Они не поступят в вуз
8251 выпускник этого года не сдал два обязательных экзамена по русскому языку и математике. Таким образом, не справились с ЕГЭ чуть более одного процента от общего числа вчерашних школьников. Это означает, что эти ребята уже точно не получат аттестата об общем полном образовании. Рассказывает газета «Труд» от 17 июня в заметке «Более 8 тысяч школьников не поступят в вузы, провалив ЕГЭ».
Теперь те, кто успешно сдал экзамены, ждут получения аттестата, а те, кто не справился с одним из двух обязательных предметов – русским или математикой, – готовятся к пересдачам, которые начнутся в конце июня. Те же выпускники, которые не сдали сразу два обязательных экзамена, по русскому языку и математике, имеют право пересдать их только в следующем году. В случае несогласия с результатами ЕГЭ, выпускник может подать апелляцию в течение двух рабочих дней после объявления результата экзамена. Для этого нужно получить у секретаря конфликтной комиссии форму апелляции. Она составляется в двух экземплярах. Один экземпляр получает выпускник, другой передается в конфликтную комиссию. Затем участники ЕГЭ должны сообщить о времени и месте рассмотрения апелляции.
По результатам апелляции количество баллов может увеличиться или уменьшиться. Но! Выпускник может провести апелляционные процедуры и получить положительные результаты только по одному из обязательных предметов. В этом случае один из экзаменов можно пересдать в этом году, а другой – все равно в следующем. Но на получение аттестата апелляция никак не повлияет. Выпускник получит документ об окончании школы только в случае успешной сдачи второго обязательного экзамена в 2011 году.
Самым успешным экзаменом для выпускников-2010 стал обязательный ЕГЭ по русскому языку. Минимальное количество баллов по этому предмету не набрали лишь 3,3% выпускников. Со вторым обязательным предметом – математикой – ребята справились менее успешно: достаточного количества баллов не набрали 5,1%. Что касается предметов по выбору, ЕГЭ по физике не сдали 4,9% выпускников из 236 тысяч сдающих (на 15% больше, чем в 2009 году), по истории – 9,3%. По литературе экзамен провалили 5% школьников, по биологии – 6,1%, по информатике и информационно-коммуникационным технологиям – 7,2%, по химии – 6,2%. Тут, однако, стоит отметить, что непреодоление минимального порога по предметам по выбору не влияет на получение аттестата. Положительные итоги этих ЕГЭ могут понадобиться тем, кто желает продолжить обучение, в том числе в высших учебных заведениях. При этом школьник, который не набрал достаточного количества баллов, сможет пересдать эти предметы только в следующем году.
Олимпиадное движение должно развиваться
Результаты исследования, объявленные в Общественной палате, продемонстрировали: победители олимпиад, поступавшие в вузы без экзаменов, учатся гораздо успешнее тех, кто попал в вуз даже с очень высокими показателями ЕГЭ. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что крайне необходимо выявлять и поддерживать одаренных и творческих детей даже после поступления их в высшие школы. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 15 июня в заметке «Социальный лифт в вуз».
«Необходимо популяризовывать детей, которые выигрывают олимпиады, чтобы было престижно быть и участником, и победителем, – заявил Роман Стронгин, вице-президент Российского союза ректоров. – Но мало прославлять одного ученика, нужно акцентировать внимание на его родителях, которые вырастили достойного человека, и на учителях, которые научили его». Член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах при Президенте РФ Иван Алешковский предложил для развития олимпиадного движения сделать бесплатным проезд для участников из любых уголков страны и информировать общественность о возможностях, которые открываются перед участниками олимпиад: «Олимпиады должны быть как социальные лифты. Чтобы и школьники с ограниченными возможностями здоровья смогли реализовать себя».
Такая заинтересованность не случайна: студенты, которые участвовали в олимпиадах или поступили благодаря им в высшие школы, учатся гораздо лучше. Такие результаты были получены после обработки данных о более чем 100 тысячах студентов – участники олимпиад показали более высокий средний балл по итогам первой сессии и составили высокую долю учащихся на «хорошо» и «отлично».
Особенности абитуриентской кампании в Новосибирске
Половина всех абитуриентов, решивших поступать в новосибирские вузы, будет обучаться на бюджетной основе, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 11 июня в заметке «Восемь тысяч бесплатных мест».
По словам исполняющей обязанности главы департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области Марины Ананич, в этом году абитуриентов стало меньше, но тем не менее количество бесплатных мест в вузах города не сократится. Выпускники этого года не будут принимать участие во «второй волне» ЕГЭ и не смогут сдать дополнительно те предметы, которые необходимы для поступления на выбранную специальность. Еще одной особенностью станет регламентирование числа высших учебных заведений, куда будущие студенты могут подать заявления о приеме. В этом году выбор ограничен пятью вузами и максимум тремя направлениями в них. Высшие учебные заведения, со своей стороны, должны проверять данные о результатах ЕГЭ по федеральной базе.
Что касается распределения бюджетных мест, то, по словам Марины Ананич, сегодня определяется число бюджетников. При общем плане набора (примерно 16 тысяч студентов) около половины должны продолжить обучение на бюджетных местах. Как правило, эти места распределены по специальностям технической направленности, где обучают тем профессиям, которые востребованы на рынке труда и отвечают стратегическим направлениям развития Новосибирской области.
Демография – удар по вузам
Во всех российских вузах официально стартовала вступительная кампания. Но в этом году очередей в приемные комиссии не будет: абитуриентов, по прогнозам Минобразования и науки, станет на 1,2 млн меньше, чем годом ранее. Всему виной – падение рождаемости в начале 1990-х годов. Эксперты опасаются снижения качества образования: чтобы прожить, вузы начнут набирать кого попало. Впрочем, это только одна из проблем, считает газета «Новые Известия» и публикует 21 июня статью «Кошмар на улице вузов».
Количество выпускников школ сокращается стремительно. В 2008 году школы выпустили 959 тыс. человек, в 2009-м – 899 тыс. В нынешнем году число выпускников снизится до 822 тыс. Впрочем, это не предел – сейчас школы заканчивают родившиеся в 1992–1993 годах, а к 1999-му рождаемость упала еще на четверть. То есть в 2016 году выпускников школ будет немногим более 600 тыс. – вдвое меньше, чем в 2005-м. Уже сегодня в подавляющем большинстве российских регионов количество выпускников школ меньше, чем план приема в государственные вузы. Профессионально-технические училища и техникумы уже столкнулись с недобором. По прогнозу Минобразования, в этом году по сравнению с 2006 годом число обучающихся в ПТУ сократится на 36%, а в техникумах – на 26%.
Число студентов вузов, по данным Росстата, увеличивалось до 2008 года, достигнув максимума в 7,5 млн. В 2009 году был спад почти на 100 тыс. человек. Но настоящий обвал наступит в этом году. В подготовленной Министерством образования справке «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников» говорится об ожидаемом 16-процентном сокращении числа студентов по сравнению с 2006 годом. Нынешней осенью в вузы пойдут на 1,2 млн студентов меньше, чем годом ранее. Действительно, по оценке Федерального агентства по образованию (Рособразование), вузов в стране станет минимум на сотню меньше из-за слияний и поглощений. Но независимые эксперты не считают, что демографическая «яма» высшему образованию на пользу.
«Вместо того чтобы оставить бюджетные места в том же количестве, чтобы больше студентов могли получать образование бесплатно, Министерство образования сокращает каждое десятое бюджетное место! – критикует действия чиновников президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Когда вузы недополучат деньги из бюджета, им придется зарабатывать другим путем: например, сдавать помещения, чтобы решить финансовые проблемы. И серьезно увеличивать процент платного обучения. У нас будет такая же ситуация, как с детскими садиками: когда была демографическая «яма», то все садики либо распродали, либо стали использовать не по назначению. Сегодня эта волна дошла до вузов». Студентам придется нелегко: многие не поступят на ставшие редкими бюджетные места. А плата за обучение, по словам г-на Комкова, растет ежегодно на 10–12%: «Конечно, вузы пытаются ее сдерживать, но официальная инфляция составляет 8%, а неофициальная – 15%. Если вузы не будут повышать плату, они просто вылетят в трубу».
В Минобразования и науки сообщили, что число бюджетных мест в высших учебных заведениях (в пропорции к числу выпускников школ) сохранят на уровне прошлого года: на 1000 выпускников 11-х классов – 418 мест, в том числе 321 – очное. Но с учетом того, что количество бюджетных мест, по данным Минобразования, составит 448 тыс., чиновники включили в расчет еще и 250 тыс. выпускников техникумов и ПТУ, которые захотят поступить в вуз. Если же учитывать только выпускников школ, бюджетными местами будут обеспечены более половины из них (54,5%). Однако на очную форму обучения нынешним выпускникам поступить будет сложнее, чем в минувшем году. Тогда 899 тыс. выпускников претендовали на 411 тыс. очных мест (2,19 человека на место), сейчас – 822 тыс. – на 344 тыс. мест (2,39).
В Минобразования утверждают, что идут не сокращения, а перевод бюджетных мест от одних специальностей к другим. Например, за минувшие пять лет на экономические специальности прием сократили почти вдвое (на 44,6%), на педагогические и гуманитарные – более чем на четверть (на 28,8% и 26,7% соответственно). В то же время увеличился набор на технические и инженерные специальности. Впрочем, государственные университеты, где всегда был большой конкурс, не боятся опустеть. «В этом году демографический кризис на нас не сильно повлияет. Самая большая катастрофа с абитуриентами ожидается в 2012 году», – комментирует ситуацию помощник ректора Академии народного хозяйства при правительстве РФ Ольга Голант. «Недобор у нас не ожидается, но конкурс будет очевидно меньше. Соответственно поступят более слабые студенты. Теоретически качество обучения может снизиться», – говорит ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного университета леса (МГУЛ).
За качество образования опасаются и эксперты. «Университетам хочется загружаться «по полной», и они будут принимать всех кого попало, – выражает опасения научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук Александр Адамский. – Нам сейчас в разных областях требуются профессионалы. А снижение качества подготовки кадров обернется дефицитом профессионалов высокого уровня». Сергей Комков предрекает, что качество образования упадет и из-за снижения зарплат педагогов: «Скорее всего, плата уменьшится. Сокращение финансирования все за собой тянет. Сокращаются дополнительные выплаты, расходы на научные исследования. А нагрузка на преподавателей будет меньше, и им придется работать в двух-трех вузах, чтобы прокормить себя».
Бизнес при вузах – проблемы и решения
Почему вузы не спешат открывать инновационные предприятия? В Госдуме прошли парламентские слушания на эту тему. Почти год назад был принят закон, дающий вузам право открывать малые предприятия. А если быть точнее, участвовать в их открытии и быть соучредителем. Вуз в качестве своей доли участия предоставляет малому предприятию право пользоваться интеллектуальной собственностью, например, запатентованными технологиями. А частный капитал дает деньги на производство и развитие продукта, который будет востребован на рынке. Рассказывает «Российская газета» от 16 июня в статье «Бизнес-ректор».
Попутно решаются и социальные задачи – трудоустройство выпускников, практика студентов. По официальным данным, в российских вузах создано всего 144 малых инновационных предприятия. Первое малое предприятие зарегистрировала Московская государственная академия тонкой химической технологии: фирма разрабатывает материалы с разными характеристиками, например, гидрофобными, изоляционными. «Планируем учредить еще три предприятия, в том числе в области биомедицинских технологий», – рассказывает ректор академии Алла Фролкова. В Бауманке открыты три фирмы, которые используют научные разработки вуза: оказывают услуги в области технического проектирования и промышленного дизайна, производят устройства для резки различных материалов и продвигают на рынок газовые анализаторы. «Бизнес-планы, естественно, составлены, но нет гарантий, что все пойдет как по маслу. Мы рассчитываем, что прибыль у наших предприятий появится не позднее чем через 2-3 года. В планах в ближайшее время открыть еще как минимум 5-6 малых предприятий», – рассказывает проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Матвеев.
В Таганрогском технологическом институте ЮФУ действует шесть малых предприятий. По расчетам вузовских экспертов, два из них через полгода станут прибыльными. Вообще-то малые предприятия при институте стали появляться еще в 90-е годы, сейчас их около тридцати. Все успешно работают, но юридически они никакого отношения к альма-матер не имеют. В отличие от тех шести, что были созданы уже после принятия закона, разрешающего вузам предпринимательскую деятельность. И работать новоиспеченным фирмам не в пример сложнее. На сегодняшний день у предприятий, зарегистрированных при вузах, нет никаких преимуществ перед обычными фирмами. Зато головной боли – через край. Для начала закон требует учитывать интеллектуальную собственность, которую вуз вложит в капитал инновационной фирмы. А как ее учесть, кто должен ее подсчитать, оценить, включая и экономический эффект? Специалистов мало, а методики оценки плохо проработаны.
Еще один нюанс: налогом облагаются не только материальные активы вуза, к примеру, имущество. Но и нематериальные. А это и есть интеллектуальная собственность – изобретения, полезные модели, ноу-хау. Чем их больше, тем большую сумму налогов заплатят вуз и малое предприятие. Следующий шаг – аренда помещения. По логике вещей малое предприятие удобнее всего открывать на территории вуза-учредителя. Тем более что свободные площади есть у многих учебных заведений и ректоры обеими руками за то, чтобы пустить свои фирмы под свою же крышу. Увы, нельзя. Хочешь пустить арендатора – проводи конкурс, заключай договор с победителем, предложившим самую высокую цену. Ну откуда, скажите, лишние деньги у предприятия, которое создано с нуля и прибыль получит через несколько лет?
Некоторым ректорам проще заплатить штраф в случае неприятностей, чем проводить конкурс, где может победить не вузовская фирма, а какой-нибудь торгово-закупочный кооператив «Рога и копыта». Никаких налоговых льгот для малых вузовских предприятий пока что не предусмотрено. Как не вправе они и применять упрощенную схему налогообложения. Впрочем, что касается льгот, мнения в ректорском сообществе разделились. Одни считают, что малым предприятиям нужны налоговые послабления или даже каникулы, а другие говорят: не надо льгот, предоставьте доступные кредиты. Но кредиты ведь дает не государство, а частные банки, которые нельзя заставить снизить ставку с 15 процентов до 5. Зато можно гарантировать возмещение части процентной ставки из бюджета, как это делается по образовательным кредитам – механизмы государственно-частного партнерства сейчас активно развиваются. И срок предоставления субсидии, которую будут получать вузы для создания высокотехнологичного производства, должен быть не три года, как сейчас, а хотя бы пять лет.
Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству: «Рынка интеллектуальной собственности у нас нет вообще, а на его долю должно приходиться не менее 30 процентов в целом от продаж на рынке. Интеллектуальная собственность должна кормить цивилизованную страну. Пока что за наши мозги Россия получает что-то около 100 000 долларов – столько платят иностранные компании нашей молодежи в виде грантов. Особенность российской экономики заключается не только в локальном производстве новаций, но и в том, что, как и в случае с нефтью, Россия производит для мировой экономики «инновационное сырье», ценностью во много сотен раз меньше, чем конечный продукт. Научные результаты уходят туда, где есть рынки, – на Запад. По оценкам специалистов, около 25 процентов всех разработок в мире – российские. Как они утекают за рубеж? Просто! В виде услуги за 100 долларов. Потом создается технология и оформляются права на нее. Они уже стоят 100 миллионов долларов, а сама технология – миллиард».
Новые стандарты: критика и предложения
Уже понятно, что следующим камнем преткновения для правительственных реформ после ЕГЭ станут государственные стандарты. Об этом свидетельствует и дискуссия, которая разворачивается на учительских сайтах. В частности, открытое письмо учителей, которое недавно опубликовало одно из Интернет-изданий. О проблеме – «Независимая газета» от 22 июня в статье «Стандарты раздора».
Напомним, что согласно министерским планам сроки введения стандартов для средней образовательной школы определены на 2010-2011 годы. Материалы для основной школы появятся в 2010-м. На стандарт опираются все грядущие нововведения и инициативы, включая президентскую «Новую школу», подушевое финансирование и деление школ на автономные, новые бюджетные и казенные. Пока не будут введены федеральные государственные стандарты, общество не поймет, чем конкретным обернется для их детей реформа школы. Пока повисли в воздухе и вопросы о платности образования. И неубедительно звучат доводы чиновников о том, что никакой платности не случится.
По заказу Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из 17 групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и РАО, каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по начальной школе уже готовы. И для обсуждения уже предложены примерные учебные программы по 13 предметам средней школы. Стандарт предусматривает переход на 12-летнее обучение в школе.
По мнению оппонентов стандартов, законопроект в случае принятия его в том виде, в котором он опубликован на официальном сайте, будет способствовать разрушению единого образовательного пространства России. Потому что в нем отсутствует «реальное наполнение предметных областей и проверяемость всех декларируемых результатов (нет описания механизмов контроля этих результатов), отсутствует указание количества часов, отводимых на те или иные учебные дисциплины. Непонятно, какие дисциплины являются обязательными для изучения и в каком объеме, а какие являются дисциплинами по выбору». В результате, уверены учителя, можно констатировать, что обязательный образовательный минимум в рамках этого стандарта образования практически равен нулю. Если основываться на данном документе, то получается, что за все отвечает школа, а государство вообще ни за что не отвечает. Авторы законопроекта и не скрывают, что роль школы и даже родителей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в будущем только повысится. Новые стандарты – не для учителей, а для школьников, объясняют учителям на семинарах по подготовке их к работе с новыми стандартами. И «направлены они не на изменения технологии обучения, а на изменение личности школьника. Они затронут все общество, но общество пока этого момента не осмыслило»...
В Тель-Авиве прошел недавно семинар для наших руководителей учреждений дополнительного педагогического образования, организованный Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с издательством «Просвещение». «Старая система, когда дети сидят и слушают на уроке, устарела, – говорили на семинаре. – Учитель должен стать актером второго плана и предоставить ученикам возможность самому разобраться в материале». «Нет более лучшего, чем существовавшие в СССР научно обоснованные учебные программы и учебные планы по каждому учебному предмету, – отвечают на это участники форума учительского сайта. – Нет более разумного подхода к формулированию задач и целей школьного образования, чем это было в системе советской школы. В ней с научной позиции и научного мировоззрения закладывались в учебные программы основы (основы!) всех наук как базового знания; уделялось первостепенное внимание физико-математическому, историческому образованию, нравственно-духовному воспитанию средствами родного языка и литературы».
Начавшаяся дискуссия уже показывает, что без надлежащего разъяснения сути и принципов действия новых стандартов мероприятия Минобрнауки РФ не только обречены на неудачу, но и могут стать инструментом политической борьбы в условиях приближающихся выборов. Ведь в случае провала школьной реформы возрастет недовольство в обществе. И тогда не только педагогическое сообщество, но и простые граждане будут задавать разработчикам неудобные вопросы о неразумной трате государственных средств и удачном дележе бюджетного пирога. Введение единого госэкзамена уже в значительной степени продемонстрировало, какая нагрузка легла на школу. И если еще при этом школы перестанут учить…