ОБЗОР ПРЕССЫ № 9

28 октября 2002

"Независимая газета"

На страницах прессы продолжаются дискуссии по поводу Единого государственного экзамена. На этот раз "Независимая газета" №228 публикует мнение профессора, депутата Госдумы РФ, члена комитета Госдумы по образованию и науке Ивана Мельникова.

Анализируя результаты эксперимента по проведению ЕГЭ, автор статьи считает, что проблема объективности проведения этого экзамена до сих пор не решена: "...по мере увеличения числа регионов и школьников, вовлеченных в эксперимент, она будет приобретать все более острый характер. Данные за 2002 год показывают, что особенно сложной ситуация была в Чувашии, Якутии и Ростовской области. Итоги по этим регионам настолько отличны от других, что невольно наводят на мысль о серьезных нарушениях... В условиях, когда вопрос объективности ЕГЭ стоит столь остро, особенно опасным и вредным является увязывание ЕГЭ с системой государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Необъективность, умноженная на разницу в финансовых возможностях родителей при подготовке к ЕГЭ, не даст возможности детям из сельской местности и малообеспеченных семей на равных конкурировать с другими детьми."

По мнению Ивана Мельникова, результаты этого пробного эксперимента нужно отслеживать минимум пять лет. "Надо обязательно посмотреть, как дети, поступившие в учебные заведения по новой системе, учатся. Понять, насколько выше или ниже качество такой системы отбора. А сегодняшние действия Министерства образования скорее говорят о том, что идет не эксперимент, а поэтапное насильственное внедрение ЕГЭ в практику. А это, между прочим, противоречит Концепции модернизации образования."

Автор также уверен в том, что ЕГЭ ни коим образом не отменит нелегальный институт репетиторства. По некоторым данным, появились уже "конторы", специализирующиеся по натаскиванию учеников на написание тестов ЕГЭ. Не преодолена и фундаментальная недоработка системы ЕГЭ - тесты не могут в условиях России, где продолжается сильнейшее расслоение общества, решить проблему отбора талантливой молодежи для обучения. "Только мощное участие вузов может обеспечить такой отбор. Внедряемая же система отодвигает их от активного участия в отборе "своих" абитуриентов, то есть тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении, а не вообще в каком-нибудь. Только "живой" экзамен дает шанс абитуриенту из глубинки, из бедной семьи показать не натасканность, а умение думать."

Оказывается, российский вариант ЕГЭ не совсем, мягко говоря, похож на систему выпускных экзаменов прогрессивных стран Запада. "Ключевая позиция западной модели - отсутствие административного вмешательства: там вузы, например, не получают заданий зачислить не менее 50% новых студентов по результатам ЕГЭ. Каждый вуз сам решает, в какой мере учитывать и учитывать ли вообще результаты единого тестирования, которое может являться лишь вспомогательным материалом для принятия окончательного решения о зачислении абитуриента."

Иван Мельников напоминает: в России уже имеется почти десятилетний опыт централизованного тестирования школьников. "Более 400 вузов добровольно принимали решение об учете результатов этого тестирования при отборе абитуриентов. К тому же вузы сами принимали активное участие на разных этапах проведения тестирования, и степень доверия была намного выше, чем к заданиям и к процедуре организации ЕГЭ. Если говорить о финансировании централизованного тестирования, то можно сказать, что если государство возьмет его на себя, то затраты со стороны родителей будут исключены, а со стороны вуза - минимальными. И думаю, что средств в таком случае потратят меньше, чем на процедуру проведения ЕГЭ."

На взгляд автора, идея центрального тестирования намного привлекательнее и прогрессивнее, чем ЕГЭ. "Каждый вуз сам, в зависимости от специфики, может определять, как и в какой степени ему учитывать результаты централизованного тестирования. Вузы у нас по закону имеют автономию - и такой подход является поистине демократичным. А когда есть принцип добровольности в том, насколько учитывать результаты тестов, то именно качество организации работы по проведению тестирования - важнейший стимул, чтобы образовательное учреждение увидело пользу от централизованного экзамена."


"Парламентская газета"

Тема проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта также не сходит со станиц печати. "Парламентская газета" №1082 публикует отчет о том, как 22 октября в Государственной Думе РФ прошли слушания по этому проекту.

Автор статьи Игорь Устякин считает, что думские обсуждения идут настолько активно, что уже весной следующего года Дума сможет принять закон "О государственном образовательном стандарте".

Прежде всего депутаты Государственной Думы ждут от стандарта обеспечения единства образовательного пространства страны. Выпускник средней, универсальной, профильной, технической школы должен быть подготовлен к новым жизненным условиям, в пору глобализации, развития информационных технологий в полной мере осознающим свои гражданские права, быть востребованной частичкой общества. Стандарты также призваны сохранить принципы доступности, полноценности, качества образования и преемственности образовательных программ. Кроме того, разработчики проекта стандарта немало места отвели разделу профильного обучения, концепцию которого совсем недавно утвердил думский комитет по образованию и науке.

Министр образования Владимир Филиппов пояснил, что важно наряду с сохранением ядра содержания школьного образования, появлением единого школьного стандарта добиться гарантии защиты детей от перегрузок и реализации их права на получение полноценного как базового, так и профильного образования. Уже сейчас происходит поэтапный переход к профильному обучению, к изучению иностранных языков и информатики в начальных классах. Осуществляется преподавание основ экономики и права, изменено содержание таких предметов, как история и литература. По-новому будут проходить занятия по физической культуре: школа от нормативного принципа переходит к двигательно-оздоровительному.

Безусловно, что обсуждаемый проект общеобразовательных стандартов не мог не вызвать волну критики. К примеру, пишет "Парламентская газета", проекту не удалось в полной мере решить проблему перегрузки учащихся. И все же некоего результата участники парламентских слушаний добились: было принято рекомендательное письмо, адресованное всем заинтересованным в скорейшем принятии общеобразовательных стандартов ведомствам.


"Труд"

Школьные перегрузки - еще одна не сходящая со страниц газет тема. "Ученье с увлеченьем" - так называется материал в газете "Труд" №190, рассказывающий о том, как справились со школьными перегрузками в отдельно взятой школе.

Речь идет о московской общеобразовательной школе № 760. Многое в этом учебном заведении выглядит необычным: дети пишут перьевыми ручками, на уроках класс делится пополам: одни сидят за партами, а другие стоят за конторками, чтобы потом, по сигналу учителя, поменяться местами. Девочки и мальчики учатся раздельно. Мальчиков здесь воспитывают "воинами" - людьми, сильными духом, готовыми защищать свою семью и Отечество. Отсюда - игра в "пограничников" или "летчиков", приучающая к дисциплине и ответственности. Девочек сызмальства готовят к роли матери, торжественно посвящают в "невестушек", "лебедушек". Впрочем, "воины" и "лебедушки" только учатся отдельно друг от друга. Во внеурочной жизни они общаются, дружат, вместе участвуют в театральных постановках, танцуют в школьных ансамблях, поют в хоре.

Старшее поколение россиян помнит чернильницы-непроливайки, перьевые ручки и прописи, в которых первоклассники старательно выводили буквы, чередуя нажим с "волосяной" линией. Академики, пекущиеся о детском здоровье, убеждены в том, что письмо перышком для начинающего школьника оптимально, поскольку находится в гармонии с естественным нажимным импульсом, а вот шариковая ручка ему просто противопоказана. В школе проводили эксперимент - стоило ребенку поработать шариковой ручкой хотя бы 20 минут, как у него проявлялись признаки стенокардии. Поэтому в школе № 760 дети пишут по старинке.

Директор школы Владимир Гармаш убежден: одна из главных бед школы состоит в том, что в ней ребенок оказывается в ситуации ограниченного сенсорного пространства, причем надолго: "Вместо того, чтобы дать ребенку возможность бегать, прыгать, играть, - его помещают в жестко регламентированную систему, этакий "коробок", и он сидит без движения на уроках энное количество часов, потом столько же за книжками дома". Постоянно сидящий человек - это, по словам Владимира Юрьевича, "смертельная штука". Поэтому ребенок должен двигаться - чем больше, тем для него лучше. Во время учебного часа в этой школе дети не только работают, но и прямо в классе разминаются на турнике или шведской стенке.

Уроков в этом учебном заведении ничуть не меньше, чем в любой другой одиннадцатилетке. Вторая половина дня у большинства ребят тоже проходит в школе - одни усиленно занимаются физикой и математикой, другие работают и развлекаются в отлично оборудованном компьютерном центре, третьи устремляются в кружки и спортивные секции. Немаловажный факт: школа и в будни, и в выходные открыта до 22 часов. И на усталость, на "перегрузки" никто не жалуется.


"Московский Комсомолец"

"Юных гениев будут учить в интернатах" - сообщает "Московский Комсомолец" от 28 октября. В ближайшем будущем в сорока регионах России откроются специальные детские учреждения, где будут учиться и жить одаренные дети.

Как сообщили в Министерстве образования, попасть в спецшколу сможет далеко не каждый отличник. Специалисты будут отбирать способных учеников на всевозможных олимпиадах и творческих конкурсах, которые станут проводить как в общеобразовательных, так и в школах для детей с ограниченными возможностями. Победители подобных мероприятий и получат возможность продолжить обучение в интернате по особой программе.

По словам специалистов, в таких интернатах дети с уникальными способностями смогут в полной мере развить свои дарования. Кроме того, 120 лучших из лучших учеников будут ежегодно получать единовременные стипендии от государства.