ОБЗОР ПРЕССЫ № 440

19 сентября 2012
Распределение возвращается?
 
В этом году на бюджетные места в вузы поступили около 350 тысяч первокурсников, при этом число мест на некоторых технических специальностях выросло. Куда потом пойдут работать эти выпускники? Предприятия заявляют, что им требуются инженеры, однако не готовы платить достойные зарплаты. Может, вернуть распределение, предложили депутаты.
 
По мнению некоторых экспертов, централизация и укрупнение вузов только ухудшат ситуацию в регионах. Студенты, которые учились в провинциальных вузах в своих городах, теперь поедут на учебу в областные центры. Условно говоря, если все филиалы и вузы Магнитогорска переедут под одну крышу в Челябинск, вряд ли выпускники вузов вернутся работать на Магнитку.
Ректоры вузов не поддерживают возврат к распределению и признают, что трехсторонние договоры между студентом, работодателем и вузом себя не оправдывают. Наказать студента за нарушение договора трудно. Вдобавок предприятия не могут спрогнозировать потребности в кадрах.
Экономисты напоминают рыночную истину: спрос зависит от потребностей. Если работодатель предлагает инженеру оклад 15 тысяч и не гарантирует жилье, значит, не так уж ему нужен такой специалист. Евгений Ясин, научный руководитель НИУ ВШЭ, категоричен: вузов в России слишком много. По меньшей мере, 500 из них – лишние. Ну не хватает на всех выпускников с высшим образованием работы!
– Если бы на предприятиях по-настоящему началась технологическая модернизация, закупалось бы больше оборудования, понадобилось бы и больше людей. В такой ситуации появился бы спрос, – говорит экономист.
В некоторых регионах местные власти пытались принять законы, которые гарантировали бы молодому специалисту рабочее место. Опыт показывает: даже там, где местные власти готовы выплачивать солидные подъемные выпускникам вузов, это не удерживает их. Особенно, когда им предлагают оклад в 10 тысяч рублей.
Меж тем, во Франции действует закон «О первом трудовом контракте», который гарантирует молодому специалисту работу. В Чехии оценивание вузов привязано к тому, как трудоустраиваются их выпускники. Может, поэтому в Чехии высшее образование так престижно, а сложностей с трудоустройством нет. Безработица среди выпускников вузов составляет всего 5 процентов. Сейчас особенно востребованы в чешской экономике финансисты и программисты.
 
Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области:
– Возврата к системе распределения в вузах нет. Отчасти потребности в кадрах закрывает целевой набор. У нас, например, есть целевой набор студентов, которые потом пойдут работать на РКК «Энергия». У работодателей сейчас особый спрос на выпускников с отличным образованием, они указывают: мы хотим получить выпускников определенных вузов. Предприятия хотят взять лучших. Технологический бизнес сейчас активно развивается. Большинство студентов МФТИ уже на 4-м курсе знают, где будут работать. Стартовый оклад начинается с 30-40 тысяч рублей. На последних курсах вуза почти все подрабатывают в выходные. По их рассказам, за восемь рабочих дней в месяц можно заработать 700-800 долларов. Если на старших курсах технических вузов наладить более тесную связь с предприятиями, проблем с трудоустройством не будет.
Владимир Бурматов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:
– Выросло два поколения, которые обязательное распределение, принятое в бывшем Союзе, никак не коснулось. А тот, кто учился в те годы, помнит два огромных минуса – студентам часто приходилось ехать туда, куда им совсем не хочется, и работать по той специальности, которая уже успела разонравиться. Инициатива заключения договора между работодателем и студентом мне кажется спорной, за исключением случаев, связанных с образовательными кредитами. Опросы показывают, что большинство выпускников школ выбирают вузы по самым фантастическим мотивам. Среди топ-ответов: близость вуза к дому. Какое уж тут распределение!
Валерий Сударенков, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
– В 60-х годах прошлого века я окончил техникум в Калуге и перед вручением дипломов узнал, что меня распределили в Хабаровск. Но уехать не успел, меня забрали служить на флот. После службы с хорошей рекомендацией из армии обошел в поисках работы пять предприятий. В конце концов с трудом устроился техником на турбинный завод. Так что все люди разные, один ведомый, для него распределение, может, не так уж и плохо, а другой может все вопросы решить сам. Допускаю, что распределение возможно, но выпускник должен знать об этом заранее, а не за два месяца, как сейчас. А вообще-то у регионов есть много возможностей привлечь кадры. Помню, когда в Калуге надо было срочно обновлять кадровый состав театра, мы открыли в городе филиал ГИТИСа, и в театр через несколько лет пришли молодые артисты. Когда возникли сложности с педагогами, прибавили им по 9 тысяч рублей, и учителя пошли в школу. В Калужской области 24 тысячи муниципальных образований, и ни один глава сейчас не жалуется на нехватку педкадров.
 
«Российская газета», «Билет в один конец», 18 сентября 2012 г.
 
«ЕГЭ – шаг вперед, но это не конец истории»
 
Английская система образования – в числе мировых лидеров. В чем секрет успеха? Об этом рассказывает экс-министр образования Великобритании, а ныне профессор Высшей педагогической школы Гарвардского университета сэр Майкл Барбер.
 
15 лет назад вы стали инициатором введения в Англии нового критерия оценки как школьников, так и школ в целом – «добавленное качество». Почему потребовался такой критерий, и что в него входит?
Майкл Барбер: Когда Тони Блэр стал премьер-министром, он назвал образование приоритетом для Великобритании. Мне было поручено внедрять новую политику в школах, реформировать систему образования и вводить новые стандарты повышения качества. Мы поставили четкие цели, стали поддерживать лучшие школы и лучших педагогов, проводить регулярные тренинги. И уже за первые несколько лет такой политики эффект стал очевиден: знания учеников начальной школы, в особенности по родному языку и математике улучшились. К 2000 году Англия с 17-го места в глобальном рейтинге образовательных систем поднялась на третье. Слабых школ стало в разы меньше.
В чем особенность методики?
Майкл Барбер: В начальной школе мы ввели специальную систему изучения английского языка и математики. На уроках языка выстроили четкую схему: сначала ученики разбираются с фонетикой – с тем, как слова звучат, потом изучают строение слова, потом предложения, потом сами составляют небольшие тексты. В каждом классе ежедневно проводится так называемый литературный час. А также ежедневные занятия математикой. Результаты потрясли. В Англии с 1949 года до начала 1990-х не повышался уровень грамотности. После введения новой системы показатели пошли вверх. Математика развивает абстрактное мышление. Есть множество свидетельств: те, кто хорошо успевает по математике в детстве, добиваются успеха и во взрослой жизни.
В России одним из основных критериев оценивания школ являются результаты ЕГЭ. Этот критерий отражает реальное положение дел?
Майкл Барбер: Введение Единого экзамена – это большой шаг вперед для России. Впервые появился инструмент, который дает регулярные данные по всей стране о том, как работает система образования. ЕГЭ впервые позволил посмотреть на показатели успеваемости и знаний в регионах по единой шкале и сравнить их. Это отличный вариант и для студентов – они получают независимый доступ к поступлению в университеты по всей стране.
Многие считают, что тест усредняет школьника, не дает возможности показать умение мыслить и творить. Да и от коррупции он не спасает.
Майкл Барбер: В Россию я приезжаю часто, много беседовал по поводу ЕГЭ с российскими министрами образования – и с Владимиром Филипповым, и с Андреем Фурсенко. Экзамен до сих пор не идеален. Но все же это шаг вперед. И никто нигде, ни в одной стране не скажет вам, что тесты – единственный способ оценки знаний. У качественного образования несколько составляющих. Во-первых, это, конечно, знания и умения. Экзамен-тест для этого подходит. Другая составляющая – мышление. В современном мире важны самые разные способы мышления: дидактическое, творческое, умение реагировать на события, умение думать в режиме форс-мажора, способность думать сообща, в команде – это тоже важно. Далее – лидерство. Способность производить на людей впечатление, влиять на них: в семье, в классе, на работе, в школе, в регионе, в стране. Здесь важно умение слушать, вести беседу. Вот это уже не учитывается в ЕГЭ ни в одной стране. И мы сейчас много об этом спорим. Национальные экзамены – шаг вперед, но это не конец истории. Ни для Америки, ни для Англии, ни для России.
В России уже около 20 лет идут реформы образования. Хотя известно, что система образования сама по себе весьма консервативна. Как преодолеть это разногласие?
Майкл Барбер: России стоит задуматься о том, как будущие выпускники вузов «впишутся» в глобальную экономику. Тенденция – в глобализации. Нужно готовить школьников и студентов к тому, чтобы они смогли прожить насыщенную жизнь именно в таких условиях. И здесь вопрос не в конфликте прошлого и настоящего, а в построении системы образования, нацеленной на будущее. Для того чтобы совершенствовать национальную систему образования, нужно несколько условий: соответствие международным стандартам, зависимость качества системы от работающих в ней людей и эффективности работы руководителей, их готовности к изменениям. Однажды я разговорился с топ-менеджером крупного лондонского банка. Выяснилось, что охотнее всего он берет на работу российских специалистов: «Им нет равных в математике и технических вопросах. Но пока у ребят из России сложности с лидерскими качествами». Мне кажется, сегодня у России есть все шансы это изменить.
 
Справка «РГ»
Майкл Барбер, профессор Высшей школы экономики (Москва) и Высшей педагогической школы Гарвардского университета. Он – один из руководителей образовательной реформы в Великобритании. Она считается одной из самых успешных попыток внедрения масштабных изменений в этой сфере за весь прошлый век. К его советам в вопросах социальной политики прибегают правительства многих стран, а также крупнейшие международные организации – такие, как Всемирный банк и МВФ.
 
«Российская газета», «Дотянуться до Гарварда», 18 сентября 2012 г.