ОБЗОР ПРЕССЫ № 471

22 ноября 2013
Равнение направо
 
«Гениально!» – обычно говорим мы про какие-то творческие идеи или решения. Конечно, можно так сказать и про работу автомеханика. Но это будет означать, что и она включала в себя элемент творчества. В то же время централизованно мы развиваем в себе и детях лишь то, что умеет пусть умная и хорошая, но машина, а не то, чем отличается человек.
 
Так, например, вся система общего образования направлена на развитие левого полушария головного мозга. Это чтение, письмо, запоминание фактов, дат, имен, формул, логика и анализ.
Развитию же правого полушария не только не посвящены предметы, но и его возможности считаются вредными для ученика.
Например, фантазеры и мечтатели часто оказываются на последних партах, где им не будут мешать учителя. А учителя, в свою очередь, порой выставляют таких учеников из класса, чтобы это «витание в облаках» не мешало им вести урок. Золотые медали получают те, кто чище и правильнее может писать слова, запоминает цифры и понимает буквальное значение того, что ему расскажут на занятиях. Забывая, что переносные значения и образы не менее важны. Что способность понимать метафоры – это, прежде всего, способность понимать чужое воображение.
И даже на, казалось бы, творческих занятиях музыкой или изо обучают технике, а не восприятию в целом. А сочинения по русскому языку и литературе на самом деле не предполагают никакого сочинения. Никто не дает задание «выдумай, как ты провел лето» или «сочини про «Войну и мир». Напротив, пятерки в таких «сочинениях» ставят за правописание и анализ. А выдумка будет лишь снижать балл, и хорошо, если не до кола, поскольку считается, что раз придумал (наплёл!), то и не читал вовсе (выкрутился!).
Правое полушарие отвечает и за веру – не только в Бога, но и за доверие между людьми. Однако о каком доверии можно говорить, если вся школьная программа – это проверка, а честный ответ «не читал» влечет дисциплинарную запись в дневнике, а может быть, и вызов в школу родителей? Кстати, сам дневник и, особенно, подпись родителя, что тот его видел, также делают недоверие нормой. В то время как все отношения в обществе, включая экономические (где кредит произошел от лат. сredere – доверять) и политические, основаны на доверии и напрямую от него зависят. 
Не развиваются в школе и чувства, а также эмоции. Чувствительного и эмоционального человека называют несдержанным. Хотя что может быть более сдерживающим, чем такое чувство, как, например, ответственность.
В то же время интуиция и способность увидеть картину в целом, а не по частям – что возможно лишь вообразительным, а не логическим путем – являются решающими в любом деле. Но эти способности не считаются объективными. О них не пишут в резюме.
И дело не только в «метафизике». Физически мы также в основном устремлены в правую часть нашего тела (за которую зеркально, как мы помним, отвечает левое полушарие головного мозга). Где правая рука – основная. Где движения начинаются с правой ноги. Мир, где даже стрелки у часов идут вправо и буквы стремятся туда же.
Нам так удобнее – скажете вы. Тогда не ждите озарения, которое живет на другой стороне. И не сетуйте, что человека заменяет компьютер, не развивая при этом то, что у машины отсутствует.
 
«Аргументы и факты», «Светлана Шмелева: право на право», 20 ноября 2011 г.
 
 
Робот учит эмоциям
 
В ленфильмовской ленте 1967 года «Его звали Роберт» рассказана история антропоморфного, высокоинтеллектуального робота (блистательно сыгранного Олегом Стриженовым), созданного для космических полетов, но не вписавшегося в человеческое общество из-за своей бесчувственности. Робот – воплощение разума, антагонист эмоций… Архетип именно таков. Но сегодня появляется возможность использования роботов в абсолютно неожиданной отрасли, для психотерапии. Причем – психотерапии детей. И детей именно с нарушениями эмоционального контакта, детей-аутистов. 
 
Именно о такой возможности рассказывает «Международный журнал социальной робототехники» в статье «Почему робот? Обзор роли и пользы применения социальных роботов для лечения детей-аутистов» группы ученых из Национального университета Сингапура. То есть – парадокс: рациональный робот помогает детям с эмоциональными нарушениями…
Для начала посмотрим, что такое аутизм. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Старые энциклопедии его не знали: внимание к этому расстройству начало расти с восьмидесятых годов прошлого века. Может, не умели диагностировать, может, встречалось оно тогда реже. Только вот сейчас – стало весьма распространенным. 
Что такое аутизм – достоверно неизвестно. Ясно можно сказать одно: та нейросеть, которая и представляет собой нашу личность, скоммутировалась у аутистов не так, как у большинства. Где-то к трем годам (при условии внимательного наблюдения и качественной диагностики) выясняется, что ребенок с первых месяцев жизни не отвечает улыбкой на улыбку, обращенную к нему, меньше пытается изменением позы помочь взрослым взять его на руки, не стремится заглянуть в глаза. То есть все то, что запрограммировано в ребенке эволюцией, проходившей в обществе, где взрослые заботятся о детях, у аутистов подавлено.
Ребенок-аутист куда реже, чем большинство детей, оказывается склонен отзываться на свое имя. Не стремится к эмоциональному общению с другими людьми. Не умеет «читать» эмоции окружающих – и в результате этого оказывается не способен к невербальному общению. Даже такая простая операция, как действия по очереди с другими детьми в играх или в столовой детского сада, представляет для него проблемы. Причем логические способности – не связанные с «моделированием» эмоций и поведения окружающих – у детей-аутистов очень часто бывают не ниже, чем в среднем.
То же самое – и с владением языком. Дети-аутисты, при отсутствии у них функциональных расстройств, имеют словарный запас и навык в правописании ничуть не ниже, чем обычные, а аутисты-взрослые даже превосходят «контрольную группу». Но – с одним исключением. Образная речь, выражение эмоций и ассоциативных связей может от них ускользать… 
Почему раньше аутистов было мало? Причина – в уровне тогдашних технологий. Тому, кто не умеет координировать свои действия с другими – хотя бы черпая в очередь из общей миски щи, – мало что светило в традиционном обществе. Он негоден ни на облавной охоте, ни в строю фаланги. Да и в ватаге тянущих баржу бурлаков и артели ладящих избу плотников он работать не сможет…
А теперь технология дала человечеству столько благ, что социальные институты могут позволить и заботу о неприспособленных. Но и технология позволяет позаботиться об этих людях. Если и не излечить их, то помочь в социализации.
Еще тридцать пять лет назад отечественные исследователи отмечали формирование у детей-аутистов эмоциональной связи с… игрушками! А в фильме «Его звали Роберт» главный персонаж глядел на игрушечного «Петрушку» со словами «Он такой же, как и я, только маленький», находя подобие с куклой. И вот сингапурские исследователи в наши дни решили использовать особенности детей-аутистов для формирования у них эмоциональных и социальных навыков.
Робот обладает бесконечным временем и бесконечным терпением. Это свойство и использовали сингапурские ученые, запрограммировав «железных людей» помогать аутистам. Прежде всего, социальные роботы (Social robots) смогут много раньше диагностировать расстройство. Андроид с камерами вместо глаз способен распознавать направления взгляда младенца, делать выводы о его концентрации внимания и сообщать медикам и родителям о проявлении тревожных признаков. 
Роботы берут на себя задачу формирования у детей навыков смотреть людям в глаза, действовать с ними в очередь, бросать другим мяч, приветствовать. Это вполне успешно делают любящие родители, педагоги-подвижники. Но у родителей нет опыта, а у педагогов – времени на множащихся аутистов. 
Роботы FACE team проектировались специально для демонстрации эмоций.
Тут нет никакой мистики. Эти устройства просто смотрят на детей-аутистов, анализируют их состояние и выполняют определенные, запрограммированные с терапевтическими целями действия. Снова и снова. Не утомляясь и не раздражаясь. Пока у ребенка не сформируются окольные нейроцепи, позволяющие ему научиться бросать мячик товарищу, улыбаться в ответ на чужую улыбку и приветствовать окружающих словом и доброжелательным жестом. Робот тут оказывается ценным помощником терапевта и педагога-дефектолога. Так что технология – при использовании ее в гуманных целях – позволяет возвращать в общество тех, кого списала в расход слепая садистка эволюция…
 
«Компьютерра», «Робот работает психотерапевтом», 19 ноября 2013 г.