ОБЗОР ПРЕССЫ № 449

14 декабря 2012

«Учитель – самая легкая профессия, легче не найдешь!»

6 декабря умерла Народная учительница Софья Николаевна Лысенкова. Учитель начальных классов с 60-летним стажем, она умела учить всех без отбора, без отстающих, без перегрузок. И сегодня любой желающий может научиться так работать по ее ясным, простым, светлым книгам, взяв на вооружение ее методику опережающего обучения.

Софья Николаевна Лысенкова в 1981-м получила звание заслуженного учителя, в 1990-м – народного, а в 1999-м была удостоена медали Ушинского. Ее имя в энциклопедии «Лучшие люди России».
Все, кто хотя бы понаслышке знает об открытиях Софьи Николаевны Лысенковой, помнят, что с одним своим классом – с шестилетками – она закончила программу за три года вместо четырех, с другим – за два вместо трех (по программе 1-3), а еще с одним, завершив программу начальной школы за два года, решила перейти в среднюю – в пятый класс, чтобы до конца понять, почему на этом переходе спотыкаются многие ребята...
Опережение Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо восьми, а как раз наоборот – значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!
Опережение Лысенковой – это не класс вундеркиндов, а самые обычные классы обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей, дискриминацией.
Опережение Лысенковой – это и заинтересованная работа в классе сильных детей. Они не заскучают, они первыми поймут материал следующих тем и даже следующих лет обучения – ближнюю и дальнюю перспективу, которую Софья Николаевна вводит постепенно малыми дозами задолго до того, как придет их время по программе, начнут отвечать и поведут за собой остальных.
Опережение Лысенковой – это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице: музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям и школа не должна на нее посягать. Домашних заданий она не давала. Ей хватало уроков.
Но как?
Трудную тему надо долго выращивать, и придет время, когда даже самый слабый ребенок ответит успешно. Софья Николаевна догадалась ввести в школу будущее. На каждом уроке она, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давала труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Учительница называет это «большой перспективой». Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса. «Отстающих в классе Лысенковой не может быть, как говорится, по определению», – писал Симон Львович Соловейчик в журнале «Новое время» в 1989 г., объясняя суть педагогического открытия Лысенковой.
Но как опережать программу, при этом не подгоняя детей вперед любыми средствами, а, наоборот, увеличивая время на прохождение каждой сложной темы? Не загружая школьников дополнительными уроками и домашними заданиями, а оставляя детям вторую половину дня в их полное распоряжение – для их здоровья и развития.
Как обеспечить всем успех, если на освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим – пятьдесят? Удовлетворить потребность природы каждого ребенка, не разделяя при этом на способных и отстающих?
Работая по системе опережения, учитель не может приходить на урок неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения – это вдумчивая работа.
Но Софья Николаевна говорила: у меня самая легкая профессия, легче не найдешь! Она все время повторяла, что работать ей очень легко и радостно. Кто хоть раз видел ее урок, согласится, что и детям у нее очень легко. Даже те, кто просто присутствует на уроке в качестве зрителей на последних партах, а она пускала всех желающих – учителей, родителей, методистов, – заражаются приподнятым настроением.
Я ходила к ней на уроки на целый день, раз в неделю в течение года – меня заслал в такую длительную командировку редактор газеты «Первое сентября» Симон Соловейчик, наверно, чтобы я навсегда поняла, что такое учитель.  И потом я до последнего ее учебного года ходила к ней на уроки, когда вдруг накатывала грусть и усталость – отдохнуть душой и набраться сил.
Педагогические открытия часто парадоксальны. Они переворачивают привычное. А вернее, возвращают его с головы на ноги. Так и на уроках у Софьи Николаевны: она никогда не бросалась на ошибку и не акцентировала на ней внимание – исправили и бодро побежали дальше, никогда не фиксировалась на неудаче – это не нужно ни ей, ни ребенку, ни классу. Традиционный учитель как коршун парит над классом и камнем падает на каждый промах ученика: показывает, что не так, объясняет, почему не так, потом говорит, как нужно… Он хочет как лучше, он думает, что помогает, он привык, что в этом его роль. А ребенок съеживается от каждого такого налета. С третьей неудачи он уже не хочет больше пробовать. Скоро он начинает мешать… механизм по разрастанию неудач запущен. Пройдет совсем немного времени, и ему будут подыскивать место в классе коррекции или отправлять на психолого-медико-педагогическую комиссию.
А Софья Николаевна все делает для того, чтобы пришла удача. И она приходит. А тогда уже Лысенкова говорит: как же работать без отметок, ведь это поощрение, мои дети любят свои отметки.
Я не устаю восхищаться этой женщиной! Спасибо ей, я своими глазами видела уроки, на которых ребенок крепнет от того, что учитель уверен в том, что «все будет хорошо».

Новая газета, Людмила Рыбина «Учить детей без отбора, без отстающих, без перегрузок», 7 декабря 2012 г.

Технологии приближения к искусству

Как приблизить современное молодое поколение к культурному пространству? Представляем три интересных опыта с комментариями психолога и арт-терапевта, ведущего мастер-класса «Театр с колёс» Александра Колмановского.

Опыт первый. Проект «Театральная перспектива» (Региональная общественная организация инвалидов). Рассказывает драматург Евгений Казачков.
Мы работаем с детьми по технологии «класс-акт». Объясню вкратце сам процесс: драматурги занимаются с подростками, у которых есть различные отклонения, а подростки пишут пьесы. А потом профессиональные режиссеры и актеры ставят эти пьесы на большой сцене. Каковы цели этого проекта? Во-первых, социализация через творчество, потому что дети общаются, причем они общаются не только между собой, но и с профессионалами в разных сферах, и эти профессионалы по условиям проекта не воспринимают их как детей, подход идет на равных: «Что ты здесь имел в виду? Почему так? А ты хочешь, чтобы было так или так?..» И дети слышат, что их голос имеет значение, они в полной мере ощущают это, потому что это не родительское и не школьное отношение, а отношение профессионалов к твоему мнению. Это очень сильно заряжает детей. Во-вторых, образовательные цели: они узнают, что такое театр, что такое пьеса, как их понимать. Они впервые оказываются в театральной ситуации и учатся это воспринимать. Это не значит, что все участники проекта станут драматургами, но они будут иначе относиться к этой сфере, то есть как минимум это воспитание зрителей. К тому же это хорошее, веселое времяпрепровождение, так называемое «умное веселье» («fun, but serious fun»). Даже если ты не понял ничего про театр и не написал хорошую пьесу, всё это общение и проговаривание каких-то вещей очень полезно. Мы все должны помнить, что это веселье и игра, но с осмысленными серьезными целями.
Одна из особенностей заключается в том, что нужно отделять детей от влияния учителей и родителей, потому что иначе они не могут позволить себе полноценно высказываться, предлагать идеи, если на горизонте всё время есть кто-то из «старших». Есть еще один сложный момент – момент зависимости: работа с детьми длится две недели, а дальше надо расстаться. Здесь либо нужно хотя бы дистанционно продолжать контакт, если ты уже пообещал, либо предупреждать сразу: «Ребята, наше общение будет кратким, но мы должны взять от него максимум».
Вообще, эту технологию разработал шотландский театр Траверс в 80-е годы, и у них это существует на уровне национальной программы: почти половина школьников в Шотландии проходят этот тренинг в качестве образовательной и социальной программы, у них это идет в виде факультативных занятий. Получается, что дети учатся рассказывать интересно для других людей то, что интересно им самим.

Комментарий психолога
Это практически профессиональная психотерапия, фокусная, индивидуальная, очень мощная. Это тот удивительный формат, когда у ребенка есть возможность общаться с совершенно чужим человеком в очень интимном ключе.
 
Опыт второй. Детский дом города Алексина Тульской области. Проект «Арт-Стройка» (театр «Практика»). Рассказывает художник, искусствовед Оксана Саркисян.
У меня искусствоведческое образование, и меня интересует традиция авангарда в его формах современного развития, а это в первую очередь некие социальные практики взаимодействия искусства и жизни, такое жизнетворчество. Поэтому мне интересен проект работы в детском доме, там я пытаюсь применять свой опыт как человек, занимающийся современным искусством. Мы рассказываем детям об искусстве, учим рисовать – вместе осваиваем технологии рисования, но есть еще третий, такой скрепляющий элемент – игра. Я делаю презентации, рассказывающие о культуре, искусстве, ориентированные на антропологическое знание, мы обсуждаем увиденное и услышанное, потом дети занимаются непосредственно рисованием: рисуют пастелью, гуашью, делают коллажи, мы осваиваем различные техники. А потом возникает игра, а точнее, постановка – элемент необязательный и возникающий обычно спонтанно, дети часто его организуют сами.
Постановка – это вещь, через которую происходит некая идентификация, через нее происходит миметическое отражение, человек приобщается к культурным ценностям непосредственно, через собственный опыт.
В первый раз я предложила каждому выбрать из альбома по истории искусства картину, которую он хочет поставить. Дети подбирали костюмы, создавали антураж, копировали позы…
Какие мы ставим задачи и как их решаем? Во-первых, это работа структурной памяти, когда мы рассматриваем детально быт, нравы, костюмы, предметы эпохи, пытаемся найти им адекватную замену в нашей жизни – это процесс, связанный с историческим контекстом. Во-вторых, с художественной точки зрения мы пытаемся обнаружить композицию, цветовое, световое решение. Постановки могут быть как индивидуальные, так и коллективные, когда мы смотрим презентации на библейские сюжеты, например, рождение Христа и приношение даров: мы смотрим картины, я рассказываю сюжет, а потом говорю «давайте мы его поставим». И дети, уже знакомые и освоившие практики постановок, дружно берутся за постановку. Важную роль здесь играет фотоаппарат, который является не только фотодокументацией, но и частью постановки, тем самым событием, ради которого это все делается.
Цель такой работы связана с погружением в произведение искусства. Постановки, с одной стороны, разрушают границу между произведением искусства и жизнью, то есть человек не только занимается искусством, но и как бы погружается в картину, совершенно спокойно ходит туда-обратно внутри культурного пространства. С другой стороны, через личный персональный опыт и переживания происходит освоение культурной памяти, исторических и художественных сюжетов, культурных ценностей. На мой взгляд, это такие долгосрочные внедрения в сознание. Каким образом они через какое-то время дадут о себе знать, я точно не знаю, но тем не менее постановки, которые дети делали год или два назад, они отлично помнят. И это может стать для них поводом изучить подробнее материал, узнать историю, стиль; это такие смычки, которые позволяют зацепить личную историю с некой культурной памятью.

Комментарий психолога
Проект производит самое позитивное впечатление и, несомненно, обладает сильнейшим терапевтическим эффектом. Это тот нечастый случай, когда всё внятно и корректно реализовано: корректно сформулированы цели, и содержание им соответствует. Это действительно освоение культурных ценностей через личный опыт, личное переживание. Психологическая ценность таких постановок не только в накоплении культурного багажа, что тоже очень важно, тут есть гораздо больший эффект, который сопровождает такие арт-терапевтические методики.
В чем особенная проблема детдомовских, интернатских детей – у них очень суженные границы собственного «я», поэтому очень затруднено развитие. Любая попытка присвоить себе что-то такое, что сейчас не «я», эти границы расширяет и делает ребенка более пластичным. Участие в таких постановках – это действия в вымышленной ситуации, изображение состояния, чувства, в котором я сейчас реально не пребываю, я его имитирую. Это выход за рамки собственного «я», и сама по себе эта адаптивность тонизирует. На самом деле это полезно всем детям.

Опыт третий. Проект «Игра в классики. Театральные уроки литературы» (Театр.doc). Рассказывает актер Театра.doc, драматург Константин Кожевников.
Мы сейчас работаем в четырех школах: обычной школе, гимназии, коррекционной и «эмигрантской», как мы ее называем, так как там вместе обучаются и русские, и узбеки, и таджики… У детей там есть такая проблема: они мало читают, а если читают, то не понимают, что они читают. Поэтому наша цель: во-первых, привлечь детей к чтению, а во-вторых, ставить рефлексию, то есть научить тому, чего они вообще не умеют – устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
Мы преподносим текст в игровой форме. Например, летом в рамках школьного лагеря мы ставили «Ромео и Джульетту» в «эмигрантской» школе: разбились на группки и начали репетировать с детьми. Во время репетиций мы ребятам объясняли текст, и они начинали понимать: «Вот оно как! Так это же про нас тоже!» И тут появляются эмоции, ощущения, причем не только у тех, кто на «сцене», но и тех, кто в «зрительном зале». Но часто выясняется, что дети воспринимают эмоционально, а голова при этом не подключается: «Да, тут было грустно, тут весело…» А почему? А что произошло-то вообще в сцене? Это идет мимо головы. Поэтому мы и занимаемся разбором текста.
Мы, например, разбирали «Дубровского». Дети всё прочитали, но проблематики не понимают. И вот мы начинаем читать по кусочкам, разбирать, провоцировать, возникает дискуссия, и потом появляется понимание, что это и про них тоже.

Комментарий психолога
Все дети фиксируются на «экшене», а всё, что не связано с чем-то наглядным, уже вызывает большую трудность. В этом для меня главный акцент того, что делают ребята из Театра.doc – фиксация детей на осознании чего-то внешне не выраженного. Такое осознание – это проговаривание.
Психика вербальна – мы думаем словами, хотя не отдаем себе в этом отчета. По-настоящему осознавать – значит проговаривать; то, что не вербализовано – не осознано. И в этом замечательная особенность такой деятельности.

Интернет-издание «Просвещение», «Вовлечение в культуру», 12 декабря 2012 г.