ОБЗОР ПРЕССЫ № 429

21 июня 2012
Израиль: школу можно окончить в вузе
 
В рамках реформы высшего образования двери израильских университетов откроются перед молодыми людьми, которые по каким-либо причинам не смогли окончить школу и получить аттестат зрелости. Авторы реформы полагают, что новые правила помогут восстановить справедливость в отношении детей из семей с низким достатком, которые чаще обеспеченных сверстников бросают школу.
 
До настоящего времени для поступления в колледж или университет абитуриенту было необходимо предъявить аттестат зрелости («багрут») с высоким баллом. Далеко не всем выпускникам удается получить «багрут» с первого раза. Многим приходится сдавать повторные экзамены после армии и брать подготовительные курсы перед сдачей вступительного экзамена в вуз.
Согласно новым правилам, разработанным Советом по высшему образованию, абитуриент, не имеющий аттестата, сможет сразу поступить на подготовительное отделение высшего учебного заведения.
При высших учебных заведениях будут работать два типа подготовительных отделений: для молодежи, не закончившей 12-летний курс обучения в школе, и тех, кто желает улучшить свои оценки в аттестате.
Не имеющие аттестата зрелости молодые люди должны будут пройти трехмесячный курс «предварительной подготовки», по результатам которого они смогут приступить к обучению по основной программе подготовительного отделения. Курс будет продолжаться год. По окончании подготовительного отделения студенту предстоит сдать выпускной экзамен.
В настоящее время в Израиле насчитывается 45 подготовительных отделений, каждое из которых готовит абитуриентов для обучения только в том вузе, при котором оно работает. В рамках реформы обучение на подготовительных отделениях будет стандартизировано, что позволит приравнять первую «вузовскую зачетку» к аттестату зрелости.  
За работу подготовительных отделений будут отвечать не вузы, а Совет по высшему образованию и комитет по планированию, распределяющий бюджетные средства между высшими учебными заведениями и колледжами. Выпускники подготовительных отделений, получившие положительные оценки на итоговом экзамене, смогут поступать в любой израильский вуз, а не только в тот, при котором проходили подготовку.
 
«Независимая газета», «Высшее образование без среднего станет возможным в Израиле», 13 июня 2012 г.
 
Российские школьники – впереди планеты всей
 
Школьники из России доказали, что в знании физики, химии и биологии в мире им нет равных. Таков результат последней Международной естественнонаучной олимпиады юниоров, которая проходила в ЮАР. Героев олимпиады, золотых медалистов 15-летнего Айнура Максутова и 13-летнего Максима Дидина, роднит то, что оба они из небольших городов, учатся в обычных школах, растут в многодетных семьях со скромным достатком.
 
Схватывал на ходу
Младший из победителей Максим Дидин живет в старинном русском городе Переславль-Залесский. «Еще когда я только была беременна, муж уже мечтал, как мы будем развивать сына, – рассказывает мама мальчика. – Когда он родился, мы рядом с кроваткой повесили большую азбуку, Максим очень любил ее разглядывать, а мы называли ему буквы. В годик он азбуку уже знал, потом я начала писать карточки с разными словами: «мама», «папа», «она» и т.д. Игра была в том, что я сначала называла слова на карточках, а потом просила найти карточку с нужным словом. В два года Максим начал понемногу читать. В 3 года муж научил Максима играть в шахматы, и в 4-5 лет шахматы для него затмили все остальное. Сын любил все систематизировать, рано научился считать, к 5 годам складывал дроби. Все занятия проходили в игровой форме, поэтому Максим не воспринимал их как тяжелый труд. Он у нас очень подвижный, все делал на ходу. И когда пошел в школу, с этим возникли проблемы. Он физически не мог высидеть за партой урок, через неделю мы забрали Максима на домашнее обучение. Муж по образованию физик, он занимался с сыном точными науками, я – русским языком, историей. Детские исторические книги мы всегда на ночь вместе со сказками читали, детям (у Максима два младших брата) они очень нравились. Всю начальную школу сын занимался дома. А с 5-го класса снова пошел в гимназию: он повзрослел, стал нормально сидеть на уроках. Только математику по-прежнему изучает дома, в школе сдает контрольные и экзамены.
Живем мы в частном доме, Максим любит землю: его не надо просить вскопать грядку, выполоть сорняки, он делает это с удовольствием. А недавно сын смастерил книжные полки». Что до победы на олимпиаде, то сам Максим заметил: «Задачи там были несложные, проще тех, к которым нас готовили на сборах».
 
Перерос учителя
В том, что задачи на олимпиаде были несложные, с Максимом согласен и Айнур Максутов, который стал не просто золотым медалистом олимпиады, он – первый среди всех участников по абсолютному рейтингу набранных баллов, то есть абсолютный чемпион. Айнур живет в Нефтекамске, учится в гимназии №1. Его папа трудится мастером на производстве, а мама – диспетчером на заводе, две старшие сестры уже окончили вузы. Благодаря Айнуру родители недавно попали на прием к мэру города. Администрация вручила «золотому» школьнику денежную премию, а один из городских предпринимателей подарил  бесплатный Интернет на все время, пока юноша будет жить в Нефтекамске. «Тогда-то, наверное, впервые в нас гордость за сына проснулась, – рассказывает мама школьника. – Сына показывали по телевизору, в моей родной деревне эта новость стала номером один, ведь Айнур туда на каникулы приезжает. Там видели, как он дрова рубит, дом ремонтирует, а тут вдруг по телевизору показывают. Люди искренне радовались за Айнура, звонили нам в Нефтекамск, поздравляли». По словам учителя биологии Флариды Гумеровой, именно в семье Айнуру привили редкое трудолюбие, дисциплину, аккуратность: «Говорят, талант многогранен, и это правда. Вот Айнур не только любит биологию, физику и химию, он окончил музыкальную школу по классу фортепиано и вокала, недавно выиграл конкурс молодых музыкантов. Он прекрасно поет – от песен на родном языке до итальянской «Санта Лючия». Я не перестаю удивляться, как Айнур много читает научной литературы. Могу признаться, что сейчас, в 10-м классе, он по знаниям в чем-то меня перерос».
 
Родители обоих ребят рассказали, что им ни разу не приходилось платить за образование детей. Говорят, повезло со школьными педагогами, а когда ребята стали показывать хорошие результаты, в их подготовке к олимпиадам участвовали также и преподаватели вузов, организовывали специальные сборы. «У нас в Переславле сын ходит в бесплатные математический и физический кружки», – говорит мама Максима.
С одной стороны, Максим и Айнур очень разные, но есть в их судьбах общие моменты. У обоих крепкие, дружные семьи, где уважительные отношения между родителями передаются детям. В материальном плане и у тех, и у других все скромно. При этом на вопрос: «Есть ли желание заработать побольше денег?» – ребята ответили практически одинаково: «Это не так интересно. Интересно принести пользу, изобрести что-то новое».
 
Комментарий
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» №548 г. Москвы: «В случае с героями статьи произошло то, что называют в педагогике словом «встреча»: талантливый ученик встретился с талантливыми педагогами. И закономерно, что ребята учатся в государственных, а не частных школах. Дело в том, что в наших частных школах занимаются далеко не самые продвинутые дети. Важна еще и мотивация. У детей, за которыми не стоят мешки денег, она, конечно же, выше. Для них успешная учеба в школе – социальный лифт, с помощью которого они попадут на бесплатное обучение в серьезные вузы страны. Вы, кстати, знаете, что, например, на физфаках и мехматах российских университетов взяток никогда не было? Не приносят туда денег в конвертах, потому что дашь, поступишь... А дальше-то что? Там же учиться надо!».
Закономерно, что успеха добиваются ребята из провинции. Это иллюзия, что самые лучшие школы и учителя в Москве и Питере. Именно регионы сегодня богаты самородками.
 
«АиФ», «Дети-самородки из России утерли нос сверстникам из-за рубежа», 15 июня 2012 г.