ОБЗОР ПРЕССЫ № 376

25 августа 2010
Я б в чиновники пошел
 
Российские вузы начали подводить итоги приемной кампании-2010. В топе самых востребованных специальностей – «Государственное и муниципальное управление». Почему? Газета «Известия» попыталась разобраться в ситуации и опубликовала 18 августа статью под названием «Поколение «Чи».
 
По результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», сейчас привлекательной для себя государственную службу считают 42 процента жителей страны. Большая часть из них – молодежь, ведь штурмовать карьерную лестницу приходится с самых низов. Как результат – нынешним летом конкурс на бюджетное место на специальность «Госуправление» в некоторых регионах достигал 160 человек.  Ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Павел Салин появление тренда на чиновничью карьеру объясняет чисто меркантильными соображениями. «Молодежь тянется в те отрасли, где, по ее мнению, можно гарантированно заработать легкие и большие деньги, – считает он. – По сравнению с ситуацией 10-летней давности доходы чиновников, особенно регионального уровня, существенно выросли. Сейчас официальные зарплаты госслужащих, даже без учета коррупционной составляющей, часто превышают зарплаты специалистов, работающих в частных компаниях».
 
Каждый год российские вузы выпускают тысячи свежеиспеченных госслужащих. Тем временем ближайшей осенью будет дан старт новой масштабной кампании по оптимизации численности чиновников. За три года армия слуг народа должна сократиться на 20 процентов. Ожидается, что чистка рядов будет проходить в три этапа. К 1 апреля 2011 года предполагается сократить численность работников на 5 процентов к уровню 1 июля 2010 года, к 1 апреля 2012 года – на 10 процентов, а к 1 апреля 2013-го – на 20 процентов. После завершения процедуры планируется объявить мораторий на увеличение предельной численности госслужащих до 1 января 2014 года. А руководство вузов считает: есть спрос на специальность – нужно набирать абитуриентов. Юристов, финансистов, рекламщиков и маркетологов выпускают по принципу: в прошлом году было 200 человек, значит, в этом будет 300 человек. О том, что рынок насыщается, никто не думает. Вот и сейчас получается, что планы руководства страны по сокращению чиновников никак не учитываются теми, кто их выпускает. В итоге мы получим либо раздутую армию чиновников, либо армию безработной молодежи.
 
«Я думаю, произойдет ротация кадров и в госструктуры придут более молодые люди, – считает Павел Салин. – Конечно, места хватит не всем, если учесть то количество молодых чиновников, которых выпускают вузы. Но специальность «Государственное и муниципальное управление» достаточно универсальна, такие специалисты могут работать в очень широкой сфере». Новое направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ), которое введено в российских вузах с нынешнего года и готовит чиновников по болонской системе 4+2 (бакалавриат и магистратура), сразу же превратилось в одну из самых вожделенных специальностей для абитуриентов-2010. Спрос на нее в минувшую вступительную кампанию был поистине ажиотажным – от Москвы до Владивостока.
 
Лишь бы диплом был
 
Судя по прошедшей кампании приема в вузы, большинству сегодняшних первокурсников через пять лет смогут предложить лишь регистрацию на бирже труда – при этом экономический рост будет тормозиться нехваткой специалистов. Эксперты отмечают: система профориентации, планирования потребностей в кадрах в России практически исчезла. Тему абитуриентских предпочтений продолжает газета «Московский Комсомолец» от 24 августа в статье «Студенты мечтают о «Мерседесе» чиновника».
 
В Нальчике на дверях чуть ли не каждого офиса объявление: «Требуется электрик». И это несмотря на высокую безработицу. Разгадка проста: в годы, когда столица Кабардино-Балкарии была всесоюзным курортом, местные выпускники школ массово шли в медики. Теперь медики сидят без работы, а нынешние абитуриенты вновь штурмуют двери вузов – все равно каких, лишь бы диплом был, – и пополняют ряды безработных. Этот пример как иллюстрацию сложившегося на рынке труда перекоса приводили на состоявшемся в Нальчике «круглом столе», посвященном предстоящей переписи населения. Дело в том, что перепись должна показать ситуацию с трудовыми ресурсами в стране, и эксперты надеются, что это поможет власти, бизнесу, да и самим гражданам изменить свой взгляд на профессиональное обучение.
 
«Угадайте, какой самый массовый факультет в региональных вузах? – спрашивает руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Представьте себе – международный. Хотя даже выпускники МГИМО имеют проблемы с трудоустройством. То есть у нас уже существуют факультеты безработных. Это при том, что существуют недогруженные специальности: например, медики или учителя». Впрочем, как показывает пример того же Нальчика, и по дефицитным для страны в целом специальностям где-то может быть их переизбыток. Так, по некоторым данным, в Москве уже врачей на душу населения больше, чем во многих развитых странах. При этом, как может заметить каждый, качество медуслуг не всегда можно назвать высоким.
Между тем для абитуриентов и их родителей выбор вуза – почти что рулетка. Вот в этом году был отмечен небывалый конкурс на специальности госуправления: насмотревшись на чиновничьи «Мерседесы», абитуриенты решили, что это их шанс достичь высот благополучия. Однако российский госаппарат уже сейчас настолько раздут и малоэффективен, что его реформа – не акт политической воли, а необходимая мера по сохранению управляемости страны.
 
Но винить в неправильном выборе абитуриентов и их родителей тоже нельзя. Беда в том, что в стране разрушена система профориентации. А уж о системе долгосрочного планирования потребностей в рабочей силе и говорить не приходится. Да и кто будет это делать? Бизнес? Его горизонт планирования не превышает срока обучения в вузе. Государство? У нас коэффициент инфляции корректируется чуть ли не ежемесячно – что уж говорить о планировании потребностей, например, инженеров определенных специальностей или бухгалтеров?
Кстати, тех же бухгалтеров, финансистов и экономистов вузы продолжают готовить в невероятных, совершенно не нужных стране количествах. Когда-то, на заре реформ, их действительно не хватало, а сегодня просто некому сказать «горшочек, не вари!», чтобы прекратить эту безумную трату людских и материальных ресурсов. И даже IT-специалистов, которые востребованы сейчас, может оказаться слишком много через пять лет. Здесь, впрочем, есть сдерживающий фактор: специальность априори требует математических способностей, которыми обладают далеко не все. Зато сейчас остро не хватает инженеров и высококвалифицированных рабочих. «В России в прошлом году собрали всего 6 самолетов, – приводит пример Журавлев. – Но не потому, что не было заказов, они были, но некому было собирать самолеты».
Но кто скажет, понадобятся ли через 10-15 лет столь дефицитные сегодня инженеры? Медики? Учителя? Кстати, для жителей национальных республик, желающих переехать в Москву, сегодня лучшая профессия – педагог. Это даст возможность устроиться в столице по специальности: рост числа национальных школ здесь сегодня сдерживается не отсутствием спроса или бюрократическими препонами, а элементарным дефицитом учителей, способных преподавать на соответствующих языках.  
 
После первой сессии – на бюджет
 
Вузы будут выполнять пожелания Дмитрия Медведева, попросившего упростить процесс перехода лучших по успеваемости платников на бесплатную форму обучения. Президент обратился к ректорам еще в 2009 году, однако тогда высшая школа не успела быстро среагировать на просьбу из Кремля. Тогда ссылались на сложности из-за эксперимента с ЕГЭ, по результатам которого впервые набирали студентов. Теперь оправдываться нечем, да и незачем. За год вузы успели подготовиться и разработали систему оценок успеваемости и общественной активности, по которым и будут отбираться счастливчики. В этом году для перевода достаточно отличных результатов за первую сессию, а также участия во внутриуниверситетских делах, например в организации соревнований, интеллектуальных олимпиад, КВН и прочих конкурсов. Рассказывает газета «Труд» от 16 августа в статье «После первой сессии можно будет перейти на бюджет».
 
В прошлые годы возможность перевода существовала лишь в десятке вузов. И осуществлялся он не после первой, а после двух-четырех успешных сессий и безукоризненных характеристик от учебной части и кураторов. За место в рейтинге лучших студентов бились 20-30 человек, а право на переход получали максимум пятеро. Причем среди них было 90% девушек.
Тем, кто сумеет сдать на «отлично» первую сессию в МГТУ им. Баумана, предложат учиться бесплатно. В других вузах одной сессии не хватит. Где-то придется пыхтеть две, а где-то и четыре сессии. Однако сама возможность сберечь накопления родителей у студентов-первокурсников теперь есть. Воспользоваться ей лучше сразу, поскольку в МГУ и ряде федеральных университетов уже несколько месяцев обсуждается увеличение срока обучения на дневном отделении до 6 лет. Стоимость высшего образования была увеличена еще весной, например, в МГУ на ряде факультетов, в том числе на факультете журналистики. И это не последние изменения. Увеличение продолжительности учебы может вызвать в семьях студентов нешуточный финансовый кризис. Так что самое время искать лазейки и тропы к бюджетным местам.
 
Систем отбора лучших среди платников будет три. В МГУ нашли золотую середину. Если критерием перевода в различных вузах являются «отличные» зачетные книжки в течение двух-шести семестров, то в МГУ это четыре семестра. В уставе МГУ прописано, что студент, обучающийся на платной основе, имеет право перевестись на бюджет при выполнении нескольких условий: наличие вакантных мест; отличная сдача экзаменов за четыре семестра обучения и отсутствие оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе, рекомендация ученого совета соответствующего факультета, одобрение заявления ректором университета. В РГГУ переводить будут только самых-самых. Первым и главным условием являются две сессии на «отлично». При этом 25% четверок в зачетке студент иметь все-таки может. Но только вот рейтинг перевода в первую очередь зависит именно от оценок. «На бюджет могут перевестись граждане Российской Федерации, закончившие на «хорошо» и «отлично» последние два семестра, полностью выполнившие учебный план, то есть без «хвостов», – отмечают в пресс-службе университета. «Перейти можно два раза в год: в феврале и летом, после закрытия учебного года. Только вот после первой сессии это сделать не получится. Зато у студента будет время проявить себя в научной, общественной и спортивной жизни университета, что добавит ему очков», – дополняют в пресс-службе.
Можно пойти и другим путем: попробовать перепоступить на факультет с общим потоком абитуриентов, например сразу после первого курса. И у каждого есть шанс при хорошей рекомендации факультета и деканата продолжить обучение. В университете также не забывают и о социальных факторах. Так, к примеру, среди первых претендентов на перевод – студенты с существенно ухудшившимся материальным положением вследствие тяжелой болезни или несчастного случая в семье. Решающим фактором может также стать потеря работы обоими родителями – учитывается влияние кризиса. Кроме того, поддержат студентов-сирот, инвалидов первой и второй группы.
 
В «Бауманке» проще всего: нужно отлично учиться, и должно повезти на свободные места. Как рассказали в пресс-службе университета, перевестись можно даже после первой сессии, но для этого нужно выполнить три условия. «25% оценок «хорошо» и 75% «отлично», не должно быть никаких пересдач. Но кроме свободных мест на бюджете, студент должен получить также рекомендацию от факультета», – отмечают в пресс-службе вуза. «Правило первой сессии» в МГТУ им. Баумана появилось только в этом году. Теперь у каждого «хорошего» студента есть возможность попасть на бюджет два раза в год – было бы желание.
В этом году после пожеланий президента, письма министра образования и уже явных следов кризиса отличникам волноваться за родительский бюджет не придется: при хорошей учебе вместо миллиона за 5 лет будущие выпускники вузов могут потратить всего 50-70 тысяч за первый семестр.
Семья и детство: стереотипы и их преодоление
 
В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года уделяется немало внимания теме детей и их будущего. И особый акцент – проблеме усиливающихся социальных и духовно-нравственных отрицательных деформаций в детской и подростковой среде, представляющих одну из наибольших угроз национальной безопасности и будущему России. Речь идет о недуге затяжном, который будет неизбежно сказываться на жизни общества и государства в целом. И если не будет принято специальных мер по его преодолению, все экономические достижения нашей страны могут быстро сойти на нет. Рассказывает руководитель аппарата Общественной палаты РФ Алина Федоровна Радченко – на страницах «Независимой газеты» от 18 августа в статье «Пять серьезных родительских ошибок».
 
Главная идея, на которой строятся семейное законодательство и семейная политика в России, – сохранение нуклеарной семьи. При этом не учитываются новые формы совместной жизни людей, складывающиеся в современном человеческом обществе. Есть даже такая точка зрения, что в нашей стране нет цельного семейного законодательства. Семейный кодекс как отрасль гражданского права рассматривает семью и ребенка на основе понятий о собственности и товарно-денежных отношениях. Нужен новый Семейный кодекс, который был бы сориентирован на создание правовых условий для строительства разнообразных траекторий совместной жизни по выбору человека.
 
Качество человеческого капитала будущей России – вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении, а о следующем поколении, фактически о наших детях, о тех, кто будет определять облик страны и кто будет жить в мире, где сырье и другие важные сегодня ресурсы уже не будут цениться. На повестку дня общество должно поставить стратегические вопросы, то есть те, к соревнованию по которым мир только готовится.
Для этого надо хотя бы избавиться от тех стереотипов, которые затрудняют понимание темы детства. Многие родители привыкли к тому, что сфера детства жестко регламентирована. Но темпы технического развития таковы, что если человек не приобретет в детстве определенные навыки работы с теми же информационными технологиями, в дальнейшем он безнадежно отстанет от требований дня. По итогам анализа дискурса темы «детство» в РФ нашими экспертами было выделено несколько базовых стереотипов, которые в настоящее время задают отношение к данной теме в российском обществе. Попробуем кратко обозначить их.
 
Стереотип первый гласит, что родители любят своих детей. Но опросы экспертов показывают, что реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность. Любовь же проявляется в основном в критических или экстремальных ситуациях (болезнь, аварийная ситуация, поступление в вуз и т.д.), не превращаясь в инструмент повседневного воспитания. Второй стереотип восприятия ребенка убеждает, что каждый ребенок нуждается в постоянном присмотре и контроле взрослого. Но это тоже не так, поскольку когда ребенок находится под присмотром взрослого, он вынужден соблюдать правила и порядки, которые устанавливает взрослый. Само же воспитание происходит в зонах, находящихся вне контроля взрослых (двор, улица, детские сборища и прочее). Все дети одинаковые – пребываем мы в уверенности. И опять ошибка. В условиях современного общества даже по отношению к взрослым невозможно сказать, что они одинаковые. Дети же отличаются еще сильнее. Данный стереотип имеет свое происхождение из устаревшей системы воспитания и подготовки детей.  Дети должны расти в семьях – действует у нас и такой постулат. И в зависимости от этого утверждения происходит деление детей на благополучных (тех, что в семьях) и неблагополучных (тех, что растут вне семьи). Увы, говорят наши эксперты, структура современной семьи резко тормозит развитие детей. В развитых странах дети вырастают в многообразной среде различных воспитательных сообществ, клубов, детских организаций и др.
 
Следующий отживший стереотип – дети должны воспроизводить взрослых. И опять увы! В современном изменяющемся мире, когда взрослые несколько раз за время своей жизни меняют профессию, уклад жизни и сами становятся другими, данный стереотип становится бессмысленным. И не менее ошибочно утверждение, что родители знают, как воспитывать своих детей. Не знают. Потому что данный стереотип был верен в традиционном обществе, когда люди жили большими семьями, а дети участвовали в воспитании младших братьев и сестер. В современном обществе, когда процент традиционных семей составляет лишь малую долю среди других форм семейной жизни, чаще имеет место семья с одним ребенком, а в семьях с несколькими детьми старшие дети редко участвуют в воспитании младших, данный стереотип становится абсолютно неверным. В современном обществе дети, вырастая, чаще всего не знают, как воспитывать своих детей, а будущее поколение развивается скорее вопреки взрослым, чем в соответствии с их схемами организации. Вот об этом всем и надо в первую очередь задуматься.
 
Компьютер в детской жизни
 
Сегодня даже самые маленькие школьники умеют пользоваться компьютером. Но чего все-таки больше в «умной машине» – пользы или вреда? Недавние исследования показали, что у детей, часто пользующихся компьютером, снижается успеваемость. Однако это не пугает людей, отвечающих за компьютеризацию школ в нашей стране. Сергей Монахов, заместитель директора Федерального института развития образования, уверен, что пользы от компьютера гораздо больше, чем вреда. Рассказывает газета «Аргументы и Факты» от 18 августа в статье «Ребенок за компьютером: когда пользы больше, чем вреда?».
 
Компьютер – это современное средство связи, которое дети просто обязаны изучить. Компьютер учит анализировать, мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. «Используя компьютер, дети учатся искать информацию, анализировать ее и самое главное – создавать, – говорит Монахов. – К тому же польза компьютера и в развитии мелкой моторики. На пальцах есть определенные точки, нажимая на которые мы положительно влияем на тот или иной орган». Не таким радужным взглядом смотрит на «компьютерную» проблему Татьяна Киселева, ведущий научный сотрудник НИИ глазных болезней РАМН, профессор, врач-офтальмолог высшей категории. Длительная работа за компьютером может приводить к развитию близорукости, преходящим нарушениям зрения (нарушения фокусировки) и ряду других расстройств. Редкое моргание при длительной работе на компьютере, а также сухой кондиционированный воздух – одна из самых частых причин, приводящих к развитию синдрома «сухого глаза». «Для профилактики нарушения зрения при работе за компьютером рекомендуют специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. ЖК-мониторы считаются менее вредными для глаз, так как уровень вредного излучения у них ниже», – утверждает врач.
 
И уж совсем не рекомендуются занятия за компьютером детям до пяти лет! Запрет связан с тем, что органы зрения у детей в этом возрасте не полностью развиты, а также с тем, что неокрепший организм чувствителен ко всем внешним вредным воздействиям. Детям пяти-семилетнего возраста можно находиться за компьютером не более 10-15 мин. в день три-четыре раза в неделю. Всем остальным врач-офтальмолог советует, работая за монитором, делать перерывы по 10 мин. через каждые 40-45 мин., не пренебрегать гимнастикой для глаз и принимать витаминно-минеральные комплексы, содержащие необходимые питательные вещества (антоцианозиды, витамины А, Е, каротиноиды, Омега-3).
 

«Длительное бесконтрольное сидение ребенка за компьютером помимо нарушения зрения может привести к очень сильной невротизации, – считает Арина Егоренкова, детский психолог. – В этом случае у ребенка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, астенизация (утомляемость, снижение внимания)». Особое влияние на ребенка оказывают игры и Интернет. С одной стороны, они требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности держать в уме множество вариантов, воображения, наконец. Но с другой – игры с агрессивным содержанием способны стимулировать жестокость, перестраивать сознание. У ребенка может сформироваться психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. А детям, злоупотребляющим Интернетом, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, страдают от низкой самооценки. Но не все так плохо. Компьютер, например, позволяет ребенку самоутвердиться, так как помогает в учебе, а затем и в осознанном выборе профессии, дает ощущение удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, расширяет возможности общения со сверстниками. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути лучше вместе.