В каком классе читать «Декамерон»?
Нынешние родители частенько жалуются, что дети совсем забросили книги. И если обязательную литературу еще читают – пусть кое-как, но все же, – то с внеклассным чтением постоянно возникают проблемы. И это неудивительно: многие произведения в списках не соответствуют интересам и возрасту ребенка. А иной раз родители просто боятся позволять читать своим отпрыскам рекомендованную литературу.
Если с произведениями школьной программы все понятно – список составляет Министерство образования, то вот с дополнительной литературой не все так просто. Например, школа, позиционирующая себя как «учебное заведение для одаренных детей», рекомендует 7–8-классникам читать произведения Стругацких. «Обитаемый остров», «Пикник на обочине» – замечательно, хотя и рановато. С другой стороны, тем же детям советуют познакомиться с приключениями Винни-Пуха.
– Этот список составляла команда учителей, – объясняет учитель русского языка и литературы. – Фантастика включена в него, потому что именно она лучше всего усваивается детьми в этом возрасте. Мы отметили наиболее понятные и доступные школьникам произведения, чтобы не отпугнуть их сразу сложностью авторского текста. А «Винни-Пух» и другие сказки нужны для того, чтобы глаз не замыливался. К тому же на занятиях мы разбираем много интересной критики, которая делает разбор детской литературы гораздо интересней.
Часто школы расходятся в оценке одного и того же произведения. «Незнайку на Луне» одни ученики читают во 2-м классе, а другие – в 10-м. Но те, кто освоил эту повесть в 8 лет, вряд ли вернутся к ней в 18, чтобы переосмыслить корыстные схемы лунных бизнесменов. Или наоборот: в старших классах ученики могут не заинтересоваться похождениями сказочного коротышки.
На особом месте в списке рекомендуемой литературы стоят мифы Древней Греции. В одной школе ученики проходят их в 5-м классе и читают строго определенную книгу – адаптированный для детей вариант Куна. Другое учебное заведение, напротив, не считает нужным скрывать от детей аспекты жизни древних греков и предлагает второклассникам полный вариант мифов. По этой версии сексуальные приключения Геракла заинтересуют детей совсем не стилем изложения.
– Сборники греческих мифов есть почти в каждом доме, – поясняет преподаватель литературы. – А так называемая полная версия относится к университетской программе, это своего рода специализированная литература, которую надо еще поискать. Под полной версией мы имели в виду совсем другое: что дети должны читать все циклы мифов, а не какой-нибудь один.
Часто педагоги включают в детские списки современных авторов, ничуть не считаясь с их спецификой. И вместо указания на конкретный роман в списке внеклассного чтения есть только пометка «по выбору». Например, книгам Акунина стоит отдать должное – но далеко не все из них подходят для третьеклассников. А «Гарри Поттера» и «Властелина колец» пихают в списки чуть ли не дошкольникам.
Комментарий психолога:
– Конечно, родителям стоит отслеживать, что читает ребенок. И если в списке младшего или среднего школьника есть «Декамерон», то стоит пойти в школу и поговорить с учительницей, его рекомендовавшей. Задача внеклассного чтения – не только расширить кругозор, дать навыки чтения, но и показать некоторые моральные аспекты. По одной из версий, чтобы заинтересовать ребенка, нужно предлагать ему любую литературу, но это явно не тот случай. Детская душа очень чувствительна и может быть серьезно травмирована.
«Московский комсомолец»
Бюджетные места пересчитает демография
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предлагает с учетом демографической ситуации в стране сократить количество мест в вузах, финансируемых из бюджета.
Министр отметил, что такая структурная реформа должна стать одним из источников значительного увеличения зарплат профессорско-преподавательского состава высшей школы.
Андрей Фурсенко напомнил, что на сегодняшний день существует законодательное ограничение. «Мы должны за счет бюджета готовить не менее 170 человек на 10 тысяч населения. Но с учетом старения населения мы предлагаем изменить норму и рассматривать подготовку специалистов, не исходя из общей численности населения, а исходя из так называемой когорты, то есть количества людей, которые учатся», – пояснил министр. По его словам, речь идет о людях в возрасте от 17 до 35 лет.
По мнению Андрея Фурсенко, необходимо пересчитать, скольким из этого количества людей должна быть гарантирована бюджетная подготовка.
«Чтобы не было искусственной накачки количества бюджетных мест. У нас на сегодня практически каждый второй выпускник школы имеет право поступить на бюджетные места. Такого не было ни в Советском Союзе, ни в постсоветские годы», – заявил глава Минобрнауки РФ.
Как подчеркнул министр, «с учетом демографии эти соотношения надо изменить».
«Учительская газета»
Автомат, рюкзак, наручники – набор для детских игр
На мальчишеских полках магазинов игрушек вместо оловянных солдатиков и отечественных «танчиков» поселились монстры и полицейские. Американские. Сделанные в Китае. Общество бурно обсуждает вопрос по возвращению отечественного игрушечного оружия. Многие убеждены, что это должно прививать патриотизм и популяризировать воинскую службу.
Маленьким покупателям сейчас предлагаются незамысловатые сюжеты: от сражения с громадным пауком-гориллой-динозавром до ограбления банка. Вот один сюжет: «Полиция против бандитов». В наборе мотоцикл, автомат, рюкзак, наручники. На игрушке отметка возрастной категории «3+».
– Сейчас, к счастью, есть множество магазинов с умными, развивающими играми, – говорит мама трехлетнего Никиты. – Я недавно купила своему сыну оловянных солдатиков, сделанных, кстати, в России. С нормальными, человеческими лицами.
В 90-х игрушечные танки и автоматы, сделанные в СССР, исчезли с прилавков магазинов. Отечественный рынок военной игрушки сник и почти прекратил свое существование. Но как бы ни сопротивлялись взрослые пацифисты игрушечной войне, спрос на эти игрушки есть. Психологи уверяют: чтобы из мальчишки вырос мужчина, он должен играть в войну.
– В нашей стране была эпоха, когда основные идеалы были связаны с войной – и все детские уголки были забиты солдатиками, – комментирует психолог Ольга Маховская. – Сейчас в детских комнатах тоже достаточно солдатиков, хотя они и не одеты в форму советских воинов. А кроме них там поселились человек-паук и другие герои голливудских приключений. Мир агрессивных игрушек разросся – к привычным пистолетам добавились наручники, наборы грабителей и террористов. И в отличие от опасности огромного количества виртуальных стрелялок общество не обсуждало символику нового военного мира игрушек.
Когда военные игрушки проигрывают конкуренцию игрушкам на тему бегства из тюрьмы и ограбления банка, невольно полюбишь темы игрушечной войны и вспомнишь о стойком оловянном солдатике. На войне все-таки возможны и благородство, и жертва, и подвиг, в отличие от тюремных и грабительских сюжетов. А слава военной победы – хороший повод для маленькой, но вовсе не игрушечной гордости.
– Мальчики всегда играют в войну – «стреляют» из палочек, если нет пистолетов, – говорит психолог Ольга Маховская. – Если стреляют взрослые, дети будут подражать. Конечно, пластиковые гранаты и автоматы стимулируют агрессию в ребенке и могут притуплять чувство сострадания к ближнему. Ведь тот, кто стреляет, часто должен быть беспощадным. Конечно, на фоне гиперактивности современных детей их гиперагрессивное поведение лучше не стимулировать, а компенсировать. Мальчики должны защищать, соревноваться, завоевывать – это заложено в их природе. Но главное помнить, что при возвращении отечественных военных игрушек важно не только поощрять стрельбу во все стороны, но развивать в ребенке различные навыки. Игра не обязательно должна быть «войнушкой» – это может быть приключение, охота на хищников, борьба со злом. При огромном количестве драчливых и злых игрушек, заграничных монстров, заполонивших прилавки детских магазинов, суперменов в американской военной форме, суперсовременной американской военной техники (летающей, плавающей, стреляющей) нам очень не хватает игрушек развивающих – чтобы дети могли вместе строить, создавать что-то новое, учились договариваться друг с другом для достижения результата. Но такие игрушки трудно разработать и вывести на рынок. Гораздо проще и выгоднее закупить оптом заграничных монстров всех цветов.
Поборники толерантности настаивают, что куклы должны быть разного цвета кожи и разреза глаз. А кто будет настаивать, что содержание, символика и атрибуты военных игр должны быть гуманными, разумными и человечными?
мнение
Мнение Алексея Слаповского, писателя:
– Мне кажется, игры в войнушку – это уже архаизм. Все эти разговоры про то, что мальчики, чтобы стать мужчинами, должны играть в войну, – ерунда. Я считаю себя нормальным мужиком, но в войну я играл очень мало. У нас был достаточно спортивный двор, мы предпочитали играть в футбол, волейбол, ходить на лыжах. Я не помню, чтобы нам хотелось бегать с деревянными ружьями. Военных игрушек у меня и у старшего брата не было. Они нас не интересовали. Водные пистолеты – да, потому что это смешно.
Когда я работал в школе учителем, меня страшно раздражало словосочетание военно-патриотическое воспитание. Почему-то патриотизм у нас обязательно должен быть связан с войной. Неужели нельзя обойтись без приставки «военно»? Просто – патриотическое воспитание. Я своему среднему сыну покупаю конструкторы, из которых можно собрать поезда, ракеты, кораблики.
«Российская газета»