Кушать подано! Про школьное питание
На сегодняшний день «Комбинат питания» Калининского района города Новосибирска обслуживает 57 школ, в 18 из которых поставляет готовую продукцию (своих пищеблоков у этих школ нет). Еще 39 образовательных учреждений предприятие обеспечивает полуфабрикатами, которые доводятся до готовности на базе школьных столовых. С нынешнего учебного года к 57 школам прибавятся еще пять учебных заведений, пожелавших пользоваться услугами комбината. Подробности – в статье «Голодному «гранит науки» не по зубам», опубликованной в газете «Вечерний Новосибирск» от 21 августа.
«Директора школ в последнее время все отчетливее понимают, что их задача – организовывать учебный процесс. А заниматься питанием детей должны специализированные учреждения, в которых сконцентрированы профессионалы, способные на высоком уровне готовить блюда и полуфабрикаты, а также централизованно осуществлять контроль за поставками сырья и процессом доставки», – объясняет директор комбината питания Владимир Плаксёнок. Сейчас на предприятии трудится 171 человек. Ежедневно здесь производится пять тысяч готовых блюд, а также порядка 400 килограммов мясных и 800 килограммов овощных полуфабрикатов, которые доставляются в школы на 13 машинах, специально оборудованных для перевозки продуктов. В некоторые школы завоз осуществляется 2-3 раза в день, в зависимости от распорядка работы учебного заведения.
По словам директора комбината, с нового учебного года в меню новосибирских школьников появятся новые блюда. Все они будут соответствовать рецептурам школьного питания, утвержденным Роспотребнадзором. Уже сегодня специалисты составили двухнедельное меню для школьников 7-11 лет и для ребят от 11 лет и старше. Эти документы находятся на утверждении в Управлении Роспотребнадзора по НСО. Как и много лет назад, любимое блюдо у посетителей школьных столовых – котлета с картофельным пюре. Однако, согласно инструкции, одни и те же блюда в школьном меню не должны повторяться чаще, чем раз в три дня. Поэтому в сборнике рецептур школьного питания собрано порядка 800 рецептов. «Чего на столе школьника быть не должно – это продуктов с ГМО, импортных мясных продуктов, обработанных хлором или содержащих продукты распада химических веществ, – отметил Владимир Плаксёнок. – На нашем предприятии принципиально не используется импортное сырье. Продукты закупаем только у местных поставщиков. У нас порядка 50-80 деловых партнеров, поставляющих овощи, мясо, крупы, муку и прочее».
Девочки сдают ЕГЭ лучше, чем мальчики
Каждая четвертая апелляция, поданная на результаты ЕГЭ-2010, была удовлетворена. Самый популярный добровольный предмет – обществознание. Восемь вузов Минобрнауки не проверяли результаты своих абитуриентов в Федеральной базе свидетельств и будут за это наказаны. Свыше четырех тысяч поступающих проигнорировали норму о подаче заявления не более чем в пять вузов. Судьбу этих первокурсников будут решать сами вузы. Всей этой информацией по итогам ЕГЭ-2010 в Рособрнадзоре поделились с газетой «Известия», которая и публикует 19 августа статью «У абитуриентов не проверили баллы ЕГЭ».
В нынешнем году ведомство обнародовало статистику по ЕГЭ непривычно рано, уже к концу лета. По словам Сергея Шатунова, помощника главы Рособрнадзора Любови Глебовой, торопились не зря. Сейчас в стране проходят региональные августовские конференции, где анализируются итоги минувшего учебного года и вырабатывается стратегия на будущее. И эта информация должна помочь образовательному сообществу исправить ошибки и недочеты. В 2010 году в ЕГЭ почти вдвое снизилось число тех, кто не смог сдать оба обязательных предмета (математику и русский язык) и остался, таким образом, без аттестата. Их доля от общего числа участников ЕГЭ составляет 1,7% – притом что «шкала отсечения», установленная Рособрнадзором по каждой дисциплине, практически не изменилась.
Заметно меньше по сравнению с 2009-м было и тех, кто сдавал ЕГЭ во вторую волну, то есть в дополнительные сроки. И баллы у второй волны оказались традиционно ниже, чем у первой. А вот еще одна любопытная деталь: по всем дисциплинам, кроме физики, географии и немецкого языка, девочки сдают ЕГЭ лучше, чем мальчики.
Самым популярным добровольным предметом стало обществознание, которое выбрали более половины выпускников. Далее следуют физика, история и биология. А вот химию и иностранные языки выбрало на сей раз меньше людей. Кроме того, резко упал интерес к географии: число тех, кто решил сдавать эту дисциплину, уменьшилось почти в полтора раза. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество стобалльников по русскому языку, химии, литературе, биологии, истории. В то же время по математике, физике, английскому и обществознанию их стало меньше.
По мнению Сергея Шатунова, в целом ЕГЭ-2010 прошел намного спокойнее. В этом году не было зафиксировано ни одного нарушения процедуры экзаменов со стороны федерального центра – ни по передаче данных, ни по технологиям. Нет ни одного замечания и официального обращения по содержанию и структуре контрольных измерительных материалов. Несмотря на отдельные случаи нарушения процедуры (кто-то пользовался на экзамене мобильным телефоном, где-то учителя решили «помочь» выпускникам и т.д.), количество жалоб и обращений по организационным вопросам, связанным с технологией и порядком проведения экзаменов, по сравнению с 2009 годом значительно уменьшилось. Практически не было вопросов по выдаче свидетельств.
Не все вузы активно пользовались Федеральной базой свидетельств. Например, восемь вузов, подведомственных Минобрнауки, проигнорировали необходимость вовремя зарегистрироваться в ФБС, чтобы получить возможность проверять результаты своих абитуриентов. Эти вузы строго накажут. Как и тех абитуриентов, кто нарушил норму о подаче заявления не более чем в пять вузов и на три специальности. По данным Рособрнадзора, таких набралось более четырех с половиной тысяч. По окончании проверки решение о дальнейшей судьбе этих первокурсников должны принять сами вузы. Кроме того, ведомство хочет разобраться с так называемым целевым приемом, при котором по заранее определенной квоте и при очень низком конкурсе бюджетные места элитных вузов занимают выпускники со слабыми результатами ЕГЭ, «рекомендованные» на учебу различными структурами. Осенью прошлого года максимальную квоту для целевиков во всех вузах страны понизили с 30% до 20% от общего числа студентов каждой специальности. Но и такой процент Рособрнадзор не устраивает. «Надеемся, в ближайшее время и «двадцатка» изменится в сторону уменьшения, – говорит Сергей Шатунов. – По крайней мере мы за то, чтобы все дети поступали на общих основаниях».
Олимпиада – надежный пропуск в вуз
Даже со 100-балльными результатами ЕГЭ этим летом поступить на престижные факультеты ведущих вузов России было не так-то просто. Многие бюджетные места оккупировали ребята с дипломами победителей олимпиад. В Финансовом университете, например, на специальность «Международные экономические отношения» на 44 бесплатных места претендовали аж 83 «олимпийца». Какой путь поступления выбрать: стараться выбить максимальное количество баллов на Едином госэкзамене или побеждать в олимпиадах? Советы дает газета «Комсомольская Правда» от 26 августа в статье «Хочешь поступить в престижный вуз – участвуй в олимпиадах».
Олимпиады бывают двух видов – Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады вузовские. Всех победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) вузы обязаны зачислить! Но на профильные факультеты. Скажем, перед победителем математической олимпиады распахнет двери любой математический факультет. Кроме того, право «зеленой улицы» есть у членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах школьников. Другой тип – олимпиады школьников. Они тоже дают преимущество при поступлении, но каждый вуз имеет право установить свои собственные правила для отличившихся в этих состязаниях: зачисление вне конкурса или максимальный балл по соответствующему предмету. Скажем, победителю вузовской олимпиады по той же математике просто при поступлении засчитывают 100 баллов по ЕГЭ по математике. Размер льготы зависит еще и от уровня олимпиады (в прошлом учебном году их разбили на три уровня, как будет в нынешнем, пока неизвестно).
Кто может участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников? Любой школьник, причем начиная с 5 класса! В 2009/10 учебном году в ВОШ участвовали более 7 миллионов ребят. Любому ученику стоит попробовать свои силы в такой олимпиаде. Начальный этап обычно проводит родное учебное заведение. Если так не происходит, смело идите в местное управление образованием – там подскажут, в какой школе проходит этап ВОШ. Без участия в нем нельзя продвинуться дальше. Школьные олимпиады начинаются уже 1 октября. В начальном этапе участвуют ученики с 5 по 11 классы. Ученики 7-11-х классов, хорошо показавшие себя на школьном этапе, выходят во второй – муниципальный – тур. Он проходит с 15 ноября по 15 декабря. Там участники соревнуются со сверстниками из других школ района. Лучшие попадают на региональный этап. Туда приглашают уже учеников 9-11-х классов. Они меряются силами с 10 января до 10 февраля.
И наконец, самые сильные школьники собираются на заключительный всероссийский этап. Он проходит с 20 марта до 1 мая. Те, кто продрался через все уровни отбора, победил или попал в призеры на заключительном этапе ВОШ, получают право на внеконкурсное зачисление в любой вуз страны. Таких в 2010 году набралось по всем предметам около 1500 человек, из которых почти 800 человек – выпускники этого года, которые смогли воспользоваться своей льготой при поступлении. А самых сильных десятиклассников отбирают в национальную команду, которая отправится на международную олимпиаду. Показал себя хорошо – не только съездишь за казенный счет за границу, но и студенческий билет, можно считать, у тебя уже в кармане.
Можно ли участвовать сразу в двух олимпиадах – вузовской и всероссийской? Можно. Очень многие так и поступают. ВОШ – более надежная система, хотя в ней добиться успеха сложнее. А вот вузовские олимпиады постепенно сокращаются: в 2009 году их было 120, в прошлом году – 76. Как будет в этом учебном году, пока неизвестно. Каким вузам дать право на проведение олимпиад, решает Совет ректоров России. Список вузовских олимпиад в этом году будет известен к концу осени. А проводятся они обычно с февраля по апрель.
По каким предметам проводится Всероссийская олимпиада школьников? Таких предметов 19. Это: русский язык, литература, иностранный язык (английский, немецкий, французский), математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, биология, физика, химия, экономика, право, основы безопасности жизнедеятельности, технология, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, астрономия и экология. Кто платит за участие во Всероссийской олимпиаде школьников? Все проводится на бюджетные средства. Правда, участники заключительного этапа должны сами решить вопрос с оплатой проезда до места его проведения. Но, как правило, деньги на билеты лучшим ученикам выделяют региональные власти.
Во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют миллионы ребят, а награды достаются только 1-2 тысячам. Как же так?! Истории ВОШ в России больше полувека. В этой системе предусмотрено все и на всех этапах: от составления заданий до культурной программы участников во время заключительного этапа соревнований. Система отлаженная и абсолютно прозрачная. Она помогает не только выявить сильнейших в стране ребят по каждому предмету, но и с самого раннего возраста целенаправленно развивать их способности. Сейчас Министерство образования и науки планирует провести несколько мероприятий, которые позволят еще больше увеличить охват школьников первым этапом ВОШ, повысить качество проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады. Что получают победители и призеры ВОШ, кроме права на льготное зачисление в вуз? Талантливые школьники, проявившие себя на Всероссийской олимпиаде, получают премию. В 2010 году – по 30 тысяч рублей, а самые-самые – по 60 тысяч. В школьной олимпиаде, как и в любой другой, важна не только победа, но и участие. Возможность помериться силами со сверстниками, попробовать решить нетривиальные задачки дорогого стоит. Такое общение полезно для всех ребят, особенно для старшеклассников, ведь многие из них уже через год-два снова встретятся – уже как первокурсники сильнейших вузов страны.
Как собраться в школу по правилам
Как выбрать среди множества школьных товаров вещи не только нужные, но и полезные для ребенка? Прислушаться к советам Марины Степановой, профессора, заведующей отделом НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, предлагает газета «Аргументы и Факты» от 25 августа и публикует статью «Школьнику на здоровье: как выбрать ему форму, сменку и ранец».
Специалисты считают, что главные требования к школьной одежде – комфортность и удобный крой. Форма не должна сковывать движения, вызывать нарушение кровообращения. Ткань должна хотя бы на 50% состоять из натуральных материалов (шерсти, хлопка или вискозы). А в блузках и рубашках синтетики пусть будет не более 30-35%. Синтетика нарушает воздухопроницаемость ткани, ребенок потеет. Это приводит к переохлаждению, а значит, риску простудных заболеваний. Не следует покупать один костюм на весь год – лучше подобрать несколько комплектов одежды: к одному пиджаку три рубашки, две юбочки (сарафан + юбка) или две пары брюк. Тогда одежда не будет надоедать и быстро изнашиваться. Продавцы школьной формы утверждают, что самые популярные расцветки сегодня – синий, бордовый, зеленый, серый.
Обязательные требования к школьной сменке: невысокий каблук (его высота для школьников 7-12 лет – не более 20 мм, для 13-17-летних – 25 мм); небольшой (около 1,5 см) запас; фиксированный задник, который удерживает пяточную кость и предотвращает ее отклонение; закрытая или полузакрытая носочная часть – это способствует фиксированному положению стопы; невысокая, гибкая и нескользкая подошва. Жесткая подошва вызывает быстрое утомление мышц, провоцирует их ослабление. Кроме того, обувь с жесткой подошвой соскакивает при ходьбе. Проверить гибкость подошвы просто – попробуйте поднять туфли за носок, удерживая пятку. Оптимальная гибкость – 25 градусов. Обувь с излишне мягкой, легко гнущейся подошвой тоже не подойдет – она не будет амортизировать удар пятки.
Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник усиливает проблему. Важно, чтобы именно ранцы, а не портфели носили ученики младших классов – с 4 до 10 лет формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Доказано, что ношение ранца способствует равномерному распределению нагрузки по позвоночнику. Обратите внимание на материал, из которого изготовлен ранец, – он должен быть легким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Еще одно важное качество – морозоустойчивость. Большая часть рюкзаков, поступающих к нам из южных стран, с наступлением холодов становится похожа на ледяную корку. Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Обратите внимание на их ширину – она должна быть не менее 3,5-5 см – более узкие будут врезаться в тело. Один из плечевых ремней должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребенка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бедер. Ранец с учебниками не должен весить больше 10% массы его владельца. Общие рекомендации – вес школьного хозяйства для учеников начальных классов не должен превышать 2-2,5 кг, средних классов – 3,5 кг, для старшеклассников – 4,5 кг.
Главное требование к пеналу – прочность и жесткость. Пластмассовые нередко раскалываются после двух-трех падений. В мягких пеналах карандаши ломаются. В металлических коробочках письменные принадлежности гремят. Многостворчатые пеналы с тугими резиночками-держателями подойдут лишь аккуратистам – у остальных не хватает терпения раскладывать все по ячейкам. А вытащить из тугих петель ручку или карандаш – непростая задача. Оптимальный вариант – пеналы-тубусы или пенал с одним отделением и удобной молнией, в котором помещается весь необходимый комплект принадлежностей. Сейчас продаются пеналы с полной комплектацией, оснащенные ручками, карандашами, фломастерами, ластиками. Их обычно выбирают дети тревожные и нерешительные, которые боятся попасть впросак.
Ученикам младших классов нужна круглая ручка без граней, которая при письме с большим нажимом не будет врезаться в пальцы. Еще одно необходимое требование – наличие резинового упора для пальцев, который уменьшает напряжение кисти при письме. У специалистов нет единого мнения по поводу ручек с ластиком, который позволяет стирать написанное. Одни считают, что они снимают внутреннее напряжение детей, которые боятся допустить малейшую ошибку, другие – что школьников нужно приучать писать набело, не допуская возможности переделки.
Рукой заполнять аттестат нельзя
Утверждены новые правила выдачи документов государственного образца об основном и полном среднем образовании. Теперь разъяснено, как быть в случаях, если человек потерял аттестат и хочет получить дубликат, но его родная школа к тому времени стала называться гимназией или лицеем. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 24 августа в заметке «При получении аттестата выпускника будут опознавать три учителя».
Не позже, чем через 10 дней после издания приказа об окончании образовательного учреждения, обязаны вручить выпускнику школьный аттестат. Как гласит порядок, гражданину обязаны выдать документ, подтверждающий изменение наименования образовательного учреждения. Рассчитывать на получение копии аттестата человек сможет только в том случае, если подробно изложит обстоятельства утраты подлинника, а также приложит справку из органов внутренних дел. При утрате архивных данных факт окончания образовательного учреждения могут установить, если гражданин предъявит письменные свидетельства не менее трех учителей, обучавших его в 9-м или 10-м классе. Решение о выдаче дубликата принимается в месячный срок. Кстати, отныне запрещено заполнять аттестат рукописным способом (исключение сделают только для школ уголовно-исполнительной системы).
Готов к труду и обороне?
С начала нового учебного года в школах Свердловской области вводят урок сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», знакомый старшему поколению со времен советской школы. Повышать показатели ГТО уральских ребятишек распорядился губернатор Свердловской области. По его мнению, двух положенных по госстандарту уроков физкультуры в неделю недостаточно для полноценного развития подрастающего поколения. Рассказывает «Российская газета» от 24 августа в заметке «Школы не готовы к ГТО».
«Нужно смотреть правде в глаза, – признается региональный министр спорта Леонид Рапопорт, – нынешнее молодое поколение не способно выполнить установленные в СССР нормы по физическому развитию каждого человека. Дети стали менее подготовленными». Еще в конце мая нынешнего года было решено, что Свердловская область станет пилотной в России площадкой по возрождению школьной системы сдачи норм ГТО. За успехи в спорте ребятишкам даже предполагалось выдавать соответствующие значки. Но приближающаяся осень внесла коррективы. Как оказалось, не готовы к сдаче норм ГТО не столько дети, сколько сами учебные заведения. По данным министерства образования региона, у трети школ на Среднем Урале нет полноценных спортивных площадок. Потому двигаться выше, быстрей и дальше ребятишкам просто негде. За оставшиеся до 1 сентября дни губернатор Свердловской области распорядился для всех школ изыскать спортивные резервы. Где-то договориться с ближайшим стадионом, где-то закупить дополнительный инвентарь. Эксперимент с ГТО оставлен в школьном расписании.