Померяемся IQ?
В научном мире шок: у трехлетней американки из штата Теннесси Селены Яник интеллектуальный показатель IQ составил целых 135 баллов – больше, чем у президента США Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.
Получается, маленькая девочка умнее их и большинства взрослых? Тот же самый IQ у ученых в среднем составляет около 125 баллов, а у простых офисных клерков 100-105 баллов. Напрашивается вопрос: не врет ли IQ? И вообще, можно ли объективно помериться интеллектом и достоверно выяснить, кто умнее? Об этом корреспондент «РГ» беседует с профессором Московского городского психолого-педагогического университета Викторией Юркевич.
Виктория Соломоновна, можем ли мы сравнить силу интеллекта двух людей, как если бы мы сравнивали их физическую силу в перетягивании каната или в армрестлинге?
Виктория Юркевич: Прибора для измерения интеллекта или одаренности в природе не существует. Даже если дать людям одинаковые тесты на интеллект, сравнивать их результаты будет некорректно. У каждого мозг работает по-разному, он сориентирован в большей степени на ту или иную область деятельности.
Как выяснить, кто умнее: знаменитый физик или легендарный скрипач? Каждый в своей области велик и бесподобен. Но единых критериев, по которым можно было бы сопоставить их умственное развитие, не существует.
А как же тест на IQ?
Виктория Юркевич: Он выявляет только интеллектуальные способности в сфере именно общего интеллекта, то есть способности делать логические выводы, структурировать информацию. Известно, что самый высокий показатель IQ обычно бывает у физиков-теоретиков. Они постоянно просчитывают сложнейшие умозрительные модели, этот тип мышления отлажен, и с этими тестами им справиться проще. А вот, допустим, художники сравнимых баллов обычно не набирают. Но разве мы можем сказать, что Айвазовский глупее Ландау? Нет, конечно. У них просто разные типы интеллекта. Художественно одаренный человек обычно на тестах IQ показывает себя существенно хуже, чем математики или технари. Но никакого вывода из этого делать нельзя.
Как быть с юной американкой, в три года обставившей взрослых солидных мужчин?
Виктория Юркевич: Показатель IQ – это соотношение умственной зрелости человека и его биологического возраста. Изначально он был придуман для отбора учеников школ, которые в состоянии освоить программу. Тогда исследователи с помощью детских психологов и учителей сформировали набор знаний и навыков, которые должны быть у ребенка в определенном возрасте. Если умеешь все, что в твои годы положено и ничего больше, у тебя IQ ровно 100. Сотня – это норма. Освоил что-то дополнительное – держи свои 105, 120 или даже 140 баллов. Не успел или не смог вовремя чему-то научиться – получишь 95, 92, 87 баллов. И так далее.
Кстати говоря, IQ меньше 90 – это уже признак задержки развития. Если вернуться к девочке и Обаме, то тут само сравнение некорректно. Возможно, что девочка умеет делать вещи, о которых ее ровесники не имеют никакого представления. По сравнению с другими трехлетними детьми она является развитой не по годам. Но если сопоставить ее с любым взрослым человеком, а особенно с таким интеллектуалом, как нынешний президент США, она все равно будет просто маленьким ребенком. Их баллы IQ измерены по разным шкалам. Это несравнимые величины.
Если индекс IQ не дает возможности сравнить силу интеллекта, почему же он так популярен, в том числе у психологов?
Виктория Юркевич: Тут ситуация намного сложнее. Существует шесть основных типов интеллекта. Во-первых, интеллектуальный или логический – это способность понимать, осмыслять и сопоставлять. Второй – академический, он подразумевает хорошее усвоение готовых знаний. Социальный – его обладатели легко понимают настроение и интересы людей, могут увлечь их за собой. Еще есть художественный интеллект, он подразумевает способность оперировать образами, создавать их, понимать чужие метафоры и иносказания, практический – о таких людях обычно говорят «золотые руки», они могут собрать, сделать, починить или сконструировать все, что угодно, и, наконец, сенсомоторный – это умение управлять своим телом. Каждый человек владеет всеми видами интеллекта. Но какой-то будет доминантен, другие выражены, а где-то могут быть и провалы. Именно из-за того, что у физика и художника работают разные виды интеллекта, сравнивать их между собой очень трудно. Вот математика и, допустим, биолога еще куда ни шло, у них склад ума хотя бы приблизительно схожий.
Но каким бы ни было дарование у человека, он не сможет его реализовать без логического интеллекта. Художник не оценит красоту пейзажа или модели, актер не поймет режиссерского замысла и не сообразит, как ему сыграть ту или иную сцену. Спортсмен не рассчитает сил и свалится от усталости на середине дистанции.
Индекс IQ измеряет именно логический интеллект. У тех, кто преуспевает в науке, его значение, скорее всего, будет, условно говоря, больше 130 баллов. Актеру или спортсмену для успеха в своей профессии будет достаточно более скромного уровня в 110 баллов. Это не свидетельствует о том, что они менее умные, просто их талант раскрывается через другие механизмы, которые в этом тесте учесть не получается. А вот когда IQ меньше 90 баллов, можно говорить о задержке умственного развития. С таким интеллектом преуспеть в чем-либо крайне трудно. Хотя исключения существуют.
Получается, индекс IQ особо ничего не значит. Зачем тогда его продолжают использовать?
Виктория Юркевич: Сам по себе индекс IQ не позволяет сказать, кто умный, а кто глупый. А вот в школе для выявления умственно одаренных детей он очень полезен. Тем, кому дан тот или иной вид таланта, нужен другой тип обучения, другие формы педагогической и психологической поддержки, иначе их высокие способности будут не развиваться, а самое главное, они не смогут реализоваться в дальнейшем. Как обычно получается? Приходит в школу одаренный ребенок. Первые несколько лет без напряжения получает свои пятерки, расслабляется. Чтобы развивать интеллектуальные и волевые качества, ученику обязательно нужен вызов, перед ним должны стоять трудные и интересные задачи. Нет таких? Пиши пропало. После такого обучения у девяти из десяти перспективных мальчиков и девочек остаются только следы былой одаренности.
В нашем университете проводился очень объемный мониторинг одаренности. Участвовали 63 школы, тысячи детей, сотни учителей. Оказалось, что, во-первых, интеллектуально одаренные дети есть практически в каждой школе, а во-вторых, значительная часть учителей не отличают интеллектуально одаренных детей от хорошо обучаемых. И никак не помогают развитию интеллектуальных талантов.
В результате мы теряем людей, которые в будущем могли бы составить инновационный ресурс общества. Но даже не это главное. Нереализовавшийся бывший одаренный ребенок, у которого, по известному выражению, «все его будущее в прошлом», – это всегда несчастный человек. Амбиции никуда не делись, а возможности уже упущены.
Сейчас есть самые разные способы выявления одаренности человека. Тест на IQ – один из самых технологичных. Можно быстро и без специальных затрат обследовать сразу многих. Но к результатам этих тестов надо относиться очень осторожно.
В чем опасность?
Виктория Юркевич: Есть норма, есть нижняя граница нормы и есть верхние пять процентов результатов – это наиболее одаренные школьники. Мы немного по-другому меряем, но, для сведения, IQ 127 и выше свидетельствует о серьезных способностях ребенка, больше 140 – это уже яркая одаренность. Но всерьез рассматривать можно только высокие результаты. То есть если школьник сделал работу на высокие баллы, это прямо свидетельствует о его одаренности. А если итог получился весьма посредственным или даже пугающе низким, допустим 80-90 баллов, то иногда это вообще ничего не значит. Ребенок мог плохо себя чувствовать, быть чем-то расстроенным, нервничать – есть целое множество причин, по которым в этот конкретный день именно с этим заданием он справился плохо. Только после специальной диагностики специалисты могут назвать истинную причину таких результатов.
Специалисты при подборе соискателя на вакансию проводят целую батарею тестов, чтобы понять, подходит этот человек для той или иной работы или нет. Они смотрят его с разных сторон, проверяют все аспекты и виды интеллекта, его интересы и мотивацию, только после этого выносят решение. И хотя абсолютную гарантию никто дать не может, но в подавляющем большинстве случаев их рекомендации оправдываются.
Даже при отборе одаренных школьников тест на IQ всего лишь один из серии показателей. Интересы ребенка, его мотивация, школьные и внешкольные достижения – только все это в комплексе может показать профессионалу истинный уровень того или иного ребенка.
– Если школьнику слишком легко учиться и он не сталкивается с трудностями и с легкостью щелкает все задания педагога, это чрезвычайно плохо для его развития, – предупреждает Виктория Юркевич. – Ребенок привыкает все схватывать на лету и не напрягаться. А зачем, если он и расслабленный вполне успешен? В результате в нужной мере не развиваются ни способности, ни личность ребенка. Мы всегда считаем, что каждый одаренный ребенок в будущем добьется очень многого. Но для этого ему, кроме способностей, будут нужны еще и многие другие качества: самодисциплина, умение ставить перед собой главные и промежуточные цели. Этому очень легко научиться в школьном возрасте. После – уже с трудом. Одаренные дети, которые легко щелкают школьную программу, этих навыков оказываются лишены. И в результате их талант оказывается нереализованным. Иметь талант и никак его не использовать – это всегда очень грустно. Поэтому одаренных детей надо обязательно выявлять и пестовать.
«Российская газета», «Умнее Эйнштейна?», 30 июля 2013 г.
Шаг назад, два шага вперед
Подавляющее большинство нынешних выпускников школ и студентов имеют серьезные проблемы со здоровьем. Массовое злоупотребление спиртным, курение, отсутствие занятий спортом привело к тому, что такие проблемы, как гипертония, депрессия, дефицит веса, сегодня можно назвать болезнями молодых.
«МК» встретился с Нафисой Гадельшиной, руководителем медицинского центра эндоэкологии, который создан при Российском новом университете именно с целью укрепления здоровья студентов вуза. Все абитуриенты, поступающие в РосНОУ, должны в обязательном порядке пройти амбулаторные исследования, определяющие их физическое состояние.
– Нафиса Григорьевна, как вы оцениваете здоровье нынешней молодежи?
– Дети изначально слабые. Вдобавок они испытывают эмоциональное напряжение, когда начинается новая вузовская жизнь, особенно если приезжают в другой город. И физические стрессы тоже наваливаются – ведь родителей рядом нет. Меняется рацион питания, режим дня, у подавляющего большинства появляются вредные привычки. Мы обследовали сердца своих абитуриентов – выпускников школ – и первокурсников. Здоровых практически нет. У всех обнаружили какие-либо проблемы и в связи с этим назначили восстановительный курс лечения. Но пока из 340 человек пришли только двое.
– Может, стоит их немного напугать?
– Молодые люди уверены в том, что они полностью здоровы. Да и менталитет у нашего народа такой, что «пока жареный петух не клюнет…». А ведь о здоровье нужно начинать заботиться тогда, когда оно еще есть. Впрочем, сказать этого о нашей молодежи уже нельзя.
– В прошлом дела обстояли лучше?
– По сравнению с недавним прошлым практически ничего не изменилось. Посмотрим отчет 2008 года. Мы исследовали 277 человек от 15 до 20 лет. Курят – 34%, 21% из них ежедневно. Употребляют алкоголь – 83%. Не занимаются спортом вообще никогда – 92%. Сами студенты отметили снижение своей работоспособности на 34%. Также мы проводили тест тревоги и депрессии по Беку. В нем есть вопросы о суициде. Опрос выявил десять человек с суицидальными мыслями, а им так мало лет! Преподаватели дали нам телефоны родителей, и мы их обзвонили. Однако в итоге из десятерых родителей пришли только двое.
– На что обычно жалуются молодые люди?
– Жалуются на подавленное состояние. Наличие депрессии было обнаружено у 32% девушек-первокурсниц и у 30% молодых людей. Тяжелая степень депрессии была обнаружена у 7%. Также мы проводим исследование, определяющее биологический возраст. Когда разница между биологическим и календарным возрастом оказывается больше пяти лет – это значит, что у человека ускоренный тип старения. По показателям, 30% детей имеют именно такой тип. Самым «старым» оказался молодой человек в возрасте 15 лет, его биологический возраст оказался равен 37.
Нарушения артериального давления обнаружено у 49%. У девушек в основном пониженное, у юношей повышенное – 45%. А гипертонию у мальчиков можно ставить в 39% случаев.
– А что по поводу веса?
– Дефицит массы тела наблюдается у 28% девочек. Вообще хочу всех предупредить: сильная худоба негативно влияет на организм девушки, ей будет сложно нормально родить ребенка – плод должен из чего-то строиться! А если мать при росте 170 см весит 47 кг, новый организм просто не сможет развиваться. Это «заслуга» телевидения, где пропагандируются бесконечные диеты и стереотип внешности.
– Многие молодые люди сейчас не едят мяса...
– Я ничего не имею против вегетарианства, но оно должно быть правильным. Человек должен пить молоко, есть сыры – организму нужен белок. Нужно к этому подходить с умом. Некоторые вообще «ударяются в голодуху», а что за этим следует? Язва желудка. Крайностей быть не должно. Если захотелось чего-то, то нужно это съесть, но в умеренных количествах.
– Что можно сделать, чтобы молодые люди стали бережней относиться к своему здоровью?
– Нужно сделать шаг назад для того, чтобы прорваться вперед. Надо вспомнить советскую медицину и диспансеризацию, которую загубили на корню, вернуть производственные зарядки. Но в основном это дело родителей. Если они будут внушать ребенку то, что о своем здоровье нужно заботиться, то это останется с ним на всю жизнь.
«Московский комсомолец», «Здоровых студентов нет», 13 августа 2013 г.