предмет, на любом языке. Для меня одним из основных вопросов был следующий: как этот вид работы впишется в школьный план? То есть я стала выбирать те проекты, которые легко вписывались в уже существующие виды работы, чтобы не перегружать учеников и учителей. Например, сочинения на тему "Законы жизни - жизненные ценности" легко вписались в традиционно проводимый у нас в районе ежегодный конкурс сочинений на английском языке. Сам проект вызвал интерес, и постепенно в нашу работу включились около десяти школ города и области. Не имеющие оборудования школы присылают детские труды мне электронной почтой или передают на дискетах, я отсылаю их на международный сайт, передаю отзывы, если они есть. Результат совместной деятельности - публикации, книга детских работ."
Нина Коптюг уверена: когда учитель точно знает, что делает, то вопрос "зачем нужен этот интернет" сложностей не вызывает. "Интернет - средство обучения. Предоставляемые им возможности огромны, нужно лишь уметь их использовать." При этом для того, чтобы не происходило такого, что получивший доступ к Всемирной сети знаний ученик не станет бесконтрольно и бездумно тыкать пальцем в кнопки, нужно сначала обучить педагога. "Учитель должен уметь использовать интернет на уроке, понимать, для чего он это делает, и уметь объяснить школьникам новые задачи."
"Труд"
Газета "Труд" от 30 октября акцентирует внимание читателей на жизни и проблемах сельских учителей. Две трети всех российских школ - сельские. В них работают 695 тысяч учителей. Но общество очень мало знает о духовных устремлениях и чаяниях сельского учителя, его жизненных ценностях. Поэтому группа социологов во главе с зав. кафедрой Финансовой академии при правительстве РФ Галиной Силласте недавно провела исследование, позволяющее восполнить этот пробел.
Что не устраивает педагогов? Во-первых, низкие зарплаты (78 процентов), во-вторых, проблемы с трудоустройством (60 процентов), в-третьих, отсутствие интересного досуга (47 процентов). Низкий уровень жизни не удовлетворяет 46 процентов респондентов. При ответе на вопрос "о самом важном", 63-69 процентов сельских учителей убеждены, что для них это - повышение жизненного уровня и благополучия семьи. Затем следуют обеспечение законности и порядка в стране, мир и безопасность личности (30-48 процентов). На третьем месте (29,4 процента) - сохранение здоровья нации и ее генофонда. Одна из причин непривлекательности сельского образа жизни в глазах многих учителей - закрытие местных клубов, некогда являвшихся очагами культурной и духовной жизни.
На вопрос: "Появились ли у вас за годы реформ новые социальные ценности?" утвердительно ответили 28,8 процента сельских учителей. Правда, когда им предложили назвать из расширенного списка ценностей те, которые они признают для себя новыми, только 12 процентов смогли это сделать. В то же время более 90 процентов не принимают такие присущие новому российскому режиму ценности, как "либеральная экономика", "многопартийность и политический плюрализм", "демократия без контроля и границ", "богатство и стремление к обогащению", "платность медицинских услуг", "коммерциализация образования".
Неожиданный результат принесли ответы на вопрос, касающийся религии. Оказалось, что 63 процента учителей считают себя верующими, а 37 процентов - атеистами. При этом сельские педагоги гораздо активнее, нежели городские, относятся к разного рода избирательным кампаниям: 75 процентов сельских учителей участвовали в выборах в Государственную Думу и 85 процентов - в выборах президента России. И наконец последний и, наверное, главный показатель: 82 процента педагогов, несмотря на все сложности жизни, в той или иной мере удовлетворены своей работой, а 54 процента опрошенных уверены в своем будущем.
"Трибуна"
Международной школе-интернату грозят выселением - бьет тревогу газета "Трибуна" от 31 октября. Этот интердом знают во всем мире. Его воспитанники - это четыре с половиной тысячи детей едва ли не всех национальностей планеты. Сегодня в интердоме 430 ребятишек из России и стран СНГ. В основном это дети, опаленные афганской и чеченской войнами. Либо те, кто пострадал вместе с родителями от недавних стихийных бедствий в Ингушетии, Краснодарском и Ставропольском краях и не имеет возможности учиться в обычной школе.
"В наших корпусах хотят разместить Суворовское училище, - обеспокоено говорит директор школы-интерната Галина Шевченко. - А нас вместе с детьми переместить в какую-то расформированную воинскую часть." Галина Ивановна узнала об этом из случайно попавшего в ее руки письма начальника Генштаба Вооруженных Сил России генерала Квашнина. Официально же ни ее, ни педагогический коллектив никто даже не поставил в известность. Идею с "перепрофилированием" Международной школы-интерната приписывают первому заместителю губернатора Ивановской области М. Бабичу. К сожалению, самого Михаила Викторовича в Иванове застать трудно. А вот его заместитель И. Панин прояснил ситуацию: "Интершкола в своем первоначальном предназначении себя уже изжила. Она была создана в 1933 году для обучения детей революционеров из тех стран, где действовали подпольные компартии, создавались движения за свободу и независимость. В 1991 - 1992 годах учебное заведение перестало отвечать своему предназначению."
Встал вопрос о судьбе уникального комплекса, что и породило идею о создании на его базе Суворовского училища. Поначалу Министерство обороны к предложению ивановцев отнеслось скептически. Зачем вкладывать средства, если несколько месяцев назад пришлось закрывать одно из Суворовских училищ на Дальнем Востоке? Но когда военные побывали в Ивановском интердоме, у них сразу же отпали все сомнения. Еще бы. Ведь интернациональная школа-интернат им. Стасовой - это целый комплекс зданий и сооружений: учебный корпус, два общежития, два спортивных зала, бассейн, киноконцертный зал, столовая и другие помещения. Как же отказаться от столь лакомого кусочка?
Защищая свою инициативу, чиновники ивановской администрации ссылаются на интересы детей. Тех, чьи отцы погибли или стали инвалидами в "горячих точках". К тому же в Суворовское училище предполагается принимать ребят из стран СНГ. Все вроде бы правильно. Но ведь и сейчас в школе воспитываются опаленные войной дети России и стран СНГ. Как бы именно ребятишки не оказались крайними в этих разборках. Идея создания Суворовского училища в Ивановской области, безусловно, заслуживает поддержки. Но зачем же ради ее осуществления рушить то, что создавалось годами?
"Наш интердом - это уникальное явление. Он и сегодня востребован, - говорит сопредседатель попечительского совета школы-интерната, заместитель председателя Законодательного собрания Ивановской области Наталья Ковалева. - Только что сюда привезли большую партию детей из Ингушетии. Некоторые из них даже не умеют держать ручку. И только бесценный опыт данного педагогического коллектива поможет им через определенное время догнать в умственном развитии своих сверстников." Группа воспитанников интердома обратилась к В. Матвиенко. Они просят одного: не допустить развала интершколы.
"Независимая газета"
Студенты будут соревноваться в грамотности - сообщает "Независимая газета" от 30 октября. Министерство образования проводит общефедеральный конкурс среди студенчества на лучшее знание русского языка и культурно-исторических традиций отечества "Что ты знаешь о русском языке?". Главная цель конкурса - повышение знаний русского языка среди молодежи.
В некоторой степени перспектива развития и пропаганды знания русского языка должна вселять радость в сердца образованной части российского общества. Должна, считает "Независимая газета", но справятся ли министры образования Владимир Филиппов и культуры Михаил Швыдкой с такой трудной задачей? Существует масса причин, не позволяющих прийти от подавляющего незнания норм грамматики к совершенствованию слога и стиля. По замыслу организаторов "олимпиады", в конкурсе примут участие студенты, которые не могут не знать русского языка на должном уровне. Круг предполагаемых участников сужается, так как студенты гуманитарных факультетов имеют неоспоримый приоритет по сравнению со студентами технических факультетов. Стоит ли проверять знания будущих русистов, составителей словарей, преподавателей и грамматистов и сравнивать результаты данной проверки со школьными?
Огромная пропасть, лежащая между вузом и школой, видна невооруженным глазом - утверждает "Независимая газета". Ученик средней школы не может знать русский язык даже на "среднем" уровне, подавляющую часть своего времени изучая "модные" предметы, вводящиеся или рекомендуемые школам тем же Министерством образования, изучая язык по скудным и скучным материалам. Другая странность "олимпиады" - это приз, который достанется победителю. Студент выиграет право учиться в лучшем вузе России. Интересно, зачем же студенту нужен такой подарок? Возникает еще один законный вопрос: чему больше будет рад студент - повышенной стипендии или праву на то, что он и так имеет.
Безусловно, повышение престижа русского языка - благородная задача. Но не секрет, что ныне почетная грамота или занятое место не играют никакой роли при поступлении в вуз. "Независимая газета" надеется, что данный конкурс - лишь первый шаг Министерства образования к такой высокой цели, как "образование", и при подведении итогов конкурса он не окажется последним.
"Вечерний Новосибирск"
Детям в современном обществе не хватает доброты и общения. Им стараются помочь в новосибирском центре "Ника" - сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 29 октября. "Новосибирск не хуже и не лучше других городов - типичный мегаполис с гноящимися социальными язвами - беспризорностью, наркоманией, венерическими болезнями. При всей кажущейся широте и свободе выбора, во многих случаях подросток одинок, подавлен, растерян. И слава Богу, что в обществе есть здоровые силы, педагоги не только по профессии, но по призванию, чья кропотливая, каждодневная работа хоть как-то компенсирует и корректирует издержки реформ 90-х."
Главное направление центра - это работа с детьми и подростками из неблагополучных, кризисных семей. В частности, в сотрудничестве с другими социальными институтами центр добился решения проблемы трудоустройства подростков и молодежи. Сегодня реально можно трудоустроить подростка с зарплатой 900 рублей в месяц, при занятости всего два часа в день. Ребята работают на благоустройстве района, озеленении, помогают строителям и коммунальным службам. "Но если бы мы занимались только этим, то просто дублировали бы функции центра занятости, - говорит директор центра "Ника" Лариса Копанева. - Наша же основная задача - формирование профессиональной ориентации на перспективу, адаптирование подростка к окружающему миру, предоставление возможности общаться с людьми, контактировать, подавать себя с наиболее выгодной стороны. Не зря говорят, что подросток это не возраст, это - диагноз. Это совокупность таких проблем, стремлений и желаний, в которых разобраться сам ребенок не в состоянии. А если, ко всему, возникает непонимание его в семье, в классе, во дворе, то начинается отход в другую референтную группу, которая "понимает" его и принимает. А это, чаще всего, группы риска - наркозависимые, алкоголики и прочие."
В обеспеченных семьях родители заняты карьерным ростом, зарабатыванием денег. Они часто не занимаются своими детьми не в смысле материальном. Как раз материально они все делают для своего чада. Но в семье нет духовной близости, теплоты, доброты. В таком случае нивелируется само понятие семьи, очага, гнезда. Родители не в состоянии передать ребенку свой жизненный опыт - они с утра до ночи на работе, и отсюда возникает дефицит общения, - того, что сверхважно иметь в детстве, в юном возрасте. Семья - тот фундамент на котором выстраивается вся дальнейшая жизнь маленького человека. А если есть только формально облагороженные дорогие стены, мебель, машины, подарки и подачки, то эта роскошная холодность замораживает отношения.
"Дети из благополучных, на первый взгляд, семей говорят о причине прихода к нам: "Мне не с кем поговорить... меня не понимают... мне плохо". И мы им помогаем. Здесь, в Центре, они находят внимание, поддержку, заводят друзей. В "Нике" при содействии администрации района была создана так называемая школа социализации: это тренинги, тестирование, культурная, развлекательная программы, работа на объектах. Здесь у ребенка повышается самооценка, приходит подтверждение и понимание своей значимости, полезности, нужности. Чаще всего это происходит через деятельность. Он заработал деньги - купил подарок родителям, брату или младшей сестренке. У нас работают группы развития для маленьких детей. Приходят мамы с 2-3-летними детьми, и через игру в группах они получают первые навыки общения. Проведенные психологами исследования в детских садах России показали, что на вопрос "Во что ты любишь играть?" 5 процентов детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 процента назвали компьютерные игры, а четверть детей вместо игр называли игрушки - машинки, трансформеры, куклы Барби."
"Я полагаю, - говорит Лариса Копанева, - что здравомыслящие психологи и педагоги только приветствуют тот широчайший выбор увлечений и занятий, который предоставлен нынешней молодежи. Речь о другом - о том, чтобы в соответствии с интересами, потребностями и способностями помочь ребенку определиться с выбором. Этим и занимается наше центр."