ОБЗОР ПРЕССЫ № 379

14 сентября 2010
Ценность и цены школьных завтраков
 
В прошлом году горячее питание в школах, по данным Роспотребнадзора, получали 73 процента школьников.
В этом году Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко требует довести эту цифру до 87 процентов. Ударит ли подорожание продуктов по школьному завтраку? Рассказывает «Российская газета» от 2 сентября в статье «Пища для ума».
С 2008 года в России идет эксперимент по совершенствованию организации школьного питания. В общей сложности более 30 регионов, в том числе Татарстан, Калужская, Липецкая, Ростовская области предложили свои варианты модернизации и разработали школьные меню. На полученные из федерального бюджета субсидии (а это уже около 2 миллиардов рублей), а также на свои собственные средства они начали переоборудование и ремонт столовых. В 2011 году конкурс продолжится.
Сегодняшних школьников на переменках в школьных столовых поджидают самые разнообразные блюда. И если в школах крупных городов в буфете им предложат плюшки на любой вкус, три варианта обеда, а в коридорах зачастую стоят автоматы по продаже шоколадок, то в небольших сельских школах рацион может быть и менее богат по наименованиям (каша, сосиски, макароны), но вот по количеству витаминов даст фору любой городской школе. В редкой деревенской школе найдешь автомат с сэндвичами и шоколадками, зато в сезон детишкам в столовой дают свежие овощи и фрукты с пришкольного участка. Поэтому и подорожание продуктов школам сельским не так страшно – многое они выращивают сами, в пришкольном хозяйстве есть свои коровы, козы и поросята. А вот городским школам зачастую приходится несладко: экономика не стоит на месте, и фирмам-поставщикам продуктов приходится повышать цены.
Так, в Санкт-Петербурге школьные завтраки и обеды в этом году подорожали. Завтрак для учеников «началки» стоил 24 рубля, а обед – 42 рубля. Школьникам 5-11-х классов и учащимся ПТУ пришлось выкладывать по 66 рублей. Сразу после новогодних каникул подорожал почти на 30 процентов школьный завтрак в Казани – теперь он стоит 29 рублей. Но, отметим, мэрия города сделала все возможное, чтобы цена выросла минимально. Ведь фактическая себестоимость полноценного школьного завтрака в Казани – 51 рубль 77 копеек. Властям удалось снизить цену для школьников почти в половину. Для сравнения: школьный завтрак в Москве стоит 55 рублей.
 
По словам первого заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентины Варфоломеевой, столица может покрыть с помощью своей пищевой промышленности стопроцентное обслуживание школ столицы. Болевая точка – закупка качественных продуктов. Поэтому с 1 сентября 2010 года по Москве вводится система госзаказа на мясо, мясопродукты, овощи, молоко и молочные продукты. В идеале, по мнению педагогов и медиков, школьное питание должно быть бесплатным. Но сегодня освободить учеников от платы удается не всем регионам. В среднем по стране школьный обед стоил в прошлом учебном году 50 рублей. Часто за питание не берут денег с учеников начальных классов, детей среднего и старшего школьного возраста из социально незащищенных семей. Остальным приходится платить. И в этом году цена школьного обеда еще вырастет. Причины понятны. Дорожают продукты зачастую неоправданно - чего стоит только последняя истерия по поводу гречневой крупы. Региональным и муниципальным бюджетам, в ведении которых сегодня и находятся школы, самостоятельно, увы, не справиться с этим.
Горячее и здоровое питание нужно не только школьникам, но и тем, кто грызет гранит науки в вузах. Сегодня, увы, большинство студенческих столовых отдано в аренду бизнесу – оттого и цены там «кусачие», а о качестве продуктов и говорить нечего. Студенческий общепит последних лет – это быстрое питание. А ведь на питание образовательной сферы страны тратятся немалые суммы – до триллиона рублей в год.
Мясные и рыбные продукты ежедневно употребляют лишь 55 процентов школьников, молочные продукты и яйца – только 75 процентов детей. А дефицит белка в детском возрасте может стать причиной серьезных нарушений. Овощи едят ежедневно всего 46 процентов школьников. Фрукты и соки – 30 процентов. Треть всех первоклассников питаются трижды в день. Столько же первоклашек принимают пищу без всякого режима. Старшеклассников приучить к «пищевому порядку» еще сложнее: половина из них едят, когда им вздумается. А норма, между тем, – 4-5-разовое питание. Более пяти процентов первоклассников и 10 процентов старшеклассников не завтракают. Между тем регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению внимания, плохой успеваемости, набору лишнего веса. 
 
Профессоров ждут в ПТУ
 
В конце минувшей недели глава Министерства юстиции РФ Александр Коновалов сообщил, что выпускники российских юридических вузов будут сдавать единый универсальный экзамен, а лицензирование таких учебных заведений ужесточат. Эта мера вызвана переизбытком специалистов с плохой подготовкой. И такая ситуация складывается сегодня по многим специальностям. На заседании Госсовета в середине прошлой недели президент Дмитрий Медведев отметил, что на образование денег выделяется все больше, а конкурентоспособность университетов и колледжей оставляет желать лучшего. О проблеме – статья «Куда пойти учить», опубликованная в газете «Новые Известия» от 7 сентября.
 
Бизнес не первый год твердит, что в стране не хватает людей со средним профессиональным образованием, а «некачественных» выпускников вузов, напротив, слишком много. Власти намерены усилить модернизацию экономики путем подготовки «синих воротничков», переводя преподавателей вузов на работу в ПТУ и повышая престиж рабочих профессий. Эксперты сомневаются, что подобные меры помогут, ведь система профтехучилищ разваливалась долгие годы, и восстановить ее в один миг не получится.
Перепроверкой качества дипломов молодых юристов озаботился еще в ноябре 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев. По оценкам специалистов, правовое образование, которое дают многие вузы, оставляет желать лучшего, а выпускники с низкими знаниями не нужны на рынке труда. По распоряжению главы государства создали межведомственную комиссию по вопросам повышения качества высшего юридического образования. Были разработаны новые стандарты. Следующим этапом станет введение универсального экзамена для всех выпускников и ужесточение условий аккредитации и лицензирования вузов. Но министр Александр Коновалов отметил, что уничтожать уже работающие учебные заведения административными мерами не стоит. «На фоне демографической ямы будет спад в притоке абитуриентов в высшую школу. Многие коммерческие вузы, которые не смогли создать необходимый потенциал, чтобы давать качественное образование, сами умрут», – полагает министр.
В докладе, подготовленном комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики к заседанию Государственного совета, отмечается, что к 2013 году количество студентов уменьшится с 7,5 до 4,5 млн человек. Дмитрий Медведев предложил подготовить проекты по укрупнению вузов. По оценке министра образования Андрея Фурсенко, только треть из них работают эффективно. По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики Александра Адамского, чтобы определить, какие именно вузы стоит сократить или слить с другими, необходимо обозначить четкие критерии. «Может быть, стоит давать оценку трудоустройства выпускников или характеристики с рынка труда, по которым можно судить, – считает эксперт. – А объединение вузов увеличит образовательную капитализацию эффективных учреждений». Кроме того, «демографическая яма» 1990-х годов может оставить без работы порядка 100 тыс. высококвалифицированных преподавателей. «Часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учреждения», – считает Дмитрий Медведев.

Сегодня в стране, по данным Госстата, почти в трех тыс. средних профессиональных учреждений работают 146,5 тыс. человек. Переход в них тысяч вузовских работников увеличит штат почти вдвое. По словам секретаря профсоюза работников образования Михаила Авдеенко, никаких конкретных разъяснений, как должна распределиться людская масса, нет. «Если ПТУ будут отдавать под патронаж вузов, то преподаватели будут туда переходить», – предполагает г-н Авдеенко. Ректор Московского строительного государственного университета (МГСУ) Валерий Теличенко считает расточительством отправлять кандидатов и докторов наук в ПТУ. «Надо учитывать, что и в вузах сейчас кадровые проблемы – очень пожилой состав. Стоит создавать систему непрерывного образования от техникумов до университетов, и тогда не надо никого туда отправлять, мы будем работать в едином методическом плане. Например, лекции будет читать преподаватель из университета, а не из ПТУ», – говорит ректор МГСУ.
Любовь Духанина замечает, что приход профессоров в профучилища поможет повысить уровень образования детей. «Это же известный факт, когда в годы Отечественной войны преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга вывезли в регионы для эвакуации. Они внесли серьезную лепту в развитие образования», – рассказывает эксперт.
Дмитрий Медведев уверен, что «без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе». Бизнес-структуры давно говорят об острой потребности в квалифицированных рабочих. Согласно докладу комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, только 35% работодателей довольны выпускниками профучилищ. На Госсовете глава «Группы ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров отметил, что сегодня на рынок труда приходят 70% выпускников вузов и 30% ПТУ, в то время как требуется с точностью до наоборот. 

 
Двоечник – желанный абитуриент
 
В 2010 году на технические и инженерные специальности набирали двоечников – заявляет газета «Московский Комсомолец» от 3 сентября в статье «В вузы вход свободный». Глава Комиссии Общественной палаты по образованию Ярослав Кузьминов огласил результаты исследования среднего балла ЕГЭ, с которым в 2010 году вузы набирали абитуриентов. Итоги анализа, проведенного Госуниверситетом – Высшей школой экономики по заказу Общественной палаты, не радуют. Качественных абитуриентов (со средним баллом ЕГЭ выше 70) собрали лишь 44 вуза. Подавляющее большинство будут учить середняков и крепких троечников, а каждый пятый вуз зачислил ребят со средним баллом менее 55.
 
Низшие показатели зафиксированы в Брянском государственном техническом университете: средний балл ЕГЭ – 39, а минимальный – чуть больше 30. То есть фактически «двойка». «Вероятность освоения вузовских программ такими студентами низка, – заявил Кузьминов. – А отсюда альтернатива: либо вузы не будут «тащить» их, и тогда многих придется отчислять, либо им все же дадут диплом, и в экономику придут плохие специалисты». Самыми популярными, собравшими большую часть отличников 2010 года, вновь оказались направления социально-экономической и гуманитарной направленности. Исключение составили лишь «механика» и медицинские специальности. Причем резкий рост интереса абитуриентов к последним (16 топ-вузов из 44 оказались медицинскими), по словам Кузьминова, оказался «самой большой новостью вступительной кампании 2010 года». А вот состояние набора на инженерные и технические специальности, по словам Кузьминова, «вызывает серьезные опасения. Средний балл здесь ближе к «тройке», чем к «четверке», а то и приближается к «двойке».
Плохо дело и на специальности «Педагогика и психология». Здесь нет ни одного вуза со средним баллом более 80, а около половины укомплектованы слабыми троечниками. «Воистину троечники учат троечников, – подчеркнул Кузьминов, – пора переходить к действенным мерам. Нам нужны инженеры, а не технические вузы. А потому надо сокращать слабейшие, повысив привлекательность лучших». По словам Ярослава Кузьминова, «в ходе вступительной кампании 2010 года проявилась новая тенденция: абитуриенты с высокими, но сомнительными баллами ЕГЭ предпочитают оставаться в вузах своего региона». Самые высокие средние баллы ЕГЭ при зачислении зафиксированы в Воронежской области и Башкортостане – более 70. Для сравнения, по Москве средний балл составил 66,4. 
 
Рейтинг и география
 
Тему продолжает «Независимая газета» от 7 сентября в статье «Не так хорош студент, как его малюет ЕГЭ». Самых лучших молодых людей приняли высшие школы Республики Башкортостан и Воронежской области.
 
Средний бал тамошних абитуриентов составил 76,3 и 70,7 соответственно. Рейтинг вузов по среднему баллу ЕГЭ подготовили ГУ-ВШЭ и РИА «Новости». Вообще рейтинг по среднему баллу – явление достаточно уникальное. Он заставляет задуматься о таких вещах, как зависимость развития образования от развития региона в целом и возможность в будущем радикально менять существующую систему образования.
Судя по представленным Общественной палатой цифрам, лучшую молодежь вслед за Воронежем и Башкортостаном набрали себе вузы юга страны. Дагестан собрал «сливки» ЕГЭ с 61,7 балла. И это выше, чем вузы Красноярского края (60,8 балла) и Свердловской области (55,9 балла). Это почти рядом с Новосибирском – признанной кузницей интеллектуальных кадров страны (63,2). Не отстает от Дагестана по части сбора лучшего урожая выпускников школ Карачаево-Черкесия со своими 57,9 балла и Ставропольский край с 62,8 балла, Северная Осетия (59,4). Что, сгусток генерирующей мысли теперь концентрируется на юге страны? Большая Сибирь, откуда страна ранее прирастала своими интеллектуальными ресурсами, уже оскудела?
Традиционно юг страны славился несколько неестественным числом отличников. Традиция сегодня нарушена лишь в одном – они оседают в вузах своей малой родины. Неужели так подействовали запугивания Рособрнадзора о массовых проверках? Или в вузах Москвы больше не осталось свободных бюджетных мест? Следующий любопытный момент для исследования связан с развитием самого региона. Уже понятно, что образование лучше там, где сосредоточены деньги и бывшие некогда известными научные школы страны. Например, в Челябинской области (62,9), где прежде активно развивалась ядерная наука, и сегодня результаты существенно выше, чем у близких соседей Курганской (52) и Свердловской областей (55,9). Регион-лидер охотней идет и на эксперименты. Сегодня в Челябинской области первыми переходят на электронное обучение. Деньги и производство – тоже определяющий фактор. Тюменская область (60,2) показывает результаты выше по сравнению с близкими дотационными соседями. В вузы Москвы на бюджетные места прошли студенты со средним баллом 65,7. Что повлияло на столь скромные цифры? Разумеется, те, кто шел на бюджет вне конкурса – льготники и победители олимпиад. При этом не секрет, что некоторые из этих «победителей» умудрились заработать по 27 баллов по ЕГЭ. «Рекорд» был обнаружен при подаче олимпиадниками документов в престижные классические университеты Москвы. А «целевики» – это вообще целевая аудитория стойких троечников.
 
Как признался проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович, весь первый курс вузам зачастую приходится нагонять упущенное абитуриентами время в школе. С введением бакалавриата и магистратуры срок пребывания в вузе абитуриента фактически существенно сокращается. Можно ли после этого говорить о качестве подготовки столичными вузами студентов? И кого же выпускают в таком случае вузы страны? И Москвы в частности? Итак, в завершение остается пройтись по конкретным вузам. Общий рейтинг возглавил Московский физико-технический институт (МФТИ) – 86,3 балла. Лучшим немосковским вузом стала Воронежская государственная медицинская академия (82,5). Наивысший показатель среди сибирских вузов оказался в личном зачете у Красноярского государственного медицинского университета (77,7). И это единственный сибирский вуз, который сумел пробиться в топ-50 лучших. Среди классических высших школ по праву отличился Новосибирский государственный университет, ставший третьим в этой категории. В десятку здесь вошел и Омский госуниверситет, занявший восьмую строчку парада вузов. В рейтинге технических и технологических вузов пятым стал Сибирский госуниверситет путей сообщения, восьмым – Новосибирский государственный технический университет.
В топ-10 среди медицинских, педагогических, а также социально-экономических и гуманитарных вузов сибирские учебные заведения в десятки лучших не попали. Новосибирский государственный технический университет стал самым успешным в Сибири. Томский государственный университет стал первым по авиа- и ракетостроению и садово-парковому и ландшафтному строительству. Иркутский государственный лингвистический университет лидирует в группе специальностей «педагогические (естественнонаучные)», Иркутский государственный педагогический университет стал лучшим в «музейном деле», а Горноалтайский государственный университет – в «педагогике, психологии». 
 
Олимпийские сборы
 
За вступительную кампанию-2010 в российские вузы только со Всероссийской олимпиады школьников были зачислены около 400 победителей. В приемных комиссиях в первые недели подачи документов стонали от наплыва олимпиадников. С введением ЕГЭ значимость разнообразных интеллектуальных соревнований выросла в разы. Уже в этом году родители заставляли своих детей участвовать в максимальном количестве олимпиад. В 2011 году интерес к подобным мероприятиям будет еще выше. Уже этой осенью основным заработком репетиторов станет не подготовка школьников к ЕГЭ, а натаскивание старшеклассников на «олимпийские» задания, считает газета «Труд» и публикует 7 сентября статью «Поступить по-олимпийски».
 
И действительно, даже через неделю после старта приемных комиссий практически на всех факультетах главного университета страны – МГУ – появлялись только олимпиадники. Приезжали из других городов, приходили со всех мыслимых олимпиад в Москве – пытались использовать любой шанс поступить с помощью своей уже состоявшейся победы. 494 тысячи участников – вот результаты олимпийской кампании-2009/2010. В основном победители соревнований ехали в Москву и Санкт-Петербург: поступить можно без экзаменов, учиться – далеко от дома. Подсчета точного количества поступивших олимпиадников пока нет: результаты приемных кампаний сводятся до сих пор. В целом по стране выявилось 34 тысячи призеров, из них 6 тысяч дипломов – только за первые места. Самый большой пласт победителей интеллектуальных соревнований – в МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, СПбГУ и МФТИ.
В приемной кампании-2010 случалось и такое, что заявлений от победителей соревнований было больше, чем бюджетных мест на том или ином факультете. «На журфаке лежало 32 заявления с дипломами олимпиад. А бюджетных мест всего 31. Юриспруденция тоже собрала хороший урожай: 26 олимпиадников на 38 бюджетных мест. Около 20% всех поступивших точно с дипломами разнообразных соревнований», – отмечали еще в разгар приемной кампании в РГГУ.
Для абитуриентов этого года некоторым сюрпризом стали пертурбации в списке утвержденных олимпиад. То есть тех, которые помогут при поступлении: дадут какие-то льготы или вовсе позволят не сдавать экзамены.
Полный список был вывешен на сайте Министерства образования только в феврале 2010 года, когда набор на многие олимпиады уже завершился. И даже те, кто хотел себя попробовать в самых престижных соревнованиях, не попали туда только из-за затяжки со списками. Сейчас в перечне 87 олимпиад: I, II и III уровня. В первоуровневых соревнованиях этого года участвовали школьники практически из всех регионов России. Победители зачисляются в вузы без экзаменов – естественно, на профильные специальности – и получают максимальный балл по указанному в документах предмету.
Олимпиады второго уровня чуть проще, как в плане заданий, так и в плане помощи при поступлении. Победители получают максимальный балл по профильному предмету, но просто так попасть в вуз уже не удастся — возможно, вам придется доказывать свои знания на других вступительных экзаменах. Но даже если вы поступите только лишь на платное отделение, в вузе вам должны предоставить скидку на обучение за счет ваших побед. Третий уровень хорош тем, что включает в себя большое количество олимпиад по всей России, что повышает доступность соревнований для жителей глубинки. Победители уходят с максимальным баллом по профильному предмету и в разы повышают свои шансы на поступление в топовые вузы страны. 
 
Школы кочевые и поликультурные
 
Специально ко Дню знаний газета «Комсомольская Правда» от 2 сентября в статье «Не средняя» школа» сделала подборку самых необычных школьных заведений и предметов в нашей стране и за ее пределами.
 
Первая государственная кочевая – такая школа открыта на полуострове Таймыр для детей оленеводов-кочевников. Сама школа кочует вместе с детьми. Технически это выглядит так: два небольших мобильных домика, в одном из которых располагается класс, а в другом живут учителя, грузят на снегоход и везут сквозь тундру туда, куда бредут олени со своими погонщиками. Самое удивительное, что в этой школе есть два ноутбука и работающий Интернет! Такую школу решено было создать для того, чтобы не отрывать детей от родителей надолго, ведь раньше дети оленеводов по полгода жили и учились в интернатах за много километров от родного чума.
В Москве, Красноярске и во многих других регионах страны существуют оригинальные школы, работающие по методике профессора Владимира Базарного. Официально метод называется «Система сенсорной свободы и раскрепощения». Это значит – никакого сидения за партами. 15 минут сидим – 15 минут стоим за специальной конторкой. Классная доска – пережиток прошлого и худший враг, наглядные пособия и другие материалы располагаются в самых разных точках класса. Чтоб зрение работало и шея не затекала. В младших классах пишут чернилами и пером. Много физкультуры, танцев, движения. В школах «свободы и раскрепощения» принято гендерное разделение классов. То есть девочки налево, мальчики направо. Вместе дети собираются только на уроках музыки, танцев и на факультативах и кружках. А основные предметы изучают отдельно друг от друга по разным программам. Всему этому придается красивая форма: мальчиков посвящают в «богатыри», а девочек – в «невестушки». С этой игрой связана воспитательная программа. Мальчикам прививают патриотизм и учат защищать Родину, девочек готовят к материнству.
Быть кадетом с некоторых пор стало очень круто. И девушки не хотят оставаться в стороне от модного тренда. Несколько лет назад в столице открылась кадетская школа, в которую принимают только девчонок. Конкурс бешеный. Программа отличается от общеобразовательной наличием специфических предметов вроде истории казачества, а также большим количеством физической и военной подготовки. Нежных созданий превращают в безупречные боевые машины при помощи занятий по конному спорту, стрельбе из разных видов оружия, строевой подготовки. Кроме того, преподаются бальные танцы, этикет и игра на музыкальных инструментах. Родители видятся с дочерьми только в выходные, все остальное время дети живут в интернате.
Столичная школа № 1650 – единственная в своем роде. Официально она называется «Первая московская поликультурная». Это значит, что учиться в ней могут дети любых национальностей, вероисповеданий и говорящие на любом языке. Каждый получит «русский язык как иностранный» и основы национальной культуры. А также «россиеведение», «этнология» и «этикет народов мира». И, хотя в народе школа именуется «армянской», посещают ее дети 35 национальностей. Некоторые из новоиспеченных учеников по-русски не знают ни слова. Но дружить детям между собой это обстоятельство совершенно не мешает. Кстати, все упомянутые нами школы – государственные и учатся в них бесплатно.