ОБЗОР ПРЕССЫ № 375

18 августа 2010
Вступительные страсти почти закончились
 
В стране завершились два основных этапа (волны) вступительной кампании. Из почти 840 тысяч выпускников школ на бесплатные отделения вузов поступили около 450 тысяч человек. Главные проблемы приема-2010 – наплыв в престижные вузы лауреатов олимпиад и других внеконкурсных льготников, обострение конкуренции между столичными и региональными вузами. Подробности – в статье «Горячий прием», опубликованной в газете «Известия» от 12 августа
 
В этом году по-прежнему сказывались последствия демографического спада 1990-х: из-за уменьшения на 200 тысяч выпускников средних школ вузы бились за каждого абитуриента. Кто-то из них уже поспешил объявить, что заполнил все места в первую волну, до 5 августа, но едва началась вторая, которая продлилась до 10-го числа, как вдруг абитуриенты из первых номеров в списках, рекомендованных к зачислению, кинулись забирать подлинники документов, поскольку поняли, что проходят в более престижные вузы, включая столичные. Вузам, которые пока не вписались в установленные Минобрнауки контрольные цифры приема (а таких около 10%), разрешено продлить его до 1 сентября. Поэтому туда по-прежнему можно подавать документы.
 
«Наш вуз и его филиалы в Санкт-Петербурге, Новгороде и Перми полностью «закрылись», – рассказал корреспонденту Андрею Чернакову проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович. – Средние проходные баллы у нас на факультетах в целом выше прошлогодних. Мы возьмем на бюджетное обучение на несколько сотен человек больше, чем запланировано контрольными цифрами. Почему? Мы не хотим, чтобы у нас все позиции закрыли лишь олимпиадники и льготники. Ребята, хорошо сдавшие ЕГЭ, тоже должны иметь свой шанс».
«По итогам первой волны мы заполнили 70% бюджетных мест, а остальные успешно добрали на втором этапе, – рассказал ректор РГГУ Ефим Пивовар. – Первокурсников-платников прибавилось на 50%. Во многом это связано с тем, что мы снизили цены на обучение: в среднем на 10% на самые востребованные специальности. Интересно, что в нашем гуманитарном вузе практически заполнены программы технического направления. Но самыми популярными остаются «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», где на одно место претендовали несколько десятков человек. Что ж, они действительно дают более широкие возможности в выборе будущей профессии».
Самым престижным вузам, которые имели право ввести дополнительный экзамен, удалось решить пресловутую проблему льготников – большая их часть отсеялась на дополнительном экзамене. Пример того, как этот экзамен повлиял на конкурс в вузах, можно увидеть на филфаке Санкт-Петербургского госуниверситета, где он был введен не на всех специальностях. Направление «Литература народов зарубежных стран» – не из самых престижных, но конкурс был наиболее высоким в университете: 67 человек на место. На том же филфаке, но на престижной «Лингвистике» он был в 10 раз меньше благодаря экзамену по иностранному языку.
 
 
Будни международных олимпиад
 
Из дверей легендарного МФТИ на тихую зеленую улицу летнего Долгопрудного вышел необычный человек. Вот уже полтора десятка лет он находит таланты и делает из них гениев. Назар Хангельдыевич Агаханов – главный по формированию, подготовке и выступлению национальной команды России на международных олимпиадах школьников по математике. Интервью с Агахановым – «Российские школьники заткнули за пояс умников из других стран» – публикует газета «Комсомольская Правда» от 16 августа.
«В МФТИ база подготовки команд по физике и математике, – объясняет Назар Агаханов. – Вот я сам, например, доцент института, а кроме того, лидер национальной команды школьников, председатель предметной комиссии по математике на Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) и еще много чего. Мы своих будущих олимпийцев присматриваем уже в 7-8-м классах. Они побеждают на региональных олимпиадах, звонят учителя: «Посмотрите, у нас способный мальчик появился». Знакомимся, а потом, если все в порядке, человек попадает к нам в команду. На олимпиаду от России едут только лучшие: за последние 6 лет мы выиграли 36 медалей. Без наград никто не вернулся».
«Как организована олимпиада? Страну – хозяйку соревнований утверждает координационный совет международных олимпиад за 3-4 года до ее проведения. Обычно ребята живут в отелях или студенческих кампусах. Условия там могут быть разные: где-то по двое в комнате живут, где-то все шесть человек вместе, едят в столовых, там для них накрывают «шведский стол». Проводятся экскурсии, посещают культурные мероприятия. Кстати, никакого вступительного взноса за участие в этом соревновании нет. Математическая олимпиада – самое старое международное первенство школьников, она проводится с 1959 года. В ней участвуют около 100 стран. Проведение международной математической олимпиады школьников – дело очень престижное. На церемониях открытия и закрытия присутствуют первые лица государства. Любой стране важно понимать реальный уровень лучших учеников по сравнению с иностранцами».

«Исторически сложилось так, что в команду приглашаются победители ВОШ предыдущего года, ученики 9-х и 10-х классов. Тогда у нас остается больше года на их подготовку. Из 30-35 человек отбираем 25 самых сильных и приглашаем их на зимний сбор. Они пишут несколько мини-олимпиад. По итогам половина отсеивается, 12 лучших становятся кандидатами в сборную. Потом летом собираем эту «великолепную дюжину» на три недели, опять сравниваем результаты и лучшую шестерку берем на олимпиаду».
«Я, как и все лидеры, прилетаю в город проведения за три дня до начала, занимаюсь оргвопросами, готовлю задания. Но основная работа лидера команды начинается после того, как ребята сдадут свои работы. Большинство заданий не на поиск ответа, а на «докажите, что...». Тут и текст доказательства надо перевести на английский, и помочь судьям интерпретировать то, что написали ребята. Иногда предложенное доказательство настолько оригинальное, что взрослые не сразу понимают мысль школьника. Моя задача – быстро сообразить, какой путь доказательства избрал наш участник, и донести идею до других взрослых».

Перед Назаром Агахановым лежит целая стопка бумаг с символикой соревнований юных математиков. 51-я Международная олимпиада по математике завершилась 14 июля в Астане. Ребятам досталось командное второе место – уступили только Китаю. По награде получили все: Виктор Омельченко, Станислав Ерохин, Марсель Матдинов и Василий Мокин привезли домой «золото», а Кирилл Савенков и Федор Ивлеев – «серебро». «Ребятам из Поднебесной обидно было проигрывать? Не особо. Китайцы почти всегда побеждают. У них очень хорошо наработана техника решения задач. У наших ребят намного лучше с фантазией, со смекалкой, они – большие специалисты по нетривиальным заданиям. Мы только дважды были первыми – в 1999 и 2007 годах. С Китаем тягаться очень трудно, мы в основном сражаемся за второе место с американцами. Участие в международной олимпиаде открывает перед ребятами дверь любого вуза. Кто-то потом приходит в науку, большинство находят работу в компаниях, получают хорошую работу и достойную зарплату. В этом году двое членов сборной планировали поступать на мехмат СПбГУ, еще четверо – в МГУ».

Директор Департамента общего образования Министерства образования и науки России Елена Низиенко: «Наши ребята очень успешно выступают на международных олимпиадах. За последние пять лет на них выступали 210 российских школьников. Наши команды по всем предметам, без учета этого года, завоевали 170 медалей: 89 золотых, 64 серебряные и 17 бронзовых. Обычно за год по всем предметам получается взять 33-36 медалей. В России существует уникальный опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и отбора талантливых детей – Всероссийская олимпиада школьников. Благодаря ей мы можем оценить степень одаренности многих миллионов детей, выявить самых талантливых и помочь им добиться успеха в жизни».
 
 
Школа сегодня безопаснее
 
В преддверии нового учебного года родителей волнует проблема безопасности учебных заведений, порог которых с 1 сентября вновь перешагнут их дети. Готовы ли новосибирские школы обеспечить безопасный учебный процесс и каким образом это будет осуществляться, за «круглым столом» обсудили члены родительских комитетов, представители пожарной службы, частных охранных предприятий и чиновники от образования. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 12 августа в статье «Школа: зона безопасности».
 
Общий уровень пожарной безопасности школ нашей области начальник Управления Государственного пожарного надзора Николай Фролов оценил как приемлемый. Пожары в школах Новосибирской области – дело довольно редкое. За последние несколько лет горела всего одна школа в Татарском районе, и при этом во время пожара никто не пострадал, так как он произошел в ночное время. Большая часть образовательных учреждений сегодня оснащена пожарными сигнализациями, кроме того, внутри каждой школы существует «институт ответственных лиц», что на деле означает, что каждый преподаватель знает, что надо делать в случае чрезвычайного происшествия. В начале каждого учебного года сотрудники пожарного надзора устраивают плановые учения, проводятся уроки пожарной безопасности. Серьезной проблемой Фролов назвал большое количество курящих детей, которые зачастую курят прямо в здании школы.
 
Уровень охраны учебных заведений в этом году также оценивается довольно высоко. Как известно, с 2007 года муниципалитет оплачивает услуги частных охранных предприятий во всех 229 школах Новосибирска, а до этого многие школы охранялись только в вечернее и ночное время, причем роль сторожей часто выполняли пенсионеры весьма преклонного возраста. Кроме того, каждая школа оснащена «тревожными кнопками», причем время прибытия сотрудников УВД равняется 3-4 минутам. Охранники имеют две основные обязанности: соблюдение пропускного режима и обеспечение эвакуации в случае чрезвычайного происшествия. Практика сотрудничества школ с ЧОПами дала резкий спад количества преступлений (вымогательств, продажи наркотиков), совершаемых незваными «гостями», раньше имевшими практически свободный доступ в школы. Правда, немного усложняет работу охранников обилие полномочий. Они не только обеспечивают безопасность, но и часто выполняют «воспитательную функцию», следят, чтобы зимой дети не выбегали на улицу без верхней одежды и шапок и т.д. В последние годы стало популярным оснащение школ системами видеонаблюдения. Сегодня видеокамеры размещены уже в 93 школах Новосибирска.
 
Одной из самых больших проблем, связанных с безопасностью, является защита детей от самих детей. В 2004 году Интернет был буквально наводнен огромным количеством видеороликов, запечатлевших драки и избиения, вспоминает Анна Чеботарева, начальник отдела ГУВД Новосибирской области по делам несовершеннолетних. Сегодня благодаря созданию института школьных инспекторов и активной работе школьных психологов количество преступлений и правонарушений, совершаемых в школах, заметно сократилось. В этом году в области несовершеннолетними было совершено 600 преступлений, из которых всего 25 произошли на территории школ, что говорит об эффективности работы школьных инспекторов. «Сначала я была против создания такого института, – вспоминает Чеботарева. – Присутствием милиционера в школе нельзя воспитать нормального ребенка, так как модель законопослушного поведения строится не на системе наказаний». Эту модель можно создать благодаря хорошему воспитанию в семье и профилактике преступлений в школе. Но практика работы инспекторов хорошо зарекомендовала себя, и сегодня в Новосибирской области работает 57 школьных инспекторов, из них 45 – в Новосибирске. Они имеют возможность углубленно заниматься конкретным учебным заведением, не только читать скучные лекции, но и проводить тренинги и ролевые игры.
 
 
Молодежи много, а работы нет
 
По данным Международной организации труда (МОТ), количество безработной молодежи в мире достигло рекорда – 80,7 млн человек. Это означает, что 13% экономически активного населения планеты в возрасте от 15 до 24 лет сидит без дела. В России эти цифры, к сожалению, еще выше. Аналитики видят главную причину в плохой системе образования и в самой структуре нашей экономики, где молодым, как ни странно, зачастую просто не находится места. О проблеме – газета «Новые Известия» от 16 августа в статье «Сидят сложа руки».
 
Международная организация труда ведет «молодежную» статистику с 1991 года. В 2007-м, до начала мирового финансового кризиса, уровень безработных среди этой возрастной группы в мире достигал 11,9%, но затем вырос до 13%. Если выразить этот процесс не в процентах, а в абсолютных цифрах, то динамика окажется еще нагляднее. В 2007-2008 годах прирост молодежной безработицы составил 1,1 млн, а в 2008-2009-м – уже 6,7 млн. Таким образом, двухлетний итог – 7,8 млн человек новых нетрудоустроенных молодых людей. Это самый высокий показатель за всю историю исследований.
В развитых странах и государствах Евросоюза в будущем году прогнозируется снижение молодежной безработицы на 0,9 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом. Однако, как уверяют специалисты, это почти не окажет никакого влияния на ситуацию в целом, поскольку в минувшем году молодых безработных там было 17,7%, а это критически много.
«Финансовый кризис еще раз показал, насколько плохо защищены молодые работники на рынке труда», – говорится в докладе МОТ «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году». Авторы исследования убеждены: «Если лишить их надежды, эти молодые люди могут оказаться буквально вытолкнутыми с рынка труда, тем самым существенно снизив экономический потенциал своих стран». Как отмечают эксперты МОТ, девушкам найти работу труднее, чем юношам. В 2009 году «женская» молодая безработица составила 13,2% по сравнению с 12,9% «мужской». И этот гендерный разрыв сохраняется в течение последних лет.

В России во время кризиса именно выпускники вузов оказались самыми уязвимыми на рынке труда, и ситуация с течением времени, к сожалению, не выправляется. По данным Росстата на июнь этого года, молодежь в возрасте до 25 лет составляет среди безработных 27,8%. В среднем среди наших граждан в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составляет 16%, то есть он больше общемирового. Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгений Гонтмахер видит главную причину такого положения дел в РФ в плохой системе образования и в самой структуре нашей экономики, где молодым, как ни странно, зачастую просто не находится места. «У нас не берут на работу молодых и людей предпенсионного возраста, – рассказал эксперт. – В мире это тоже есть, но в меньшей степени. Наиболее желательны на рынке труда люди среднего возраста, которые здоровы и активны, в то же время имеют определенный опыт. Однако наша особенность в том, что российская система подготовки кадров не соответствует современным потребностям рынка труда».
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов отмечает, что многие молодые люди до кризиса работали или проходили стажировку на тех должностях, которые в первую очередь и сократили. «Это некие офисные работники, то есть те, кто не был занят в реальном секторе производства, – пояснил эксперт. – Когда рецессия заканчивается и начинается экономический рост, в первую очередь трудоустраиваются не молодые, а работники с опытом. Это правило». Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, как пойдет экономическое восстановление.

 
 
Кому достанутся 150 миллионов?
 
Стартовала вызвавшая много шума и споров программа по привлечению в российские вузы научных «звезд». На призыв Минобрнауки участвовать в конкурсе отозвалось более 500 ученых, среди которых немало с мировым именем. По задумке авторов новой программы, в российские вузы должна прийти наука мирового уровня. Чтобы ее заманить, выделена беспрецедентная сумма в 12 миллиардов рублей, а каждый из победителей конкурса получит 150 миллионов рублей. Он обязан в течение двух лет создать в одном из российских вузов лабораторию мирового уровня, где ежегодно работать не менее четырех месяцев. Простой расчет показывает, что победителей должно быть около 80 человек. Их имена назовет группа экспертов. Конечно, всех волнует, а судьи кто? Ведь наши конкурсы, как правило, вызывают множество вопросов, подозрение в предвзятости и келейности. На этот раз все должно быть «как у людей», как это принято на Западе, считает «Российская газета» и публикует 10 августа статью «Из академиков в кандидаты».
 
Впервые в экспертизе помимо отечественных ученых будут участвовать и авторитетные зарубежные специалисты. Причем один том заявки обязательно должен быть подготовлен на английском языке. Чему отдается предпочтение? «Эксперты в первую очередь будут обращать внимание не на то, какие исследования будут проводиться в вузе под руководством приглашенного ученого, – заявил заместитель директора департамента международной интеграции Минобрнауки Игорь Проценко. – Главный критерий – удастся ли сформировать в вузе лабораторию мирового уровня и обеспечить ее дальнейшее развитие после завершения проекта. Проект должен обеспечить модернизацию вуза в целом, помочь совершить качественный скачок в развитии».
Из 517 заявок 129 пришли из-за границы. Среди желающих есть настоящие «звезды». Это наши соотечественники, сделавшие за границей себе имя в мировой науке, к примеру, Павел Певзнер, Глеб Сухоруков, Владимир Винокур, Александр Кабанов, Борис Животовский и т.д. С ними будут соперничать тоже ставшие кандидатами на победу в конкурсе известные российские академики, скажем, Владимир Фортов, Александр Чубарьян, Николай Добрецов, Владимир Дебабов, Эрик Галимов, Дмитрий Кнорре и т.д. Лидеры по числу приглашенных варягов очевидны: МГУ, Московский физтех, Санкт-Петербургский и Новосибирский госуниверситеты, Томский государственный и политехнический университеты.
 
 
Родители хотят, чтобы школа давала хорошее образование
 
Социологи попытались выяснить, какие качества наши соотечественники хотят воспитать в детях и каким представляют их будущее. С этой целью аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Результаты – в статье «Какими мы хотим видеть своих детей?», опубликованной в газете «Трибуна» от 12 августа.
 
Опрос показал: важнейшие для россиян – качества, помогающие удачно устроиться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе. На первом месте – «умение добиваться своих целей». Его назвали около половины россиян (48%). На втором месте – «чувство ответственности» (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми, – хорошие манеры и умение общаться (их назвали более трети опрошенных). Далее – «добросовестность в работе» (30%). Примерно на одном уровне оказались такие отчасти противоположные качества, как «терпимость к людям» и «умение постоять за себя» (29% и 28% соответственно). Реже всего опрошенные упоминали верность и преданность (12%), веру в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%). Очевидно, по их мнению, эти качества не способствуют удачному устройству в жизни.
В чем, по мнению россиян, главная задача общеобразовательной школы? 57% наших соотечественников видят ее в том, чтобы научить детей думать, привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Женщины в основном хотят, чтобы школа давала хорошее образование и воспитывала общую культуру (63%), умение создавать семью и вести домашнее хозяйство (29%), дисциплину (21%), умение чувствовать прекрасное (14%), а также способность себя материально обеспечить (25%). Мужчины чаще отвечают, что в задачи школы входит воспитание людей думающих и ответственных (61%), трезво оценивающих ситуацию (32%) и патриотов (32%). Россияне 18-24 лет чаще считают, что школа должна научить чувствовать прекрасное (17%), в то же время трезво смотреть на жизнь (37%) и уметь обеспечить свое благосостояние (31%).
Участникам опроса задали вопрос, кем они хотели бы видеть своих детей в перспективе. Наиболее востребованными оказались профессии юриста, экономиста, финансиста, программиста и специалиста по высоким технологиям. На втором месте профессия врача. Чаще других ее называют женщины (28%), россияне 25-39 лет (25%), с низким уровнем доходов (26%), а также жители сел (25%). На третьем месте занятие бизнесом. Оно больше по душе мужчинам (19%), респондентам 25-39 лет (22%), с высшим образованием (21%), низким потребительским статусом (19%), а также жителям городов с населением от 100 тыс. человек и более (24%). Профессии квалифицированного рабочего отдают предпочтение респонденты старше 55 лет (22%), со средним образованием (25%), низким уровнем дохода (23%), а также жители небольших городов и сел (по 18%). А в конце списка профессии малоприбыльные – школьного учителя, фермера, священника.
 
По мнению ученых, при выборе профессии для своего ребенка участники опроса чаще всего исходят из того, сможет ли она приносить стабильный и гарантированный доход, а также, считается ли такая работа достойной. Словом, констатируют социологи, в воспитании детей и планировании их будущего наши соотечественники в большинстве случаев проявляют здоровый прагматизм.