«Абитуриенты-2010 смогут поступать только в пять вузов» - заметка с таким заголовком опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 27 октября. Кроме того, все учебные заведения будут обязаны проверять достоверность результатов ЕГЭ абитуриентов в федеральной базе свидетельств (ФБС).
Наконец-то завершился спор по поводу того, нужно ли ограничивать количество вузов, в которые абитуриент следующего года сможет подавать документы. Напомню, что в этом году такого ограничения не было, и многие престижные столичные и региональные университеты захлебнулись желающими к ним поступить. Конкурс доходил до 300 человек на место! Одни ректоры считали, что в новом году ограничения вводить не стоит. Все-таки по статистике в среднем один абитуриент-2009 подавал документы только в три вуза. А в следующем году ажиотаж, по их прогнозам, спадет и нового всплеска «образовательного туризма» ждать не стоит. Другие высказывались за жесткое ограничение «степеней свободы» абитуриентов. Ректор МГУ Виктор Садовничий, например, настаивал на трех вузах и ни вузом больше!
В результате чиновники пришли к компромиссу. В следующем году абитуриент сможет подавать документы не больше чем в пять вузов. А в самих вузах поступать не более чем на три специальности. Порядок приема в вузы с такой нормой подписан министром образования и науки Андреем Фурсенко. После того как документ зарегистрируют в Минюсте, он вступит в силу. Вопрос главный: а как будут отслеживать количество вузов? Глава Рособрнадзора РФ Любовь Глебова объясняет, что технически это сделать несложно. Все учебные заведения обязаны проверять достоверность результатов ЕГЭ абитуриентов в федеральной базе свидетельств (ФБС). Когда парень или девушка принесут документы в институт, приемная комиссия занесет этот факт в ФБС. Как только наберется пять таких отметок, «шлагбаум» закроется. Пока непонятно одно: а как быть, если абитуриент передумает и из одного из вузов заберет документы, чтобы перенести их в другое учебное заведение? Сможет ли ФБС быстро отреагировать на все изменения?
*********************************
Выпускники школ-2010 получат новые "корочки", сообщает «Российская газета» от 10 ноября в заметке «Аттестат от кутюр». Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко подписал приказ об утверждении новых форм документов государственного образца об основном и среднем (полном) общем образовании.
Впервые закреплено, что документы обладают целым рядом мер защиты от мошенников, подделывающих аттестаты. В первую очередь это специальная бумага. Она содержит два вида специальных волокон, которые в ультрафиолетовом излучении светятся желто-зеленым и красным светом. 11 символов - защитный код бланка аттестата - выполнены высокой печатью, в ультрафиолете светятся оранжевым. Бумага, из которой делают бланки, содержит спецреагенты. Стоит только попробовать изменить запись в бланке с помощью любого растворителя - расползется некрасивое цветное пятно. Эксперты утверждают: самый простой инструмент проверки на подлинность - сильная лупа. Липовые корочки делают, как правило, на высококачественных принтерах, а они печатают растровыми точками. Их-то в лупу и видно.
Код аттестата тоже не прост. Первые две его цифры - это код региона. У каждого региона - собственный номер. Например, у Москвы это 77, а Владимирская область - 33. Если же учебное заведение финансируется из федерального бюджета, а это, как правило, школы при тюрьмах и колониях (но их, заметим, единицы), в аттестате ставится код 90 - Российская Федерация. Напомним, что последний раз изменения в бланки аттестатов вносились в 2007 году. Тогда было утверждено, что обычному выпускнику 11-го класса положена синяя корочка, а медалистам - аттестат в обложке вишневого цвета с тиснением золотистой или серебристой фольгой (соответственно цвету медали). Для тех же, кто прощался со школой после 9-го класса, была своя расцветка: обычным выпускникам - корочка цвета кофе с молоком с надписью и гербом из синей фольги, отличникам - зеленая с бронзой. В цветовой гамме с тех пор ничего не изменилось. Главная "фишка" аттестатов-2010 - их формат и качество.
«Если раньше к обложке аттестата приклеивали защищенную бумагу и заполняли документ чернильной ручкой, то новый аттестат состоит из твердой, как у вузовского диплома, корочки и вкладыша, - показывает мне образцы новых документов руководитель проекта "База данных документов гособразца об уровнях образования и квалификации" Евгений Федоров. - Кроме того, вы видите - формат большой, не чета прошлому». Аттестат и правда приятно взять в руки - ощущаешь всю важность 11 лет обучения в школе. «Этот так называемый имиджевый эффект тоже имелся в виду при разработке нового вида аттестатов, - кивает Федоров. - Ведь в вузе человек учится 4-5 лет и получает значительный документ, в качественной твердой обложке. За границей, кстати, диплом вообще обрамляют в рамку и вешают на стену. Почему же 11-летний школьный труд не достоин подобного солидного документа?»
Еще одна причина изменения формата - большие листы гораздо удобнее заполнять на принтере. Доказано, что процент брака при печати выше, когда печатается маленький формат. К слову, пока аттестаты заполнялись от руки, около 10 процентов бланков шли в мусорную корзину из-за помарок и клякс. Печать на принтере гораздо удобнее - можно все проверить несколько раз. Кстати, по словам Федорова, уже разработаны специальные модули для компьютеров - программы, которые помогут разместить текст на странице именно там, где это нужно по макету бланка.
***************************************
Нынешняя система образования не готова к решению задач амбициозной
программы инновационного развития “2020”. Для этого, по мнению специалистов, ей не хватит ни гибкости, ни средств, ни ресурсов. О проблеме – газета
«Московский Комсомолец» от 8 ноября в статье
«Наша школа — избушка на курьих ножках».
Отечественное образование вступило в сложный период. Небольшой подъем сменила широкая полоса препятствий: демографический провал и экономический кризис с нехваткой финансов и рабочих мест для выпускников. Преодолеть ее — серьезная задача. Тем более с расчетом вырулить на амбициозную президентскую
программу инновационного развития “2020”. Между тем объективные сложности отягощены у нас дополнительными: структура нашего образования устарела, а основные тенденции развития не соответствуют мировым, предупреждают специалисты. Препятствие номер один, как явствует из прогноза экономического развития системы образования до 2025 года, подготовленного Экспертным советом по экономике образования комитета Госдумы и Центром экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при российском правительстве, понятное дело, создает кризис. Выход нашего образования из него будет долгим: даже при самом благоприятном раскладе этого не произойдет ранее 2012 года, а пессимистический сценарий сдвигает эту перспективу совсем далеко: к концу 2015 — началу 2016 года.
Прямым следствием кризисных времен станет нехватка средств. В лучшем случае докризисные показатели 2008 года (1,4 трлн. рублей) бюджет образования сможет достичь в 2012 году. В худшем — вернется к ним чуть ли не через десятилетие — в 2016-м. А значит, на первый план минимум на ближайшую пятилетку выходит вопрос дефицита финансирования образования. Тяжелее всего, по расчетам директора Центра непрерывного образования Татьяны Клячко, придется системе дошкольного воспитания: постоянный рост числа детей этой возрастной группы приведет к дефициту средств при любом сценарии, но наиболее острым он будет в случае инновационного развития: 63 млрд. рублей в 2010 году и 78,5 млрд. в 2015-м. Однако и вузам придется несладко. К 2015 году демографический провал сократит численность возрастной группы студенческого возраста настолько, что количество бюджетников подскочит до 52%. Это сократит внебюджетные доходы вузов на четверть. А к такому повороту, по мнению Клячко», система высшего образования явно не готова. Потеряв шаткое равновесие, избушка на полутора курьих ножках тут же завалится.
Поправить дело за счет доходов вузовской науки также не удастся. В отличие от мировой практики в ХХ веке мы ее схлопнули, да и сейчас, спохватившись, продолжаем сокращать: сетовали было, что установленных 7% вузовского бюджета на науку мало, а в итоге сократили до 3%. Устарело и принятое у нас устройство вузов. В век междисциплинарных и межфакультетских исследований российская система кафедр стала тормозом, считают ректоры самых передовых учебных заведений России. По их словам, нужны гибкие системы с более крупными подразделениями — департаментами. Да и функции управления должны уйти от гумбольдской модели XVIII века к современной корпоративной модели с пи-аром и джи-аром. А структурно-функциональными изменениями такого рода у нас и не пахнет. Впрочем, начинать реформу надо со школы, настаивают авторы исследования. А именно: переходить к мировой практике 12-летнего среднего образования с профильным обучением в последние три года. В мире, по их словам, осталось лишь “10% стран-изгоев, где осталось 11-летнее образование. И в том числе Россия”.
Промедлим — потеряем годы, предупреждают специалисты. А заодно и затрудним продвижение к инновационной экономике, ведь инновации не переучивание взрослого, а подготовка с детства. Тем более что негативный исторический опыт у нас имеется: Россия, по словам директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, уже оказывалась “не готовой к 20-му году — в начале ХХ века”.
********************************
Родители, чьи дети учатся в школе, пристально наблюдают за изменениями в системе образования. Какие нововведения ещё планируются в ближайшие годы? Какие места в вузах попадут под сокращение? А каких, наоборот, станет больше? Где можно взять дешёвый кредит на обучение? На эти и другие вопросы читателей газеты «Аргументы и Факты» ответил Министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Вопросы и ответы опубликованы в номере от 11 ноября в интервью под названием «Управленцы - в утиль. В ближайшее время работу смогут найти математики и строители».
Постоянно сокращаются бесплатные места в вузах. Неужели, скоро только богачи смогут дать своему ребенку высшее образование?
«Во-первых, хотелось бы, чтобы все жители нашей страны были богатыми. А во-вторых, получение высшего образования зависит не от кошелька родителей, а от реальных знаний ребёнка. Количество бесплатных мест на очном отделении вузов в этом году не уменьшилось. Более того, на 1 тысячу выпускников их было значительно больше, чем в 2008 году - более 420. Таких возможностей не было никогда, даже в советское время только каждый пятый выпускник школы мог продолжить учёбу в вузе. Поэтому главное, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, и тогда он легко сможет поступить в лучшие вузы страны».
Какую профессию лучше выбирать 11-классникам в следующем году, чтобы быть востребованными в будущем?
«Мы постоянно отслеживаем, могут ли вчерашние студенты тех или иных вузов и специальностей найти работу. Мы не хотим, чтобы ребята выпускались "в никуда", поэтому на основе объективных данных ежегодно корректируем приём. В настоящее время самые большие шансы остаться без работы у выпускников со специальностями «экономика», «управление», «гуманитарные науки», «педагогика». Уменьшившийся за время кризиса рынок труда во многом ограничивает их шансы на хорошую работу и достойную зарплату. Поэтому в этом году было выделено на 7% меньше мест по направлению подготовки "Образование и педагогика", на 12% - "Экономика и управление". Зато на 23% больше было выделено бюджетных мест на специальности, связанные с информационной безопасностью, на 22% - с физикой и математикой, на 9% - с авиа- и ракетно-космической техникой. Мы должны давать ребятам ясный сигнал, где на рынке труда переизбыток кадров и они не смогут найти работу, а по каким профессиям сейчас дефицит. Радует, что нынешняя молодёжь более целенаправленно подходит к своему выбору, ориентируясь не на красивые вывески, а на возможности получить хорошее образование и зарабатывать хорошие деньги.
По нашей оценке в ближайшем будущем самыми востребованными будут следующие специальности:
- с начальным профобразованием: «Транспортные средства», «Сфера обслуживания», «Сельское и рыбное хозяйство», «Металлургия, машиностроение и металлообработка»;
- со средним профобразованием: «Сфера обслуживания», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии»;
- с высшим: «Физико-математические науки», «Естественные науки», «Здравоохранение», сервис, логистика, инжиниринг, информатика, а также междисциплинарные профессии.
Если в докризисной экономике требовалось 45% работников с начальным профобразованием (НПО); по 27,5% - со средним и высшим (СПО и ВПО), то после кризиса ожидается рост потребности в специалистах с ВПО и СПО – до 40 % и 35 % соответственно. Впрочем, это понятно – зачастую даже сегодня на сложнейшем технологическом оборудовании человек без высшего образования просто не может работать. Одна из главных проблем - в том, что в 2011 году выпуск по группе специальностей ВПО «Гуманитарные науки» будет на 200% превышать потребности нашей страны. А по группе «Экономика и управление» - на целых 350%. А вот по группе специальностей «Металлургия, машиностроение и металлообработка» при потребности рынка труда в 40 тыс. человек выпуск составляет 23,5 тыс. человек; для уровня НПО по группе специальностей «Сельское и рыбное хозяйство» при потребности в 96 тыс. человек выпуск составляет 40,5 тыс. человек».
Говорят, что после Единого госэкзамена многие коммерческие институты остались полупустыми. Теперь их будут массово закрывать? Не останутся ли студенты на улице?
«Действительно, набор в негосударственные вузы в этом году стал меньше. Это связано с целым рядом причин. Первая – демографический спад (выпускников школ в 2009 г. было всего 900 тыс. по сравнению с 1,3 млн. в 2005 году). Вторая причина заключается в том, что раньше негосударственные вузы "демпинговали". Они устанавливали специальные сроки приёма документов, которые позволяли поступить абитуриентам, не сдавшим испытания в госвузы. Причём условия поступления были самые щадящие. Начиная с 2009 года все вузы принимают абитуриентов одновременно и по одинаковым условиям, что справедливо. Теперь не ребята бегают по вузам, а вузы стали бегать за ними. Единый госэкзамен позволил сделать систему приёма в вузы абсолютно прозрачной. Общество видит, какие вузы выбирают абитуриенты. Нам нужны сильные вузы с сильными студентами, а не "шарашкины конторы", штампующие корочки. В любом случае, первоочередными являются интересы не вузов, а студентов. Если какой-либо вуз или филиал закрывается, его студентов мы переводим в другие вузы. Ни один студент, который хочет и может учиться, на улице не станется».
Много говорили о том, что вот-вот появятся дешёвые образовательные кредиты. Кто же может рассчитывать на подобные кредиты?
«Новый эксперимент по господдержке образовательных кредитов предполагает, что в течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту. В течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечения по кредиту (залога или поручительства), а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются. Максимальная процентная ставка по таким кредитам не может быть выше ¼ ставки рефинансирования, увеличенной на 3% (на сегодняшний день это составляет 5,375 % годовых). На образовательные кредиты могут рассчитывать те студенты, которые, во-первых, хорошо учатся, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях, и, в-третьих, в тех вузах, которые дают качественное образование. Получить кредит смогут те абитуриенты, которые показали хороший результат по профильному предмету ЕГЭ, но не добрали немного баллов до проходного – в пределах 20% от разницы между проходным баллом и минимальным баллом по этому предмету. Предположим, 60 баллов - это проходной балл на конкретную специальность по бюджету, минимальный балл – 20, в таком случае на получение кредита могут претендовать абитуриенты, набравшие от 52 до 60 баллов. Для получения кредита студенту нужно обращаться к руководству вуза, при условии что вуз является участником государственной программы. Договор заключается между студентом (абитуриентом) и банком, который каждый семестр переводит деньги в вуз по безналичному расчёту. В соответствии с решением Правительства выдача кредитов по новым правилам начнётся уже с этого года».
Обещанный перевод студентов отличников - платников на бюджетные места превратился в банальный междусобойчик: кто мне ближе, того и переведу. К кому имеет смысл обращаться с такой просьбой?
«В каждом вузе действуют свои правила перевода, которые закреплены в уставе образовательного учреждения. Как правило, такими вопросами занимается специальная комиссия, которая рассматривает заявления студентов, а решение принимает либо Учёный совет вуза, либо ректорат. Весной этого года мы направили в вузы рекомендации по переводу студентов платных отделений на вакантные бюджетные места. Вузам было предложено закрепить в своих уставах ряд правил. Например, главным условием перевода на вакантные бюджетные места должна являться хорошая успеваемость студентов: учёба на хорошо, хорошо-отлично или отлично, в течение не более 4 семестров подряд. Также вузам было рекомендовано осуществлять перевод студентов 2 раза в год, по итогам экзаменационных сессий. Убеждён, что в уставах должны быть чёткие, понятные для студентов правила перевода. Например, если на одно место претендует несколько ребят, то при прочих равных критерием может выступать и участие в общественной жизни вуза. Кроме того, платные студенты, попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, если оба родители остались без работы), должны иметь возможность перевода в первоочередном порядке при условии положительной успеваемости. В целом, благодаря таким мерам в течение полугода было переведено на бесплатное обучение свыше 33,5 тыс. студентов госвузов, ранее обучавшихся за свой счёт».
Решено ограничить число вузов, куда можно отправлять результаты Единого госэкзамена в следующем году. Кто и как будет проверять – не превысил ли выпускник разрешительное число?
«В 2009 году в среднем абитуриенты подавали заявления в 2,6 вуза. Но к сожалению, были ребята, которые подавали сразу более 50 заявлений, что существенно усложнило приёмную кампанию в ряде вузов и серьёзно запутывало остальных ребят. В этом году после длительного общественного обсуждения было принято решение установить ограничение в виде пяти вузов и трёх специальностей в каждом, что вполне адекватно интересам подавляющего большинства абитуриентов. В 18 лет каждый юноша и каждая девушка должны достаточно чётко представлять, кем они хотят стать. Печально, когда ребята мечутся и хотят поступить одновременно на почвоведение, юриспруденцию и философию. В следующем году уменьшится до двух число документов, которые нужно подавать вместе с заявлением: копия паспорта и копия аттестата. Результаты Единого госэкзамена вуз будет проверять самостоятельно через федеральную базу свидетельств. Поскольку при проверке вуз делает соответствующую отметку, после пяти заходов система автоматически отобразит лимит у данного абитуриента и в шестой раз он в конкурсе участвовать не сможет. При этом вуз может обратиться за справкой не сразу, и в этом случае абитуриент может получить отказ в приёме документов в тот вуз, в который он хотел бы поступить больше всего. Поэтому я очень рекомендую ребятам не нарушать установленные правила и заранее выбрать те вузы, в которых они хотели бы учиться».