ОБЗОР ПРЕССЫ № 454

06 февраля 2013

Современные родители: поколение сдавшихся

Поколение современных родителей европейские ученые называют поколением сдавшихся. Дело в том, что большинство современных мам и пап готовы купить своему ребенку игрушку по первому требованию. Исследователи утверждают, что еще пару десятилетий назад все было совсем иначе. Что произошло с современными родителями?

Во вседозволенности ученые винят прежде всего производителей. Выбор сегодня, действительно, больше, чем когда-то в истории, а с ростом игрушечной промышленности растут и детские желания. Однако дело все же не в бесконечном разнообразии машинок и кукол. Главная причина – родительское чувство вины за время, проведенное на работе, считают исследователи.

– У российских родителей тоже сильно развито чувство вины перед детьми, – подтверждает выводы европейских ученых воспитатель подмосковного детского сада Нина Жилина. – Большую часть времени они проводят на работе и проблему дефицита общения пытаются решить, покупая ребенку все, что тот захочет. В итоге получается следующее: не успела мама ступить на порог группы, ребенок уже спрашивает: «А что ты мне купила?» – «Сыночек, ничего». – «А я хочу!!!» – кричит он в ответ. Кроме этого, мне кажется, тридцать лет назад у детей было больше радости. Они ходили по театрам и музеям, в гости. Сейчас спрашиваю у девочки: «Светочка, как прошел день рождения?» – «Мы в «Муму» ходили».

Впрочем, желание современного ребенка обладать 110-й игрушкой еще не самый главный порок. Когда в той же Европе социологи провели опрос на предмет участия ребенка в помощи по дому, оказалось, что четверть детей вообще никак не помогают родителям, правда, каждый пятый ограничивается уборкой в собственной комнате. Кроме этого, выяснилось, что большинство детей (60 процентов) за помощь по дому получают вознаграждение (деньги или сладости). Исследователи утверждают, что еще несколько десятилетий назад такое поведение детей было бы совершенно неприемлемо.

Российских исследований на предмет детских домашних забот не существует, поэтому мы попросили знакомых мам рассказать, как обстоят дела в их домах.

– Я не вижу смысла тратить время ребенка на домашнюю работу, – говорит мама второклассницы Маши. – Зачем девочке восьми лет уметь готовить суп, – недоумевает она. – Жизнь всему научит, а сейчас важно успеть получить необходимые знания.

– Мне проще, быстрее и спокойнее сделать все самой, чем ждать, пока мой мальчик помоет пол, – признается мама трехлетнего Семена.

По словам воспитателя Нины Жилиной, многие современные малыши не знают значения слов «нет» и «нельзя». И это не удивительно. Российские мамы, вооружившись западными изданиями и советами интернет-сообщества, предпочли демократическую систему воспитания. Они твердо знают, что сажать на горшок следует, когда ребенок «созреет», а не в положенные советскими педиатрами 9 месяцев, что детское любопытство нужно поощрять, а не кричать «нельзя, не трогай!», что прививки – не обязаловка, а свободный выбор каждого.

– Современные родители стали жить лучше, поэтому и ребенку позволяется многое, – комментирует Нина Жилина. – К тому же в поколении советских родителей методы воспитания передавались из поколения в поколение. Мы обращались к бабушкам за советом – как правильно? У современных мам и пап связь со старшим поколением отсутствует. Да и бабушки сегодня тоже изменились, они работают, заняты своей жизнью и не так охотно, как раньше, возятся со своими внуками.

– Советское воспитание было авторитарным, жестким, – говорит мама четырехлетней Леночки, преподаватель начальных классов. – Если ваш ребенок не сидит в 9 месяцев на горшке – он не человек. Но у моей мамы, например, была книга доктора Спока, который предлагал выбор. Сегодня у нас выбор в тысячу раз больше и возможностей больше. Общество потребления навязывает нам совсем другие ценности. Если во времена наших бабушек была установка трудиться, то сейчас – развлекаться. Мне кажется, родители, может, и неосознанно, транслируют эту установку своим детям. Если раньше ребенок в 25 лет вкалывал на заводе, то сейчас в этом возрасте он все еще деточка.

– Родитель – это большая сила, особенно когда дети маленькие и верят, что мама с папой самые умные, – считает папа трехлетней Сони. – И нужно положить все силы, чтобы не уронить свой авторитет. Я думаю, особой разницы в родителях разных поколений нет. Все дело в том, есть у тебя родительский дар или нет. Если его нет, родитель сделает больше глупостей, чем одаренный.

 

Комментарий

Андрей Юревич, заместитель директора Института психологии РАН:

– Родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому «разрешительная» часть воспитательной системы явно доминирует над «запретительной». И если средства позволяют, детям действительно покупают любую игрушку вне зависимости от их поведения. Подобную систему воспитания можно назвать либеральной, лучше – псевдолиберальной, но нельзя назвать демократической, поскольку большая часть населения во всех странах ее не одобряет, но не находит в себе воли и сил сопротивляться ей.

Среди потенциальных последствий – и для нашей страны, и для Европы – формирование «поколения без тормозов», вообще не способного говорить себе «нет» и соблюдать какие-либо запреты. Но до этого вряд ли дойдет, поскольку любая культура способна вырабатывать защитные механизмы, и когда ее «либеральное размягчение» достигает предела, начинается ее защитное ужесточение. Думаю, этот процесс уже начался.

 

«Российская газета», «Анечка на шее», 4 февраля 2012 г.

 

Онлайн-образование найдет новых Эйнштейнов даже в Африке

 

Недавно прошедший Давосский форум привлек внимание образовательного сообщества РФ. Начатый на форуме спор, приведет ли распространение онлайн-технологий к революции в образовании, продолжился на дискуссионных площадках педагогического сообщества России. Учителя опасаются, как бы игрой в онлайн-образование не заигрались отечественные реформаторы.

 

Интерес к теме подогрело выступление на форуме в Давосе, а в конце прошлой недели на виртуальной встрече с российской аудиторией Дафны Коллер, профессора Стэнфордского университета, руководителя образовательного портала, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира. Портал открыт с прошлого года. И на сегодняшний момент им пользуются более 2,3 млн человек из 196 стран. Инвесторами проекта выступили крупные американские университеты и компании.

«С миру по курсу» – назвала Дафна свой проект, объединивший, по ее мнению, лучшие курсы лучших вузов. Самый популярный среди ее курсов – курс по философии и логике, второй по популярности – по геймификации.

Сама Дафна, рассказывая о причинах, побудивших ее, ученого в третьем поколении, заняться темой доступности образования, приводит в пример историю, случившуюся в январе прошлого года в университете Йоханнесбурга. Там оставалось несколько свободных мест после обычного приема. И в ночь перед приемом на эти места у ворот университета выстроилась километровая очередь из желающих. Когда утром ворота открыли, началась давка. 20 человек были ранены, одна женщина скончалась. Это была мать, отдавшая жизнь за то, чтобы ее ребенок получил шанс на лучшую жизнь.

На встрече с Дафной в Москве присутствовали преподаватели из МГИМО и МГТУ имени Баумана. На их прямой вопрос: «Вытеснит ли онлайн-образование традиционное?» создатель образовательного портала ответила: «Я очень на это надеюсь!». «Давно пора дать студентам возможность самостоятельно учиться дома и приходить в аудиторию для того, чтобы обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, – сказала она. – Гораздо важней для них навыки критического мышления, совместной работы. А не навыки быстрого записывания лекций… Мне кажется, так мы и общество лучшее построим, а не просто систему образования».

Точки зрения на тему, представленные на Давосском форуме, выглядели так. Основатель «Майкрософт» Билл Гейтс считает, что дистанционное образование – это движущая сила в развитии образования. Рафаэль Райф, президент Массачусетского технологического института, назвал онлайн-образование серьезным вызовом современным университетам, а Ларри Саммерс, почетный президент Гарвардского университета, утверждает, что оно – огромный потенциал для реализации совершенно новых идей. И он же подчеркнул, что наиболее весомое влияние онлайн будет иметь в развивающихся странах – откроет миру новых Эйнштейнов из любой точки мира, включая африканскую деревню.

Отношение к озвученным тезисам в российском педагогическом сообществе – настороженно критическое. «Бизнесмены диктуют, что нам делать в образовании», «Системам образования всех стран объявлена война», «Онлайн-образование способно производить только недоучек-бакалавров третьего звена» – вот только часть высказанных страхов.

Авторы же более умеренные в оценках происходящего сходятся во мнении, что дистанционное образование не заменит очное. Но оно вполне может захватить области репетиторства, массовой подготовки и переподготовки специалистов средней и низкой квалификации и сослужит службу тем, кто готов самообучаться и учиться всю жизнь.

А вот что касается вопроса, кто возглавит процесс и кто будет в хвосте… Дафна Коллер, например, уверена, что российским университетам, желающим поделиться лучшим, найдется место в ее проекте.
 

«Независимая газета», «Миллиардеры диктуют моду на образование», 5 февраля 2012 г.