Со следующего года аттестаты о неполном среднем образовании будут выдавать только после сдачи тестов, сообщает газета «Труд» от 9 октября в заметке «Кошмар девятиклаcсника».
В этом учебном году девятиклассники в последний раз напишут изложения. Через год всех девятиклассников обяжут писать тесты. Пять лет в стране шел эксперимент, в ходе которого знания выпускников основной школы проверяли в такой форме. В нем участвовали 80 регионов страны из 89. Шестой год может стать переходным, когда тестирование в девятом классе будет проходить не в рамках эксперимента, а приобретет официальный статус. Такое решение озвучила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Это значит, что уже в новом учебном году государственная итоговая аттестация (ГИА) всех выпускников девятых классов будет проходить в нетрадиционной форме: вместо привычных изложений и контрольных они будут писать тесты, результаты которых станут итоговой оценкой за курс основной средней школы и пойдут в аттестат. По структуре новая форма аттестации схожа с единым госэкзаменом: тесты тоже состоят из трех частей (А, B и С) с типичными для каждой из них заданиями.
Кроме того, их содержание так же, как и в случае с ЕГЭ, разрабатывается на федеральном уровне, а не как раньше — в каждом регионе отдельно. «Это позволяет унифицировать экзамен, чтобы аттестация выпускников девятых классов проходила на основе идентичных по сложности и содержанию заданий», — прокомментировал «Труду» помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов. При этом новая форма итоговой аттестации в девятом классе отличается от ЕГЭ, уверяют в Рособрнадзоре. И приравнивать эти задания друг к другу неправильно. Если единый государственный экзамен проходит под эгидой федерального центра, то при экзаменах в девятом классе его роль сводится исключительно к разработке тестов.
Все остальные процедуры аттестации идут на местах. Их проводят экзаменационные комиссии округов или городов под контролем органов управления образования данного региона. Здесь задания множат (печатают на бланках), определяют, кто будет их проверять и оценивать (это могут быть учителя школы или специальная комиссия), подводят итоги и выставляют отметки в аттестатах. Более того, результаты нового экзамена не переводятся в 100-балльную шкалу, как при ЕГЭ: оценки выставляются по привычной 5-балль-ной системе. Пока новая форма аттестации для девятиклассников необязательна. Если выпускник основной школы желает сдавать экзамен в традиционной форме, то школа должна предоставить ему такую возможность. Но уже со следующего учебного года тестирование по окончании девятого класса станет обязательным для всех российских школьников.
******************************
В Новосибирске ручаются: искусственных завышений по ЕГЭ не было, пишет газета «Вечерний Новосибирск» от 7 октября в заметке «Через месяц проверят первокурсников».
Министерство образования и науки России уволило некоторых организаторов ЕГЭ в регионах, где были искусственно завышены результаты экзаменов. Об этом сообщил в конце прошлого месяца министр образования Андрей Фурсенко. По его словам, сейчас в ряде вузов ведутся проверки на соответствие знаний первокурсников результатам единых госэкзаменов.
Как сказал заместитель директора ОГУ «Областной центр мониторинга образования» Николай Могилев, ЕГЭ в Новосибирске и области не выявил никаких неожиданных результатов. «У нас есть и набравшие сто баллов, — сказал он. — Если сравнить с результатами России, то это средний показатель. Среди них 23 — победители олимпиад, призеры международных конкурсов и т.д. Лицеи и гимназии уже не первый год показывают результаты значительно выше, чем общеобразовательные школы. Там средний балл — 70 по русскому и математике. А вечерние школы имеют средний балл значительно ниже, чем общеобразовательные». Николай Могилев уверен, что знания нынешних первокурсников соответствуют результатам ЕГЭ. Проверки, которые покажут, так ли это на самом деле, начнутся уже скоро — в ноябре.
И все же вузовские преподаватели отмечают, что преподавание точных наук в школах оставляет желать лучшего. Чтобы исправить эту ситуацию, в процесс обучения новосибирских школьников будут внесены изменения. Начальник управления образовательной политики департамента образования НСО Андрей Головнин сказал, что ЕГЭ выявил не очень сильную подготовку по таким предметам, как физика, химия и т.д. Но это не стало для всех неожиданностью. «Дело в том, что ЕГЭ построено и сориентировано на профильное образование, — отметил он. — Поэтому сейчас актуальна задача перевода общеобразовательных школ на профильное обучение старшего звена». Это направление совпадает и с развитием перспективного направления: экономика нуждается в инженерно-технических кадрах, поэтому важна мотивация детей именно по точным предметам. Вместе со школами Новосибирска и районов уже второй год внедряется проект «Политехническая школа». Эта система интегрирована как в общее, так и в профессиональное образование.
Ведущий специалист отдела общего образования ГУО мэрии Новосибирска Ирина Рогожникова считает, что проект политехнической школы действительно важен. Он уже работает, например, в лицее информационных технологий. Там реализуются новые подходы по таким предметам, как физика, химия, биология и т. д. Она также сказала, что будет изменен и статус ряда образовательных учреждений, которые станут школами технической инженерной направленности. У некоторых уже есть опыт работы в этом направлении. Чтобы не было проблем со сдачей ЕГЭ, поступлением и трудоустройством, специалисты говорят, что нужно убедить родителей не ориентировать своих детей учиться на социологов, бухгалтеров, юристов и так далее. Есть свежая «печальная» статистика. В этом году более тридцати процентов выпускников, получивших специальность по этим направлениям, не смогли трудоустроиться.
******************************
Без конкуренции систему высшего образования ждет участь отечественного автопрома, считает Владимир Алексеевич Зернов - президент Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета. Свое мнение он публикует в «Независимой газете» от 7 октября, в статье под заголовком «Грабли вузовского соцраспределения».
Кажется, это очевидно, что система образования, великолепно справлявшаяся со своими функциями в индустриальной советской экономике, не может столь же эффективно работать в постиндустриальном обществе с демократическим устройством. Скептики, конечно, могут напомнить, что после феноменальных успехов Советского Союза в различных областях (науки и техники, в частности) многие страны мира перенимали нашу систему образования. Да, так было. Но они смогли ее вовремя модернизировать и перестроить на современный лад. Мы же в последние 20 лет занимались проблемами выживания, нам было не до системных решений в образовании.
В итоге мы стоим у той черты, когда отечественная система образования по рейтинговым показателям уступает многочисленным зарубежным соперникам как из западных стран и Северной Америки, так и из развивающихся стран. Наверно, система подсчета рейтингов не идеальна, но в российском образовании действительно много причин, которые мешают ей быть адекватной требованиям времени. Образование уже не играет для экономики роль катализатора, что сразу же негативно сказалось на темпах ее развития.
Конечно, причин отставания нашего образования много, но самая главная – отсутствие организационно-экономических преобразований, без которых ни финансовые вливания, ни заделка трещин на фасадах не позволят вернуть нашу систему образования в число мировых лидеров. Среди таких преобразований, указываемых многими экспертами, и российскими и зарубежными, – несоответствие организационно-экономических отношений в образовании требованиям времени.
В стране нет равнодоступности вузов с различной формой учредительства к государственным средствам (ресурсам). Поэтому фактически полностью отсутствует конкурентная среда. Последнее время много раз обсуждался вопрос: с кем конкурирует государственный вуз при получении контрольных цифр приема (а значит, госденег)? Руководители системы образования отвечают на этот вопрос очень просто: сам с собой. Интересно, какой результат покажет спортсмен, который соревнуется сам с собой, при выходе на состязания любого уровня. Понятно, что он не окажется в числе призеров. Эта политика помогает держаться на плаву госвузам, штампующим невостребованных экономикой специалистов.
Основное, что нужно сейчас сделать, – создать конкурентную мотивацию как для коллективов вузов, так и для конкретных педагогов, введя в действие контрактные отношения: государство–вуз–учащиеся. Тогда и результат не заставит себя ждать. В последнее время львиная доля дискуссий идет по поводу ЕГЭ. А ведь это не основная проблема. Если бы не было единого экзамена, а была бы другая система приема, отразилось бы это на конкурентоспособности образования всей страны? Нет. Сохраняя систему образования на социалистических началах, мы фактически обрекаем ее на потерю конкурентоспособности. Еще в 90-х эксперты предупреждали о таком исходе, но их голос не был услышан, и мы получили то, что имеем, хотя перспективы были радужные.
Вещь, которую надо бы понять сегодня всем, – наличие негосударственного сектора крайне необходимо для формирования и существования конкурентоспособной среды. Вспомним, даже в годы войны в нашей стране было несколько авиационных конструкторских бюро – только для того, чтобы выпускать конкурентоспособный продукт. Мы же сейчас поставили знак равенства между качественным образованием и государственным образованием. А это же далеко не так. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Весь мир делит вузы на качественные и остальные, мы же делим по-социалистически, на государственные и прочие. Мы очень долго действовали подобным образом в системе автопрома, пока жизнь не заставила нас пустить в Россию филиалы западных автомобилестроительных компаний. Не приступив незамедлительно к масштабным организационно-экономическим преобразованиям для создания конкурентной среды, мы загоняем отечественную систему образования в колею автопрома.
**********************************
Экспертные группы Ассоциации юристов приступили к совершенствованию юридического образования
Ассоциация юристов России создала специальные экспертные группы, которые разработают конкретные проекты по совершенствованию юридического образования в стране. Рассказывает «Российская газета» от 1 октября в статье «Диплом-просвет».
В частности, одна из групп займется разработкой и внедрением механизма общественной аккредитации юридических вузов и факультетов. Другая возьмет на себя подготовку федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности "юриспруденция". Третья группа будет совершенствовать процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации правовых вузов и факультетов. Эта же группа выработает и критерии оценки деятельности вузов.
Такое решение было принято на совместном заседании двух комиссий ассоциации: комиссии по оценке качества высшего юридического образования и комиссии по юридическому образованию. Напомним, что весной глава государства подписал указ о совершенствовании юридического образования. Это уникальный случай, когда документ такого уровня был принят по инициативе общественной организации, а именно - Ассоциации юристов. Цель готовящихся преобразований: не просто прекратить выпуск юристов-недоучек, но повысить правовую культуру в стране. Чтобы мы могли жить по закону, в государстве должны быть люди, которые умеют закон защищать. Сейчас реформа юридического образования находится в самом разгаре. Все пункты президентского указа выполняются своевременно и четко.
Ассоциация юристов России по сути является головной организацией по проведению реформы. Опять же это первый случай, когда органы госвласти должны оказывать содействие общественной организации.
С докладом о выполнении решений президента и правительства по вопросу совершенствования высшего юридического образования в России выступил сопредседатель АЮР Сергей Степашин. По его словам, одной из приоритетных задач является разделение юридических вузов и факультетов на профильные и непрофильные. Также сейчас требуется разработать стандарты высшего юридического образования нового поколения, которые должны быть подвергнуты анализу со стороны профессиональной юридической общественности, педагогов и работодателей.
Отдельно глава Счетной палаты остановился на вопросе введения квалификационных экзаменов для занятия юридических специальностей. Это, кстати, одно из предложений ассоциации. Речь идет о том, что каждый выпускник юридического вуза должен сдавать отдельный экзамен на право работать по специальности, одного диплома будет мало. Сегодня тянуть билеты перед назначением на должность приходится судьям, адвокатам и нотариусам. А, скажем, следователя назначат и так. Не надо дополнительных испытаний также гособвинителю и любому другому прокурору. Но разве у них меньше ответственность? Сергей Степашин отметил, что целесообразно было бы выработать профессиональные стандарты с учетом специфики различных юридических специальностей. По его мнению, непосредственное участие в этой работе должно принять экспертное сообщество.
Не менее актуальными задачами в своем докладе Сергей Степашин назвал построение рейтинга юридических вузов и расширение объемов студенческой практики. «Мне кажется важным обсудить возможность разделения нынешней специальности "Юриспруденция" как минимум на три: уголовное, гражданское и государственно-правовое направления, - заявил Сергей Степашин. - Если по каждой создать свой образовательный стандарт и программы, специализация может быть очень эффективной». А член президиума АЮР декан юридического факультета МГУ Александр Голиченков рассказал об итогах приема в юридические вузы страны по результатам Единого государственного экзамена. По его словам, ни один из представителей вузов не назвал ЕГЭ достаточным для соблюдения интересов вузов и студентов. 80 процентов опрошенных представителей вузов считают, что только использование дополнительного экзамена может являться эффективным способом приема.
Также Александр Голиченков сообщил о ходе создания электронной библиотеки для юридических вузов. Заказчиком по этому проекту мог бы выступить минюст, организационным центром - Ассоциация юристов России, а методическое и иное содействие оказать профильные фирмы, имеющие опыт внедрения в вузах современных информационных технологий в форме справочно-поисковых систем по законодательству.