ОБЗОР ПРЕССЫ № 443

18 октября 2012

Преподавать историю – это целая история

Реформа образования – одна из  главных тем первых полос французских газет. Например, газета «Ла Круа» подняла  тему преподавания истории, опубликовав  центральную статью «Преподавать историю – это целая история».

По мнению авторов  статьи, число родителей, недовольных преподаванием этого предмета в школах, растет. Злободневным остается вопрос, как изучать историю первой мировой войны в контексте современных дружественных отношений между Францией и Германией. Не всем нравится, что  принцип изучения событий и фактов проходит не в хронологическом порядке. Под критику попал и процесс создания учебников. Их пишут группы преподавателей, основываясь на программе, утвержденной министром образования. Учителя же свободны в выборе учебников для своих классов. Такой принцип, по мнению газеты, дает слишком большой простор для трактовки событий истории, не говоря уже о возможном влиянии современного политического контекста или же политических взглядов самих авторов учебника.

Не только во Франции, но и в Великобритании, пишет «Ла Круа», с преподаванием истории дело  обстоит неважно: сокращается количество часов, отведенное на изучение предмета. Кроме того, в британских школах возникла новая проблема: как преподавать историю в классе, в котором половина учеников – выходцы из других стран?

Проблемы ведущих западных стран узнаваемы и в России.  За последние годы в нашей стране разгорелся ряд скандалов вокруг учебников новейшей истории, авторы которых предприняли попытку реабилитации Сталина. Как пишет агентство РИА «Новости», в российских  учебниках мало внимания уделяется первой мировой войне, в которой Россия понесла очень большие потери. Кроме того, в 75 учебниках по истории, согласованных с Академией наук, не выработаны единые позиции по оценке «наиболее болезненных» периодов российской истории в ХХ веке – революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, в целом советского периода, а также событий последних 25 лет.

Общим для Франции, России и  Великобритании остается вопрос: с какой целью преподавать историю – чтобы сдать экзамен или помочь ученику выработать свою точку зрения, способность анализировать исторические события? На этот вопрос газета, как водится, ответа не дает.

pedsovet.org, «Французы недовольны преподаванием своей истории в школе», 16 октября 2012 г.

«Современная сельская школа готовит людей на выезд»

Единый госэкзамен позволяет сельским ребятам преодолеть путь, который раньше занимал три поколения: сразу получить высшее образование, а с ним и приличную работу, снять жилье и осесть в городе, возможно столичном. Таков основной вывод доклада «Стратегии сельских школьников: мечты и реальность. Результаты международного сравнительного исследования в России, Китае и Казахстане», представленного в Институте развития образования ВШЭ (Высшей школы экономики НИУ ГУ).

В России исследователи взяли по одному району Московской области, Алтайского края и Республики Саха (Якутия). Чуть позже к проекту присоединились Республика Татарстан и Ульяновская область.

Считается, что будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня сельская молодежь. По признанию ученых, существует некий замкнутый круг: развитие сельского хозяйства возможно только в том случае, если будут созданы нормальные социальные условия жизни. И в то же время только развитие сельскохозяйственного производства может обеспечить развитие социальной сферы села. В идеале сельская школа призвана так обучать и воспитывать детей, чтобы многие хотели и могли жить и работать на селе. И улучшение условий обучения в школе – непременное условие для успешного процесса обучения.

Но на деле получается, что современная успешная сельская школа готовит людей не для себя, а на выезд, считает ведущий научный сотрудник ИРО М. Пинская. Научный руководитель ИРО И. Фрумин еще более категоричен: сегодняшние меры по поддержке села носят реактивный характер – государство реагирует (с опозданием) на запросы жителей. Все попытки спасти деревню лишены смысла, потому что сами жители уже вынесли ей приговор. Увы, сегодня молодежь массово покидает родные пенаты. Идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизация, укрупнение. А параллельно с этим идет другой процесс: все больше школ теряют учеников и становятся малочисленными.

Значит, в сельской школе что-то действительно делается не так, раз за последние годы молодежь стала наиболее часто мигрирующей категорией сельских жителей. Что предлагается сделать с сельской школой в будущем? Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Согласно последним планам правительства, сеть образовательных учреждений в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут «интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.)». То есть речь фактически не идет об изменениях программы подготовки сельского школьника (по крайней мере это не выделено в приоритеты), а речь идет в первую очередь о том, как и чем целесообразнее занять освобождающиеся площади.

Согласно исследованию ВШЭ, больше половины выпускников сельских школ мечтают о том, чтобы уехать в город и поступить в вуз (от 61% в Ульяновской области до 81% – в Якутии). Еще от 13 до 35% хотят переехать в город и учиться в техникуме или колледже. ПТУ всерьез рассматривают для себя только 5% подмосковных школьников – в Московской области есть рабочие места для людей с таким образованием. Причем родители выпускников поддерживают их в желании уехать. Особенно стремятся уехать девочки. Реже такое желание возникает у детей из семей фермеров. Причем уехать школьники выпускных классов мечтают только в столицу или на худой конец в окружной центр. Несмотря на все высокие рейтинговые показатели университетов из близлежащих областей, выбор юного сельчанина все равно стоит между Москвой или Санкт-Петербургом.

Учеными доказано, что формированию у молодых желания остаться и что-то сделать для своего региона способствуют в первую очередь установка самого сельского сообщества и семья выпускника. Обратите внимание, на что нацелены родители сельских учеников? Данные исследования ВШЭ показывают, что отъезд и поступление в вуз способствуют миру и взаимопониманию в семье. Большинство родителей и самих детей, уехавших в город и ставших студентами, полностью довольны. А вот у тех, кто остался в селе, назревают в семьях конфликты.

Кстати, в Китае, несмотря на сокращение возможностей для обучения (аналог нашей старшей школы там платный), большинство школьников связывают свое будущее тоже с городом. Правда, урбанизация там, по мнению ученых МГУ имени М.В. Ломоносова, носит совершенно иной, нежели в РФ, характер. Китай начиная с 1980-х годов столкнулся с проблемой серьезного аграрного перенаселения.

«Независимая газета», «Кадры на выезд», 16 октября 2012 г.