Фильтр между ребенком и информацией
Сейчас наши дети имеют доступ практически к любой информации, даже к совсем «недетской». Чтобы этого не допустить, 11 июня 2010 года Госдума приняла Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – он вступит в силу 1 сентября 2011 года. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 29 июня в статье «Информация – детям не игрушка».
Контролировать потоки информации будут эксперты – они будут решать, причиняет ли какая-то информация вред детям или нет. Интересно, как они будут следить за всем? Пока что функции «экспертов» выполняют сами родители. «Этот закон действительно необходим, – говорит председатель Новосибирского отделения «Федерации психологов образования России» Илья Вотчин. – На определенных стадиях развития ребенок психологически не сможет воспринять информацию, не предназначенную для его развития. Информацию ребенку нужно преподносить дозированно, иначе может возникнуть информационная перегрузка эмоциональной сферы. А следствием этого могут быть агрессивное поведение, приступы, судороги. Нужно еще помнить, что ребенок всему подражает и может спародировать все, что увидел. Поэтому информационная бесконтрольность может привести к росту процента подростковой преступности».
«Плохую» информацию можно получить из нескольких источников. Первый и самый большой из них – это, конечно, Интернет. Это самая бесконтрольная сфера. В процессе поиска информации для учебы ребенок может натолкнуться на рекламу пива или еще чего похуже. А ведь бывает и такая реклама, которая открывается не по ссылке (есть право выбора – кликнуть или не кликнуть), а «вылезает» сразу при входе на сайт. Второй источник – телевидение и кинотеатры. В будничное время могут показывать фильмы со сценами насилия.
«Если вы видели последнего Гарри Поттера, то, наверное, заметили, насколько жесток этот фильм, – говорит директор по рекламе кинокомплекса «АртСайн Синема Дистрибьюшн» Дмитрий Ким. – А ведь это считается детской сказкой. Или если раньше для меня «Чужой» был страшнейшим ужастиком, то теперь – комедия. Таким образом, нивелируется понятие насилия – на экранах оно становится обычным зрелищем. Нельзя допустить, чтобы у детей формулировалась такая неправильная картина мира».
Многие родители отключают «плохие» каналы, закрывают доступ в Интернет через компьютер и телефон. В результате в семье возникают конфликты. «Стараясь защитить свое чадо, родители вешают на него кучу запретов, – говорит педагог-психолог центра медико-социальной и психолого-педагогической помощи «Ассоль» Наталья Марченко. – Это приводит к конфликтам. Родители забывают, что для полноценного развития у ребенка должно быть право выбора. И при хорошем воспитании он сделает правильный выбор. На развитие ребенка влияют в первую очередь родители, а в последнюю – внешний мир. Поэтому вся эта «плохая» информация не принесет вреда, если объяснять, почему она плохая».
Однако многие родители уверены, что их детям просто не интересна такая информация, поэтому не надо ограждать их от нее. Тут существует и другая проблема – ребенок может не сказать, что случайно «видел программу странного содержания» или «побывал на том сайте». Однако нельзя говорить, что информация на него однозначно повлияла, – если не изменилось его поведение, значит, она его не тронула. Если рассуждать логически, то так или иначе ребенок увидит «плохую» информацию. Поэтому закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию», хоть и полностью не оградит детей от вредоносной информации (если ребенок захочет – все равно найдет), но создаст условия, в которых можно ограничивать поток такой информации. При должном внимании родителей «плохая» информация не проникнет в «детский мир». Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», запрещает распространять информацию среди детей:
– провоцирующую детей на потенциально опасные поступки;
– содержащую ненормативную лексику;
– содержащую жестокость и сцены насилия;
– побуждающую к употреблению наркотиков, табака, алкоголя;
– побуждающую к участию в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
– криминального и эротического характера;
– дискредитирующую семейные традиции.
Среднее специальное – быстрее и выгоднее высшего
Во время кризиса трудоустроиться по специальности может только один из десяти выпускников вузов. При этом такой счастливец должен иметь на руках диплом одного из лучших учебных заведений страны, а поступить в них становится все труднее. Те, кто недобрал баллов, поступают в никому не известные институты, образование получают сомнительное, а после выпуска почти со стопроцентной гарантией превращаются в безработных или работают не по специальности. На этом фоне выпускники колледжей и средних специальных учебных заведений оказались в очень выгодных условиях. Их пока настолько мало, что количество предложений о работе превышает спрос. Работодатели бьются за каждого сотрудника, переманивают их друг у друга деньгами или дополнительными стимулами вроде расширенной медицинской страховки. Рассказывает газета
«Труд» от 6 июля в статье
«В России среднее специальное образование получать выгоднее, чем высшее».
Поступить в ссуз все еще проще, чем в вуз: для этого хватит средних баллов, набранных за ЕГЭ. А в процессе обучения студент уже начнет работу. Попытаться стать студентом колледжа или техникума можно еще и потому, что сюда принимают и с не очень высокими баллами за единый госэкзамен: конкуренция в разы ниже, поступающих меньше. Еще один аргумент за поступление в ссуз – это большое количество бюджетных мест плюс невысокая стоимость обучения на платном отделении. Также выпускник колледжа или техникума может поступить на 2-3-й курс (в зависимости от программы специальности) вуза. И, наконец, большинство средних специальных учебных заведений принимают документы до 15 августа. Это то время, когда будут известны результаты конкурсов в вузы. И если кто-то из абитуриентов не увидит себя в числе студентов института, то еще будет время получить учебное место в этом году.
Буквально пять лет назад получить юридическое образование можно было практически в любом колледже или техникуме. Сейчас в Москве осталось совсем немного ссузов, где обучают правоведению или готовят секретарей суда, конкурс на эти направления обучения составляет от 2 до 7 человек на одно бюджетное место. После 11
класса учиться на специализациях придется почти два года. А работать потом можно дознавателем, младшим следователем, специалистом паспортного стола, помощником адвоката, юрисконсультом, специалистом в нотариальной конторе. Свои колледжи есть и в лучших юридических вузах – Российской правовой академии Минюста РФ и Московской государственной юридической академии.
Специальность «экономика и бухгалтерский учет» есть почти в каждом ссузе. Но если абитуриент выберет технический или пищевой колледж, то ему придется изучать еще и узкоспециализированные предметы. К примеру, основы производства или особенности организации труда в данном секторе. Поэтому если абитуриент хочет продолжить учиться после вуза на экономике в МГУ, ВШЭ или Финансовой академии, то лучше выбрать экономический или финансовый колледж. После окончания такого учебного заведения выпускник сможет работать секретарем, бухгалтером или даже экономистом на предприятии. Шанс поступить в подобный колледж достаточно высок. В колледже предпринимательства № 15 на экономике и бухучете 50 бюджетных мест. Для сравнения: лишь в очень крупных вузах вроде МГУ и ВШЭ бесплатных мест больше, в непрофильных высших учебных заведениях их обычно не больше 25.
Информационные технологии – самое популярное техническое направление на протяжении последних трех лет. В прошлом году на IT-отделение смогли поступить только отличники или твердые хорошисты. В этом будет подобная картина, поэтому желающим получить такое образование в вузе стоит подстраховаться и подать документы в колледж. Например, можно выучиться на техника по обслуживанию и ремонту компьютеров, администратора сети – программиста или веб-дизайнера. В дипломе у такого специалиста будет написано «компьютерный техник». Можно работать системным администратором, программистом, дизайнером и создателем сайтов. Парадокс, но на таких должностях часто работают и выпускники вузов, которые имеют квалификацию «инженер».
В колледжах есть много специальностей, связанных со строительством. Можно выбрать ландшафтный дизайн, строительство зданий или дорог, реконструкцию, проведение сантехнических и вентиляционных работ. Ссузы выпускают техников, которые могут работать прорабами. Или сотрудниками в офисе – такие специалисты занимаются оформлением документов и чертежей, составлением смет. Учиться в среднем специальном учебном заведении придется 2 года и 10 месяцев. В зависимости от того, где хочет работать абитуриент, можно выбрать колледж архитектуры и строительства № 7, колледж ландшафтного дизайна № 18 или Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева. В последнем есть достаточно интересная специальность «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов».
В Московском колледже градостроительства и предпринимательства направлений обучения очень много: «городские рельсовые и подъездные пути сообщения», «технология и организация строительства городских путей сообщения», «ремонт и содержание городских дорог и искусственных сооружений», «инженерные сети и оборудование территорий и стройплощадок», «сооружения и здания транспортного назначения», «ландшафтный дизайн». Студенты изучают технологию и организацию строительного производства, проектно-сметное дело, способы оценки рыночной стоимости в строительстве. Можно получить повышенный образовательный уровень, тогда придется учиться на год больше, зато квалификация будет не «техник», а «старший техник». Это влияет на зарплату специалистов, особенно в государственных организациях.
На бюджет поступить в колледж не слишком сложно – мест достаточно много. В колледже архитектуры и градостроительства № 7 на строительстве жилых и общественных зданий могут бесплатно учиться 25 человек, на реконструкции и технической реставрации зданий и сооружений – 15 человек бюджетников. Столько же на садово-парковом и ландшафтном строительстве.
Тем, кто хочет получить образование в медицинском училище или колледже, придется сдавать биологию и русский язык. И лишь на фармацию – химию и русский язык. Всего в Москве около 30 медицинских колледжей и училищ. В них готовят фельдшеров скорой помощи, медицинских сестер, акушеров, зубных техников, лаборантов и фармацевтов. «Удивительно, но найти работу медицинскому специалисту со средним специальным образованием гораздо проще, чем выпускнику медвуза», – сетует интерн стоматологического университета Юлия. Она поясняет, что после медицинского ссуза можно сразу пойти работать, а после высшего учебного заведения практически всегда надо продолжать образование в ординатуре или интернатуре.
Михаил, выпускник медучилища, сейчас учится в медицинском вузе и работает на «скорой». «Я получаю не менее 40 тысяч рублей в месяц, а мои однокурсники не могут работать по специальности – их ни на «скорую помощь», ни даже уколы делать в больнице не берут», – говорит он. Мало того что выпускники медицинских ссузов могут выйти быстрее на работу, так они еще и квалификацию повышают в два счета. Например, медицинская сестра за пару месяцев получает дополнительное образование по косметологии или массажу.
Бюджетных мест тоже много. В медучилище № 21 – 60 бюджетных мест на очное отделение, в медучилище № 19 – 60 мест на сестринском деле и столько же – на лабораторной диагностике.
Вузы СНГ приближаются к международным стандартам
Научно-техническое и инновационное развитие государств – участников СНГ и перспективы дальнейшего углубления интеграционного взаимодействия обсудили министры образования стран СНГ в Москве. Напомним, что, по оценкам ВТО, емкость мирового рынка образовательных услуг оценивается в 90 млрд долл. США. Всего в мире насчитывается свыше 3 млн студентов, которые обучаются в системе высшего образования других стран. Подробности – в статье «Дикий рынок отступает», опубликованной в «Независимой газете» от 14 июля.
Удельный вес иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ, составляет сегодня примерно 3% от общемировой численности иностранного студенческого контингента. В США такой показатель находится на уровне 22%, в Великобритании – 11%, Германии – 9%, Франции – 10%. Россия занимает среди ведущих стран мира, осуществляющих подготовку специалистов из-за рубежа, 8-е место после США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии и Китая. Более чем в 150 странах мира работают около 1 млн иностранных выпускников российских учебных заведений. 70% из них окончили учебные учреждения РФ. Сегодня иностранные граждане проходят обучение в 790 вузах на территории РФ.
Другое направление – обучение в филиалах российских вузов за рубежом. Сейчас действует 42 таких филиала. Особое место отводится российско-национальным университетам совместного ведения, открытым в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Одно из важных направлений по поддержке экспорта образовательных услуг – работа по признанию и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. За последнее время подготовлены и находятся в стадии согласования проекты межправительственных соглашений с Египтом, Индией, Македонией, Перу, Сербией. Прорабатываются проекты многосторонних международных договоров с государствами – участниками СНГ и государствами ШОС. В прошлом году подписаны соглашения в этой области с Италией, Туркменистаном, в начале 2010 года с Кубой, Венесуэлой, Вьетнамом.
Продвижение в русле Болонского процесса и вступление в ВТО обострит конкуренцию на образовательном поле. Поэтому РФ сейчас важно не потерять уже завоеванные позиции в странах СНГ. По признанию самих участников встречи в Москве, интерес к модернизации в РФ растет. В том числе к изменениям, проходящим внутри системы. К упорядочению системы иерархии вузов, к национальным проектам, к появлению новых типов высших школ (федеральные и научно-исследовательские университеты), образовательных центров, научно-инновационных комплексов. В общем, дикий рынок отступает.
Математика нужна для будущего
Как показывают социологические опросы, сегодняшние школьники мечтают стать банкирами, госслужащими и не желают идти в инженеры. Айтишные компании, испытывая дефицит кадров, решили вернуть любовь народа к точным наукам. В рамках эксперимента бизнесмены запустили интерактивный Интернет-ресурс «Учи математику!». Любой посетитель сайта сможет оценить свои математические возможности, а самые продвинутые – принять участие в олимпиаде. В этом году российские «олимпийцы» отправились в Альпы на встречу с французскими математиками, сообщает газета «Известия» от 30 июня в заметке «Силиконовые долины ждут математиков».
Сайт
www.UchiMatematiku.ru – для всех возрастов и профессий. Там можно пройти тестирование, чтобы определить, кем вы являетесь в математике – «учеником младших классов», «старшеклассником», «профессором». Есть специальный тест для школьников, которые уже выбрали профессию. Не важно какую: создатели теста пытаются доказать, что знание точных наук необходимо всем – политикам, актерам, журналистам. Даже будущим моделям: им предлагают рассчитать количество калорий в бутерброде.
Желающие могут попробовать свои силы в математической олимпиаде, задания для которой составили преподаватели МГУ. Соревнования проходят в несколько этапов – отборочные заочные туры, затем финальный экзамен в Москве.
«Хотим привлечь внимание школьников к науке, – объясняет вице-президент компании «Ситроникс», запустившей «математический ресурс», Ирина Ланина. – Мы столкнулись с кадровым голодом. Для работы на новом оборудовании требовалось найти около ста молодых специалистов с техническим образованием. В Москве таких набралось не больше десятка. Все выпускники технических вузов идут работать куда угодно, только не на производство. Наша сверхзадача – поднять престиж профессии инженера. Иначе лет через десять на инновационных производствах некому будет работать».
О едином научном пространстве СНГ
К 2012 году в СНГ будет создано единое диссертационное пространство. К такому выводу пришли участники XI конференции международной ассоциации государственных органов аттестации и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ) в Киеве. Подробности – в заметке «Высоколобых соберут в одно пространство», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 29 июня.
«Целостность научного пространства – непременное условие достижения высоких результатов в науке», – отметил премьер-министр Украины Николай Азаров в своем обращении к участникам ХI конференции МАГАТ, в которой принимали участие президент Национальной Академии наук Украины Борис Патон и другие видные деятели науки всех стран Содружества. На сегодняшний день любой доктор или кандидат наук из России, который отправляется работать по специальности в Украину, Белоруссию или Казахстан, перед началом деятельности должен пройти процедуру переаттестации в новой стране, то есть подтвердить соответствие своей ученой степени местным аттестационным нормам. После принятия решения о едином диссертационном пространстве кандидатские и докторские степени, полученные в одной республике СНГ, будут действительны и в других странах Содружества.
Единое диссертационное пространство позволит России активнее осуществлять интеллектуальный экспорт в республиках ближнего зарубежья, реализуя тем самым геополитические интересы нашей страны. Российские ученые и эксперты смогут стать научным стратегическим форпостом нашего государства в странах СНГ. Параллельно с этим, Россия сможет использовать и позитивный опыт наших соседей. Например, в Белоруссии существует программа поддержки молодых докторов наук до 45 лет, которые получают государственные стипендии, а диплом доктора наук лучшим соискателям вручает лично президент страны.
Для образования общего научного и, соответственно, диссертационного пространства члены МАГАТ уже приняли решение о создании единой номенклатуры специальностей научных работников, взяв за основу ее российский аналог. На Интернет-сайте МАГАТа уже к осени нынешнего года будут размещены нормативные документы всех стран СНГ в области аттестации, а также рефераты всех докторских диссертаций, защищаемых в странах Содружества. Кроме этого, руководство МАГАТа намерено обратиться в исполком СНГ с предложением установить во всех странах единый высокий статус ВАК с соответствующим законодательным оформлением. До конца 2010 года планируется создание единой базы данных всех ведущих ученых и экспертов СНГ, а также будет разработан проект Положения, в соответствии с которым будут создаваться межгосударственные специализированные диссертационные Советы.
Авторские размышления об образовании
Борис Владимирович Дубин – руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра, ведущий социолог чтения в РФ, аналитик образовательной сферы России и ее эволюции. Авторская статья Бориса Дубина «34% россиян с высшим образованием никогда не читали книг. И не хотят» опубликована в «Новой газете» от 28 июня.
С 1988 года Левада-центр (прежде ВЦИОМ) ведет мониторинг страны. В 1990-м 10% семей в СССР имели дома свыше 1000 книг. В 2005-м таких семей в РФ было 4%. В 2009-м – 2%. Совокупный тираж книг в РФ упал с 1990-го в 2,5 раза. Средний тираж издания – в 6,5 раза. В 2008-м 34% респондентов с высшим образованием вообще не читали книг. Никаких, никогда. Книги по специальности читали 18-19% «дипломированных». Книги о науке – 3-6% из них. Об IT-технологиях – 4-6%, об истории – 5-8%. Словари нужны 2-4% выпускников российских вузов. На иностранных языках систематически читал 1% населения РФ. (Хотя 9% публики отвечали, что владеют английским, – и это огромный сдвиг в умах!)
Лишь 8% людей с высшим образованием и 6% 18-24-летних россиян читают больше 5 книг в месяц. 6% респондентов читают в Интернете тексты по специальности. Учебные тексты ищут в Сети 6% (среди молодежи – 18%). При этом 72% респондентов в 2009-м были довольны своим чтением. 82% респондентов (76% среди молодежи) – довольны своим образованием. Только для 7% молодежи хорошая работа – это высокотехнологичная работа. Только для 14% молодежи хорошая работа – та, что дает возможность видеть страну и мир. Только 5% студентов связывают понятия «хорошее образование» и «ориентация на мировой уровень науки». Качество вузовских учебников в РФ-2008 волновало 6% учащихся.
Видимо: в «пореформенные» годы постсоветское общество разделялось на тех, кто искал и нашел в новом времени новые образовательные возможности, – и тех, кто не мог этого делать. Или не хотел. И разница в культурном капитале стала так же резка, как в доходах. Время, которому положено начало при Горбачеве, закончилось очень давно – в 1993-1994-м. Дальше пошла, как сказал поэт, «другая драма». Началось разочарование в идеях, которые предлагала предыдущая власть. Причем по массовой интеллигенции «шок» 1992-1993 годов ударил сильней, чем по другим слоям. И даже не из-за того, что лишений было больше.
Жесткое время столкнулось с «легендой интеллигенции», с ее завышенными представлениями о своей роли в обществе, о своих возможностях, влиянии на власть, о своем мобилизационном потенциале. И оказалось: потенциал скромней, чем в легенде интеллигенции значилось. Открылись вещи, которые больно и неприятно проговаривать: проще от них уйти.
Идеи конца 1980-х и начала 1990-х: нужно создать, можно создать, и мы вот-вот создадим альтернативную систему образования, свободную печать, другую, общественную сеть библиотек, иное кино и телевидение… они ведь не были реализованы системно. Ни одна. Хотя при этом везде есть точечные примеры очень успешного развития. В Екатеринбурге с 1990-го действует негосударственный Гуманитарный университет – с отличной библиотекой (до белой зависти – по нынешним временам), с приглашением преподавателей из Москвы и Петербурга, с экономической уверенностью – и с явным духом свободы. В Перми энергичный молодежный «Мемориал»: у них есть и летние волонтерские лагеря для подростков, и даже что-то вроде Интернет-телевидения: выкладывают на сайт лекции историков, например. Похожее движение (хотя и поскромней) есть в Сыктывкаре. В Саратове, в Самаре, в Нижнем Новгороде (где федеральной программой «Культурная столица Поволжья» руководит неутомимая Анна Гор) – везде окрепли отдельные институции, сумевшие использовать потенциал времени.
Но лицеи, гимназии (хоть они и появились) не стали альтернативой государственной школе. Еще меньше качественных альтернатив высшей школе. Мечта о российских образовательных институциях, которые стали бы частью мировых, системно не реализована. Отчасти – но лишь отчасти – воплотилась в РГГУ. Кипели разговоры о радикальной реформе высшей школы. А выяснилось: система может трансформироваться, не меняясь. Может увеличить нагрузку на всех преподавателей без изменения их состава. Может изготовить и провести через ВАК массу новой учебной литературы (в том числе и по новейшим специальностям), уровень которой ниже всякого разумения.
51% студентов в России сегодня – «платники». При этом, по данным статистики, профессорский корпус почти не менялся с 1980-х. Он стареет. Отстает от мировой науки. Не ведет собственных исследований. Но отставание от мировой науки волнует только 5% студентов. Лишь 9% их озабочены недостатком иностранных преподавателей в вузах России. Лишь 10% недовольны качеством образования в целом. Помните бунт студентов соцфака МГУ из-за качества преподавания? А больше и прецедентов не было. Почему? Очень многие из нас другого качества образования и не знают. Никогда не имели, – и потому не могут предположить, что его можно иметь, что на него можно ориентироваться. Весь советский период в закрытом обществе безальтернативность была ведущим принципом. И это работает до сих пор. Работают и усталость, равнодушие, надорванность большой части населения. Сосредоточенная на себе, плохо понимающая большой мир и не сильно желающая туда войти власть. Состояние институтов, которые должны создавать и множить интеллектуальную элиту той же высшей школы.
По нашим опросам, подавляющее большинство студентов РФ не используют те возможности дополнительного образования, которые все же есть. Правда, 60% говорят, что у них таких возможностей не было. Но среди тех, у кого были, – воспользовалась ими лишь треть. По другому нашему опросу – у 40% подростков-реципиентов была возможность учиться в гимназиях, лицеях, спецшколах. Воспользовались – 6%. Невзирая на прямую вроде бы связь качественного образования с позицией на рынке труда, со статусом, по данным Левада-центра, только 6-8% тех, кто сейчас учится, хотят получить реальное, качественное образование. За нашим социумом не стоит идея жизни как роста, как увеличения собственного потенциала и потенциала окружающих. У нас не проповедана идея качества. Идея совершенствования. Респект к тем, кто сам готов вытащить себя, как Мюнхгаузен из болота, за волосы. Общее признание ценности их усилий.
Я бы так сформулировал для себя ноу-хау развитых обществ: видимо, в них система представлений, которая формирует человека, его представления о себе и о другом, формирует общество (по крайней мере его ведущие группы), держится на трех «с». Это – самостоятельность, состязательность и солидарность. Без самостоятельности, в мире рабов и хозяев, не может быть современного общества. Дух состязательности, альтернативы, выбора: без него нет динамики. А современное общество динамично, иначе оно не могло бы отвечать на вызовы времени. И, наконец, солидарность: для человека современного общества солидарность не отменяет состязательности. Солидарность в устойчивых формах, воспроизводимых от года к году, от поколения к поколению.
А Россия все-таки – очень атомизированное общество… В нем есть несколько серьезных ограничителей. В том числе – чрезвычайная бедность населения. Не только деньгами, но и доверием, поддержкой усилий, позитивным расчетом на другого, желанием сделать лучше, чем было вчера и сегодня. Да, все это следствия тоталитарного периода. Но они еще работают. Поэтому нет ни ориентации на взлет, ни ориентации на единение с себе подобными. Наша проблема не в креативных способностях: они есть. А в организованности усилий, в поддержании их. В механизмах самовзращивания – как черты целого слоя, а не людей или семей. Но пока идеи и примера самовзращивания нет в опыте большинства.
В исследованиях Левада-центра есть подгруппа, которую мы рассматриваем как лабораторную: те, кто сейчас получил или получает второе высшее образование. Так вот, у подавляющего большинства родители закончили вуз, многие имеют ученую степень. Их домашние библиотеки значительно больше среднего размера по стране. Эти люди на порядок чаще говорят и читают на иностранных языках, бывали за границей. У очень большой части этой группы была нетипичная обстановка в семье: родители читали детям, дети читали родителям, обсуждали прочитанное. Так росло качество общения этих мальчиков и девочек в школе, падала конфликтность в отношениях со сверстниками, с преподавателями. А социабельность – готовность к положительному контакту через общение – положительно влияет на общие установки. На качество учебы. На ее результаты.
Таким образом: идея самовзращивания в России связана с образовательным цензом родителей, с особым коммуникативным климатом в семье, с наличием некоторых денег и готовностью тратить их на образование детей, на приобретение хороших, долгодействующих книг… Все это – социальные умения и культурные капиталы. Но доля этих семей невелика. 6% по стране в целом. И 4% молодежи.
Сегодня даже у тех, кто получил и получает сейчас второе высшее, нет ощущения, что это поможет им занять лучшие позиции на рынке труда. И здесь – самое тревожное. У них нет ни культурных, ни социальных гарантий, что они будут востребованы в качестве тех специалистов, которыми сами себя сделали. Больше того! Уровень их неудовлетворенности – возможностью влиять на свою жизнь, на свое положение, на ситуацию в городе, где они живут, – выше среднего по стране. Образуется разрыв между тем, чего эти ребята хотели, во что вкладывались, – и тем, что могут предоставить социум и рынок труда. И получается: чем большего ты добиваешься от себя, тем меньше гарантий, что ты найдешь себе адекватное место на рынке труда России.
Возникает вопрос: зачем мне все это? И немалая доля молодых людей, способных по своему потенциалу получить и второе высшее, и ученую степень, – отказываются, не видя возможностей немедленной гратификации (в частности, в виде роста доходов, который для них для всех очень важен).