Учителя должны уметь оказывать первую медицинскую помощь
Мы решили задать старшеклассникам вопрос, который звучал коротко: «Что бы вы хотели изменить в школе?» Ответы получились самыми разными, хотя отвечали ученики одной и той же школы, произвольно выбранной для опроса. Старшеклассники школы №14 Великого Новгорода, прежде чем сообщить свое мнение, обсудили наш вопрос со своими друзьями из разных учебных заведений города.
Женя Морозова, 11-й класс:
«В школе нужно больше устраивать дебатов. Я на своем опыте это говорю – дебаты всегда очень интересны. Только к ним не надо заранее готовиться или делать так, что выходит избранный, а именно для всех в обычном школьном процессе постоянно это использовать. И пусть еще будет больше игр с интересными вопросами. В начальной школе таких игр было много, а теперь учителя думают, что мы уже взрослые, а на самом деле нам такие формы урока тоже необходимы.
Это важно, я считаю, потому что из-за ЕГЭ получается так, что мы учим только те предметы, которые надо сдавать в будущем. А кругозор уменьшается. И очевидно, что это плохо. А дебаты и игры для расширения кругозора можно применять на любом предмете. У нас еще была игра на тему «избирательное право». Вроде бы избирательное право – о чем тут спорить? А очень интересный разговор получился! Это к тому же развивает речь и умение показать себя. Потому что очень многие ребята стесняются отвечать при всех, а на такой игре даже самые скромные дети выходили и могли сообщить свою точку зрения. Это очень важно в жизни. Только на таких уроках оценки лучше ставить не надо. Единственная цель учителя на таких уроках, мне кажется, должна быть регулирование. Чтобы дети научные знания демонстрировали, а не съезжали на личности. Оценки ставить нужно на других уроках.
Во всех школах, мне кажется, есть проблема со столовыми. Это мечта всех школьников, чтобы в наших столовых, как в Европе, было самообслуживание. Конечно, потом, наверное, весело будет вспоминать, как мы стояли в очередях, но сейчас это нерадостно.
Насчет школьной формы. Мы за деловой стиль одежды, но не одинаковый.
Проблема медиков очень большая в школах. Знаю примеры, когда девочки в выпускных классах из-за волнения падали в обморок, и каждый раз почему-то медика в школе не оказывалось. Приходилось вызывать «скорую помощь». Я считаю, что учителя обязательно должны уметь оказывать первую медицинскую помощь минимальную. И в школах большая проблема найти аптечку. Если только в кабинетах химии или физики. Да и лекарства в них могут быть просроченными, к сожалению. Эту проблему нужно решать».
Дарья Лапухова, 10-й класс:
«Я считаю, что было бы лучше, если бы некоторые учителя проявляли больше внимания к детям. Бывают такие ситуации, когда дети не понимают что-то, но в классе есть более сильные ученики, и учитель ориентируется на них, продолжая объяснять материал дальше. И, хотя дети все еще не понимают предыдущий материал, учитель уже переходит к новому. Я считаю, учителя должны спрашивать, кто не понял и пытаться помочь таким ученикам, чтобы они освоили данный раздел».
Алина Угоренкова, 10-й класс:
«Было бы неплохо обустроить пришкольную территорию, сделать мини-сквер, поставить скамейки, чтобы можно было весной или осенью выйти погулять, расслабиться на больших переменах, подышать воздухом. Если нужно будет ухаживать за этим мини-сквером, мы были бы на это согласны, устроили бы дежурство. А еще большинство из моих друзей за пятидневную неделю, чтобы в субботу не учиться, потому что тяжеловато. Еще чтобы не было разделения на профильные классы. Нет, если кому-то надо, то пусть будут для них профили, но ведь многие даже в десятом классе еще не определились с будущей профессией. ГИА и ЕГЭ нужно перенести на начало мая. Напряжение растет к концу учебного года. А вот если бы в начале мая сдать экзамены, а потом продолжить учиться – было бы здорово».
Кристина Трофимова, 11-й класс:
«Хотелось бы, чтобы в школьных коридорах были диваны, кресла. Стоять все время на переменках не очень удобно. Хочется, чтобы учителя помнили, что они приходят в школу ради детей, а не наоборот, и что у учителей не должно быть любимчиков, они ко всем должны относиться одинаково. Хорошо бы для досуга учеников сделать различные спортивные секции – не только обычный волейбол и баскетбол, но и теннис малый и большой, гимнастику. Нужно давать побольше времени на перемены и на обед минут 40. Нужны уютные столовые.
Нужны другие учебники. Вообще у нас, мы заметили, каждый год есть какой-то конкретный неудачный учебник. В этом году обществознание. В прошлые годы были неудачные учебники по истории и алгебре. По истории и обществознанию учебники написаны очень сложным языком, недоступным для детей. А по алгебре в учебнике мало образцов с решениями после изучения новых тем».
Анна Козлова, 10-й класс:
«Школам в материальном плане не хватает того, что нужно для творчества. Например, если технически оснастить школу, в ней могли бы открыться хорошие кружки по моделированию. Если говорить об учебной программе, то ученикам не хватает, чтобы к нам приходили другие люди, которые могут больше рассказать о предмете. Например, по истории это могут быть сотрудники музеев, по математике – профессора университетов, по литературе – известные писатели. То есть такие гости, которые могли бы по-новому осветить то, что о чем говорит учитель.
Нужно проводить ГИА и ЕГЭ в своей школе. Чужая школа – дополнительный стресс, и результаты получаются хуже».
Дети тем и отличаются от взрослых, что понятия не имеют о рамках и ограничениях. В опубликованном опросе подростки говорили о школе, какой им хотелось бы ее видеть, а взрослые отвечают, что многое изменить нельзя, есть федеральный регламент. И все-таки, возможны ли перемены? Разве не говорим мы на всех уровнях: то, что делается в школе, делается ради детей?! Детям не важно, откуда возьмутся деньги на кружки авиамоделирования и большого тенниса, огромные спортзалы и уютные кафе вместо столовых с очередями. Они хотят видеть все это в каждой школе, и они правы. Сейчас, на фоне все еще недостаточно высоких учительских зарплат, нехватки денег в муниципальных бюджетах даже на самые необходимые ремонты школ, такие мечты кажутся роскошью. Придет ли время, когда детские фантазии станут реальностью?
«Учительская газета» (сетевое издание), «Чего хотят дети от школы», 8 июля 2013
Ассоциация педагогов как консультант при органах власти
Общественные ассоциации учителей действуют не только на федеральном уровне, но и в регионах. В Москве за последние два года были созданы ассоциации учителей основных школьных предметов, а недавно – еще и единая ассоциация педагогов. О том, чем занимаются учителя, объединившись в ассоциации, в интервью «Вестнику образования» рассказала учитель английского и французского языков школы №19 Екатерина Морозова, возглавляющая одновременно Ассоциацию учителей иностранных языков города Москвы Единую независимую ассоциацию педагогов города Москвы.
– Екатерина Павловна, начнем с Ассоциации учителей иностранных языков. Как она создавалась? Кто был инициатором?
– Предметные ассоциации педагогов появились в Москве в 2011 году – есть ассоциации словесников, математиков, библиотекарей и другие. Инициатива их создания исходила от департамента образования города Москвы и Московского института открытого образования. Ассоциация учителей иностранных языков начала работать в сентябре 2011 года.
К работе по созданию ассоциации были привлечены активные школы, которые хорошо себя зарекомендовали в преподавании иностранных языков. Школа № 19 имени В.Г. Белинского – одна из них: она является ресурсным центром по иностранным языкам, сотрудничает с Кафедрой иностранных языков МИОО, проводит мастер¬-классы для учителей других школ, принимала участие в проекте Британского совета Connecting Classrooms, объединяющего школьников из разных стран.
– Зачем, на ваш взгляд, нужны учительские ассоциации на уровне города? И какие задачи решает Ассоциация учителей иностранных языков?
– Ассоциации учителей – это и есть профессиональное сообщество. Учителя сегодня зачастую теряются в обилии методик и литературы, у многих из них ограничены или вообще отсутствуют возможности профессионального общения за рамками своей школы. А это общение очень важно: есть потребность обсудить проблемы, которые возникают на работе, узнать, как работают учителя тех же предметов в других школах.
Мы работаем на общественных началах. Проводим конференции, конкурсы, мастер-¬классы. Участники наших мероприятий не только учителя, но и дети. Например, в апреле состоялся театральный конкурс – 20 площадок по Москве, более 100 детских театральных коллективов, выступавших на четырех языках, итоги подводились в Доме учителя, где победители еще раз показывали свои спектакли. У ассоциации налажены отношения с университетами, с издательствами, мы организуем встречи с известными методистами, авторами учебников – как российскими, так и зарубежными.
Ещё одна функция – оценка деятельности и конкретных работ учителей, которые участвуют в профессиональных конкурсах. Например, недавно наши эксперты оценивали портфолио участников московского этапа конкурса «Учитель года» и претендентов на получение грантов нацпроекта «Образование». Чтобы претендовать на грант, учитель должен иметь заключение общественной организации педагогов.
Ассоциация может выполнять функцию коллективного консультанта при органах власти. Мы знаем проблемы учителей иностранных языков, готовы предлагать варианты их решения.
– В Москве проходит реформа методической службы. Какая роль в этих условиях отводится предметным ассоциациям?
– Методические центры, за исключением Городского методического центра, постепенно закрываются – должность предметного методиста в Москве становится анахронизмом. И с теми вопросами, с которыми учителя раньше шли к методистам, – от введения ФГОС до нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», – они могут обращаться к нам. Мы готовы на них ответить.
Сегодня вопрос методической поддержки и вообще сопровождения учителя должен рассматриваться иначе. Учитель может взять методическую информацию где угодно, методист уже не является для него единственным источником. Поэтому методическая служба как таковая уходит в прошлое – один-два предметных методиста на административный округ уже не могут выполнять те функции, что в прежние времена. Но учителям по-прежнему нужна содержательная поддержка и главное – живое общение друг с другом: я работаю так, а как работаешь ты? Таким образом, создается новый формат взаимоотношений в профессиональном сообществе. Роль организатора этих взаимоотношений берут на себя такие ассоциации, как наша.
Но перспективы развития ассоциаций, очевидно, будут связаны не только с обменом опытом и методической поддержкой, но и с самыми разными аспектами жизни учителя в школе – например, вопросами трудовых отношений. Учитель ведь не может, да и зачастую не хочет по всем вопросам обращаться в администрацию своей школы, и ему интересно, что делает учитель того же предмета в другой школе, что от него требует администрация.
– Теперь несколько слов о Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Что это за организация? Как она была создана?
– На московском августовском педагогическом форуме 2012 года, который проходил в Доме учителя, обсуждался вопрос о дальнейшем развитии педагогических ассоциаций. В Москве есть 20 предметных ассоциаций, одни работают более активно, другие – менее, и нужна организация, которая бы всех их объединила. Все участники форума поддержали идею создания такой организации, в ноябре был принят ее устав, зарегистрировано юридическое лицо, в Координационный совет Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы (ЕНАП) вошли председатели всех предметных ассоциаций.
– О каких результатах работы ЕНАП можно говорить уже сегодня? Что планируется на перспективу?
– Фактически мы только приступили к работе, поэтому подводить итоги рано. Могу сказать, что от имени учителей Москвы ЕНАП вносила свои предложения в проект закона «Об образовании города Москвы», в проект московского стандарта педагогической деятельности.
Одним из мероприятий, которое было организовано ЕНАП, стал «Фестиваль методических чтений», который прошел в Москве 15–16 марта. В нем приняли участие около 500 человек, члены всех предметных ассоциаций, особенно активны были ассоциации словесников, учителей начальных классов, информатики, иностранных языков, географии, причем к нам приехали учителя не только из Москвы, но и из других годов (Казань, Санкт-Петербург, Рыбинск).
– Зачем все-таки нужна единая ассоциация, если есть предметные ассоциации учителей?
– У педагогического сообщества Москвы должно быть сформировано единое, коллективное видение проблем, которые стоят перед столичным образованием, а оно всегда более грамотное, чем личное, индивидуальное. Так что если ассоциации, объединяющей всех учителей Москвы, удастся сформировать такое коллективное видение, то департамент образования города Москвы, которому необходима экспертная оценка по тем или иным вопросам, может обращаться не только к научному сообществу – педагогическим вузам или МИОО, но и через ЕНАП – к учителям-практикам.
«Вестник образования», «Коллективное мнение всегда более грамотное», 28 июня 2013