ОБЗОР ПРЕССЫ № 373

12 августа 2010
Изменяется закон «Об образовании»
 
«Российская газета» опубликовала Закон о внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», а именно в 5-й пункт 55-й статьи. В ней говорится о правах работников образовательных учреждений и мерах их поддержки. В пятом пункте речь идет о сокращенной рабочей неделе – в 36 часов, о минимальном сроке отпуска и праве не реже одного раза за 10 лет непрерывной работы устраивать себе длительные – до года – каникулы. Об этом – в заметке «Каникулы на год», опубликованной в «Российской газете» от 30 июля.
 
Теперь пятый пункт дополнится еще одним абзацем – о том, что учителя имеют право не реже чем раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации, чтобы повысить свой уровень как специалиста в том или ином предмете. Изменения вступают в силу с 1 января 2011 года. Они приводят закон в соответствие с приказом Министерства образования и науки, по которому каждый учитель обязан проходить аттестацию и подтверждать свой уровень раз в пять лет. До сих пор это было делом добровольным. Теперь – обязательство. Которое как раз и является мощной, по мнению сотрудников Минобрнауки, мотивацией к повышению квалификации.
 
«Есть квалификационные требования к педагогу. И он в каждый момент своей работы в школе должен этим требованиям соответствовать, – говорит директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. – Это будут проверять региональные аттестационные комиссии. В форме собеседования или даже письменного экзамена. После такого экзамена педагогу выдадут аттестационный лист, где будет записано: «Прошел аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности» или «Присвоена такая-то квалификационная категория».
 
Российское образование: студентов много, а качество страдает
 
Пока еще большинство стран мира рассматривает Россию как государство с хорошей системой обучения. Однако ведущие отечественные вузы с каждым годом теряют глобальные рейтинги и все больше отстают от лидеров, считает газета «Московский Комсомолец», и публикует 3 августа статью «Фабрика “синих” дипломов».
 
Изменение характера производства вызвало несколько важных процессов в образовательной индустрии. В первую очередь резко возросла массовость: за последние 15 лет количество студентов в мире увеличилось в 2 раза. Поскольку традиционные вузы и университеты не справляются с этим наплывом, большая доля образовательного рынка достается альтернативным организациям. За последние 20-25 лет создано около 2 тыс. частных учебных заведений. В развитых странах четко просматривается тенденция по построению непрерывной образовательной системы. Только в США на переподготовку кадров ежегодно расходуется $70 млрд. А у нас – $300-350 млн. Вторая тенденция: происходит глобализация образовательного процесса. В развитых странах она проявляется еще более ярко. Мировой рынок экспорта образования оценивается сегодня в $50 млрд. А ведь еще 15 лет назад ничего похожего не было. В-третьих, нарастает конкуренция образовательных стандартов. Сегодня они все больше определяются не национальными традициями, а ведущими мировыми образовательными центрами. Именно из этих мест выходят современные представления о том, как и чему следует учить. И тот, кто первый выпускает подобные документы, выигрывает в конкурентной борьбе.
На это все налагается рост мобильности людей. За 7 последних лет она удвоилась. И Россия все больше отстает от других государств даже по сравнению с СССР. Если Советский Союз контролировал 2% мирового рынка экспорта образования, то сегодня только 0,1%. США – 27%, Великобритания – 14%, Германия – около 8%. В долгосрочном плане России нужно выходить на уровень 5-7%. Но для этого нужно проделать немалую работу. Наше правительство с гордостью рапортует, что все больше школ подключено к Интернету. Это, безусловно, положительное явление. Но важней другое – изменение самого характера преподавания. Если раньше учитель в первую очередь являлся проводником информации для учеников, то сегодня она широко доступна.
На фоне этих тенденций Россия выглядит не лучшим образом. Нам следует срочно изменить некоторые положения. В частности, правила призыва в армию очень существенно оказывают воздействие на конфигурацию системы высшего образования. И в первую очередь на то, кто и зачем поступает в аспирантуру. Еще одна проблема – образовавшийся примерно в 15 лет разрыв в профессорско-преподавательском составе. В 90-е годы наиболее активная его часть ушла в бизнес или отправилась в поисках счастья за границу. Сейчас положение улучшается, но пока «поколенческий» пробел не ликвидирован. И он не исчезнет до тех пор, пока социальные и материальные мотивы превалируют над учебными и научными.
 
Сегодня в стране в сфере высшего образования возникла парадоксальная картина. Мы являемся мировыми лидерами по количеству студентов на 10 тыс. населения. Более 90% выпускников школ поступают в вузы. Вроде бы этому можно только радоваться. Но неотрегулированность структуры высшей школы приводит к серьезным искажениям в подготовке специалистов, к низкому качеству обучения. Эти тенденции приводят к важному институциональному сдвигу. За последние 10-20 лет все развитые страны реализовывали программы по изменению структуры своего образования. Начался второй этап автономизации университетов. Как известно, первый проходил 200-250 лет назад. Это меняет принципы управления высших учебных заведений, все большее значение приобретают попечительские советы.
Другой тренд – возрастающая профессионализация высших учебных заведений. В большинстве стран меняются схемы финансирования университетов. Упор делается на детальное таргетирование. В нашем случае это нормативно-душевое финансирование. Причем в России этот принцип гораздо больше применяется в средних школах, чем в системе высшего образования. Во всем мире распространена практика кредитования получения высшего образования. В России она находится в зачаточном положении. Развитию этого направления мешают не столько высокие проценты по кредитам, сколько неструктурированность образовательной системы. Правда, был принят закон о структурных изменениях при переходе на двухуровневое образование. Это обстоятельство способно оказать положительное влияние на его кредитование.
Но одними финансовыми изменениями значение закона не исчерпывается. В последние годы в развивающихся странах, особенно в Бразилии, Китае и Индии, власти предпринимают большие усилия по продвижению крупных образовательных проектов. И Россия движется в целом в том же направлении. Первой ласточкой на этом пути является придание иного статуса двум крупным университетам – в Ростове-на-Дону и Новосибирске. Все это знаменует поворот к иному образовательному процессу. На протяжении последних 200-250 лет университеты являлись индустриальными фабриками массовой подготовки специалистов. Сегодня университеты мирового класса сочетают исследовательские работы, увязанные с учебным процессом. А результаты их работы оцениваются по тем успехам, которые достигают их выпускники, а не по количеству выданных дипломов.
Базовые слова абитуриентской кампании – «высокобалльник» и «олимпиадник»
 
Информацию о всех призерах олимпиад с указанием набранных ими баллов по ЕГЭ надо сделать открытой, считает «Независимая газета», и публикует 4 августа статью «Пожалуйте в вуз с черного хода». В то время как студенты сдавали ЕГЭ и подавали документы в вузы, Союз российских ректоров и Рособрнадзор вели тайную, переходящую временами в явную борьбу за право считать предложенный ими способ поступления в вузы наиболее рациональным.
 
Первую сессию в вузах «завалили» почти в два раза больше студентов, поступивших по результатам олимпиад, чем зачисленных с высокими баллами ЕГЭ, заявила на днях глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Несколько ранее президент Союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий сделал заявление иного рода. Он рассказал, что студенты, поступившие в вузы по итогам олимпиад, показывают стабильно лучшие результаты в университетах, чем те, кто поступил на общих основаниях по ЕГЭ. Олимпиадники более готовы к исследовательской работе и неординарно мыслят. По словам Виктора Садовничего, в июле стартовала уже вторая по счету волна вузовского мониторинга учебы студентов-первокурсников в выборочных высших школах РФ, итоги которой будут доведены до населения. Рособрнадзор же ссылается сегодня на свой мониторинг успеваемости первокурсников. Эксперты сравнили результаты первой сессии тех, кто поступил в прошлом году с высокими баллами по ЕГЭ и по итогам олимпиад. По данным Рособрнадзора, общее число первокурсников высокобалльников и олимпиадников, имевших «хвосты» и отчисленных после первой сессии в этих вузах, – около 350 человек. Из 334 человек, имеющих задолженности после первой сессии, 129 высокобалльников и 205 олимпиадников. И еще более серьезным аргументом оказался удар по МГУ и его главному факультету. Среди отчисленных с мехмата после первой сессии «егэшников» с высокими баллами в два раза меньше, чем призеров и победителей олимпиад, объявила Глебова.
 
Подноготная этой войны «мониторингов» понятна: Союз ректоров бьется за право самим отбирать себе студентов через расширение олимпиадного движения, а Рособрнадзор – за право перенаправить эту функцию отбора другим, как они считают, – независимым структурам по проведению ЕГЭ. В самый разгар вступительной кампании и этих «соревнований» вдруг случается «раскол» в среде ректоров. Еще в прошлом году ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров возмутился «достижениями» олимпиадников, которые при первой же проверке не подтвердили свои высокие результаты. Некоторые престижные вузы, такие как МГИМО, после выступления Эскиндарова еще более утвердились в решении принимать к себе только по результатам собственных олимпиад, выразив тем самым недоверие коллегам... Сегодня Михаил Эскиндаров опять комментирует огромный наплыв в его академию призеров и победителей олимпиад – почти 1,5 тыс. человек. По словам Михаила Эскиндарова, сертификаты некоторых из этих абитуриентов вызывают явное недоверие. Есть такие призеры, у которых экзамен по этому же предмету сдан всего на 25 баллов! И, по словам ректора, олимпиады по-прежнему проводят организации, не имеющие никакого отношения к образовательному процессу.
 
Принимая ситуацию прошлого года во внимание, РСР еще в начале мая решил опустить уровни некоторых олимпиад. Была сделана попытка их справедливого ранжирования. Если в прошлом году помимо Всероссийской олимпиады школьников, которая проводится по 21 предмету, прошло 120 вузовских олимпиад, то в этом году число интеллектуальных соревнований, проводимых вузами, сократилось до 87. Но, как говорит проректор ВШЭ Григорий Канторович, на деле произошло простое их объединение. Допустим, в МГУ имени М.В. Ломоносова и ВШЭ «ужались» именно таким способом. Зато с остальными «обществами» практически ничего не случилось.
 
Навести должный порядок в деле организации олимпиадного движения, считают наши эксперты, пока так и не удалось. «Чтобы успокоить общество, Совет по олимпиадам должен бы сегодня же вывесить список всех победителей и призеров с указанием места проведения олимпиады и количества баллов, набранных победителем по ЕГЭ, – сказал Григорий Канторович. – А компетентные органы должны разобраться, как троечник смог победить в честной борьбе. Если этого не сделать – лазейка для беспрепятственного прохождения в престижный вуз остается. Пусть и в руках уважаемых людей...» Увы, сегодня на сайте Российского совета по олимпиадам лишь перечислены звонкие имена организаторов и предметы, по которым школьники соревновались. Имена победителей и призеров, а уж тем более количество набранных ими баллов по ЕГЭ оказались зашифрованной информацией.
 
В то же время совсем разогнать олимпиадников нельзя. Президент РСР, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий напомнил, что задача олимпиадного движения гораздо шире, чем просто отбор талантов в престижные московские вузы. МГУ имени М.В. Ломоносова готов посредством выездных отборочных комиссий помочь вузам в регионах отобрать и взрастить у себя таланты. С Камчатки уезжает талантливая молодежь, чем ставится под угрозу срыва план быстрого введения альтернативного энергетического снабжения на Дальнем Востоке. Без молодежи пострадают биотехнические, информационно-вычислительные и телекоммуникационные проекты в Сибири, экологические программы и планы по новой энергетике на Севере, агроинженерия на юге, создание авиационных и космических технологий в других регионах. В то время как учеба в престижных московских вузах рассматривается абитуриентами и их родителями чаще всего как трамплин для дальнейшего растворения талантов на бескрайних заграничных просторах.
 
Итоги набора в НГУ
 
Скоро вчерашние абитуриенты станут полноправными студентами. О том, как проходила приемная кампания – 2010 в НГУ, ответственный секретарь приемной комиссии Георгий Шустов рассказал новосибирской газете «Навигатор» – в номере от 5 августа опубликовано интервью «Новые студенты НГУ».
 
Одним из самых значимых нововведений в этом году стало ограничение числа вузов и специальностей, выбираемых абитуриентом. Теперь выпускник может подать документы лишь в пять учебных заведений, на три направления обучения в каждом. Такое изменение правил приема могло стать причиной резкого увеличения количества поданных в НГУ заявлений – около девяти тысяч в этом году против шести с небольшим тысяч в прошлом. «В прошлом году не было вообще никаких ограничений, – рассказал Георгий Шустов. – Подавай документы во сколько хочешь вузов, на сколько хочешь специальностей – сплошная вольница. А в этом году, раз существует ограничение – всего три направления, значит, пишем три заявления, не меньше. Отсюда и рост числа заявлений – в среднем 2,3 от одного человека».
 
Что касается отдельных факультетов и направлений, определить, какой из них более или менее популярный, достаточно сложно – ЕГЭ сделал выбор слишком легковесным. Абитуриенты прошлых лет обычно хорошо представляли, какие именно направление и специальность им нужны, и готовились к вступительным экзаменам основательно и заранее. Сегодня же школьники не всегда точно знают, чему учат на том или ином факультете. В заявлениях фигурируют, например, рекламное дело, регионоведение, PR, а ведь в Новосибирском государственном университете таких специальностей не существует. Бывает, что абитуриент просит принять его на какую-то определенную кафедру, не зная, что кафедры приема не ведут – специализацию студенты получают уже в процессе обучения. Еще одной приметой приемной кампании – 2010 стал наплыв победителей олимпиад. Например, на факультете информационных технологий количество поданных заявлений от олимпиадников примерно втрое превышает количество бюджетных мест, которых всего 55. Похожая ситуация складывается на медицинском факультете – на двадцать мест около трех десятков заявлений от одних только победителей олимпиад. Еще одним «модным» направлением стала прикладная математика на механико-математическом факультете. Что делать с таким количеством олимпиадников?
 
«Собеседование проводить нельзя, так что мы градуируем заявления в зависимости от уровня олимпиады, – отвечает Георгий Шустов. – Победители всероссийских олимпиад как были штучным товаром, так им и остались, но согласно решению Российского союза ректоров существует еще больше восьмидесяти разных олимпиад, и каждая не по одному предмету. Так что победителей действительно очень много. С одной стороны, хорошо, что есть какая-то альтернатива ЕГЭ. С другой стороны, получается так, что если взять еще и льготников, непонятно, есть ли шансы поступить у человека, сдавшего ЕГЭ на хорошие баллы. Количество олимпиадников, как видим, растет, а вот число бюджетных мест, увы, неуклонно сокращается». В этом году их стало меньше еще на полсотни, а это, по словам Георгия Шустова, всегда болезненный процесс. Страдают те направления, которые традиционно пользуются большим спросом, или те, на которых бюджетных мест и без того мало. Например, востоковедение лишилось двух бюджетных мест – казалось бы, немного, но ведь их всего семь. В этом году меньше их стало на гуманитарном, экономическом и юридическом факультетах. Мехмат, физфак, геолого-геофизический и факультет информационных технологий пока не пострадали. Зато открыл свои двери для абитуриентов новый факультет – философский, туда добавлено 15 бюджетных мест. Несмотря на увеличение числа заявлений, приемная комиссия справилась со своей работой. Десяти операторов и пяти экспертов оказалось достаточно: в самые тяжелые дни, когда количество поданных заявлений превышало 800, очередей удалось избежать.
 
Новосибирские вузы на демографию не жалуются
 
«Абитуриентская страда – 2010»: мифы и реальность» – статья с таким заголовком продолжает тему абитуриентской кампании на страницах газеты «Вечерний Новосибирск» от 5 августа.
 
В российских вузах завершилась первая волна зачисления. Если вуз не набрал студентов и во вторую волну, ему разрешат продлить прием до сентября. Похоже, к этой мере вряд ли прибегнет хоть один новосибирский университет, а вот в Москве... «Из-за резкого снижения рождаемости в начале 90-х конкурса в вузы практически нет, – Интернет нагнетает ажиотаж: сразу несколько его изданий опубликовали это сообщение. – Это приведет к тому, что вузы страны не смогут обеспечить набор абитуриентов, а следовательно, обеспечить работой всех преподавателей». Москвичи, как водится, продолжают отождествлять себя со всей страной. Им по-прежнему кажется, что любая проблема златоглавой имеет общероссийский масштаб.
 
Между тем в других городах ни один из вузовских преподавателей из-за возможного недобора студентов на биржу труда не собирается. В эти дни официальные сайты новосибирских вузов поместили полный пофамильный перечень лиц, зачисление которых на первый курс рассматривается приемными комиссиями. И речь не идет о поголовном зачислении всех желающих. Более того, в ряде вузов говорят о рекордных показателях численности абитуриентов. Любопытно сравнить картину приема студентов в разных новосибирских вузах.
 
В НГУ, как обычно, все по большому счету. Число абитуриентов, согласно опубликованным данным приемной комиссии университета, выросло на пятьдесят процентов по сравнению с прошлым годом. На некоторые специальности конкурс превышает полста человек на место, притом что плата за обучение порой подбирается к ста тысячам в год. Схожие тенденции вступительных кампаний наблюдаются и в других крупных вузах города. По словам ответственного секретаря приемной комиссии Новосибирского государственного педагогического университета Натальи Брагиной, нынешний год стал рекордным по количеству поданных заявлений – всего подано 11 541 заявление, на десять процентов больше, чем в прошлом году. «По количеству абитуриентов мы не почувствовали спада, – заявила она. – Более того, в этом году их количество увеличилось примерно на 100 человек. Резкий рост количества заявлений связан с тем, что абитуриенты стали менее разборчивыми в выборе образования – многие используют свое право поступать в несколько вузов одновременно по максимуму».
 
Ответственный секретарь приемной комиссии Аграрного университета Егор Лейболт называет в качестве особенностей нынешнего набора, во-первых, появление новых специальностей, а во-вторых, несоответствие некоторых данных реальному положению дел. «По статистике, конкурс среди желающих обучаться по специальности «финансы и кредит» на бюджетной основе составляет 77,67 человека на место, – приводит он пример. – На самом деле ситуация такова, что много абитуриентов, подавших документы, предоставили в приемную комиссию их копию, т.е. пробуют поступить в другие вузы. То же и с юриспруденцией – 76 с половиной человек на место». Самые востребованные среди будущих аграриев специальности – в биолого-технологическом институте университета. Нынче здесь открыли новое направление подготовки специалистов: «товароведение и экспертиза товаров» с областью применения «продовольственные товары». А еще одна новая специальность – в агрономическом институте: «садово-парковое и ландшафтное строительство».
 
В Сибирской государственной геодезической академии самые популярные среди абитуриентов специальности – «городской кадастр» и «благоустройство». На первую подали заявление 348 человек, на вторую – 209. Ответственный секретарь приемной комиссии СГГА Светлана Дышлюк подчеркивает, что пятьдесят процентов абитуриентов подали в приемную комиссию подлинники, т.е. целенаправленно решили поступать именно сюда. Их ожидают здесь 529 бюджетных мест – на семь больше, чем в прошлом году.
А вот в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете ситуация несколько иная. Ответственный секретарь приемной комиссии НГАСУ Ирина Макаренко приводит такие цифры: «На семьсот бюджетных мест было подано 3252 заявления, что почти в три раза меньше, чем в прошлом году. В 2009 году некоторые абитуриенты подавали заявления на 14 специальностей из 17 возможных, благодаря чему общее количество заявлений составляло около 6000. В этом году в нашем вузе стало на 22 бюджетных места меньше». Тем не менее общая картина в вузах города очевидна: о недоборе речи нет. И можно даже говорить о том, что абитуриенты, держа в запасе три-четыре варианта «на всякий случай», с основным местом учебы определились заранее.
 
Чтение летом: зачем и как
 
«Что делать, чтобы ваш ребенок читал книги – хотя бы в летние каникулы» – практические советы родителям дает газета «Труд» от 28 июля.
 
Лето, каникулы – самое время взяться за книги. Так думают большинство родителей, но отнюдь не детей. Эксперты призывают родителей не отчаиваться. «Хотеть за кого-то, как правило, бесперспективно, – комментирует Ирина Галахина. – Важно настроиться не на достижения ребенка – сколько он прочитал, – а на его желания и интерес». Конечно, стоит вспомнить простую истину, что в читающей семье и дети читают. Но дело порой не только в этом. Современные технологии позволяют за короткий срок получить материал по интересующей теме, не говоря о том, что общение с компьютером и телевизором кажется детям ярче и интереснее. Еще бы: готовые картинки, которые легко раскрасить буквально одним движением, готовые миры, в которые легко погрузиться. Но это лишь с одной стороны. Все эти образы кто-то уже придумал. А книга позволяет фантазировать самому. Именно такой акцент полезно делать родителям. Чтобы дети почувствовали вкус к чтению, хорошо использовать как раз то, к чему они успели привыкнуть, – яркие образы. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями, вместе рисуйте любимых персонажей, и тогда собственные образы станут интереснее, а процесс чтения – увлекательнее. Можно сравнивать книгу с мультфильмом или компьютерной игрой: «А как ты представлял себе этих героев?» Полезно искать пересечения не только на экране, но и в жизни – например, в повадках собственного котенка и животных, описанных в рассказе.
 
Из списка «обязательной» литературы выбирайте произведения, которые могут ребенка заинтересовать. Не помогает? Тогда переходите на позицию «вместе»: «Мне тоже не очень нравится, но вместе-то осилим».
«Современные дети любят аудиокниги. Иногда они легче соглашаются послушать произведения по школьной программе, чем читать, – рассказывает Елена Закатова. – Если ребенок любит компьютер, позвольте ему прочитать какую-то часть списка на лето на экране монитора. Хороший стимул для подростков – подарить электронную книгу. Это позволяет им почувствовать себя взрослыми, продвинутыми и при этом вернуть интерес к процессу чтения». А тем, кого трудно отвлечь от компьютерной игры, для начала можно предложить увлекательные истории про игру, например «Призрак сети», «Гений поневоле» Т. Крюковой.
 
Нередко родители знают, как важно приучить ребенка читать, но забывают поговорить о прочитанном. В то же время именно обсуждения помогают детям не только усвоить информацию и научиться выражать свои мысли, но способствуют тому, чтобы взрослые лучше понимали своего ребенка. Есть статистические данные («Левада-Центр»), что снижение интенсивности чтения школьников к 9-му классу связано не только с интересом к кино, компьютеру, общению со сверстниками, но и с обострением личностных проблем, ухудшением отношений с родителями. Эти данные еще раз подтверждают, как необходимы доверительные разговоры с детьми, хорошим мостиком к которым нередко становится обсуждение той или иной книги.
Когда в доме не сложилась традиция семейного чтения (кстати, никто не мешает начать в каникулы), у детей далеко не всегда возникает желание поговорить о книге сразу. Да это и необязательно. В жизни всегда всплывают похожие темы, которые помогут начать разговор.
 
Ирина Галахина советует: «Обсуждая произведение, гораздо важнее спросить не только о том, что ребенок прочитал, но и о том, что его затронуло, какие интересные моменты. Такие разговоры подарят вам минуты близости и помогут ребенку лучше понять самого себя». «В работе с современными детьми и подростками приходится сталкиваться с тем, что у них часто происходит как бы застревание, фиксация на какой-то истории, которая их эмоционально затрагивает. Хорошо, если родителям или специалисту удается переключить школьника. Однако не менее важно задуматься о том, почему тот или иной сюжет произвел на ребенка такое мощное впечатление, – объясняет Елена Закатова. – Обычно это помогает понять, какой внутренний конфликт или фантазия мучает ребенка». «Постарайтесь воздержаться от комментариев типа «это ерунда», – советует Ирина Галахина. – Лучше расспросите, что именно ребенка увлекает, какие черты героя ему (ей) больше нравятся, к какой он (она) идет цели. Если услышать о сути переживаний, то понять и откликнуться проще». Иногда хочется убежать в мир фантазий и спрятаться в нем с головой. Там много интересных событий, и даже самые сложные проблемы решаются волшебным образом. С одной стороны, это очень важно – видеть пример того, что из любой ситуации можно найти выход. Но, с другой стороны, если прятаться от собственных проблем, то они так с тобой и останутся. Об этом полезно говорить с детьми.
 
Елена Закатова, клинический психолог центра «Псиспектрум»: «Книга вернее становится частью жизни, когда она не оторвана от других видов познавательной и творческой деятельности, а переплетается с ними. Читая стихи о природе, понаблюдайте с детьми за явлениями живой природы. Послушайте песенку на знакомые стихи. Вечером на даче хорошо устраивать семейные чтения. Замечательно, когда в них также участвуют бабушки и дедушки. К сожалению, сегодня забыта замечательная традиция театрализованных представлений. А между тем они воспитывают любовь к чтению, классической литературе и позволяют превратить чтение в гораздо более увлекательный процесс». Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека»: «Начните с маленьких историй, чтобы у вашего ребенка был повод гордиться собой: «Я целую книжку прочитал». Не противопоставляйте чтение другим увлечениям. Не выключайте телевизор или компьютер со словами «лучше книжку почитай». Объясните: вы выключили телевизор потому, что он его уже долго смотрит. Прежде чем восклицать «Почему не читаешь?», вспомните, как часто открываете книгу вы сами. Нечасто? Тогда отправляйтесь в этот путь вместе».