«Сокращение вузов начинается», сообщает газета
«Московский Комсомолец» от 15 февраля. Через год в России закроются 114 вузов. Таков ожидаемый результат, оказавшийся в распоряжении депутатов Госдумы, реализации программы развития сети подведомственных Минобрнауки вузов на 2010/2011 учебный год, подготовленный по указанию ведомства.
Развитие сети вузов, подчеркивается в документе, пойдет “в соответствии с основными направлениями государственной образовательной политики”. Однако под развитием сети, отмечается дальше, “понимается процесс изменения структуры сети и ее элементов”. А по сути — сокращение сети. На ближайшее будущее запланировано усиленное слияние вузов, а затем и присоединение к ним техникумов.
Первыми жертвами станут педвузы и филиалы. Педагогическое образование, в соответствии с планом, пойдет “через создание центров педагогического образования на базе ведущих педагогических и классических университетов с включением в структуру этих центров на договорной основе региональных институтов повышения квалификации работников образования”. Среди ожидаемых результатов программы — “ликвидация избыточной сети образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов низкого качества; по невостребованным рынком труда специальностям; а также учреждений, дублирующих профили и направление подготовки кадров”. При этом “по результатам реализации программы сеть подведомственных высших учебных заведений может сократиться с 344 до 230—250”, подчеркивается в документе.
По словам главы Рособразования Николая Булаева, предстоящие слияния вузов — вынужденная мера, вызванная неблагоприятной демографической ситуацией. “Наша задача — сохранить имущественный и кадровый потенциал вузов, не выпуская их из системы образования”, — заявил он.
*************************
На этой неделе вступят в силу документы, определяющие права ребят, которые решатся стать студентами в обход Единого госэкзамена, сообщает газета «Комсомольская Правда» от 8 февраля в статье «Из 120 олимпиад школьникам оставили 87».
«В этом году, как и в прошлом, проходят две независимые друг от друга олимпиады. Во-первых, это олимпиады школьников. Их перечень составил Российский союз ректоров. Во-вторых, это Всероссийская олимпиада, за проведение которой отвечает Минобрнауки, - объясняет ведущий специалист отдела развития и нормативного регулирования общего образования министерства Елена Морозова. - 9 февраля вступает в силу «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников». Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Проводится она по 21 предмету. В первом - школьном - этапе участвуют ученики 5 - 11-х классов. В следующем - муниципальном - соревнуются ребята 7 - 11-х классов. Региональный тур - для 9 - 11-х классов. Он как раз сейчас проходит. Затем финалистов приглашаем для участия в заключительном этапе. Победители и призеры этого этапа Всероссийской олимпиады вне конкурса зачисляются на профильный факультет любого вуза или колледжа страны. Достаточно предъявить диплом победителя, аттестат о полном среднем образовании (вместе с документом о ЕГЭ) и паспорт. На какой именно факультет или специальность принять абитуриента-олимпийца, решает вуз». Победителей такой олимпиады немного - несколько десятков человек на всю Россию.
Совсем другое дело - олимпиада школьников. В этом году их стало меньше - 87. На днях утвержден их список. Часть прошлогодних олимпиад закрыли. Часть укрупнили, решив проводить на базе более серьезных и ответственных вузов. Вообще в этом году за большинство олимпиад отвечают вместе вуз, общественные организации, органы местной власти и даже СМИ. Проконтролируют честность проведения олимпиад специальные «летучие» инспекции. «В их состав войдут профессора, преподаватели ведущих вузов. Им будет поручено оценивать качество заданий, контролировать уровень и соблюдение правил организации испытания, определять победителей, - объясняет председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий. - При этом эксперты не имеют права вмешиваться в работу организаторов или подменять их». Если инспектора обнаружат серьезные нарушения, олимпиада может быть и вовсе исключена из перечня. Так что, обещают вузовские начальники, в этом году контроль окажется предельно жестким.
Мало того, «колпак» над победителем или призером олимпиады, зачисленным на первый курс, будет нависать еще не меньше полугода. Вузы, которые примут студентов по результатам олимпиад школьников, должны особо отслеживать их успеваемость во время первого семестра и зимней сессии. В отличие от Всероссийской олимпиады, в заключительном этапе которой участвуют только те, кто преодолел три предыдущих этапа, олимпиады школьников доступны всем желающим. Бесплатно. Мало того, Российский союз ректоров обратился к региональным властям с просьбой помочь принять участие в испытаниях детям-инвалидам, сиротам и ребятам из малообеспеченных семей. Кому-то нужен транспорт, кому-то - жилье в общежитии на время проведения олимпиады.
Важно: как и в прошлом году, вузы вправе сами решать, будут ли предоставлять льготы олимпийцам. А если будут - то какие. Например, в прошлом году одни приравнивали победу в олимпиаде к 100 баллам по профильному ЕГЭ и только. Другие зачисляли олимпиадников сразу. Мало того, вуз обязан прописать в своих правилах приема, с победителями олимпиад какого уровня он будет иметь дело. Союз ректоров разбил олимпиады на три уровня. Причем однозначно не скажешь, какой уровень сложнее. Например, олимпиада по химии Химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева - третьего уровня. Олимпиада по истории и обществознанию МГИМО, как и олимпиады по физике и математике Физтеха и МГТУ им. Баумана, - второго. Все зависит от сложности заданий, количества абитуриентов, которые в ней участвуют. Но если вуз проводит олимпиаду, скажем, по физике второго уровня, он обязан зачислять и победителей олимпиад второго уровня по этому предмету, которые проводили другие вузы. А вот третьего уровня может и не брать. Так что внимательно читайте правила приема в конкретный вуз. Они должны были быть вывешены на сайтах учебных заведений 1 февраля.Подробнее об олимпиадах школьников - на сайтах вузов-организаторов, Российского союза ректоров (rsr-online.ru) и Российского совета олимпиад школьников (rsr-olymp.ru).
**********************************
В педагогическом сообществе зреет идея о создании политической организации учителей, сообщает «Независимая газета» от 9 февраля в статье «Партия тех, кто учит». На протяжении нескольких месяцев медийные лица педагогического сообщества периодически запускают слух о создании партии учителей. Разговоры эти усилились после объявления президентом РФ 2010 года Годом учителя. Буквально на днях еще один такой пробный шар был запущен в аудиторию интернет-сообщества политологом Глебом Павловским: в одном из комментариев он высказал удивление по поводу отсутствия в России партии учителей.
Павловскому кажется странным, «почему учителя до сих пор не взяли власть в своей стране». По его мнению, учитель – самый авторитетный социальный класс. И странно, что нет партии, опирающейся на этот класс. Партия учителей запросто может собрать голоса людей, для которых знания являются непреложной ценностью. Стать оплотом для считающих, что знания – это власть. И объединить людей, которые отчетливо понимают, что знания – это прямой путь к успеху. Через пять–десять лет, уверен политолог, «эта аура исчезнет». И 2010 год – это фактически последний год, когда еще есть время для того, чтобы созданная партия приняла участие в парламентских выборах 2011 года.
Идея создания партии учителей родилась не сегодня. Не ходя далеко за примером, можно вспомнить, что в 2008 году прецедент подобного рода случился в Израиле. Инициатором создания партии там выступило объединение работников образования. Идею создания партии учителей поддержали видные журналисты, педагоги, деятели искусств. Всем им надоели обещания различных партий и непрекращающиеся эксперименты над образованием и учащимися. Другое дело, что созданные общественные движения и партии учителей, как правило, не имеют большого политического веса. Тем не менее именно учителя действительно являются наиболее яркими агентами влияния на учеников и их родителей. Таким капиталом не пренебрегает ни одна партия, серьезно готовящаяся к парламентским или президентским выборам. Оппозиция нашей действующей власти часто публикует на своих сайтах информацию от граждан об открытом давлении на учителей с требованиями отдать голоса за партию власти. Хотя и сама оппозиция подчас не прочь использовать этот ресурс.
Учитель по-прежнему пользуется доверием у населения, особенно сельского, – это правда. И это несмотря на то, что только 23% россиян уверены, что учитель – вполне престижная профессия. А 35% людей склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна. Таковы данные ВЦИОМа. Кстати, в Европе и США врачи и учителя пользуются наибольшим доверием у населения. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе международного исследования «Индекс доверия GfK» (GfK Trust Index), ежегодно проводимого немецкой транснациональной исследовательской группой GfK в Европе и США. Так что ресурс доверия у отечественных учителей еще есть…
Только вот идея создания партии учителей непременно упрется в вопрос лидера. Ярких вождей в образовании нет. И большинство медийных персон из сферы образования всегда старались избежать участия в политической жизни страны. Редко кто из лидеров образования делал громкие заявления, выходя за рамки сферы своей деятельности. Видимо, заметить лидеров образования обывателю гораздо трудней. Избиратель любит героев. По крайней мере так думают те, кто усиленно продвигает на руководящие посты в Думе спортсменов и балерин.
Напомню, что сегодня образованием в Госдуме тоже «рулят» спортсмены. Впрочем, не только им. На заметных постах в ГД РФ – олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова (заместитель председателя Госдумы Бориса Грызлова), олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе (глава комитета по физической культуре и спорту), легендарный хоккеист Владислав Третьяк. Гимнасткам Светлане Хоркиной и Алине Кабаевой доверены посты заместителей председателя комитета по делам молодежи. И это несмотря на данные ВЦИОМа о том, что перед думскими выборами всего лишь 5% россиян заявляли о желании видеть в парламентских креслах спортсменов.
По данным того же ВЦИОМа, большинство россиян уверены, что депутатами должны становиться экономисты и юристы – 45% и 42%, ученые – 30% и партийные деятели – 25%. Учителей в этом списке нет. Но если брать вопрос шире и говорить о создании партии работников образовательной сферы – то недостающие очки учителями будут набраны очень быстро. Улучшится ли ГД РФ в своем качественном составе с прибавлением числа депутатов-учителей – сказать сложно. Напомним, что образование остается пока одной из самых коррумпированных отраслей в государстве.
***************************************
О подготовке учителей, двухуровневой системе, новых образовательных стандартах и сериале "Школа" обозреватель газеты "Известия" поговорил с президентом Российской академии образования Николаем Никандровым. Интервью под названием «Нас ждет утечка студентов на Запад» опубликовано в номере газеты «Известия» от 11 февраля.
известия: Николай Дмитриевич, многие эксперты утверждают, что советское массовое образование было лучшим в мире. Чем наша система отличалась от других?
николай никандров: Я тоже считаю, что советское образование было если и не лучшим в мире, то одним из лучших. Вспомните хотя бы выдающиеся достижения советской науки. С образованием здесь - прямая связь. Разные опросы показывали, что компетентность советских школьников была заметно выше, чем у их западных сверстников. Я имею в виду и общую информированность, и знание зарубежной литературы, и даже, как ни странно, владение иностранными языками. Так что для своего времени оно давало фундаментальные знания и широкий кругозор. Но с конца 1980-х, когда стало модным без разбору критиковать все советское, позитив сменился негативом. Впрочем, сохранять в неизменном виде и полном объеме на протяжении многих лет любую систему образования невозможно, и советская была хороша для своего времени. Требовалось взять лучшее и двигаться вперед.
и: В советскую эпоху у большинства молодых людей была сильная мотивация к учебе. Образование служило не только социальным лифтом, но и понималось как некий гражданский долг - на такой идеологии строилась вся образовательная система. Но с тех пор ценности поменялись кардинально, и над духовным возобладало материальное.
никандров: Рынок - экономическая категория, но ее сознательно перенесли на все остальные стороны нашей жизни и сделали главным принципом не только экономических, но и человеческих отношений.
и: В том, что сейчас в педвузы идут сплошь одни троечники ЕГЭ, тоже виновато рыночное сознание?
никандров: Учительство - очень непростая и традиционно плохо оплачиваемая в России работа. Зарплата школьных педагогов медленно, но растет, массовых увольнений сегодня, в кризисные времена, в их рядах не наблюдается. И все-таки я убежден, что именно незавидное материальное положение учителя - главная причина нынешней ситуации с педагогическим образованием.
и: До 200 тысяч рублей подняли материальное поощрение лучшим учителям страны, ввели гранты молодым педагогам, желающим переехать в Сибирь и на Дальний Восток (полмиллиона за два года плюс решение проблемы с жильем), поставили задачу в течение трех лет перевести на новую систему оплаты труда все российские школы. Так что в этом смысле стартовавший Год учителя может стать годом больших перемен, вы согласны?
никандров: Дай Бог. Любая поддержка, любые способы повышения авторитета учителя - это благо. И кроме чисто материальной выгоды здесь есть и моральная сторона. Люди видят, что этой профессии сейчас уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Значит, появляются определенные перспективы для тех, кто мог бы работать с детьми.
и: Но ведь могут-то далеко не все...
никандров: Это вторая причина после материальной, отвращающая людей от педагогической деятельности. Быть наедине с детьми по несколько часов в день, слушать их, учить, воспитывать и при этом держать под контролем свои эмоции - поистине тяжкое бремя. Да, не все к этому способны, но при желании и достойной оплате труда и этому можно научиться. И, наконец, третья причина - слишком частая смена базовых установок, особенно в гуманитарных дисциплинах, что сбивает с толку и морально изматывает педагогов-предметников.
и: То, что большинство педвузов планируется присоединить в качестве факультетов к классическим университетам, оставив на плаву только самые крупные и авторитетные, тоже благо?
никандров: Считаю, что быстро это делать опасно. Ведь подобный опыт у нас уже есть. Еще в советские времена в ряде республик педвузы превращали в классические университеты. Но, вот беда, их выпускники не хотели идти работать в школу.
и: Нынешний переход нашей высшей школы на двухуровневую систему и активизацию в России Болонского процесса вы тоже считаете кампанейщиной?
никандров: Я боюсь, что и здесь мы можем (не обязательно должны, но можем) совершить целый ряд ошибок и потерь. Понимание того, что и это тоже нужно делать постепенно, у меня есть. Стопроцентных доказательств - нет.
и: Тем не менее на программы специалитета первокурсников в последний раз наберут будущим летом, а дальше российские вузы будут готовить исключительно бакалавров и магистров. И, скажем, ректор Бауманки академик Игорь Федоров прямо заявил "Известиям", что двухуровневая система может негативно отразиться на подготовке элитных инженеров-разработчиков. Есть еще один пример, правда, по линии Минкультуры. Как сообщает студент одного из музыкальных вузов Москвы, в связи с переходом России на болонские "рельсы" в элитном колледже имени Гнесиных планируется в пять раз сократить учебные часы по основной специальности, связанной с овладением тем или иным музыкальным инструментом, а вместо этого будущие рихтеры и ойстрахи станут зубрить общеобразовательные предметы. "Педагоги в ужасе. Всем очевидно, что музыкальный уровень студентов значительно упадет", - пишет в "Известия" этот молодой человек.
никандров: Считаю, что нужно было, вводя бакалавриат и магистратуру, на определенный период оставить и специалитет.
и: Зато теперь, когда все унифицируют, можно будет получить бакалавра здесь, а за магистерским званием поехать на Запад. Разве плохо? И язык заодно подтянуть, и мир посмотреть.
никандров: А знаете, кто больше всего выиграет от внедрения у нас и в Европе болонских принципов, введения бакалавриата и магистратуры? США - именно они сейчас контролируют большую часть всемирного рынка образовательных услуг, но их дальнейшую экспансию в этой сфере ограничивает наличие в других странах разных программ, степеней и сроков обучения. Теперь же, когда все это будет унифицировано, последнее препятствие устранится, и те, кто имеет деньги, поедут учиться, конечно, в наиболее экономически развитую страну - то есть опять же в США.
и: Но ведь это рынок, пусть и образовательных услуг. Покупают у того, кто предлагает лучшее по сходной цене. Значит, надо развивать свое образование и конкурировать на этом рынке. А разве раньше, до революции, русское дворянство и интеллигенция не отправляли своих детей учиться на Запад? Например, Борис Пастернак шесть лет учился композиции, окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, а в 1912 году прослушал в Марбурге курс философии у знаменитого профессора Германа Когена. Чем плохо?
никандров: Еще Ленский, если помните, в Геттингене учился. Я не говорю, что это плохо, но в ближайший десяток лет прогнозирую серьезную утечку студентов на Запад. А их и так у нас, в связи с демографической ямой 1990-х, уже через пару лет будет вдвое меньше. Буквально каждый на счету. Причем уедут самые лучшие, самые способные, владеющие языком и имеющие возможность платить. И не факт, что все они вернутся, получив бакалавра или магистра.
и: Коснемся новых образовательных стандартов, которые разработали ваши специалисты. Отныне государство формулирует требования к условиям учебы и ее результатам. Это хорошо. А вот то, что сильно расширилась вариативная часть стандарта, которая отдается на откуп самим школам, многих пугает. Нет ли здесь опасности того, что это может снизить общий уровень образования?
никандров: Стандарт - это самый верхний уровень. И подробного перечня, грубо говоря, чего больше давать - Пушкина или Солженицына, там отныне не будет, хотя учителей это всегда интересует. Просто ответы на эти вопросы будут не в тексте стандартов, а в других документах, их сопровождающих. Сейчас наши специалисты из института содержания и методов обучения как раз и готовят эти материалы. А у школ теперь больше, чем раньше, возможностей выбрать подходящую учебную программу. Но при этом порядка трех четвертей материала будет все-таки определяться на федеральном уровне. И если сам стандарт - документ, который должен неукоснительно соблюдаться, то его вариативная часть может меняться в зависимости от конкретных условий, например, от уровня и профиля учебного заведения.
и: Стратегическая цель, заложенная в новых стандартах, - развитие у детей способностей к самостоятельному решению проблем на основе освоенного опыта. Этому предлагается учить с помощью компетентностного подхода, который мы позаимствовали у тех же американцев. Что, своих наработок не было?
никандров: Объясню. При всей фундаментальности советского образования ему всегда не хватало именно практической части - то есть не знаний, а умений. А компетентностный подход делает акцент именно на возможностях применения полученных знаний. Он возник в США в 1970-х годах и сначала был обращен не к ученикам, а к учителям. Руководители американской системы образования озаботились тем, что школьные педагоги получают слишком много теории, а применять ее на практике не могут. И они внедрили эту методику. Но прошел десяток лет, и от такого подхода постепенно стали уходить, поскольку стала страдать уже фундаментальная подготовка. А теперь та же история может повториться и у нас. Поэтому лучше учиться на чужих ошибках.