Как найти первую учительницу
Педагоги и психологи считают: для первоклассника важно даже не учебное заведение, а человек, который будет с ним все четыре начальных класса. Главная задача начальной школы – научить учиться. И дальнейшие успехи вашего ребенка в учебе определяются тем, как он научится воспринимать новые знания за первых четыре школьных года. А поскольку в младших классах с детьми занимается одна-единственная учительница, именно от нее и программы, которую она использует, зависит, будет ли ученик все десять лет бегать на уроки с радостью или школа для него станет нудной каторгой. Как подобрать «правильную» первую учительницу? Советы психологов и методистов публикует газета «Комсомольская правда» от 15 марта в статье «Выбираем первую учительницу».
Учебное заведение семилетний «абитуриент» выбирает не сам – за него это делают родители. И очень важно, чтобы они разобрались и в собственном чаде, и в том, насколько ему подходит каждая школа, которую они рассматривают как вариант. В этом-то и сложность: родители необъективны. Родители, желая своему ребенку только хорошего, выбирают «как для себя» и оказываются не правы: у отпрыска совершенно другие свойства личности и потребности. Поэтому стоит заранее пообщаться с кем-то из профессионалов – педагогов или психологов, – которые помогут сориентироваться и подскажут, что именно необходимо этому конкретному первокласснику. Очень хороший способ – записаться в школу на занятия, которые с будущими первоклассниками проводят те самые учителя, которые будут набирать новые классы. Тогда можно будет заранее примерить, подходит ли та или иная Мария Ивановна, и еще останется время ее сменить.
От того, в каком возрасте ваше чадо идет в первый класс, тоже многое зависит. Между детьми 6 и 7 лет очень большая разница. Шестилетки очень нуждаются в комфортной атмосфере, в доброжелательной учительнице. А в семь ребята уже психологически готовы к тому, чтобы попасть в руки к авторитарному педагогу. Таких преподавателей большинство. Авторитарность – нормальное свойство учителей начальной школы. Здесь они получают авторитет автоматически, просто по факту своего появления в жизни ребенка. Поэтому они могут держать класс, добиваться дисциплины, усердных занятий. Но для шестилетних первоклассников намного важнее ощущение душевного тепла, исходящего от учительницы. Без него им будет совсем грустно и очень трудно.
Стоит постоять под дверью класса и послушать, что происходит на уроке у потенциальной «своей» учительницы. Звенящая тишина и гвалт – одинаково плохие признаки. В идеале в классе должна быть так называемая атмосфера психического комфорта: когда есть вопрос по делу, ученики не боятся его задать, но при этом и не кричат просто так. Детям свойственно быть активными, а задача учителя – направлять их бурные выплески на пользу дела.
Имеет смысл и ребенка взять с собой «в разведку». Контакт ученика и учительницы – как любовь с первого взгляда. Понять, будет ли он, можно после полуминутного разговора. Если у ребенка есть отторжение, не надо отдавать его к этому педагогу или искать виноватого: просто эти два человека друг другу не подходят.
Если вдруг в ближайшей к дому школе не оказалось ни одной подходящей учительницы, стоит поискать в соседних. Первокласснику вполне по силам ездить в школу, одним транспортом и без пересадок.
Ругать за неудачи бесполезно
В начале года у школьников много энтузиазма: и это я сделаю, и здесь подтянусь, и еще что-то начну. А к середине второго полугодия выясняется, что многое так и не реализовано. Да, добиться успешных перемен не так-то просто. Для этого необходимы вера в себя и умение прилагать усилия. Как трудно научить этому ребенка! А может, мы просто не с того начинаем? Советы дает газета «Труд» от 18 марта в статье под названием «Как научить ребенка добиваться своего в учебе».
Елена Сергиенко, зав. лабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор считает: «Успех любой ценой, как правило, определяется материальными ценностями – деньги, социальное положение – и предполагает отказ от собственной индивидуальности. Но у человека есть внутренние критерии успеха – интерес и личностный рост. При отсутствии равенства между внутренним и внешним – ребенка настраивают на экономику, а у него гуманитарные склонности – возникают проблемы. Счастлив тот человек, у которого внешние победы ориентированы на внутренние критерии. Об этом полезно говорить с детьми».
Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ, говорит: «Гораздо продуктивнее ориентировать ребенка не на успех, а на удовлетворение: «Мне нравится то, чего я добился – независимо от результатов других людей». Тогда при достижении цели возможно сотрудничество со сверстниками, совместное творчество. А при стремлении быть лучшим каждый сам за себя».
«Ругать за неудачи бесполезно. Дети либо отключаются, либо считают, что они все равно плохие и нет смысла стараться. Чем раньше взрослые перейдут от порицания к поддержке, тем лучше будет результат», – объясняет Надежда Монастырская, психолог центра «Здоровье человека». Очень важно не пропустить внутреннюю увлеченность ребенка и обязательно отмечать его старания. «Подскажите, что у него получается, – советует Елена Сергиенко. – Например: «Как ты хорошо рисуешь!» Не «лучше всех», а именно «ты». Если школьнику нравится что-то одно, скажем, химия, и он научится получать удовольствие от маленьких успехов, желание прилагать усилия в других областях тоже появится. Подросткам полезно показать ближайшие перспективы: «Если ты сейчас приобретешь такие знания, то в будущем можешь их использовать».
Предложите вместе подумать и разобраться, почему не удалось реализовать задуманное, ведь причины бывают разные. «Давай мы попробуем спланировать твою неделю, день (чем меньше школьник, тем меньше срок)». Старшим предложите периодически засекать время. Такой опыт порой помогает открыть удивительные вещи: поездка до музыкальной студии – это не только 10 минут на автобусе, но еще и путь до остановки и от нее, ожидание транспорта и т.д. А на подготовку к английскому, оказывается, уходит не полчаса. Когда времени катастрофически не хватает, важно расставить приоритеты – определить, что действительно важно, а от чего можно отказаться. «Учите детей ориентироваться в своем физическом состоянии, – советует Елена Сергиенко. – Ведь часто они не понимают, что запланировали слишком много. Расскажите, что нашему организму свойственны определенные особенности, с которыми необходимо считаться: потребность спать, есть, периодически отдыхать и т.д., иначе он отвечает не только усталостью, но и болезнями».
«Если трудно включиться в работу, особенно младшим школьникам, начать лучше с простых заданий, – советует Надежда Монастырская. – Полученный результат даст необходимый толчок». Кому-то помогает доброжелательное понукание: «Ну давай, попробуй», «Начинай, уже пора». А кому- то, особенно подросткам, – эмоциональное заражение, когда человек своим примером показывает, как здорово этим заниматься. «Лучше всего найти юношу или девушку, увлеченных такой же идеей, что и ваши дети: авторитет взрослых для подростков менее значим, – советует Татьяна Авдулова. – Либо увлекайтесь сами».
Взрослые порой не замечают ступенек на пути к успеху: «Что ты возишься с подробностями про млекопитающих? Чтобы получить пять, достаточно общих сведений!» В то же время большая ответственность складывается из маленьких шагов. Их важно отмечать и поддерживать: «Молодец, ты старался, сделал задание так хорошо, как только мог!» Полезна и ориентация на интерес: «Не нравится учить текст, но как приятно выступать, когда ты его знаешь!» «Необходимо не только поощрять усилия, но и требовать, чтобы их прилагали, – отмечает Елена Сергиенко. – А сами требования должны быть последовательны, понятны и немногословны». И не забывайте: дети воспринимают не то, что родители говорят, а то, что делают. Нельзя заставить ребенка учить уроки, если мама постоянно смотрит телевизор.
В списке обязательств и достижений должны быть права (на отдых и т.д.). Если не остается времени на то, чтобы радоваться жизни, чувствовать и общаться, не исключено, что в дальнейшем человеку либо захочется все бросить и наверстать упущенное, либо он так и будет ориентироваться на «потом», не умея радоваться настоящему.
Льготы участников олимпиад
С этого года Российский совет олимпиад школьников планирует регулярно высылать своих экспертов на проверку в регионы: как идет подготовка к будущим соревнованиям, как организованы те, которые уже начались? Нужно проводить экспертизу заданий к олимпиадам. Если будут обнаружены серьезные нарушения, олимпиада может быть и вовсе исключена из перечня. Рассказывает «Российская газета» от 11 марта в статье «Жми на медаль».
Вузы вправе сами решать, какие льготы будут предоставлять олимпийцам. Кто-то может приравнять победу в олимпиаде к 100 баллам по профильному ЕГЭ. А где-то олимпийское «золото» сразу обменяют на студенческий билет. Все олимпиады школьников разбиты на три уровня. В правилах приема вуз обязан прописать, с победителями олимпиад какого уровня он будет иметь дело. По экспертной оценке Российского Союза ректоров, ежегодно в России проводится более полутора тысяч олимпиад, конкурсов и других видов интеллектуальных соревнований школьников. Ожидается, что в олимпиадах 2009-2010 учебного года примут участие более 500 000 школьников. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, по результатам олимпиад в вузы может зачисляться от 35 до 40 тысяч школьников, так как это самые подготовленные и нацеленные на учебу абитуриенты.
Не все ректоры единодушны во мнении, что чем больше среди абитуриентов победителей олимпиад, тем лучше для вуза. Некоторые ректоры во время прошлогодней приемной кампании были недовольны тем, что к ним приходят победители олимпиад «чужих» вузов. Были даже предложения ввести ограничения на выбор вузов для выпускников школ или предоставлять им право льготного поступления только в одно учебное заведение.
Что касается деления олимпиад на «свои» и «чужие», то у ректора МГУ Виктора Садовничего есть предложение – олимпиады должен проводить не один вуз, а несколько, чтобы состязание имело статус межвузовского. Это, кстати, будет дополнительными гарантиями и высокого уровня состязания.
ВУЗ – всеобщий и массовый
Дипломы вузов становятся доступны для всех, а знания – всего для 20%, считает газета «Московский комсомолец» и публикует 14 марта статью «Приговоренные к высшей школе». За последнее десятилетие высшее образование стало у нас почти всеобщим. В вузы поступает не 20% школьного выпуска, как встарь, а 80%. Но радоваться тут нечему, уверяют в Минобрнауки: всем от этого только хуже. Экономика страдает от перепроизводства дипломированных специалистов, в то время как реально нуждается в высококвалифицированных рабочих и техниках. Выпускники не могут трудоустроиться, а работодатели – найти нужных специалистов. И все из-за стойкого нежелания наших детей пополнять рабочий класс: воспитание не то. А точнее – стереотип успешности, немыслимой в России без диплома о высшем образовании.
Биться с национальной идеей в лобовую – дело бесперспективное: социальная психология приказами сверху не регулируется. Но вечно жертвовать интересами экономики тоже нельзя. Требовалось комплексное решение. И его нашли: переход на уровневую систему образования. Проще говоря, отказ от традиционного 5-6-летнего обучения специалистов в пользу 4-летнего бакалавриата. А еще проще – выпуск кадров с высшим образованием для рабочих мест, предполагающих качественное среднее. Казалось, баланс интересов социалки и экономики в отечественном образовании наконец найден. Но вышло по-другому.
Введение массовой бакалавризации было назначено на 2010 год. Формально, конечно, сохранялся и более высокий уровень высшего образования – двухлетняя магистратура. Но на конкурсной основе. И только для тех, кто собирается заняться наукой или аналитическими разработками. Ориентировочно не более 20% – как раз столько, сколько, по словам главы Минобрнауки, традиционно поступало в наши вузы. Удел остальных 80% – облегченные программы бакалавриата. А затем работа в реальной экономике, как это и было до образовательного бума 90-х. Единственное отличие, что сейчас среднее профобразование упаковывалось в форму, приемлемую для населения, – признание его высшим. Другой характерной особенностью стало повсеместное слияние с вузами техникумов и даже колледжей (ПТУ).
В 2010 году общее число бюджетных мест приема на первый курс (по очной форме обучения) в расчете на 1 тыс. выпускников школы увеличилось до 418 (в рекордном 2009 году – 417 мест). А выпускников школы из-за плохой демографии стало еще меньше: 822 тыс. в 2010 году против 899 тыс. в 2009-м. Так что двери в вузы для «тех, кто не хочет и не может учиться», не закрылись, а раскрылись еще шире. В целом получить бесплатное высшее образование в 2010 году смогут больше половины всех выпускников 11-х классов. Причем одновременно почти вдвое (на 45%) увеличилось и количество бюджетных мест в магистратуре. Другими словами, система высшего образования продолжила рост. Но, увы, количественный, а не качественный.
Уже сейчас, по словам Фурсенко, «ситуация такова, что мы не столько отбираем, сколько ищем людей, которых надо принять в вузы». А «демография меняется катастрофически в худшую сторону. Через 3-4 года в стране будет вдвое меньше студентов, чем сегодня», а без студентов на бюджетных местах уже сейчас остались два десятка госвузов. Дальше, предупреждает министр, будет только хуже.
Образование дороже обороны
Итоговая коллегия Минобрнауки проанализировала результаты работы ведомства в минувшем году и наметила стратегию на год нынешний. Вице-премьер Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина и министр образования и науки Андрей Фурсенко сошлись на том, что деньги на эту сферу сегодня выделяются беспрецедентные, но тратить их нужно более эффективно. В текущем году на образование и инновации консолидированный бюджет потратит около 4,4% объема ВВП страны. Это значительно больше, чем все расходы на национальную оборону, сообщает газета «Известия» от 22 марта в статье «Оборона от неграмотности».
О коммерциализации научных исследований и льготах для малого вузовского бизнеса, которые должны поддержать инновационный спрос, говорила Эльвира Набиуллина. В частности она сообщила, что малые предприятия, созданные в сфере образования согласно недавно принятому 217-му закону, будут на восемь лет освобождены от налога на прибыль. Андрей Фурсенко призвал перенести полученные результаты комплексных проектов модернизации образования на всю систему образования. В следующем году все регионы перейдут на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда педагогов. Кратко суть нормативно-подушевого финансирования можно сформулировать так: деньги идут в школу за учеником. При такой схеме образовательные учреждения получают средства по нормативу, а общий объем финансирования зависит от количества учащихся и видов реализуемых образовательных программ. В этих условиях в отличие от сметного финансирования у директора школы появляется возможность более эффективно управлять фондом оплаты труда. Суть же новой системы оплаты труда учителя состоит в следующем: платить не только за уроки, но и за все виды деятельности, которые осуществляет педагог. Таким образом, зарплата учителя теперь во многом зависит от качества его работы. Однако новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей и директоров школ. «В этой связи мы совместно с Минздравсоцразвития обновили квалификационные требования к работникам образования, а также согласовали с профсоюзом новый подход к аттестации педагогов, фактически – к допуску к профессии», – отметил глава Минобрнауки.
Министр сообщил, что в стране удалось сформировать группу вузов, которые должны взять на себя ответственность за достижение качественно иного уровня системы образования, подготовку специалистов принципиально нового формата для «модернизированной экономики знаний». Помимо двух старейших университетов с особым статусом в нее входят федеральные и национальные исследовательские университеты. «Эти вузы обладают чертами, характерными для ведущих университетов мира», – считает Андрей Фурсенко. Он рассказал, что в ближайшие три года правительство дополнительно направит 90 млрд рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах страны. Существенные изменения ожидают и само Минобрнауки. В ближайшее время министерству предстоит обновить свою структуру с учетом включения в его состав сотрудников недавно упраздненных Рособразования и Роснауки. Перед руководством ведомства поставлена задача оптимизировать структуру управления, устранить дублирование и изменить неэффективно работавшие механизмы. В целом управленческая вертикаль станет более жесткой, но при этом повысится персональная ответственность министра за результаты деятельности Минобрнауки.