ОБЗОР ПРЕССЫ № 381

07 октября 2010
Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Новости ЕГЭ
 
«ЕГЭ-2011: серьезных изменений не ждите» – статья с таким названием опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 28 сентября. В 2010 году Единый государственный экзамен у 11-классников и Государственная итоговая аттестация у учеников 9-х классов прошли хорошо. Так решили сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На днях они подвели итоги летней экзаменационной кампании, собрав в московском лицее № 1535 на выездном расширенном научном совете ФИПИ прессу, старшеклассников и свежеиспеченных студентов.
«Мы постоянно совершенствуем банк заданий, добиваемся все более точных результатов диагностики уровня знаний каждого ученика, – заверил собравшихся школьников и журналистов директор ФИПИ Андрей Ершов. – В 2010 году здорово изменилось задание ЕГЭ по математике, по-моему, с ним результаты стали понятнее. В 2011 году ничего кардинально нового не будет. Разве что информатику можно будет сдавать на компьютерах, из-за этого экзамен несколько усложнится». Реализация глобальных планов улучшения ЕГЭ намечена на 2012 год или позже. Например, в экзамены по иностранному языку может быть введена часть «говорения».
«Чтобы начать слушать экзаменуемых, нам для начала надо подготовить достаточное количество квалифицированных экспертов, – объяснила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. – Ведь часто бывает как: посмотрел экзаменатор на ученика «по-доброму» – тот и выдал ответ на максимальный балл. А другой – более строгий, и у него ребята валятся просто из-за того, что начинают нервничать. Надо придумать, как исключить из ЕГЭ такой вот личностный психологический фактор». Говорить, вероятно, в будущем заставят и при сдаче гуманитарных дисциплин. Но эту идею пока еще только начинают прорабатывать. Зато в экзаменах по физике и химии уже через несколько лет может появиться практическая часть. Для этого надо оснастить всем необходимым пункты по приему экзамена. На это и на подготовку школьников к проведению опытов потребуется два-три года.
В 2011 году, скорее всего, ни один вуз не получит право на проведение дополнительного испытания по предметам, которые зачитываются по ЕГЭ. Такое право раньше давалось университетам, вынужденным проводить конкурс среди «стобалльников» – слишком много безупречных абитуриентов претендовало на бюджетные места. По результатам вступительной кампании 2008 года такое право получили 24 университета, 2009 года – 11 заведений, 2010 года – ни одного. «Я получила единственную заявку, которая пришла к нам уже после положенного срока, – объяснила Любовь Глебова. – Причем этот вуз еще по целому ряду параметров не может претендовать на дополнительный конкурс. Так что в 2011 году дополнительные испытания будут только в творческих, спортивных и военных вузах, МГУ и СпбГУ».
По всей видимости, сильно сократится и число так называемых «вузовских» олимпиад для школьников. Любовь Глебова обсудила проблемы и перспективы этих испытаний с президентом Российского союза ректоров Виктором Садовничим. Ректор МГУ и руководитель Рособрнадзора договорились, что льготы для победителей и призеров этих олимпиад будут распространяться на поступление только в один вуз, их число сократится, правила проведения испытаний старшеклассников разработает надзорное ведомство, оно же будет следить за их исполнением. «Так что поступить по олимпиадам теперь будет намного сложнее, основной путь – это ЕГЭ, – подчеркнула Любовь Глебова. – Тем более каждый прилежный школьник, хорошо занимавшийся по предметам и знающий все, о чем написано в учебнике, способен без всяких проблем одолеть Единый».
 
 
Милиционеры – тоже педагоги
 
Мало кто знает, что почти все сотрудники отделов по делам несовершеннолетних имеют педагогическое образование. Они – тоже учителя, вот только учить им приходится так называемых «трудных» подростков. И уроки педагогов ПДН самые что ни на есть важные: они учат детей быть добрыми, ответственными, справедливыми, трудолюбивыми. Впрочем, не только сотрудники ПДН – педагоги. Обладают педагогическими навыками, как выяснилось, почти все сотрудники правоохранительных органов. И, судя по количеству и качеству уроков, которые преподала милиция нынешним летом новосибирским подросткам, педагоги из стражей порядка получились весьма неплохие. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 28 сентября в статье «Педагоги в погонах».
 
В этом сезоне на территории Новосибирской области функционировало 77 загородных мест для детского отдыха: палаточные лагеря, санатории, оздоровительные детские загородные учреждения. В них отдохнули почти сорок тысяч подростков. Кроме того, в школах было организовано более тысячи так называемых «школьных площадок». Здесь отдохнули более семидесяти тысяч ребятишек. Несомненно, отдых был для ребят превыше всего. Валяться на пляже или играть – дело, конечно, хорошее. Но надоест ведь... Поэтому стражи порядка и учителя ПДН организовали познавательные смены, где дети из группы риска занимались исследовательской деятельностью, осваивали экстремальные виды спорта. А еще участвовали в КВН, викторинах и деловых играх.
Ежегодно большое внимание уделяется организации трудовой занятости подростков. В первую очередь рабочие места предоставляются подросткам, состоящим на учете в органах внутренних дел: временно, на летний период, трудоустроено 2744 подростка из малообеспеченных семей и 14106 детей, находящихся в социально опасном положении. В летний период осуществляли свою деятельность и 2300 ремонтных бригад и бригад по благоустройству сел и поселков. В Новосибирске важным моментом стало то, что подростки работали в школьных районных ремонтных бригадах. Это позволило несовершеннолетним из группы риска заработать деньги на карманные расходы и на одежду к новому учебному году.
На протяжении последних трех лет с целью пропаганды здорового образа жизни, воспитания чувства патриотизма, формирования позитивной жизненной позиции, а также формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел сотрудники ОМОН ГУВД выезжают в детские оздоровительные учреждения и ЦВСНП ОВД ГУВД для проведения мероприятий патриотической направленности под условным наименованием «Урок мужества». Этим летом бойцы ОМОНа совместно с сотрудниками авиационного отряда ГУВД, сотрудниками ООДПДН ГУВД, Управлением по делам молодежи на вертолете ГУВД посетили детские загородные оздоровительные учреждения Купинского, Чистоозерного, Чановского, Маслянинского, Искитимского, Новосибирского районов, где продемонстрировали ребятишкам боевую подготовку, рассказали об истории отряда, о наших героях, о службе в органах внутренних дел, продемонстрировали оружие и технику десантирования из вертолета.
Словом, лето для наших детей даром не прошло. И, как говорят сами ребятишки, они многому научились у милиционеров. Изменились за каникулы и «трудные» подростки. А значит, и подростковой преступности станет у нас гораздо меньше! Добавим, что свою работу педагоги в погонах продолжают и в учебном году. Так что, если в класс зайдет милиционер и, скажем, начнет урок, то удивляться этому не стоит.
 
 
Законопроект «Об образовании»: что не так
 
Работа над проектом федерального закона «Об образовании в РФ» близится к завершению. Одобрены структура и отдельные главы нового документа. Концептуально поддержана рабочая версия. Тем не менее продолжается ее обсуждение сразу на нескольких общественных площадках. Педагогическое сообщество требует увеличить срок обсуждения. На октябрь намечены основные дискуссии. Рассказывает «Независимая газета» от 28 сентября в статье «Сложно понимать, сложно исполнять».
 
Новый законопроект не вносит ясность в ситуацию – как жить сельской школе. Например, не прописано, что для окончательного решения судьбы школы нужен сход жителей села. Обсуждавших новый закон в СФ не удовлетворило и самоустранение государства от участия в образовательном процессе. Вдобавок педагогическое сообщество уверено, что их мнение просто игнорировали во время работы над новым документом... «На текущий момент прислано более 600 предложений и замечаний, – начал свое выступление на брифинге в Министерстве образования и науки статс-секретарь замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов. – Это больше, чем страниц текста самого документа. Согласно промежуточным данным, потребуется внесение поправок более чем в 50 действующих законодательных актов». Далее замминистра перечислил, сколько организаций общественных и образовательных работали над проектом. Получился довольно внушительный список. К этой «перепалке» двух собраний можно добавить лишь собственное наблюдение со стороны: активное обсуждение документа пришлось на время летних каникул. Потому в выступлениях учителей есть доля истины, а в действиях чиновников – доля лукавства.
Так какие же существенные изменения ждут систему образования? И что наверняка вызовет споры в обществе?
В параграфе третьем нового законопроекта уравниваются в своих правах на получение госзаказа (подготовку специалистов, нужных стране, за счет бюджетных средств) государственные и негосударственные учебные заведения. То есть фактически госзаказ получает тот, кто доказал, что может лучше готовить специалистов.
Как напомнила директор департамента правового обеспечения Минобразнауки Марина Лукашевич, раньше, если негосударственный вуз и выигрывал правительственный конкурс, госзаказ не получал. Проект замахнулся на создание правовых условий, обеспечивающих бесплатность и общедоступность дошкольного и общего образования не только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, но и в частных образовательных учреждениях. Это станет возможным вслед за утверждением принципа «Деньги идут вслед за учеником». А идут они туда, где хорошо учат. Вносятся изменения в статью 11, связанные с увеличением срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре). По очной форме теперь будут учиться четыре года, по заочной – пять лет. Вызван этот шаг желанием улучшить качество диссертационных исследований. Вопрос – дискуссионный, потому что опять же не в полной мере учитываются здесь социальные вопросы. Например: а на что молодым аспирантам жить? Год в молодой жизни – это очень много.
Для усиления целевой направленности средств, выделяемых на развитие наукоградов, законопроектом устанавливаются более конкретные и обоснованные критерии присвоения статуса оных. В стране, по словам статс-секретаря Ивана Лобанова, 14 наукоградов. Если отношение к своей деятельности они не пересмотрят, то какой-то части этих научных заведений придется распрощаться со своим прежним статусом. Подтверждать статус, кстати, придется каждые 10 лет. Законопроектом предлагается закрепить право высших и научных бюджетных заведений сдавать в аренду без права выкупа, без проведения аукциона и без согласия собственника имущества временно не используемое имущество, в том числе и недвижимое.
Изменения, связанные с ЕГЭ, лицензированием, аккредитацией и аттестацией, будут тоже вызывать споры по той простой причине, что сами темы не до конца поняты и приняты отдельными слоями общества.
 
 
Не найти и за полмиллиона
 
Несмотря на гранты в 500 тысяч рублей, молодые педагоги в классы не идут. Из 25 вакансий, выделенных Кировской области на участие в федеральной программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2012 годы, в начале учебного года занятыми оказались лишь 9. О проблеме – «Российская газета» от 28 сентября в статье «Неподъемный учитель».
 
Новоиспеченный преподаватель русского языка и литературы Анастасия Обухова позвонила в школу № 1 города Белая Холуница лишь после того, как выяснилось – в Кирове, где она отучилась 5 лет, работу по специальности ей не найти. О том, что она может попасть в «пятисоттысячники», Анастасия узнала уже по факту. Школа ей понравилась. Неудивительно: она в числе 16 учебных заведений региона должна стать опорным центром образования, где сосредоточены новейшие технологии. Дважды выигрывала гранты в рамках нацпроекта, на эти деньги куплены электронные доски, компьютерные комплексы и другое оборудование. Коллектив педагогов – молодой. Молодая «литераторша» коллективу тоже понравилась – коммуникабельна, умеет общаться с детьми.
Проректор по учебной работе Вятского государственного гуманитарного университета (как раз того самого, что окончила Анастасия Обухова, а из 9 кировских «пятисоттысячников» семеро – выпускники этого вуза) Елена Ходырева развернула передо мной такие данные: в 2008 году в школы трудоустроилось 58 выпускников, в 2009-м – 75, в этом итоги еще не подведены, но хотели устроиться 152. Это около 35 процентов. Но проблема в том, что потребность образовательных учреждений региона в учителях фактически равна выпуску. И чтобы закрыть ее полностью, все 100 выпускников должны идти в школу. Но в то, что это возможно, не верит никто. Как считает Елена Ходырева, причин тому несколько. Начиная от личностных возможностей отдельно взятого выпускника работать в школе и заканчивая целым списком «глобальных» проблем. Из которых зарплата – далеко не на последнем месте.
«Несмотря на все усилия, престиж учительской профессии остается низким, – говорит она. – И он определяется в том числе и уровнем зарплат, которые государство предлагает начинающему учителю. И если даже с учетом различных доплат она составляет 5 тысяч рублей, общественное мнение не будет переломлено». Кроме того, нужно учитывать завышенные потребности нынешних молодых людей – не только учителей. Они хотят всего и сразу – зарплату, должность, карьеру. Немногие из них понимают, что все постепенно. И село сегодня, увы, не самая лучшая стартовая площадка. Они прикидывают, смогут остаться здесь жить или нет. А федеральная программа как раз и предусматривает закрепление молодого педагога с помощью этих 500 тысяч на данной территории. За 5 лет, которые, по ее условиям, должен отработать молодой педагог, многое что может произойти – появится семья, дети. А там уже не до переездов. И, взвесив все, они решают – пусть лучше без этих 500 тысяч, но остаться в Кирове.
Кстати, эту разницу в подходах к жизни между прежним, еще советским поколением педагогов и нынешним отмечают многие. Если вспомнить, на какие условия ехали молодые педагоги в сельскую школу лет 30 назад, когда им в лучшем случае предоставляли койку в общежитии или дом-развалюху, нынешняя программа покажется раем. Еще бы, на эти деньги в большинстве случаев можно купить не только квартиру, но и машину. И среди молодых учителей, по идее, должен быть бешеный конкурс. Кстати, конкурс предусмотрен и условиями программы. Но пока налицо «конкурс наоборот». Когда не школа выбирает выпускников, а выпускники – школу. Например, в среднюю школу поселка Кумены обращались аж 9 кандидатов, но, выслушав условия, ни один не изъявил желания приехать туда работать. А между тем Кумены – это райцентр в часе езды от областного центра. Мало того, там сразу предоставляют благоустроенную комнату, за которую даже платить не надо – это берет на себя муниципалитет. Но желающих – нет.
 
Вообще любопытно, что в списке вакансий практически нет «медвежьих уголков». Все школы – либо в райцентрах, либо в крупных поселках. Но даже туда молодые педагоги ехать желанием не горят. С тем, что статусность учителя определяется материальным положением, согласен и глава департамента образования Кировской области Анатолий Чурин: «Мы пытаемся найти людей, но на 25 вакансий нашлось только 9 претендентов. Настораживает, что даже на таких условиях в школу никто не рвется. При том что у нас в области принята примерно такая же программа, когда молодые учителя при трудоустройстве в школу получают грант в 100 тысяч рублей, но мы еще ни разу не выбрали эти деньги полностью. Кроме того, молодые учителя сразу получают подъемные в 6 месячных окладов. Видимо, назрела ситуация в отрасли, когда нужно резко повышать зарплату, поскольку те надежды, которые связывались с введением новой отраслевой системы оплаты труда, сегодня не оправдались. Поскольку фонд оплаты труда не получил достаточное количество средств, и
обеспечить стимулирующие выплаты у нас просто не получается».
Вторая причина, по его словам, в том, что педобразование претерпело существенные изменения. И не готовит специалистов, которые могли бы в современных условиях «смело идти в школу». Молодежь ее просто боится. «Учитель должен серьезно владеть технологиями преподавания, знать возрастную психологию детей, – говорит он. – Но, к сожалению, за последние годы наши вузы это направление существенно сократили...» К чему это может привести в дальнейшем, хорошо показывает статистика. Вятское учительство стремительно стареет. 63 процента вятских учителей отработали в школе более 20 лет. 16 процентов – пенсионеры. И лишь 12 процентов учителей со стажем менее 10 лет. А ведь Кировская область по качеству образования входит в десятку лучших регионов страны.
 
 
В высшем образовании должна быть конкурентная среда
 
Законопроект, в соответствии с которым частные вузы смогут обучать студентов-бюджетников, был отправлен недавно на межведомственное согласование, а в ноябре правительство должно внести его на рассмотрение в Госдуму. Рассказывает газета «Известия» от 24 сентября в статье «Частные вузы получат государственные деньги».
 
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко выразил надежду на скорейшее принятие документа. По его словам, это затронет не все негосударственные вузы, а только качественные, а таких, по оценке министра, всего несколько десятков. С Фурсенко согласен и председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин. «Не все частные вузы получат допуск к госфинансированию: учебные заведения будут отбираться по четким критериям», – заявил депутат. Главный критерий – качество подготовки специалистов. Речь идет о распространении на частные вузы такой практики, как КЦП – контрольные цифры приема. То есть бюджетное финансирование они будут получать в соответствии с госзаданием на подготовку определенного числа специалистов по каждому конкретному направлению. Это распределение будет происходить на конкурсной основе. Каждый негосударственный вуз вправе подать свои предложения, но выберут только тех, кто действительно хорошо учит. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, прием в частные вузы, получившие госзадание, будет осуществляться на тех же условиях, что и прием в государственные учебные заведения, а новоиспеченные бюджетные студенты будут получать стипендию наравне с учащимися госвузов.
«Аналогичные правовые механизмы допуска частных образовательных учреждений к госфинансированию используются в большинстве европейских стран», – напоминает Ирина Тимошенко, и.о. завотделом Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Например, во Франции в 2006 году финансовую поддержку от государства получили 58 частных вузов.
Помимо изменения существующего законодательства Минобрнауки предлагает предусмотреть возможность бюджетного финансирования частных учебных заведений в новом федеральном законе «Об образовании», который будет внесен на рассмотрение правительства в декабре нынешнего года.
Своим мнением о грядущих изменениях в законодательстве, согласно которым частные вузы смогут претендовать на бюджетные средства, поделился глава Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов: «Дело хорошее. Совместно с комитетом Госдумы по образованию мы будем вырабатывать критерии допуска наших вузов к конкурсам на бюджетное финансирование. Цель понятна – в высшем образовании нужно создавать конкурентную среду. Сегодня она фактически отсутствует. Государственный вуз получает контрольные цифры приема, а они в первую очередь зависят от того, насколько хорошие отношения у ректора с вышестоящей организацией. Иначе чем объяснить, что какой-нибудь коммунальный вуз получает бюджетные места для подготовки юристов, количество которых сравнимо с юрфаком МГУ? По количеству научных открытий и по вкладу в инновационное развитие своего региона некоторые наши вузы успешно конкурируют с крупнейшими госуниверситетами. Но даже если частные вузы сделают подавляющее большинство научных открытий, а их студенты победят в большинстве олимпиад, все равно финансовая поддержка уйдет в госсектор. Это настолько противоречит интересам страны, общества и мировым трендам, что мириться с этим дальше уже просто невозможно».
 
 
Экспертиза школьных учебников – теперь за деньги
 
Возможно, что очень скоро наши дети станут учиться по учебникам, по которым учиться просто нельзя. Непонятно, что за экспертизу будут проходить книги, которые уже со следующего года придут в российские школы. Ничего удивительного, что на прилавках появляются учебные пособия с опечатками, слепленные наспех, некачественные, – о скандале, который разворачивается сейчас в книгоиздательском бизнесе, рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 14 сентября в статье «Школьные учебники попали в переплет».
 
При советской власти школьную литературу выпускало всем известное издательство «Просвещение». До того как попасть в детский ранец, книги проходили строгий отбор. Были и экспериментальные учебники, и пробные – прежде чем на второй странице появлялась знакомая каждому ученику надпись «Рекомендован Минпросвещения СССР». Учебная программа для всех была одна, и учебники не отличались разнообразием. Сейчас учебники может выпускать кто угодно – даже лицензий никаких не надо. Но прежде чем книга попадет в школу, она все-таки должна пройти экспертизу. Оценивать будущие школьные пособия до недавних пор оставалось функцией только государства, а не частников. Еще недавно по каждому предмету создавался экспертный совет при Министерстве образования. Никто не прятал фамилии рецензентов, а все рукописи обсуждались публично. Была исключена ситуация, чтобы кто-то из экспертного совета одновременно и сам писал учебники, и занимался оценкой чужих книг. В эти экспертные советы входили методисты, учителя, ученые, академики. Экспертиза представляла собой открытые обсуждения, где авторов аргументированно критиковали, а они имели возможность отстоять свою точку зрения или учебник доработать. Государство действительно старалось помочь издателям издать качественную литературу для школьников. Не требуя за это, кстати, денег, все было бесплатно.
Уже в прошлом году издатели должны были отдать за экспертизу каждого учебника по 100 тысяч рублей. Но эти деньги, как выясняется, не пошли в бюджет. Дело в том, что ранее экспертизой занимались утвержденные государством экспертные учреждения. С этого года Минобразования отказалось от такой практики. Теперь экспертизу могут проводить любые госакадемии, вплоть до Академии сельского хозяйства, которым разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Главное, чтобы у них в уставе были написаны слова «участвуем в экспертизе», то есть чтобы они сами себе разрешили эту экспертизу проводить. По положению, они могут заниматься экспертизой вовсе даже и не сами, а, например, передоверить ее коммерсантам, разным «ООО» и сторонним институтам. Цена экспертизы от этого уже выросла в три-четыре раза. Конечно, издателям все равно кому платить – в итоге это ведь все ляжет на кошельки родителей, главное – получить в итоге заветный гриф «допущено» или «рекомендовано».
Но в новом приказе Минобразования даже не прописано, какие требования предъявляются к этим экспертам и должно ли быть у них хотя бы высшее образование (не говоря уже об опыте, стаже и специализации), можно ли обжаловать результаты такой экспертизы. Хотя уже точно известно, что открытых обсуждений учебников больше не будет. Мы просто станем перечислять деньги на счета неких ООО, а из Российской академии наук или Российской академии образования нам придет краткий ответ, хороший учебник или нет. Кто же конкретно проводил экспертизу, может, уборщица из соседней школы, мы никогда не узнаем. Это теперь закрытые сведения, концов не найти. Обжаловать некому. И деньги тоже не вернутся. Причем, как говорит издатель, коммерческим экспертам выгодно дать именно отрицательную рецензию на учебник, так как в этом случае деньги все равно не возвращаются, а издатели вынуждены снова заказывать те же книги у авторов. И на будущий год опять-таки отдавать их на проверку. В этом году у издателей было всего три недели, чтобы подготовить рукописи в соответствии с изменившимися порядками. Они справились – около тысячи учебников оказались представлены на экспертизу. Вот что удивительно, даже написанные второпях, они все как один оказались созданы аккурат под новые школьные стандарты, утвержденные всего несколько месяцев назад. В 2011-м эти учебники придут к нашим детям.