Не нужно три раза учить школьную программу
Вузы открыли свои двери новоиспеченным студентам. Однако не во всех высших учебных заведениях учащихся полный комплект. Если бюджетные места закрыты полностью, то вот платные лишь наполовину, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. В частных вузах картина и того хуже. Кроме того, Рособрнадзор объявляет войну репетиторству. Нехватка абитуриентов, вызванная демографическим провалом, вывела конкуренцию вузов за студентов за все разумные рамки, например, появился сетевой маркетинг: реклама «Приведи с собой девять друзей и будешь учиться бесплатно». «Это совершенно недопустимая ситуация, – заявила Глебова. – Поэтому очевидно: необходима оптимизация сети образовательных учреждений». Подробности – в заметке «ЕГЭ очистят от репетиторов», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 31 августа.
Одновременно государство начнет борьбу с репетиторством. Школьникам сегодня одно и то же «продают» трижды: на уроке, у школьного и у вузовского репетитора. Исходя из сложившейся ситуации, в 2010 году Рособранадзор, по словам Глебовой, «рассмотрит вопрос лицензирования вузовских подготовительных курсов, готовящих к сдаче ЕГЭ». Им запретят изучать школьную программу, а заодно и натаскивать школьников сверх нее. Единственное, что позволит лицензирование, – это профориентацию или подготовку тех, кто окончил школу раньше.
Одновременно Рособрнадзор намерен повлиять на школу, чтобы максимально ограничить учительское репетиторство, сообщила глава Рособрнадзора: «Школа должна заставить учителя давать на уроке бесплатно то, что он обязан давать по программе. Мы предложим школам не распределять стимулирующую часть зарплат среди тех учителей, которые репетиторствуют».
Обсуждается также возможность ограничения поступления в вузы для победителей олимпиад и целевиков возможностью подавать документы только в один вуз и на одно направление подготовки.
Оптимизация – на пользу детям
Накануне 1 сентября министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко провел «Августовские педсоветы» в нескольких регионах. Вопросы и ответы министра публикует газета «Комсомольская Правда» от 27 августа в интервью под названием «Мы хотим сделать так, чтобы учиться было интересно!»
Чем удивит школьников новый учебный год?
– Надеюсь, что предстоящий учебный год будет отмечен гораздо более серьезной работой вузов по профориентации школьников, которая позволит выпускникам школ сделать осознанный выбор будущей профессии, а вузам – обеспечить востребованность своих образовательных программ. Всем ученикам нужно готовиться к усилению физической нагрузки. Ведь в этом году гораздо больше внимания будет уделяться физкультуре, спорту в школе, занятиям в спортивных секциях и участию в командных играх. Также думаю, что в новом учебном году мы сможем начать переход к электронным книгам. А самое главное, надеюсь, что в этом году не только появятся новые образовательные ресурсы, но и сами учителя станут больше интересоваться новыми возможностями. Мы хотим больше сил вложить в подготовку самих педагогов. В результате учителя будут лучше готовить ребят к взрослой жизни.
Что же в новом учебном году поджидает студентов?
– Ожидаем гораздо более серьезного взаимодействия вузов с реальным заказчиком – с промышленностью, с наукой, с бизнесом. Думаю, что и запрос будет сформулирован более точно, и требования будут более жесткие.
Считаю, что при таком подходе у ребят будет больше шансов найти себя. Но это возможность, а не гарантия. В этом году правительство начало крупный проект, под который выделяется 19 миллиардов рублей, по развитию на конкурсной основе кооперации российских вузов и производственных предприятий. Посмотрите, сколько вузов подали заявки на этот конкурс – 157, меньше 15 процентов от общего числа. Важно, чтобы вуз рассматривал себя не с точки зрения корпоративных целей: загрузил своих преподавателей – и порядок, – а как институт развития, обеспечивающий главный ресурс для экономики - высококвалифицированные кадры, и одновременно как социальный институт, строящий будущее для тех людей, которые там учатся. Таких вузов на самом деле не очень много.
А как же выбрать абитуриенту такой институт?
– Сегодня у всех вузов есть сайты. На них есть информация о том, с кем они сотрудничают, какие предусмотрены возможности для самосовершенствования студентов. Также стоит посмотреть, какой уровень подготовки у поступающих в этот вуз, какие баллы ЕГЭ. Если такие факты вместе собрать, то быстро можно сообразить, что представляет собой вуз – оболочку, где получают пустой диплом государственного образца, или все-таки реальную площадку для личностного развития, где предоставят и знания, и возможности для их применения. Проблема сейчас в другом. Вы меня спрашиваете о том, в какой вуз идти человеку, который хочет и может учиться и понимает, что для него это шанс пробиться в жизни. Это для него и социальный лифт, и инструмент развития, и все, что угодно. В той или иной мере этим параметрам отвечают многие вузы. Сделать выбор человек должен сам. Выбор вуза – это и есть первый шаг взрослой жизни.
Учителям, судя по последним принятым решениям, придется ждать более жесткого контроля?
– Скорее больших возможностей проявить себя. Мы сейчас создаем новую систему аттестации учителей. Она носит обязательный характер. Учитель должен раз в пять лет доказывать, что он соответствует этому званию. Но одновременно будут созданы условия, при которых учитель сможет повышать свою квалификацию, сможет соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляют. У нас есть методология, которая была создана во время нацпроекта «Образование». Тогда мы отбирали лучших учителей, лучшие школы. И эти индикаторы качества мы и будем использовать. Сегодня в аттестации мы должны шаг за шагом переходить именно к этим менее формальным требованиям и увеличивать вес экспертных оценок, в которые будут включаться не только профессиональные сообщества, но и потенциальные заказчики. Прямо или косвенно мнение учеников должно учитываться. Мы оцениваем, какие достижения у учеников этого учителя. Как они учились, как сдавали ЕГЭ, как выступали на олимпиадах, в каких общественных мероприятиях участвовали. Важно, чтобы оценка учитывала мнение родителей. А это, по сути, и есть мнение ученика. Мало родителей, которые хотят плохого своему ребенку.
На днях премьер-министр Владимир Путин огласил цифры по неэффективному расходованию бюджетных денег. Сфера образования – на одном из первых мест. В следующем году полетят головы чиновников?
– Говоря о неэффективных расходах, надо понимать, что это не о том, что кто-то эти деньги ворует. Речь идет об упущенных возможностях по оптимизации структуры. Эти возможности зачастую и остаются возможностями, потому что не всегда в силу целого ряда социальных, экономических причин мы можем реализовать в полной мере все проекты, которые позволят повысить, например, энергоэффективность. Ясно, что мы очень неэффективно тратим энергию. Но для того чтобы перейти на новые источники освещения, требуются огромные инвестиции. Эти инвестиции сегодня не так просто найти. Другое дело, что есть расходы, которые точно можно оптимизировать. Например, в одном городе находятся рядом две школы. Обе они заполнены наполовину. В обеих школах неполные классы, в обеих школах не хватает современного оборудования. Объединение позволит улучшить ситуацию. Но тут зачастую вступают в силу где-то амбиции, где-то другие субъективные факторы. Такие моменты должны отходить на второй план. Потому что в этом случае оптимизация в значительной степени идет на пользу детям.
О поддержке учителей в НСО
В Новосибирске прошла городская конференция работников образования., посвященная теме «Кадровый потенциал как ресурс развития муниципальной системы образования города Новосибирска». Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 31 августа в статье «Забота о здоровье педагогов – важная задача городских властей».
На сегодняшний день в образовательной системе Новосибирска трудится более 30 тысяч педагогов, 72 процента из них имеют высшее образование. 2364 педагога награждены различными государственными и отраслевыми наградами, 61 имеют ордена «За заслуги перед Отечеством», один учитель Новосибирска – преподаватель физкультуры гимназии № 10 Яков Розенфельд – носит звание «Народный учитель России».
Одной из острых проблем остается старение педагогических кадров. Сегодня средний возраст школьного учителя – 42 года, руководителя – 52 года. Только 14,5 процента руководителей в системе образования – это люди в возрасте до 40 лет. Для закрепления молодых специалистов в отрасли разработан целый ряд мер, среди которых единовременное денежное пособие и ежемесячные муниципальные доплаты молодым педагогам, льготы по оплате ЖКХ для проживающих в общежитиях. Кроме того, уже несколько лет финансируются программы по целевому обучению в НГПУ. Недавно был создан Фонд поддержки педагогических инициатив. Одной из таких инициатив стало создание в Новосибирске памятника Учителю.
Как напомнила председатель городского Совета депутатов Надежда Болтенко, сегодня единый подход к системе образования задан в Стратегии социально-экономического развития-2020 и Комплексном проекте модернизации образования. Согласно этим документам, в Новосибирске и была обозначена главная цель образования – воспитание успешных граждан успешной страны. Дать такое образование может только высокопрофессиональный и образованный педагог, считает Надежда Болтенко, – чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому, способный передать качественные знания и достойную базу для дальнейшего развития человека. Также Надежда Болтенко обратилась к главе города с предложением разработать городскую программу по оздоровлению работников образовательной сферы. По ее словам, работа в школах и детских садах требует колоссальной самоотдачи, что не может не сказываться на физическом и психологическом состоянии учителей. И такие меры – для сохранения здоровья новосибирских педагогов – в городе будут приняты, подтвердил мэр Владимир Городецкий.
С самолета в школу – это неправильно
Перед началом учебного года у родителей обычно появляется множество проблем, связанных со здоровьем ребенка. Большинства из них можно избежать, если выполнить ряд несложных рекомендаций специалистов. Советы дает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, лауреат премии президента РФ, доктор биологических наук Марьяна Безруких – на страницах газеты «Известия» от 27 августа в статье «День знаний о ребенке».
По словам специалиста, абсолютно здоровых ребят, то есть не имеющих никаких расстройств и нарушений, сегодня в России не больше трети. Еще одна треть – дети с функциональными отклонениями и примерно столько же имеют хронические заболевания. А оставшиеся 10% – это дети с тяжелыми отклонениями и нарушениями в развитии. В какую из этих групп попадет ваш ребенок, во многом зависит именно от вас.
За считанные дни до 1 сентября в российских аэропортах приземлялись сотни самолетов, с трапов которых в сопровождении пап и мам весело сбегали загорелые детишки. Казалось бы, молодцы: отдохнули на морях, в жарких странах, набрались сил, можно и за учебу. Однако, оказывается, с этим будут большие проблемы: только что вернувшиеся домой детки по-летнему несобранны, «расхристаны», абсолютно неподготовлены к школьному режиму, а времени, чтобы это сделать, уже нет. «Такого ребенка за оставшиеся до учебы дни уже не «собрать», – предупреждает профессор Безруких. – Он должен был войти в нужный режим минимум за две недели до начала учебного года. Иначе очень трудно перестроиться, особенно тем, кто впервые идет в школу».
Для первоклашки начало учебы – сложный период, требующий психологического и физиологического напряжения. Чтобы с этим справиться, нужны силы, и немалые. Никакими уговорами, требованиями и приказами здесь ничего не изменишь. Если ребенок вчера вернулся с родителями из отпуска, а завтра ему в первый класс, он не может внутренне собраться и подготовиться. У малыша еще не сформированы механизмы регуляции, и он сам справиться со всем этим не в состоянии. Что делать? «Прежде всего не стоит давить на ребенка, дергать и упрекать его, – советует родителям Марьяна Безруких. – Проявите терпение и понимание, не создавайте перед началом учебного года нервозную обстановку. День знаний нужно встретить спокойно, с улыбкой, понимая, что впереди у вас и вашего ребенка еще много проблем, но все они преодолимы».
Впрочем, настроение можно изменить довольно быстро, а вот здоровье за два-три дня не поправишь. Особенно если ваш ребенок провел жаркое, засушливое лето в мегаполисе, вдыхая смог и дым от лесных пожаров. Безруких не сомневается: у детей, которые оставались в городах во время сильного задымления, процесс адаптации к школе будет осложнен. Следует строго следить за соблюдением режима. Питание должно быть полноценным и рациональным. Тем более что на дворе сентябрь – самое время есть побольше свежих овощей и фруктов. Чтобы вывести из организма накопившиеся шлаки, ребятам нужно больше пить. А вот медики должны разработать специальные меры по детоксикации детей, находившихся в задымленной местности, считает Марьяна Безруких.
А знаете ли вы, что 40% российских подростков страдают остеохондропатией (то есть имеют проблемы с позвоночником), а 60% – плоскостопием? Так что следите за тем, как ваш ребенок делает уроки и в чем он ходит. Например, стул для занятий не должен вращаться, а его спинка должна быть расположена под прямым углом, поясняет врач-ортопед детской городской поликлиники № 149 г. Москвы Валентина Квитко. Устные уроки желательно делать лежа на животе, опираясь на локти или валик. В этой позе позвоночник разгружается, а ребенок одновременно и отдыхает, и учится. И если уж вы купили вашему отпрыску модный школьный рюкзак (лучше, конечно, с двумя наплечными лямками), приглядывайте за тем, чтобы он не нагружал его сверх меры. Иначе у него быстро испортится осанка: ведь кости у детей подвижные, довольно мягкие, легко гнутся и деформируются. В итоге – остеохондропатия, а с годами и остеохондроз.
«Добрая половина школьников сегодня имеет глазные патологии, в основном близорукость (порядка 70%), дальнозоркость и астигматизм», – говорит врач-офтальмолог Морозовской детской городской клинической больницы Екатерина Кудрявцева. Причины такой ситуации хорошо известны: мониторы телевизоров и компьютеров портят глаза наших детей. По медицинским нормам ученик начальных классов не должен смотреть телевизор больше 30-40 минут в день, причем с перерывом. Но семьи, где соблюдается такой режим, в явном меньшинстве. Влияет на здоровье и отсутствие нормального света. В комнате для уроков помимо верхней лампы не менее 100 ватт должна быть и лампа настольная. Но пользоваться одной этой лампой чрезвычайно вредно: отсутствие верхнего освещения резко увеличивает контрастность, особенно при работе с черно-белым текстом. Результат – близорукость. Что надо делать, чтобы ее избежать? Есть достаточно белков (рыбу, мясо, яйца, творог). А еще - меньше болеть и больше бегать, прыгать, двигаться, особенно на свежем воздухе. Для тренировки глазных мышц хороши теннис, бадминтон, бильярд, плавание. Занятия же теми видами спорта, где травмы головы – не редкость (бокс, хоккей, горные лыжи), могут обернуться бедой. Зато полезны танцы: они выправляют осанку, а это тоже влияет на зрение. «Ребенок должен обязательно чередовать уроки с активными движениями, – говорит Екатерина Кудрявцева. – Не зря в сегодняшних школах уже практически не запрещают детям бегать на переменах: все давно поняли, что им это нужно не только для развлечения, но и для здоровья».
Семья и школа: кто воспитывает ребенка?
На прошлой неделе были обнародованы результаты социологического опроса, в ходе которого россиян спросили, какие самые важные качества можно воспитать у ребенка в семье. Как выяснилось, респонденты ценят в детях не живость ума и непосредственность, а трудолюбие и хорошие манеры. Подробности – в статье «Дела семейные», опубликованной в газете «Новые Известия» от 6 сентября.
Социологи из компании «Башкирова и партнеры» составили список качеств, которые не может дать ни один учитель. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (так считают 81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% респондентов считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% россиян полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоит послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%). Результаты опроса отражают своего рода иерархию ценностей россиян, говорят социологи. «Фактически опрос говорит о том, что родители считают важным для их детей в будущем, – рассказала руководитель проектов отдела социально-политических исследований компании Светлана Романенко. – По мнению мам и пап, трудолюбие и чувство ответственности – важнейший залог успеха. При этом на первом месте это качество оказалось не потому, что современные дети как-то особенно ленивы».
Эксперты убеждены: родители стараются воспитать в детях то, чего не хватает им самим. С этой точки зрения первые пункты списка весьма показательны. Так, по данным одного из опросов, проведенного в Институте социологии РАН, наши сограждане видят себя не только гостеприимными (83% респондентов) и смелыми (76%), но также ленивыми (60%), расхлябанными (60%), необязательными (53%) и неряшливыми (43%). «Результаты опроса отражают ряд культурологических особенностей менталитета россиян, – пояснил доктор педагогических наук, профессор, председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы-2010» Константин Ушаков. – Например, такое качество, как независимость, находится ближе к концу списка. Существует понятие «локус контроля». Для России он невысок: большинство наших сограждан не считают себя хозяевами судьбы, они уверены, что от них в стране зависит немногое».
Социологи отмечают, что в последние годы родители все чаще стараются переложить воспитательные функции полностью на педагогов. Однако времена, когда учителя могли быть авторитетнее мам и пап, давно прошли, если только речь не идет об обучении в интернате. «Школа не может составлять конкуренцию семье, это не самый авторитетный институт сегодня. Семья – хорошая или плохая – все равно имеет огромное влияние на ребенка. На втором месте – СМИ, на третьем – среда, и только потом следуют образовательные учреждения, – рассказал Константин Ушаков. – В этом отношении педагог неконкурентоспособен, поскольку начинает работать с детьми шести-семи лет, а к этому возрасту многие вещи уже накрепко засели у ребенка в голове. Конечно, учитель может подхватить позитивные тенденции и развить их, но воспитать в ребенке что-то с нуля или вопреки семье в большинстве случаев нереально».