ОБЗОР ПРЕССЫ № 352

15 января 2010
Наступивший год для всей страны объявлен Годом учителя. Цель - эта профессия вновь должна стать одной из самых уважаемых. Причем понятно, что речь идет не только о повышении зарплаты педагогам (что тоже весьма немаловажно), но и об огромном комплексе мер. Рассказывает газета «Известия» от 30 декабря в заметке «Школа станет новой и умной».
 
Во-первых, должны быть разработаны новые требования к качеству образования: ЕГЭ должен стать основным, но не единственным способом проверки знаний. Во-вторых, появятся более "точечные" программы образования старшеклассников, четко привязанные к их выбору специальности. Изменится и сама школа: с помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты зданий, которые должны стать действительно "умными".
 
Существенная модернизация ждет и саму систему педагогического образования. Тем, кто уже работает, обещана возможность повышения квалификации. Кроме того, на работу в школу смогут пойти и те, кто не имеет педагогического образования, но считается хорошим специалистом в своей области. Для тех из них, кто решит стать учителем, будут организованы краткосрочные педагогические курсы.
 
**********************************
 
С 1 января 2010 года Россия вступила в Болонский процесс. Это значит, что отечественная высшая школа должна перейти на европейскую модель и стать двухуровневой — бакалавр—магистр. Но многие ректоры (причем весьма престижных университетов и академий) до сих пор сомневаются, впишется ли наше традиционное образование в прокрустово ложе западных стандартов. Не утратим ли мы то, чем так гордимся и что составляет главное достоинство отечественных вузов, — фундаментальность и научность? Ведь бакалавриат считается в России чем-то вроде неполного высшего образования, а бакалавров откровенно называют “недоделанными” специалистами. О проблеме – газета «Московский Комсомолец» от 10 января в статье «Болоньевая педагогика».
 
«Особенно острой проблема бакалавриата является для педагогов, — говорит директор Института иностранных языков Московского городского педагогического университета профессор Олег Радченко. — Директора школ считают, что бакалавры — это учителя-недоучки, поэтому ставят их работать в младших и средних классах, а в старшую школу не пускают. Но это несправедливо...» Согласно закону “Об образовании” четырехлетний бакалавриат — это первая ступень высшего образования, а двухлетняя магистратура — вторая. Бакалавр — это полноценный специалист, только у него свои задачи и свои функции. Если магистратура рассчитана на глубокую научную подготовку, то бакалавриат — это практическая направленность обучения. И тут возникает одна непростая проблема…
Известно, что педагогов, как и врачей, нельзя пичкать одной теорией. Только в школе молодой учитель набирается опыта, оттачивает мастерство. В педвузах своя система подготовки учителей — 4 года обучения плюс 1 год (пятый курс) — практика в школе. За время ее проведения выпускники готовятся к работе у доски. При новой модели годовая практика просто исчезнет, она не вписывается в новую систему подготовки. Если сохранить год в школе, то пострадают теоретические предметы, если же убрать, то молодые специалисты окажутся неподготовленными к реальной жизни. Придут в классы, растеряются и не смогут вести урок… Как же быть?
 
«Надо ввести педагогическую интернатуру, — считает Олег Радченко. — Как это происходит в медицинских вузах». Выпускники медуниверситетов и медакадемий не берутся сразу же лечить больных, их сначала направляют на стажировку — интернатуру. И лишь потом, после сдачи квалификационных экзаменов, допускают к самостоятельному приему. То же самое надо сделать и в педагогическом образовании. Отучился четыре года, отработал год в школе помощником учителя (младшим учителем) — и получай диплом, становись полноценным специалистом. При этом будет и другой путь начать карьеру — пойти в магистратуру. Правда, туда смогут бесплатно брать не более 15—20% бакалавров, для остальных останутся только платные места. Это, бесспорно, существенно ограничит доступность высшего образования. С другой стороны, магистрами должны становиться лишь те ребята, кто проявил особую склонность к науке, ведь магистратура — это, по сути, подготовка к аспирантуре.
 
Но пока это приблизительные расчеты, реальная же картина станет ясна в 2010 году, когда пройдет первый массовый прием студентов на европейскую модель обучения. У преподавателей есть серьезные вопросы к Министерству образования и науки РФ. В частности, к новым вузовским стандартам. По Болонской системе студент должен набрать за год определенное количество кредитов, тогда ему зачтут курс и переведут на следующий. Каждый предмет имеет свою стоимость, и европейский учащийся имеет право выбирать, где их изучать. Главное для него — накопить баллы, достаточные для получения диплома. Причем он может растянуть свое образование на пять-шесть лет или, наоборот, сократить его, сдав все предметы досрочно.
У нас это не так. Российский учащийся обязан получить за год не менее 60 кредитов, причем выбор предметов у него очень ограничен. Практически в эту сумму укладываются обязательные и модульные дисциплины, которые студент все равно сдает по семестрам. Перепрыгивать через год или растягивать обучение нельзя — деканат, как правило, бывает против, если же не сдашь сессию (допустим, захочешь перенести часть дисциплин на потом), то вообще можешь вылететь из вуза. Брать дополнительные курсы студенту смысла не имеет: зачем напрягаться, ходить на спецсеминары, когда и так наберешь 60 баллов? Отучился четыре года, набрал 240 кредитов — и получи диплом бакалавра.
Возникают проблемы и с мобильностью. Болонский процесс предполагает, что учащийся может набирать кредиты в разных вузах — один год учится здесь, другой — там, третий вообще в чужой стране. У нас это практически невозможно — попробуйте перевестись из провинциального вуза в московский или питерский… Да и поехать грызть гранит науки в Англию или Францию (даже на год) имеют возможность дети лишь весьма обеспеченных родителей. У мальчиков к тому же неизбежно возникнут проблемы с военной кафедрой (где она имеется).
Все это делает Болонскую систему малопригодной для российской реальности. Ее главные достоинства (свободный выбор дисциплин и курсов, мобильность студентов и преподавателей, международное признание дипломов) под большим сомнением. Да, в Европе студент действительно может за четыре года поучиться в нескольких альма-матер, а потом поехать работать в любую страну, у нас же все это малореально. Получается, что при Болонье традиционное российское образование “ужмется” на год (с 5 лет до 4), качество знаний при этом неизбежно пострадает, а польза будет весьма сомнительная. Возможный выход из ситуации, как предлагают ректоры некоторых вузов, — сохранение непрерывного пятилетнего специалитета, в том числе и для педагогики (а также для медицины, безопасности, сложных технологий и наукоемких направлений). Пусть будут две параллельные системы обучения — двухуровневая, европейская (бакалавриат—магистратура), и одноуровневая, отечественная (специалитет). А студент сам выберет, что ему больше нравится.
 
*****************************
 
Объем госсредств на образование увеличится на 7,3% . По данным главных распорядителей бюджетных средств, на конец 2009 года в остатках числится 390 798,3 млн. руб. Столь низкий объем кассового исполнения расходов федерального бюджета обусловлен тем, что в начале года главные распорядители осуществляли работу по оптимизации расходов и внесению изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период на 2010 и 2011 годы». Но причины, естественно, не только в этом… В ситуации разбиралась «Независимая газета» от 12 января в статье «Школы и вузы не равны перед бюджетом».
 
По словам директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Артемия Никитова, причина – в несвоевременном проведении конкурсов и заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в нарушении условий договоров поставщиками. Сработала поздняя подготовка нормативных правовых актов и др. Главная задача на следующий год – избежать повторения истории этого года. Расходы Минобразнауки РФ как субъекта бюджетного планирования составят на 2010 год 3 342 149 059,6 тыс. руб. В соответствии с приказом президента РФ Дмитрия Медведева главным распорядителем бюджетных средств с 2010 года станет и Санкт-Петербургский госуниверситет. На него, кстати, предполагается потратить в новом году 3 543 146,6 тыс. руб.
 
Для сравнения: на МГУ имени М.В.Ломоносова – 8 025 054,1 тыс. руб. В 2010 году Минобразнауки РФ будет участвовать в реализации 22 федеральных программ. Но только в пяти из них заказчиком выступает само министерство. Объем госсредств на образование увеличится в будущем году на 7,3% по сравнению с прошлым годом. Уменьшатся расходы на дошкольное образование, молодежную политику и оздоровление детей, другие расходы. Значительно – на начальное профобразование (ПТУ). Артемий Никитов так прокомментировал причину снижения расходов по этому пункту: «Нагрузка перейдет на регионы. Именно на региональный уровень переведены теперь ПТУ и техникумы. С 1 января 2010 года вступает в силу закон о разграничении полномочий между различными уровнями власти в стране. ПТУ будут относиться теперь к компетенции органов госвласти субъектов РФ». (Очень любопытно, что станет с начальным профобразованием в дотационных регионах после этого?) Вместе с тем в бюджете запланировано потратить значительно больше на прикладные научные исследования в области образования и высшее образование.
 
Продолжится практика поощрения лучших учителей. 1000 таковых получат по 200 тыс. руб. В 2010 году будет продолжена выплата вознаграждений за классное руководство. Предусмотрено дальнейшее финансирование мероприятий, связанных с дистанционным обучением детей-инвалидов. С этого года трафик школы будут оплачивать себе сами. В полном объеме сохранены бюджетные ассигнования на оплату труда, стипендий аспирантам и докторантам, окладов за звания, госстипендий, грантов и прочее. Уже то хорошо, что сохранены. Только как прожить аспиранту на 1,5 тыс. руб.? У министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко есть ответ на этот вопрос: «Как можно учиться в аспирантуре, не принимая участия в научно-исследовательских проектах. Они как раз очень неплохо финансируются».
 
Как пообещал Артемий Никитов, министерство теперь по-новому подошло к системе планирования расходов. «Бюджет стал более взаимоувязанный, проведение конкурсных процедур более продуманным…» – заметил чиновник. На вопрос, в чем будет еще заключаться новый подход к бюджету, Артемий Никитов ответил, что равномерно расходовать средства невозможно. Поэтому лучше выделять те объекты, которые приносят неоспоримую пользу… С чисто экономической точки зрения, представленное сокращение расходов выглядит разумно. Другое дело, а что делать со школьным образованием, которое и без того уже стало ниже плинтуса.
 
********************************
 
Сериал «Школа», показ которого был начат недавно по телевидению, разделил страну на два лагеря. Проект стал главной темой обсуждений в интернете и поделил общество на два лагеря — сторонников и противников сериала. В экспертной среде возобновились разговоры о готовящихся громких перестановках в Минобрнауки. Рассказывает газета «Труд» от 15 января в статье «Учителя боятся «застеколья».
 
Лояльные по отношению к фильму россияне утверждают, что в сериале рассказывается правда о российской школе, остальные уверены, что, даже если это так, фильм только усугубит положение. Среди последних преобладают педагоги и родители школьников. «Я тревожусь за судьбу своей дочери. Неужели недостаточно насилия и агрессии показывают на всех каналах?!» — пишет автор одного из писем, адресованных «Первому каналу». Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков парирует выпады противников сериала расхожей поговоркой: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». По его словам, «Школа» вскрыла гнойники среднего образования. «И взятки, и пороки среди подростков, и стиль взаимоотношений педагогов со школьниками и их родителями — все это есть в школе», — сказал он.
 
Главный редактор информационного портала для работников системы образования Zavuch.info Евгений Барановский признал, что в «Школе» отражены вопросы, которые надо поднимать и решать. «Необходимость публично говорить о том, куда движется российское образование, назрела давно. Но создатели сериала сделали это крайне непедагогично по отношению к детям и неуважительно — к учителям». А председатель городского совета родительской общественности Альфия Галимова объяснила, что возражает против фильма потому, что «Школа» построена как «руководство к действию»: «У подростков еще не сформирована четкая жизненная позиция, они склонны подражать тому, какой пример видят перед глазами. Хороший же урок мы преподносим нашим детям. Одна только сцена, когда ученик приходит в школу с оружием, чего стоит!»
 
Сюжет «Школы» как минимум не нов: в жизни 9 «А», лучшего класса обычной московской школы, происходят изменения после прихода нового ученика, который, вместо того чтобы прочитать стихотворение Пушкина, декламирует что-то из матерной поэзии Алины Витухновской. После этого «ЧП» классный руководитель — обладатель звания «Учитель года» Носов — попадает в реанимацию. Жена Носова обращается к молодому журналисту за помощью. А в это время в 9 «А» назначают нового классного руководителя — 50-летнюю учительницу, которая давным-давно ходит на уроки как на каторгу.
 
Гнев депутатов и общественности вызвали следующие детали:
1. Подростки через каждое слово произносят «блин». Они вообще с большим трудом говорят на родном языке, как будто находятся на вражеской территории.
2. Дети курят, пьют пиво, зажимают друг друга в школьных коридорах и туалетах. Но не все, даже не большинство.
3. Старшеклассники откровенно обсуждают с родителями вопросы секса, но делают это искренне, потому что у них переходный возраст. Девочки не по-детски заигрывают с учителями и взрослыми мужчинами, предлагая интим, но пока в фильме учителя не поддаются на провокации.
4. Педагоги озабочены только своими личными проблемами — как дать образование своим детям — и ради этого готовы на все, в частности брать и давать взятки.
 
Валерия Гай Германика, режиссер сериала: «Меня вообще не интересуют деления на школьников, учителей и тому подобные. Мне интересны люди как таковые. Я в кино изучаю человека, показываю его таким, как вижу. Еще Экзюпери говорил, что нет ничего интереснее человеческих отношений. Хорошее кино — это кино честное, идентичное реальности. Хорошее — это все натуральное: без ГМО и консервантов. И никакого отношения к «Доживем до понедельника», как и к другим фильмам, «Школа» не имеет».