Сфера образования должна работать как супермаркет
«Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром!» – Павел Лукша, профессор практики,
евангелист форсайта, визионер из Сколково, выступает перед потенциальными демиургами нового технологического уклада, расположившимися на верхней палубе лайнера «Владимир Маяковский».
Павел вещает о кризисе цивилизации. Технические и социальные системы стали слишком сложными для привычных нам схем управления и мышления. Мы не контролируем развитие техносреды, в которой живем, развитие технологий намного опережает развитие нашей культуры взаимодействия с ними.
– Рим погубили не варвары, а потеря способности воспроизводить ту целостность, которой являлась империя. Сегодня западный мир тоже теряет контроль над процессами, которые запустил. А в России государство не просто все больше теряет способность управлять происходящим, но даже не способно это воспринять. В быстро меняющемся мире люди теряют долгосрочный горизонт, а общественные институты все менее способны планировать растянутые во времени действия.
Форсайт по-русски. Foresight, «взгляд в будущее» – западная социальная технология, позволяющая группе экспертов выявить доминирующие в той или иной области тренды, договориться о приоритетах и сформировать общее видение, общую «дорожную карту» будущего развития. Павел Лукша и Дмитрий Песков из АСИ разработали собственный вариант этой практики – Rapid-Foresight и успешно его применяют: говорят, результаты прошлых форсайтов стали основой программы Минобрнауки по борьбе с плагиатом и разрабатываемой сейчас Национальной системы компетенций и квалификаций.
Форсайт по-русски отличают две ключевые особенности: вместо года процедура занимает несколько дней, вместо однородной группы экспертов-аналитиков в нее вовлекаются самые разные люди – от влиятельных чиновников до заинтересованных предпринимателей, оплативших немалый вступительный взнос. Если и есть что-то, объединяющее участников, так это их активная позиция, желание сделать мир лучше.
– Тирания экспертов разрушает процесс, они слишком держатся за настоящее, за свои позиции, – объясняет Павел Лукша. – Нам нужнее небезразличные дилетанты. Наша цель связана не столько с предвидением грядущего, сколько с его программированием – мы хотим создать сообщество за пределами корабля, которое изменит мир, руководствуясь общим планом. У нас нет знающих людей, которые объяснят всем, что будет, зато есть люди, которые вместе учатся отвечать на вызовы, вместе строят будущее.
Что станет с образованием. «К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования, они будут заменены чем-то другим», – пророчит Павел Лукша на вводной лекции о будущем образования.
Профессор практики объясняет, что перемены в образовании прежде всего связаны с приходом в эту сферу Интернета и виртуальной реальности. Сейчас важнейшим фактором «цифровой глобализации» образования стали бесплатные многопользовательские онлайн-курсы, такие как Coursera, созданная в Стэнфорде, или edX, разрабатываемые в Гарварде, Беркли и MIT. Coursera анонсирует скорый перевод многих курсов на русский, но наши студенты уже сейчас составляют вторую по численности после англоязычной аудиторию Coursera.
– Эти курсы по качеству содержания уже превосходят то, что может предложить большинство национальных университетов. Отдельные курсы начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки от получения базовых знаний до специализации, их дополняют системой найма, получая эффективный механизм отбора студентов со всего мира. edX уже продекларировали, что собираются стать «университетом миллиардов». В ближайшие годы онлайн-курсы станут реальными конкурентами для вузов внутри стран – настанет время «образовательного империализма». Кстати, на него возможен ответ в виде образовательного суверенитета – попытки закрыться, сохранив национальную специфику.
Мы будем учиться, играя в виртуальных мирах (это называется edutainment, или геймификация), а потом нашим главным наставником станет искусственный интеллект, невидимый мудрец-всезнайка, который будет сопровождать нас всю жизнь. В 2030-х можно будет окончательно укладываться в ячейки матрицы – информация через нейроинтерфейсы будет загружаться напрямую в объединенные нейронетом мозги людей.
– Замминистра нам сказал: а какое отношение все это имеет к образованию? Для них образование – это то, чем занимается Минобр. А для нас образование происходит от зачатия до конца жизни, это сложносочиненная сфера с большим количеством социальных позиций и заказчиков: бизнес, сообщества, государство, семья, сам человек.
Павел напоминает, что сейчас эти субъекты действуют разрозненно: допустим, вуз учит одному, а работодателям нужно совсем другое. Бесполезно пытаться решать эти проблемы при помощи старых схем, ориентированных на советскую экономику (вроде распределения выпускников вузов). Сфера образования должна работать как супермаркет, предлагая нам набор всевозможных образовательных услуг, из которых человек будет собирать собственную образовательно-карьерную траекторию, обучаясь на протяжении всей жизни в своем темпе по индивидуальной программе.
Индивидуализация – самый базовый запрос в образовании с древних времен, просто на его массовое удовлетворение не хватало ресурсов. В эпоху «lego-образования» человек будет собирать себя из предлагаемых ему рынком деталей образовательного конструктора. У каждого будет цифровой профиль, фиксирующий освоенные компетенции и прочие образовательные достижения. Основываясь на нем, фирмы будут инвестировать деньги в продолжение образования особо успешных собирателей себя. Для не попавших на элитную траекторию учеников все-таки оставят массовые школы, которые будут играть роль безопасных «камер хранения» для детей.
Назад из будущего. Вывести нас из транса поручено профессору ВШЭ Исаку Фрумину, он напоминает, что помимо восходящих трендов есть и нисходящие, связанные с работой старых образовательных институтов.
– Мы должны сфокусироваться на изменениях в той системе образования, которая у нас уже есть, а не строить все с нуля. У нас тут прекрасные частные проекты, но подавляющая часть сферы образования – это государственный сектор, и все инновации, которые мы обсуждаем, очень мало этот сектор затрагивают. А что делать с нашими университетами? Что делать с преподавателями научного коммунизма, которые продолжают производить себе подобных? Старая система продолжает производить экономистов, которые цитируют своих руководителей, она воспроизводит сама себя. Что нам делать с этим хвостом?
У нас по-прежнему 45% школ не имеют теплых туалетов. В некоторых из них появились спутниковые тарелки – в них уже начали солить огурцы. Что нам делать с этой неравномерностью развития огромной страны?
Нетворкинг стартаперов. Стартаперы налаживают связи с коллегами, советуются с экспертами – все это зовется у них нетворкинг. Эксперты-менторы помогают стартаперам грамотно ставить цели, учат видеть проекты в рамках более широкой перспективы и с разных точек зрения. Уже после первой игры людям становится понятно, как важно кооперироваться, искать общие точки развития с другими организациями. В результате часто проекты меняются до неузнаваемости. Будущее, которое на самом деле здесь осваивается, – это личное будущее каждого из участников и его проекта.
Среди многих десятков стартапов, с которыми носится тут народ, есть совсем зеленые идеи, родившиеся прямо на теплоходе, а есть и вполне сложившиеся бизнес-проекты, основатели которых ищут возможности для расширения своего дела. Проект «Универсариум» Дмитрия Гужеля должен составить конкуренцию зарубежным многопользовательским онлайн-курсам. Видеолекции для него вроде бы согласились записывать в нескольких лучших университетах страны. 1 сентября на Универсариуме открываются первые курсы – по комбинаторике, химии и экономике.
Владимир Синельников и Наталья Чеботарь создали Edutainme.ru – электронный журнал про будущее образования и меняющие его технологии. Дизайну журнала позавидуют многие маститые федеральные медиа, а уже после нескольких минут, проведенных на сайте, каким-то волшебным образом начинает казаться невозможное: что педагогика – это ультрамодное занятие, предназначенное для продвинутой молодежи.
Ребята из Томского университета готовятся в 2018 году провести в своем городе чемпионат мира по футболу среди антропоморфных роботов – на обычном футбольном поле, рост роботов не менее 150 см. В образовательной программе по робототехнике в рамках подготовки к чемпионату будут участвовать не меньше ста школ только из Томской области.
Конструктор России. Мандроги – туристическая деревня с обязательным для таких мест музеем водки, берестяными сувенирами, матрешками, парадными деревянными избами. Сойдя с теплоходов, мы выбираем генерального конструктора России – человека, который в 2025 году будет отвечать за наше инновационное развитие. Это игра, разумеется. Кандидатам в лидеры нужно рассказать, как они потратят предоставленный им то ли миллион, то ли триллион денег.
Побеждает единственный кандидат, сумевший справиться с задачей и расписать бюджет, чудом вырвав победу из рук прекрасной блондинки, предлагавшей вместо скучных инноваций повысить рождаемость «тем, кто хочет и может».
…Об общем будущем инноваторам придется договариваться со всей Россией, а мы пока даже об общем прошлом не можем договориться (может, кстати, провести форсайт прошлого?).
«Русский репортер», «Колонизация будущего», 29 августа 2013 г.
Чему только не учат…
26 августа 1973 года университет штата Техас включил в свою образовательную программу курс изучения танца живота. Как оказалось, этот американский вуз является далеко не единственным, предлагавшим своим студентам получить высшее образование в столь неординарной сфере.
«РГ» нашла несколько необычных университетских дисциплин в вузах разных стран.
«Дизайн поп-музыки»
Если впереди планеты всей по неординарным учебным дисциплинам США, то в Европе пальма первенства принадлежит Германия. Здесь, в городе Мангейме, есть целое учебное заведение с нехитрым названием Поп-Академия. Здесь учатся специалисты по двум направлениям – певцы, музыканты, композиторы и прочие осваивают дисциплину «дизайн поп-музыки», а продюсеры – «музыкальный бизнес».
Еще дальше пошли в Университете Ливерпуля. Здесь в память о легендарных местных музыкантах открылся курс «Битлз и популярная музыка в обществе», из которого студенты могут узнать о влиянии битломании на современную жизнь.
«Газон-менеджмент»
Научиться управлению лужайками предлагает Государственный университет Мичигана. По окончании курса студент научится превращать обыкновенный газон в изумрудное произведение искусства. Помогут в этом специалисты-лекторы по предметам «наука о сорняках», «стратегия управления вредителями газона» и другим.
«Создание персонажей компьютерных игр»
Еще раз отличилась Германия. В 2000 году в Берлине был открыт вуз вполне в духе своего времени – первая в Европе Академия Игр. Профессорский состав академии готовит вроде бы обычных специалистов – программистов, продюсеров, дизайнеров. Но с абсолютным уклоном в сторону компьютерных игр – они осваивают соответственно «проектирование игр», «производство игр» и «создание игровых персонажей». Для многих такое образование – настоящая мечта, ведь это прекрасная возможность превратить увлечение в призвание.
«Разделывание мясных продуктов»
Все тонкости нарезки мяса можно познать на специальных курсах, открытых в Государственном колледже Восточной Оклахомы. На первый взгляд может показаться – а что, собственно, изучать в нарезке мяса? Но свои аспекты есть при разделывании различных видов мяса. Многое зависит от того, под какие продукты оно готовится. В общем, на два года кропотливого обучения вполне набирается. Не удивительно, что мясоперерабатывающая промышленность выделяет стипендию для студентов.
«Основы игры на волынке»
Истинно шотландский дух царит в помещениях пенсильванского университета Карнеги-Меллона, отданных слушателям курса мастерства игры на волынке. В качестве формы здесь используется килт, талисман школы – шотландский терьер. И хотя выпускников у школы за годы существования не так много, дисциплина постепенно набирает популярность, а слушателям курса даже полагается стипендия.
«Российская газета», «Самые неординарные дисциплины в университетах мира», 26 августа 2013 г.