Нужна коренная перестройка
«Инициатива Никиты Михалкова, высказавшего министру культуры РФ Владимиру Мединскому пожелание, чтобы в школьной программе было специально выделено время для просмотра ста лучших советских и российских кинофильмов, мне по-человечески понятна», – признается Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству.
Наверняка было бы неплохо, если б наши дети, покидая среднюю школу, знали сто лучших произведений изобразительного искусства, созданных в России, сто лучших книг, написанных на русском языке, сто сочинений великих русских композиторов и сто лучших спектаклей, поставленных наилучшими отечественными театральными режиссерами по пьесам наилучших отечественных драматургов.
Но привлекательная простота подобного подхода к изучению шедевров отечественной культуры, к сожалению, не изменит качества гуманитарного образования. И дело не только в том, что подобные отборы «первой сотни» всегда субъективны и даже не в том, что потребуется более пятидесяти тысяч педагогов (по итогам статистических исследований в России в 2011 году было 48 668 дневных общеобразовательных школ, а кроме них существуют еще вечерние школы и филиалы учебных заведений), которые смогли бы – пусть и в самой простой форме – рассказать о том, почему надо знать о существовании всех этих фильмов, романов, картин и спектаклей. Проблема существенно сложнее. Ведь важнее всего не заучить название этих ста фильмов или книг и даже знать их содержание, но почувствовать природу кинематографа и литературы.
Именно творческое воображение поможет осознать великие открытия естественных наук – ведь не каждый школьный учитель сможет объяснить, что такое бозон. Этот проект должен быть не столько идеологическим, сколько развивающим. И подобный – развивающий – метод обучения должен определять преподавание всех школьных дисциплин. А это потребует коренной перестройки нашей средней школы, подготовки качественно новых поколений учителей.
Современная российская общеобразовательная школа по методике обучения весьма серьезно отличается от европейских и американских школ. Например, в финских школах, которые сегодня являются признанными мировыми лидерами по качеству образования и воспитания учеников (замечу, что они немало заимствовали у бывшей советской системы образования), около четверти учебного времени занимает эстетическое воспитание, которое способствует самореализации творческих возможностей ребенка. При этом творчество здесь трактуется расширительно, не сводясь к сфере художественных явлений. Надо понимать, что гуманизация образования определяется не только количеством часов на гуманитарные предметы, сколько целеполаганием самого существования общеобразовательной школы, ее миссией. Наша школа в значительной степени ориентирована на подготовку ученика к дальнейшему продолжению обучения, к поступлению в вуз, финская школа готовит к вступлению во взрослую жизнь. Здесь у ребенка формируются смыслы и ценности, которые должны во многом определить его будущую жизнь.
Понимая, что ЕГЭ, вокруг которого по-прежнему продолжаются острые дискуссии, безусловно важен в социальном плане, поскольку он дает равные шансы всем выпускникам средних школ для поступления в вузы, уверен, что невозможно сводить все школьное образование лишь к успешности или неуспешности подготовки к предвыпускному тестированию ученика, делать это единственным критерием качества преподавания. Для понимания современной реальности этого крайне мало. Никак не отрицая необходимости научить школьников навыкам решения физических или алгебраических задач, черчению или химии, не менее важно объяснить им устройство мироздания, выработать способность к самостоятельному познанию жизни. Нужно подготовить выпускника школы к способности самостоятельно справляться с новым знанием, которое неизбежно обрушится на него во взрослой жизни, умением разбираться в мощных потоках правдивой и ложной информации, которая будет искушать его всю жизнь, подталкивая к тем или иным решениям. Он должен понимать, хотя бы в самых общих чертах, что происходит в современной науке и чем движимы художники, создающие концептуальное искусство и авторский кинематограф. И, наконец, необходимо, чтобы школа подготовила его к умению не только адаптироваться к социуму, но и сопротивляться ему. Важно, чтобы после окончания общеобразовательной школы молодой человек оказывался способен к самостоятельному выбору своего жизненного пути. К умению преодолевать дисгармонию бытия, что, говоря по чести, никак не связано с возможностью поступления в вуз.
К сожалению, сегодня все совсем по-другому. И дело не в инфантилизме выпускников, их позднем взрослении – хотя они в большей степени нуждаются в родительской опеке, чем рано повзрослевшие дети первых послевоенных лет. Проблема – в новых общественных установках, когда поступление в вуз становится своеобразной панацеей от многих социальных угроз и одновременно отсрочкой от столкновения с реальностью. Высшее образование становится эквивалентом счастья – а это на самом деле совсем не так. Не в вузе, а именно в общеобразовательной школе происходит мучительный и вдохновенный процесс взросления. Именно там закладываются ростки будущего. И очень важно, чтобы школа формировала не хорошо образованного потребителя, а творчески ориентированную личность, дерзающую созидать новый прекрасный мир.
«Российская газета», «Михаил Швыдкой: Высшее образование становится эквивалентом счастья», 11 июля 2012 г.
Замминистра – Наташа, Саша, Игорь
Новый министр Дмитрий Ливанов на днях представил журналистам свою команду в очень необычном стиле. Вместо президиума в конференц-зале – высокие стулья а-ля ток-шоу. Министр и замы подчеркнуто называют друг друга на «ты» и по имени.
«Никогда такого в Минобре не было!» – прошелестело по залу. И правда странно: чиновники такого ранга, да еще и педагоги, стали вдруг Сашей, Наташей и Игорем. Это на Западе принято учителя звать на «ты». У нас в школах все же Марьванны. А с другой стороны – почему бы и нет? Почти всем замам Ливанова чуть за сорок. А самому молодому, Игорю Федюкину, 38 лет. Да и новому министру – 45. На этот пост он пришел с должности ректора Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
«Вузы-халтурщики должны закрыться»
Стиль первой встречи новой команды с прессой и экспертами – красноречивое заявление: в образовании многое изменится. Что именно? Дмитрий Ливанов высказался по самым острым вопросам.
Про ЕГЭ: «Принцип ЕГЭ сохраним на многие годы. Потому что нам всем хочется справедливости и честности: чтобы знания детей оценивались справедливо, а в вузы их зачисляли честно. Важно, что появились общественные наблюдатели. Ведь любое нарушение – это обман: на место в вузе может попасть человек, который к этому не готов».
Про сокращение бюджетных мест в вузах (именно об этом было первое громкое заявление нового министра): «Попасть на бюджетные места должны только хорошо подготовленные абитуриенты. А сократится или увеличится их число – увидим по результатам экзаменов».
Про уменьшение числа вузов: «Должны остаться только хорошие вузы, халтурщики – закрыться. Сколько останется? Сотни. Но они будут разными: ведущими, с полным циклом высшего образования, а также те, где будут обучать только бакалавров».
Замминистра Игорь Реморенко отвечает за школу и детсады. Он старожил министерства, работал там и при Фурсенко.
- Игорь в отличие от всех нас ходил в школу не только как ученик и родитель, но и как учитель, завуч и директор. Увлекается музыкой, особенно любит Тома Уэйтса, – представил своего зама Дмитрий Ливанов.
- В школе приоритетом будут индивидуализация и право выбора, – заявил позицию Реморенко. А на вопрос, не станет ли частично платной учеба в старших классах, лаконично ответил:
- Раньше в программе было 36 часов бесплатных занятий. Сейчас – 37. Один час даже добавился!
«Учим как в XVIII веке»
Александр Климов теперь в ответе за профессиональное образование – высшее и среднее. В министерство пришел с должности проректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.
- Когда-то Саша работал испытателем автомобилей, это ему поможет предвидеть последствия своих решений, – рассказал министр.
- Я уже понял, что риска здесь не меньше, чем в работе испытателя, – парировал Климов. И тут же поставил диагноз высшему образованию: «Мы используем технологии обучения XVIII века и должны совершить революцию. Например, ввести в учебный процесс симуляторы, тренажеры».
Игорь Федюкин берет на себя науку и международное сотрудничество. Историк. Учился в РГГУ, магистратуру окончил в Будапеште, а степень PhD (аналог кандидатской) получил в США. Пишет книгу о реформе образования в России при Петре. Министр считает, что знания пригодятся: реформы, в каком бы веке они ни проводились, похожи.
Учителям запретят репетиторство
Наталья Третьяк отвечает за законы в сфере образования.
- Увлекается танцами, а это предполагает точность и быстроту движений. Что очень пригодится Наташе в Госдуме, – представил единственную женщину-заместителя Ливанов.
- А еще в танцах важен партнер, – добавила стройная блондинка Третьяк. – И все нормативные акты будем принимать с участием педагогов и родителей. Первая задача – новый закон об образовании. Нынешний принят 20 лет назад, изменились и школы, и дети. Впервые будет прописан правовой статус педагога, в том числе право на достойное вознаграждение за свой труд. А мамы с папами больше не увидят табличку в школе «Родителям вход запрещен». Право родителей на участие в управлении школой закрепим законом. Также там есть запрет на оказание репетиторских услуг учителями школ своим ученикам.
Александр Повалко, еще один замминистра, занимается финансированием образования и науки.
- Показатель качества – это когда к нам поедут учиться со всего мира, как сейчас в американские университеты, – уверен он.
- Саша – любитель научной фантастики. Но я бы посоветовал не отрываться от реальности, - резонно заметил министр.
Дмитрий Ливанов пообещал создать открытое министерство – с точки зрения и технологий, и мнений. Проблемы и решения будут обсуждать в социальных сетях. У Минобрнауки, кстати, есть свой блог в ЖЖ (mon-ru.livejournal.com) и Твиттере. С помощью интернет-голосования выберут половину членов Общественного совета. А его председателем Ливанов назначил нобелевского лауреата Жореса Алферова.
«Комсомольская правда», «Министр образования и науки Дмитрий Ливанов: «ЕГЭ сохраним на многие годы. Потому что хочется справедливости», 9 июля 2012 г.